г. Санкт-Петербург |
|
12 февраля 2015 г. |
Дело N А56-16898/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Несмияна С.И.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Ершовой Е.И.,
при участии:
от истца: Иванова Т.С. по доверенности от 30.10.2014
от ответчика: Аксенова Н.А. по доверенности от 18.10.2013, 2 - не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28652/2014) ООО "Скай Транс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 октября 2014 года по делу N А56-16898/2014 (судья Корж Н.Я.), принятое
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к ООО "Скай Транс", ООО "ПЛК"
о взыскании 491 625 рублей,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (истец) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с требованием о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Скай Транс" (ответчик) 491 625 рублей неустойки за искажение сведений в железнодорожной накладной N ЭЦ375222.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.10.2014 требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, полагая его принятым с нарушением норм материального права, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в иске отказать.
По мнению подателя жалобы, истцом не отражены сведения в актах о том, что перевозка грузов была запрещена, ссылка на внутриведомственное распоряжение N 3531р от 04.11.2004, не зарегистрированное в Минюсте, неправомерна, поскольку перевозка производилась на иных условиях, в соответствии со статьей 33 УЖТ и договором N 38 от 03.09.2012; правилами перевозок скоропортящихся грузов в совокупности с договором и разрешением Госветнадзора на перевозку субпродуктов свиных перевозка субпродуктов не запрещена. Применение истцом штрафных санкций к ответчику за искажение информации о наименовании груза в соответствии со статьей 98 Устава Железнодорожного транспорта необоснованно, поскольку нарушение, допущенное ответчиком, не привело к снижению стоимости перевозки.
В отзыве на апелляционную жалобу истец, указывая на правомерность выводов суда, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 12.03.2013 по железнодорожной накладной ЭЦ375222 ООО "Скай Транс" предъявлен и погружен, а ОАО "Российские железные дороги" принят к перевозке груз "мясо домашних животных во всяком виде, кроме консервов" в вагоне N 91884270.
За правильность данных, внесенных в железнодорожную накладную, представитель ответчика расписался.
При проверке груза было установлено несоответствие сведений о перевозимом грузе, фактически перевезенному грузу, о чем составлен коммерческий акт N ВСБ1303251/14, акт общей формы N 6904.
Ответчиком в нарушение норм действующего законодательства, в перевозочных документах о перевозке грузов "печень говяжья", "свинина на кости (передние четверти)", субпродукты свиные (хвостовые кости), не указано, какие-либо ветеринарные сопроводительные документы не предъявлялись, отметки в перевозочных документах отсутствуют.
Коммерческий акт подписан представителем грузополучателя в отсутствие возражений.
Ссылаясь на то, что действия ООО "Скай Транс", связанные с искажением сведений в транспортной железнодорожной накладной, повлекли отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов, ОАО "РЖД" направило в адрес Общества уведомление от от 25.05.2013 N 2 с требованием об оплате штрафа, начисленного в соответствии со статьей 98 УЖТ РФ в размере 235 855 рублей. В связи с тем, что Общество требования не признало, Железная Дорога обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с настоящим иском.
Суд первой инстанции решением от 06.06.2014 иск удовлетворил, придя к выводу об обоснованности требований.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения судебного акта по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 27 Устава Железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа).
За искажение наименований грузов, грузобагажа, особых отметок, сведений о грузах, грузобагаже, об их свойствах, в результате, которого снижается стоимость перевозок или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов, грузобагажа грузоотправители (отправители) несут ответственность, предусмотренную статьями 98 и 111 УЖТ РФ.
Согласно статье 98 УЖТ РФ за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.
Порядок оформления и взыскания штрафов устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с пунктом 2 Правил оформления и взыскания штрафов, основанием для начисления сумм штрафов являются транспортная железнодорожная накладная, ведомость подачи и уборки вагонов, учетная карточка выполнения заявки на перевозку грузов, акт общей формы, коммерческий акт и другие документы.
Из содержания пункта 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" следует, что Штраф за отправление запрещенных для перевозки железнодорожным транспортом грузов подлежит взысканию за сам факт такого отправления. Данный штраф подлежит взысканию, если это нарушение обнаружено перевозчиком после заключения договора перевозки груза.
Как сами нарушения, так и их последствия могут быть установлены перевозчиком как на станции отправления, так и на станции назначения или в период перевозки.
Таким образом, для наступления ответственности в настоящем случае достаточно установить сам факт отправки запрещенного к перевозке железнодорожным транспортом груза, при этом тот факт, снизилась ли стоимость перевозки или возникли обстоятельства, влияющие на безопасность движения, значения не имеет. Необходимо установить, относится ли груз к числу запрещенных или под влиянием каких обстоятельств его следует отнести к их числу.
В соответствии с пунктами 1.2, 1.6, приложений N N 1, 6 Правил перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов (утв. приказом МПС России N 37 от 18.06.2003), груз "мясо домашних животных во всяком виде, кроме консервов" и груз "печень говяжья", "свиные передние части на кости со шкурой", "хвостовые кости свиные, замороженные" относятся к скоропортящимся грузам.
В силу пунктов 1.7, 1.9, 1.13 Правил перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов, пунктов 5.6, 5.7, 5.8 Санитарных правил по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте (утв. Главным государственным санитарным врачом России - первым заместителем Министра здравоохранения России Г.Г.Онищенко), предъявляемые к перевозке скоропортящиеся грузы должны соответствовать требованиям, установленным нормативными документами (стандартами, техническими условиями и иными документами), удостоверяющими качественное состояние груза, тары и упаковки. Для проверки такого соответствия грузоотправитель обязан предъявить документы, удостоверяющие качественное состояние груза, тары или упаковки, о чем в перевозочных документах делается соответствующая отметка.
В соответствии с пунктом 2.1 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов, подконтрольных Госветнадзору, (утв. приказом МПС России от 18.06.2003 N 34), подобные грузы принимаются к перевозке железнодорожным транспортом только при наличии ветеринарных сопроводительных документов, в том числе, ветеринарных свидетельств формы N 2.
В соответствии с пунктом 30 указанных Правил, особенности приема к перевозке отдельных видов грузов регулируется соответствующими Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Порядок осуществления перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов и грузов, подконтрольных Госветнадзору определяется Правилами перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов, а также Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов, подконтрольных Госветнадзору.
Согласно положениям статьи 18 Устава, пунктов 1.7, 1.9 Правил перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов, пункта 3 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов, подконтрольных Госветнадзору, пунктов 5.6, 5 7 Санитарных правил по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте, на грузоотправителя при предъявлении грузов к перевозке железнодорожным транспортом возложена обязанность по предоставлению перевозчику документов о качестве груза, в том числе, ветеринарных свидетельств (сертификатов). Ветеринарные свидетельства (сертификаты) прикладываются к транспортной железнодорожной накладной или к железнодорожной накладной Соглашения о международном железнодорожном грузовом соглашении. На оборотной стороне накладной в графе "Особые заявления и отметки отправителя" грузоотправители указывают наименование, номер и дату выдачи прилагаемых документов, что также закреплено не только в перечисленных выше нормах, но и в положениях пункта 2.29 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом.
При этом, согласно пункту 1.2 Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющее идентифицировать груз, выдаются на все виды животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок, подлежащих заготовке, переработке, хранению и реализации.
Согласно положениям пункта 2.6 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов, подконтрольных Госветнадзору, ветеринарные свидетельства и сертификаты без указания всех требуемых сведений, заполненные разными чернилами, шрифтами, почерками, с исправлениями, неясным оттиском печати либо без печати, подписи, полного наименования должности, фамилии и инициалов специалиста, подписавшего документ, а также их копии считаются недействительными, и груз по таким документам к перевозке не принимается.
Письмом Россельхознадзора от 23.09.2014 N 776-12 также подтверждено, что спорные грузы принимаются к перевозке железнодорожным транспортом только при наличии ветеринарных сопроводительных документов, и разъясняющим, что прием и перевозка железнодорожным транспортом подобных грузов без ветеринарных сопроводительных документов не допускается, иное является основанием для привлечения к административной ответственности.
Согласно Единой тарифно-статистической номенклатуре грузов, груз "печень говяжья" имеет отдельный номенклатурный код "субпродукты мясные, не поименованные в алфавите" - 561140, в то время как груз "мясо домашних животных во всяком виде, кроме консервов" имеет свой номенклатурный код -561098. Ответчиком доказательств согласования с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте груза, указанного в накладной, совместно с грузом "печень говяжья" не представлено.
В силу перечисленных выше норм, перевозка груза без соответствующих документов невозможна, что позволяет сделать вывод о том, что в данном случае перевозка груза без соответствующих документов запрещена к перевозке железнодорожным транспортом, что позволяет отнести спорный груз к категории "запрещенного для перевозок железнодорожным транспортом грузов", что, в свою очередь, является правовым основанием для применения к грузовладельцу санкции, предусмотренной в статье 98 Устава железнодорожного транспорта. Кроме того, суд апелляционной инстанции еще раз отмечает, что масса груза, вопреки позиции ответчика, также не совпадала с заявленной.
Решение суда при указанных обстоятельствах законно и обоснованно.
Суд апелляционной инстанции не принимает во внимание ссылку ответчика на то, что в коммерческом акте от 25.03.2013 N ВСБ1303251/14, акте общей формы от 25.03.2013 N 6904 имеется ссылка на внутриведомственное распоряжение от 04.11.2004 N 3531р, которое не зарегистрировано в Минюсте.
Данное распоряжение утверждено в соответствии с пунктом 8.11 Правил перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов, регистрации в Минюсте не требует.
Довод подателя жалобы о том, что у истца отсутствуют основания для взыскания штрафа в соответствии со статьей 98 УЖТ России, поскольку начисление штрафа возможно только в случае, когда действия грузоотправителя по искажению сведений в транспортной железнодорожной накладной привели к снижению стоимости перевозок грузов и/или возможно было возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, подлежат отклонению, поскольку, взыскание штрафа по правилам вышеуказанной статьи возможно также и в случае, когда такие действия привели к отправлению запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом товаров.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что судом учтено при решении спора, что перевозка груза, отправленного грузоотправителем по накладной, подчиняется ряду условий, императивно установленных законодательством, регулирующим вопросы перевозок скоропортящихся грузов железнодорожным транспортом, но не только условиям договора, на которые ссылается ответчик.
Иные доводы подателя жалобы также были предметом исследования в суде первой инстанции и в решении им дана надлежащая правовая оценка.
Письмо Россельхознадзора от 16.09.2014, приобщенное к материалам дела, исследовано судом апелляционной инстанции, однако, данное письмо не подтверждает то обстоятельство, что необходимые документы были предоставлены перевозчику, а также то, что сопроводительные документы имелись в отношении всего перевозимого груза.
Таким образом, исходя из требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также учитывая конкретные обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции считает, что ответчик не доказал доводов апелляционной жалобы.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на его законность и обоснованность. Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.10.2014 по делу N А56-16898/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-16898/2014
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО "Петербургская логистическая компания", ООО "Скай Транс"