г. Москва |
|
10 февраля 2015 г. |
Дело N А41-15796/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миришова Э.С., судей: Исаевой Э.Р., Мальцева С.В.
при ведении протокола судебного заседания Красеньковой Т.Ю.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования сельского поселения Лозовское Сергиево-Посадского муниципального района на решение Арбитражного суда Московской области от 03 декабря 2014 года по делу N А41-15796/14
при участии в судебном заседании:
от Администрации муниципального образования сельского поселения Лозовское Сергиево-Посадского муниципального района: Хатриков С.М. представитель по доверенности N 224 от 06.02.2015 г, паспорт; Баженов А.С. представитель по доверенности N 128 от 28.01.2015 г, паспорт;
от ООО "КСК" Регион": Измайлов И.С. представитель по доверенности от 01.08.2014 г., паспорт;
УСТАНОВИЛ:
ООО "КСК "Регион" (ОГРН 1075038017482) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации сельского поселения Лозовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о признании постановления Главы сельского поселения Лозовское от 25 декабря 2009 г. N 159 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг на территории сельского поселения Лозовское" в части Приложения к Постановлению не соответствующим постановлению Правительства РФ N 354 от 06.05.11 г. Приложение N 1, п. 4, 5, Постановлению Главного государственного врача РФ от 07.04.2009 г. N 20, п. 2.4 и недействительным, о взыскании убытков в сумме 6 257 163,93 руб.
Определением от 17 марта 2014 г. по делу N А41-9155/14 арбитражный суд выделил в отдельное производство требование ООО "КСК "Регион" о взыскании с Администрации сельского поселения Лозовское убытков в сумме 6 257 163,93 руб.
В обоснование иска истец указал, что за период с 2010 по 2013 г. населению было начислено за горячее водоснабжение на сумму стоимостью 21594,00 Гкал тепловой энергии. Фактический отпуск тепловой энергии, израсходованной на горячее водоснабжение жителей с.п. Лозовское составил 24 185,25 Гкал.
Администрация сельского поселения Лозовское просила в удовлетворении иска отказать. В отзыве указала, что с 01.07.2012 действует другая редакция Постановления Правительства N 306 (изм. N 258 от 28.03.2012), в которой органы местного самоуправления потеряли право устанавливать нормативы. С 2009 г. истец систематически не соблюдал не только температуру 60єС, но и минимальную температуру 50С, установленную Постановлением Правительства N 307 от 23.05.2006 г.
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует временный управляющий ООО "КСК "Регион" Мухина Е.Г.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.12.2014 года по делу N А41-15796/14 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация муниципального образования сельского поселения Лозовское Сергиево-Посадского муниципального района обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Московской области от 22 декабря 2014 года по делу N А41-15796/14 в которой просило решение суда первой инстанции отменить и по делу принять новый судебный акт.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Московской области проверены Десятым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 258, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://10aas.arbitr.ru/) в соответствии с положением части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
Через канцелярию суда Администрация муниципального образования сельского поселения Лозовское Сергиево-Посадского муниципального района представила оригинала апелляционную жалобу с приложением документов.
Представитель Администрации муниципального образования сельского поселения Лозовское Сергиево-Посадского муниципального района поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ООО "КСК" Регион" возражал относительно доводов апелляционной жалобы, просил определение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
По доводам апелляционной жалобы заявитель считает, что в редакциях от 23.05.2006 и от 16.04.2013 вместо пункта 34 имеется похожий пункт 29, который находится в разделе "Формула расчета норматива газоснабжения", а не по горячему водоснабжению, о котором идет речь в Деле А41-15796/14. Формула из пункта 29 предназначена для определения параметра QrBC, который используется в Правилах исключительно для подстановки в формулу из пункта 28, которая предназначена исключительно для расчета норматива по газоснабжению на подогрев воды. При этом, в пункте 47 Правил указано, что данный норматив для подогрева воды используется исключительно в случае отсутствия центрального водоснабжения. Однако в Деле А41- 15796/14 речь идет о домах, оборудованных центральным водоснабжением.
Данная позиция подтверждается следующим. Пунктом 3 Постановления Правительства РФ N 306 от 23.05.2006 установлено, что разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации. Свою позицию по рассматриваемому вопросу Министерство отразило в Письме от 23 мая 2008 г. N 12529-АД/07 (прилагается):
"Установление норматива теплопотребления на горячее водоснабжение на 1 человека (Гкал на человека в месяц) при централизованном теплоснабжении Правилами не предусмотрено".
"Применение при расчете размера платы за горячее водоснабжение отдельно тарифов "на тепловую энергию в горячей воде" или "на подогрев" (руб./Гкал) и тарифов на холодную воду (руб./куб. м) приложением N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, не предусмотрено. Стоимость тепловой энергии на подогрев воды является одной из составляющих устанавливаемого тарифа на горячую воду (руб./куб. м).
Органы регулирования муниципальных образований регулируют тариф на горячее водоснабжение для потребителей в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 210, с учетом тарифов на тепловую энергию, устанавливаемую органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок.
Таким образом, количество тепловой энергии, необходимой для подогрева 1 мЗ холодной воды, определяется ресурсоснабжающей организацией и органом местного самоуправления самостоятельно и учитывается при регулировании тарифа на горячую воду".
Постановление Главы поселения Лозовское N 159 от 25.12.2009 не утверждало норматив 0,05 Гкал/куб.м расхода тепла на нагрев 1 куб.м воды. В тексте Постановления и Приложения к нему нигде не встречается данный норматив. Вместо этого Приложение содержит таблицу, в которой последняя графа содержит "Норматив потребления тепловой энергии на горячее водоснабжение на 1 чел. в месяц (Гкал)". В каждой строке таблицы содержатся разные значения. Очевидно, применяться эти значения могут лишь вместе с соответствующими значениями из предыдущих граф (нормативами потребления воды - куб.м), а не отдельно от них, так как на иное в Приложении не указано.
Выполняя простой пересчет начисленного объема услуг по горячему водоснабжению к новому нормативу методом пропорции, суд неявно полагает, что этот самый объем услуг (в Гкал) линейным образом зависит от норматива (расхода тепла на подогрев 1 куб.м воды - в Гкал/куб.м), в то время как это совершенно неверно.
Реальный убыток предполагает, что истец выполнял те требования к горячей воде, на которых основан расчет "убытка", в частности - требование о температуре 60 С. Фактически же, с 2009 года истец систематически не соблюдал не только температуру 60 С, но и минимальную температуру 50 С, установленную Постановлением Правительства N 307 от 23.05.2006 (ред.21.07.2008) "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (п.5 Приложения N 1). Это подтверждается многочисленными зарегистрированными жалобами граждан и копиями журналов учета работы котельной (подтверждающие копии прилагаются).
Пункт 6 Приложения N 1 указанного Постановления Правительства N 307 от 23.05.2006 требует "постоянного соответствия состава и свойств горячей воды санитарным нормам и правилам". Причем "при несоответствии состава и свойств воды санитарным нормам и правилам плата не вносится за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний прибора учета)". С учетом зарегистрированных жалоб граждан и журналов учета работы котельной это означает, что истец вообще не должен был взимать плату за горячую воду как минимум в течение всего 2010 года. Фактически же, истец взимал плату за горячую воду и даже использовал ее в своем расчете "убытков". Если вычесть из заявленного "убытка" данную плату, то "убыток" окажется равным нулю.
Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с постановлением Главы муниципального образования сельского поселения Лозовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области N 15 от 24.03.2008 г. с 01.04.2008 г. в управление ООО "КСК "Регион" был передан жилищный фонд - поселок Лоза, поселок Заречный, деревня Зубцово, поселок Ситники.
Согласно материалам дела, договорами N 01/01-09 от 08.06.2009 г., N 4/1 от 26.05.2009 г., N 40 от 30.06.2009 г. ООО "КСК "Регион" были переданы в эксплуатацию котельные поселка Лоза, поселка Ситники, деревни Зубцово, тепловые сети поселка Заречный.
Таким образом, судом установлено, что ООО "КСК "Регион" является одновременно управляющей компанией для многоквартирных домов и компанией, эксплуатирующей имущественный комплекс котельных указанных населенных пунктов.
Согласно п. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно п. 13 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (ред. от 24.09.2014) "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул согласно приложению.
В соответствии с п. 16 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (ред. от 24.09.2014) "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в следующих случаях:
а) изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (холодной воды, горячей воды, природного и (или) сжиженного углеводородного газа, электрической энергии, тепловой энергии, сточных бытовых вод, отводимых по централизованным сетям инженерно- технического обеспечения) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов;
б) внесение изменений в настоящие Правила в части, касающейся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг, условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Постановлением от 25 декабря 2009 г. N 159 Главы муниципального образования сельского поселения Лозовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области утвержден норматив потребления тепловой энергии на отопление муниципального жилищного фонда многоквартирных домов - 0,0185 Гкал/кв. метр общей площади жилья в месяц.
Постановлением от 12 марта 2010 г. N 18 Главы муниципального образования сельского поселения Лозовское в п. 1 Постановления от 25 декабря 2009 г. N 159 цифра 0,0185 изменена на цифру 0,0165.
Решением от 27 августа 2014 г. по делу N А41-9156/14 арбитражный суд признал недействующим постановление Главы сельского поселения Лозовское N 18 от 12.03.2010 г. "О внесении изменений в Постановление Главы сельского поселения Лозовское от 25 декабря 2009 г. N 159 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг на территории сельского поселения Лозовское", как несоответствующее пунктам 13 и 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
В соответствии с п. 34 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (ред. от 24.09.2014) "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" количество тепловой энергии, необходимой для подогрева воды, в расчете на 1 человека в год (ккал/чел.), определяется по следующей формуле: (формула 31)
где: N гвс- месячный расход воды для подогрева (куб. м в месяц на 1 человека), определяемый в размере 30 процентов общего объема потребления холодной воды;
p - объемный вес воды (кгс/куб. м), равный 983,18 кгс/куб. м при температуре t r = 60 °C;
c - теплоемкость воды (ккал/(кгс x °C)), равная 1 ккал/(кгс x °C);
t r - температура горячей воды в местах водоразбора (°C), принимаемая к расчету с учетом требований, установленных правилами предоставления коммунальных услуг;
t r - средняя температура холодной воды в сети водопровода (°C), определяемая в соответствии с пунктом 25 настоящего документа;
K тп - коэффициент, учитывающий тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат, предусмотренный в таблице 7;
12 - количество месяцев в году.
Постановлением Главы сельского поселения Лозовское N 18 от 12.03.2010 г. "О внесении изменений в Постановление Главы сельского поселения Лозовское от 25 декабря 2009 г. N 159 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг на территории сельского поселения Лозовское" утвержден норматив = 0,05 Гкал/м3.
Истец представил расчет, согласно которого Qгвс = 1 х 983,18 х 1 х (60-5) х (1+0,03) = 55697,147 ккал, при переводе в Гкал получается расчетный объем тепловой энергии = 0,056 Гкал/м3.
За период с 2010 г. по 2013 г. населению было начислено за горячее водоснабжение на сумму стоимости 21594,00 Гкал тепловой энергии. Фактически отпуск тепловой энергии, израсходованный на горячее водоснабжение жителей с.п. Лозовское составил 24 185,28 Гкал. Соответственно объем убытков составил 6 257 163,93 руб.
Арбитражный суд приходит к выводу, что представленный расчет истца соответствует п. 34 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи, с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области. Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московского области от 22 декабря 2014 года по делу N А41-15796/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Э.С. Миришов |
Судьи |
Э.Р. Исаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-15796/2014
Истец: ООО "КСК "Регион"
Ответчик: Администрация сельского поселения Лозовское
Третье лицо: Мухина Е. Г.
Хронология рассмотрения дела:
22.03.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3308/15
07.12.2015 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-13746/15
18.09.2015 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-15796/14
15.06.2015 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-15796/14
14.05.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3308/15
10.02.2015 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-17192/14
24.12.2014 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-15796/14