г. Самара |
|
13 февраля 2015 г. |
Дело N А65-23296/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 февраля 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сурковой Г.В.,
с участием в судебном заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Галлери-Мобайл" - не явился, извещено,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан- Кузьмина М.В., доверенность от 12.01.15 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Татарстан 09 февраля 2015 года в зале N 4 апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 декабря 2014 года по делу N А65-23296/2014 (судья Сальманова Р.Р.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Галлери-Мобайл" (ОГРН 1071650010871, ИНН 1650157508), г. Набережные Челны
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан, г. Альметьевск,
о признании незаконным и отмене решения от 03 июня 2014 года N 000054/К,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Галлери-Мобайл" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан N 000054/К от 03.06.2014 г. о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Решением суда 1 инстанции от 01 декабря 2014 года заявление удовлетворено, оспариваемое постановление Инспекции признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе Инспекция просит решение суда 1 инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Общества.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда 1 инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Инспекции в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Общества в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
В соответствии с п. 3 ст. 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие не явившегося лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Инспекции, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, 06 мая 2014 г. в 11 час. 13 мин. сотрудниками Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан на основании поручения N 34 от 06 мая 2014 г. была проведена проверка выполнения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" ООО "Галлери-Мобайл", по результатам которой был составлен акт проверки от 06.05.2014 N 001011 (л.д. 53).
22.05.2014 года на основании акта проверки в отношении ООО "Галлери-Мобайл" Инспекцией был составлен протокол N 000054 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ (л.д. 50).
На основании данного протокола постановлением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан от 03.06.2014 N 000054/К Общество было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в сумме 40 000 рублей (л.д. 6-8).
В постановлении отражено, что 06.05.2014 г. на территории завода ОАО "АЛНАС", расположенном по адресу: г. Альметьевск, ул. Сургутская, д. 2, ООО "Галлери-Мобайл" были оказаны услуги населению в виде приема платежей на общую сумму 2 539 руб., при этом наличные денежные расчеты производились с применением чекопечатающего устройства. Кассовый аппарат у организации отсутствует. Имеющееся чекопечатающее устройство выдает чеки с реквизитами фискальной памяти, однако установлено, что данная операция проводится через удаленный доступ с использованием сети интернет из другого города, где в свою очередь зарегистрирована контрольно-кассовая техника. ООО "Галлери-Мобайл" не приняло все зависящие от него меры по применению ККТ, в результате чего были нарушены требования п.1 ст.2, п.1 ст.5, п.1 ст.4 Федерального закона от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Общества к административной ответственности по п.2 ст.145.5 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявление Общества и признавая данное постановление Инспекции незаконным, суд 1 инстанции исходил из того, что в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного п.2 ст.14.5 КоАП РФ, поскольку при осуществлении указанного денежного расчета Обществом были правомерно в соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" применены квитанции от 06.05.2014 г. NN 471060514110826, 471060514132043, 471060514114406, 471060514113924, 471060514083048, 471060514095715, 471060514111317, 471060514110322, 471060514092744, 471060514094055, 471060514105041, 471060514094133 в качестве бланков строгой отчетности (лд.25-36).
Между тем данный вывод суда 1 инстанции является ошибочным.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влечет административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа.
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В соответствии с п.1 ст.5 ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны:
осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах;
применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);
выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Из пункта 2 ст.5 Закона следует, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие платежный терминал и (или) банкомат, помимо требований, установленных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны:
использовать контрольно-кассовую технику в составе платежного терминала и банкомата, установленную внутри их корпусов, содержащих устройство для приема и (или) выдачи средств наличного платежа;
осуществлять регистрацию применяемой контрольно-кассовой техники в налоговых органах по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала и банкомата.
Из содержания оспариваемого постановления Инспекции и других материалов дела видно, что указанных обязанностей Общество при применении для осуществления наличных денежных расчетов платежного терминала не исполнило.
В соответствии со ст.1. Закона под платежным терминалом понимается устройство для осуществления наличных денежных расчетов в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих наличные денежные расчеты).
Таким образом, если используемое устройство позволяет осуществлять наличные денежные расчеты в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих наличные денежные расчеты), такое устройство, в целях Закона N 54-ФЗ, признается платежным терминалом и должно быть оборудовано контрольно- кассовой техникой.
Из материалов дела видно, что в составе установленного Обществом по месту проведения проверки (территория завода ОАО "АЛНАС", г. Альметьевск, ул. Сургутская, 2) платежного терминала, отвечающего признакам данного понятия, содержащимся в ст.1 Закона N 54-ФЗ (л.д.55-61), ККТ отсутствует, регистрация соответствующей ККТ в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала Обществом не произведена, указанный наличный денежный расчет произведен без применения ККТ и выдачи клиенту в момент оплаты отпечатанного контрольно-кассовой техникой кассового чека.
В соответствии с п.2 ст.2 Закона организации в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Ссылаясь в обоснование принятого решения на данное положение Закона, суд 1 инстанции не учел того обстоятельства, что в силу п.4 ст.2 Закона положения пункта 2 настоящей статьи о возможности осуществления наличных денежных расчетов без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности, (на которые сослался в решении суд 1 инстанции), не распространяются на платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также на кредитные организации и банковских платежных агентов, субагентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Между тем деятельность Общества по приему платежей физических лиц, направленных на исполнение обязательств перед поставщиком товаров, работ, услуг, с использованием указанного в акте проверки и решении Инспекции платежного терминала, т.е. в качестве платежного агента, вопреки ошибочным доводам суда 1 инстанции, регулируется также положениями Федерального закона от 03.06.2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
В соответствии с п.12 ст.4 данного Закона платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
Кроме этого, в соответствии с п.п.1,2 ст.5 Закона прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа.
Кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, а также содержать следующие обязательные реквизиты:
1) наименование документа - кассовый чек;
2) наименование оплаченного товара (работ, услуг);
3) общую сумму принятых денежных средств;
4) размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком, в случае его взимания;
5) дату, время приема денежных средств, номера кассового чека и контрольно-кассовой техники;
6) адрес места приема денежных средств;
7) наименование и место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства, и его идентификационный номер налогоплательщика;
8) номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом.
Вместе с тем в силу положений пунктов 1,2,3,4 ст.6 Закона платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы.
Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме:
1) предоставление плательщикам информации, предусмотренной статьей 4 настоящего Федерального закона;
2) прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы, услуги), за который (которые) исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежному агенту денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
3) прием денежных средств, вносимых плательщиками;
4) печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема внесенных денежных средств.
Применяемый платежным агентом платежный терминал должен обеспечивать печать на кассовом чеке своего номера и реквизитов, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона, в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте и в фискальной памяти контрольно-кассовой техники.
Контрольно-кассовая техника, входящая в состав платежного терминала, должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
Указанные положения Закона не предусматривают возможности для платежных агентов, применяющих при осуществлении наличных денежных расчетов платежные терминалы, возможности не применения в их составе зарегистрированных в установленном порядке ККТ при условии использования бланков строгой отчетности.
Таким образом, довод заявителя и суда 1 инстанции о том, что выданные заявителем в момент проверки квитанции (л.д.25-36) соответствуют требованиям к бланкам строгой отчетности, предусмотренным постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359, в связи с чем в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного п.2 ст.14.5 КоАП РФ, является ошибочным, как основанный на неправильном применении норм материального права.
Применительно к положениям ст.2.1 КоАП РФ у Общества имелась возможность для соблюдения указанных правовых норм, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом этого Инспекция правомерно привлекла Общество за совершение указанного правонарушения к административной ответственности по ч.2 ст.14.5 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности из материалов дела не усматривается, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной ч.2 ст.14.5 КоАП РФ.
В связи с этим у суда 1 инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявления Общества и признания оспариваемого постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан N 000054/К от 03.06.2014 г. незаконным.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда 1 инстанции следует отменить, в удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Галлери-Мобайл" отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 декабря 2014 года по делу N А65-23296/2014 отменить.
В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Галлери-Мобайл" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Председательствующий |
В.Н. Апаркин |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-23296/2014
Истец: ООО "Галлери-Мобайл", г. Набережные Челны
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N16 по Республике Татарстан,г.Альметьевск
Третье лицо: УФПС "Татарстан Почтасы" Филиал ФГУП "Почта России" Набережно-Челнинский Межрайонный почтамт
Хронология рассмотрения дела:
17.04.2015 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-23925/15
13.02.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-105/15
13.02.2015 Постановление Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-23296/14
01.12.2014 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-23296/14