Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 мая 2015 г. N Ф01-1469/15 настоящее постановление оставлено без изменения
18 февраля 2015 г. |
А38-3285/2014 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 09.12.2014
по делу N А38-3285/2014,
принятое судьей Вопиловским Ю.А.
по заявлению Министерства образования и науки Республики Марий Эл
о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл от 03.06.2014 N 17,
без участия лиц,
и установил:
Министерство образования и науки Республики Марий Эл (далее - Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл (далее - Управление Финнадзора) от 03.06.2014 N 17.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл.
Решением от 09.12.2014 Арбитражный суд Республики Марий Эл частично удовлетворил требования заявителя и признал недействительным представление Управления Финнадзора в части установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, описанного в пункте 2, как не соответствующее действующему законодательству. В удовлетворении остальной части требований суд отказал.
Управление Финнадзора не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции в части удовлетворенного заявителю требования и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его в указанной части отменить по основаниям, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, Управление Финнадзора заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл от 09.12.2014 в обжалуемой части проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании централизованного задания Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 16.01.2014 N 01-05-25/294@, программы проверки, утвержденной Федеральной службой финансово-бюджетного надзора 10.02.2014, приказа Управления Финнадзора от 17.04.2014 N 26, удостоверения от 17.04.2014 N 26 специалистами Управления Финнадзора проведена проверка соблюдения Министерством целевого использования средств федерального бюджета, выделенных на модернизацию региональных систем общего образования за 2012 - 2013 годы.
В ходе проверки были выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а именно:
- в нарушение пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 13 Правил предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2011 N 436 (далее - Правила предоставления субсидий), в 2013 году Министерством не соблюдены условия предоставления субсидии - не достигнут установленный показатель результативности "Соотношение среднемесячной заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений в субъекте Российской Федерации по данным Федеральной службы государственной статистики" (при плане 100 % выполнение 94,7 %), что привело к излишнему расходованию на сумму 5 437 760 руб. субсидий, выделенных из федерального бюджета на реализацию комплекса мер по модернизации региональных систем образования (пункт 1 представления);
- в нарушение пункта 10 статьи 158 БК РФ, пункта 2 Правил предоставления субсидий, пункта 5 Порядка предоставления в 2011 - 2013 годах субвенций из республиканского бюджета Республики Марий Эл бюджетам городских округов и муниципальных районов на модернизацию муниципальных систем общего образования, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 12.08.2011 N 255 (далее - Порядок предоставления субвенций), Министерство по четырем муниципальным образованиям не обеспечило соблюдение получателями субвенций условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении, по причине отнесения стоимости работ по капитальному ремонту - замене окон на мероприятие: "Развитие школьной инфраструктуры" в 2012 году на сумму 3 115 000 руб., в 2013 году на сумму 469 900 руб. (пункт 2 представления).
Результаты проверки зафиксированы в акте от 23.05.2014, который подписан заявителем с разногласиями.
По итогам проверки Управлением Финнадзора вынесено представление от 03.06.2014 N 17 об устранении нарушений бюджетного законодательства, в котором Министерству предложено рассмотреть представление и принять меры по недопущению в дальнейшем указанных в представлении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации; проинформировать Управление Финнадзора о результатах рассмотрения представления в срок не позднее 10 рабочих дней с даты его исполнения.
Посчитав указанное представление Управления Финнадзора не соответствующим положениям действующего законодательства и нарушающим его права и законные интересы, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
Органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Такой контроль осуществляется также в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты (пункт 2 статьи 266.1 БК РФ).
На основании пунктов 1, 2 статьи 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания. Под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
Согласно подпункту "а" пункта 6 Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. При осуществлении данных полномочий Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ее территориальный орган) направляет представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений (подпункт "а" пункта 68 указанных Правил).
В соответствии со статьей 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
На основании подпункта 3.1 пункта 2 статьи 158 БК РФ распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Согласно подпунктам "г", "з" пункта 2 Правил предоставления субсидий субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации комплекса мер по модернизации общего образования субъектов Российской Федерации, который включает одно или несколько следующих мероприятий: развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования); проведение капитального ремонта и реконструкции общеобразовательных учреждений.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.2011 N 436 Правительством Республики Марий Эл утвержден Порядок предоставления субвенций, устанавливающий механизм предоставления субвенций из республиканского бюджета Республики Марий Эл бюджетам городских округов и муниципальных районов на модернизацию муниципальных систем общего образования.
В силу пункта 3 Порядка предоставления субвенций субвенции, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, налоговые и неналоговые доходы республиканского бюджета Республики Марий Эл, передаются бюджетам городских округов и муниципальных районов Республики Марий Эл на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субвенций на модернизацию муниципальных систем общего образования, заключаемого между Министерством и администрациями городских округов и муниципальных районов Республики Марий Эл.
Условием предоставления субвенций является наличие в городских округах и муниципальных районах Республики Марий Эл комплекса мер по модернизации муниципальных систем общего образования, утвержденного нормативно-правовым актом городского округа, муниципального района и согласованного с Министерством (пункт 4 Порядка предоставления субвенций).
Комплекс мер включает одно или несколько из следующих мероприятий: развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования); проведение капитального ремонта и реконструкции общеобразовательных учреждений (подпункты "г", "з" пункта 5 Порядка предоставления субвенций).
Согласно пунктам 11, 13, 14 Порядка предоставления субвенций субвенции бюджетам городских округов и муниципальных районов Республики Марий Эл из республиканского бюджета Республики Марий Эл, использованные не по целевому назначению, взыскиваются в республиканский бюджет Республики Марий Эл в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Ответственность за целевое использование субвенций возлагается на органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования. Контроль за целевым использованием средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, выделенных на указанные выше цели, возлагается на Министерство.
В соответствии с Правилами предоставления субсидий, Порядком предоставления субвенций, Комплексом мер по модернизации общего образования в Республике Марий Эл в 2013 году и на период до 2020 года, утвержденным Председателем Правительства Республики Марий Эл от 25.02.2013, муниципальными образованиями Республики Марий Эл заключены соглашения с Министерством о порядке и условиях предоставления субвенций на модернизацию муниципальных систем общего образования, разработаны комплексы мер по модернизации муниципальных систем общего образования, планы - графики, в которых замена окон в зданиях общеобразовательных учреждений отнесена к мероприятию "Развитие школьной инфраструктуры".
Так, Комплексом мер по модернизации общего образования Горномарийского муниципального района в 2012 году, утвержденным постановлением администрации Горномарийского муниципального района от 14.02.2012 N 104, по мероприятию "Развитие инфраструктуры" по МБОУ "Усолинская СОШ" (МУ Отдел образования администрации "Горномарийский муниципальный район") предусмотрена замена оконных блоков - 401 000 руб.
Комплексом мер по модернизации общего образования в муниципальном образовании "Мари-Турекский муниципальный район в 2012 году, утвержденным постановлением администрации Мари-Турекского муниципального района от 02.03.2012 N 121, прилагаемым к нему планом - графиком по реализации мероприятий по мероприятию "Развитие школьной инфраструктуры" по МБОУ "Сысоевская средняя общеобразовательная школа имени С.Р. Суворова" (Отдел образования и по делам молодежи администрации МО "Мари-Турекский муниципальный район") предусмотрены ремонт окон в спортивном зале - 110 000 руб., ограждение - 10 000 руб.
Комплексом мер по модернизации общего образования в муниципальном образовании "Паранъгинский муниципальный район" в 2012 году, утвержденным постановлением администрации МО "Паранъгинский муниципальный район" от 14.02.2012 N 38-П (в редакции постановления от 26.12.2012 N 533-П), прилагаемым к нему планом - графиком по реализации мероприятий по мероприятию "Развитие школьной инфраструктуры" предусмотрено: по МБОУ "Куянковская средняя общеобразовательная школа им. Гайнана Курмаша" на текущий ремонт помещений - 699 200 руб., в том числе ремонт окон - 492 000 руб.; МБОУ "Параньгинская средняя общеобразовательная школа" на текущий ремонт помещений (ремонт окон) - 525 000 руб.; МБОУ "Куракинская средняя общеобразовательная школа" на текущий ремонт помещений (ремонт окон) - 425 000 руб. (Отдел образования и по делам молодежи администрации МО "Паранъгинский муниципальный район").
Комплексом мер по модернизации общего образования в муниципальном районе "Параньгинский муниципальный район" в 2013 году, утвержденным постановлением администрации МО "Параньгинский муниципальный район" от 04.04.2013 N 93-П (в редакции постановления от 27.12.2013 N 454-П), прилагаемым к нему планом - графиком по реализации мероприятий по мероприятию "Развитие школьной инфраструктуры" по МБОУ "Куянковская средняя общеобразовательная школа им. Гайнана Курмаша" (Отдел образования и по делам молодежи администрации МО "Паранъгинский муниципальный район") на текущий ремонт предусмотрено - 759 900 руб. (окна - 469 900 руб., сантехника - 10 000 руб., труба водопроводная - 10 000 руб., ремонт кровли - 35 000 руб., система отопления - 35 000 руб., ремонт подвала - 200 000 руб.).
Комплексом мер по модернизации в 2012 году муниципальной системы общего образования в муниципальном образовании "Советский муниципальный район", утвержденным постановлением администрации Советского муниципального района от 15.03.2012 N 118, прилагаемым к нему планом - графиком по реализации мероприятий по мероприятию "Развитие школьной инфраструктуры" по МОУ "Вятская средняя общеобразовательная школа" на замену оконных блоков, частичный ремонт системы водоснабжения - 698 000 руб., по МОУ "Оршинская основная общеобразовательная школа имени академика Ожиганова Л.И." на замену оконных блоков - 88 000 руб., по МОУ "Солнечная средняя школа" на замену оконных блоков, ремонт пола - 376 000 руб.
В соответствии с пунктами 4, 5 Порядка предоставления субвенций на реализацию мероприятий, предусмотренных комплексами мер по модернизации муниципальных систем образования, соглашениями с муниципальными образованиями, МО "Горномарийский муниципальный район", МО "Мари-Турекский муниципальный район", МО "Паранъгинский муниципальный район", МО "Советский муниципальный район" выделены субвенции на модернизацию муниципальных систем общего образования.
Как посчитал орган бюджетного надзора, предусмотренные в Комплексах мер по модернизации муниципальных систем общего образования по мероприятию "развитие школьной инфраструктуры" замена и ремонт оконных блоков не относятся к мероприятиям, предусмотренным подпунктом "г" пункта 2 Правил предоставления субсидий (текущему ремонту), а удовлетворяют признакам капитального ремонта (подпункт "з" пункта 2 Правил предоставления субсидий).
В свою очередь суд с учетом оценки представленных доказательств установил, что предусмотренные Комплексами мер по модернизации муниципальных систем образования работы по развитию школьной инфраструктуры в МБОУ "Усолинская СОШ", МБОУ "Сысоевская средняя общеобразовательная школа имени С.Р. Суворова", МБОУ "Куянковская средняя общеобразовательная школа им. Гайнана Гурмаша", МБОУ "Параньгинская средняя общеобразовательная школа", МБОУ "Куракинская средняя общеобразовательная школа", МОУ "Вятская средняя общеобразовательная школа", МОУ "Оршинская основная общеобразовательная школа", МОУ "Солнечная средняя общеобразовательная школа", оплаченные за счет средств субсидии, полностью выполнены, соответствуют утвержденным органами местного самоуправления комплексам и планам - графикам, для реализации которых выделялись средства, а также положениям пункта 2 Правил предоставления субсидий.
В соответствии с пунктом 4.1 ВСН 58-88 (р) Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденного приказом Госкомархитектуры Российской Федерации при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312, текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта. Продолжительность их эффективной эксплуатации до проведения очередного текущего ремонта приведена в рекомендуемом Приложении N 6, а состав основных работ по текущему ремонту - в рекомендуемом Приложении N 7.
Согласно приложению N 1 к ВСН 58-88 (р) текущий ремонт здания - ремонт здания с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей, а приложению N 7 к ВСН 58-88 (р) к текущему ремонту относится смена, восстановление отдельных элементов, частичная замена оконных дверных витражных или витринных заполнений (деревянных, металлических и др.); постановка доводчиков, пружин, упоров и пр., смена оконных и дверных приборов; замена разбитых стекол, стеклоблоков; врезка форточек.
В силу приложения N 3 к Положению о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденному постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279, к текущему ремонту зданий и сооружений относятся: укрепление переплетов с частичной заменой горбыльков переплетов; устройство новых форточек; смена разбитых стекол, промазки фальцев замазкой; смена неисправных оконных и дверных приборов.
В пункте 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или замена таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Капитальный ремонт здания - ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей (приложение N 1 к ВСН 58-88 (р)).
На основании приложения N 8 к МДС 13-14.2000 капитальный ремонт предполагает полную смену ветхих оконных и дверных блоков, а также ворот производственных корпусов.
Из анализа указанных нормативных актов суд сделал вывод о том, что к капитальному ремонту относятся работы по замене всех дверных и оконных заполнений в здании. При этом частичная их замена без постановки на капитальный ремонт объекта или его части может быть отнесена к работам по текущему ремонту.
Изучение акта проверки показало, что вывод о капитальном характере работ сделан органом бюджетного надзора исключительно исходя из анализа утвержденных органами местного самоуправления комплексов мер по модернизации муниципальных систем общего образования, планов-графиков мероприятий.
Однако конкретные договоры, первичные документы (акты выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ), которые в соответствии с гражданским законодательством должны подтверждать предмет подрядных отношений, Управлением Финнадзора не исследовались; осмотр объектов с участием специалистов в области строительства не проводился; доказательств при исполнении подрядчиком конкретного договора полной замены окон и дверных проемов в зданиях образовательных учреждений, постановки их на капитальный ремонт, не представлено, а утверждения об этом, основанные на размере сумм, запланированных на замену окон в планах-графиках мероприятий, носят предположительный характер и не являются достоверным подтверждением капитального ремонта.
Кроме того, сведения о суммах, составляющих стоимость работ по замене окон, которые отражены в акте проверки, представлении исходя из запланированных показателей в комплексах мер по модернизации муниципальных систем общего образования, планах-графиках мероприятий, не соответствуют реально произведенным расходам на эти цели.
На основании пояснений заявителя, подтвержденных материалами дела и доказательно не опровергнутых Управлением Финнадзора, суд установил, что выполнение работ, оплачиваемых за счет спорных субсидий в 2012, 2013 годах произведено:
- по МБОУ "Усолинская СОШ" (при запланированных на замену оконных блоков 401 000 руб.) по договору от 17.08.2012 N 1 по изготовлению, доставке и установке пластиковых окон, отливов, заключенному между МБОУ "Усолинская СОШ" (заказчик) и ИП Ивановым С.А. (исполнитель), произведен ремонт окон, включая замену на пластиковые окна с установкой отливов на сумму 397 800 руб.;
- по МБОУ "Сысоевская средняя общеобразовательная школа имени С.Р. Суворова" (при запланированных на ремонт окон в спортивном зале 110 000 руб., на ограждение 10 000 руб.) согласно объяснительной МУ "Отдел образования и по делам молодежи администрации муниципального образования "Мари-Турекский муниципальный район" от 25.11.2014 N 2108, средства в объеме 110 000 руб., предназначенные для ремонта окон в МБОУ "Сысоевская средняя общеобразовательная школа имени С.Р. Суворова", были направлены на развитие школьной инфраструктуры в других образовательных учреждениях муниципального района. Ремонт окон в спортивном зале МБОУ "Сысоевская средняя общеобразовательная школа имени С.Р. Суворова" было решено включить в план ремонтных работ на 2013-2016 годы. Оставшиеся 10 000 руб. из запланированных израсходованы на приобретение по договору поставки от 30.06.2012, товарной накладной от 13.07.2012 N 06407 краски для ремонта помещений школы, который был проведен рабочими по обслуживанию зданий;
- по МБОУ "Куянковская средняя общеобразовательная школа им. Гайнана Курмаша": за 2012 год (при запланированных на текущий ремонт 699 200 руб.) - по гражданско-правовому договору от 28.05.2012 N 0308300036912000002-0239084-01, заключенному между МБОУ "Куянковская средняя общеобразовательная школа им. Гайнана Курмаша" (заказчик) и ООО "Производственно-коммерческая фирма "ИМТЭКС", (подрядчик) выполнены работы по замене оконных блоков на сумму 386 278 руб. 25 коп.; по договору от 02.07.2012 N 265, заключенному между МБОУ "Куянковская средняя общеобразовательная школа им. Гайнана Курмаша" (заказчик) и ООО "Производственно-коммерческая фирма "ИМТЭКС" (подрядчик), выполнены работы по замене оконных блоков на пластиковые окна из ПВХ на сумму 50 000 руб.; по договору от 04.05.2013 N 187, заключенному между МБОУ "Куянковская средняя общеобразовательная школа им. Гайнана Курмаша" (заказчик) и ООО "Производственно-коммерческая фирма "ИМТЭКС" (подрядчик), выполнены работы по замене оконных блоков на пластиковые окна из ПВХ на сумму 99 900 руб.; за 2013 год (при запланированных на окна 469 900 руб.) - по гражданско-правовому договору от 16.05.2013, заключенному между МБОУ "Куянковская средняя общеобразовательная школа им. Гайнана Курмаша" (заказчик) и ООО ПКФ "САВВА" (подрядчик), выполнены работы по замене оконных блоков на пластиковые окна из ПВХ на сумму 378 893 руб. 02 коп.;
- по МБОУ "Параньгинская средняя общеобразовательная школа" (при запланированных на текущий ремонт помещений (ремонт окон) 525 000 руб.) - по договору от 01.06.2012 N 1/1, заключенному между МБОУ "Параньгинская средняя общеобразовательная школа" (заказчик) и ООО "Взгляд" (подрядчик), выполнены работы по установке конструкций из ПВХ профиля на сумму 98 767 руб. 75 коп.; по гражданско-правовому договору от 28.05.2012 N 0308300037912000001-0236651-01, заключенному между МБОУ "Параньгинская средняя общеобразовательная школа" (заказчик) и ООО "Взгляд" (подрядчик), выполнены работы по замене оконных блоков на пластиковые окна из ПВХ на сумму 426 232 руб. 25 коп.;
- по МБОУ "Куракинская средняя общеобразовательная школа" (при запланированных на текущий ремонт помещений (ремонт окон) 425 000 руб.) - по гражданско-правовому договору от 28.05.2012 N 0308300040312000002-0236192-01, заключенному между МБОУ "Куракинская средняя общеобразовательная школа" (заказчик) и ООО "БиК" (подрядчик), выполнены работы по замене оконных блоков на пластиковые окна из ПВХ на сумму 425 000 руб.); по договору от 24.09.2012 N 509, заключенному между МБОУ "Куракинская средняя общеобразовательная школа" (заказчик) и ООО "Офисстиль" (исполнитель), выполнены работы по изготовлению и установке пластиковых окон на сумму 33 666 руб. 65 коп.;
- по МОУ "Вятская средняя общеобразовательная школа" (при запланированных на замену оконных блоков, частичный ремонт системы водоснабжения 698 000 руб.) - по гражданско-правовому договору от 04.05.2012 N 4, заключенному между МОУ "Вятская средняя общеобразовательная школа" (заказчик) и ООО ПКФ "ИМТЭКС" (подрядчик), выполнены работы по замене деревянных оконных блоков на пластиковые окна на сумму 296 611 руб.; оставшиеся 401 389 руб. потрачены на приобретение радиаторов чугунных, утеплителя, скоб, теплоизоляции, дверей филенчатых, линолеума, плинтусов, заглушек, сантехнического оборудования, труб, электродов, задвижек, отводов, изоляции, линокрома, праймера битумного, гипсокартона, фанеры, цемента, краски, саморезов, дюбелей, грунтовки для ремонта, изготовление и установку металлических дверей, ремонт внутренних откосов (перечень приобретенного имущества, работ и договоров изложен в дополнении к заявлению от 05.12.2014);
- по МОУ "Солнечная средняя общеобразовательная школа" (при запланированных на замену оконных блоков, ремонт пола 376 000 руб.) - по договору купли-продажи столярных изделий от 26.03.2012 N 7, заключенному между МОУ "Солнечная средняя общеобразовательная школа" (покупатель) и ИП Полевщиковым В.И. (продавец), приобретены оконные блоки на сумму 99 800 руб. Согласно выписке из протокола заседания комиссии по списанию материально-технических средств от 16.01.2012 N 1 приобретенные оконные блоки предназначены для использования при проведении текущего ремонта хозяйственным способом силами работников образовательного учреждения; оставшиеся 276 200 руб. потрачены на приобретение дверей металлических, линолеума, уголков, клея, выполнение ремонтных работ (перечень приобретенного имущества, работ и договоров изложен в дополнении к заявлению от 05.12.2014);
- по МОУ "Оршинская основная общеобразовательная школа имени академика Ожиганова Л.И." (при запланированных на замену оконных блоков 88 000 руб.) - по договору поставки от 27.03.2012 N П 3-2012, заключенному между МОУ "Оршинская основная общеобразовательная школа имени академика Ожиганова Л.И." (покупатель) и ООО "Жилкомплектстрой" (поставщик), приобретены оконные блоки на сумму 88 000 руб. Согласно выписке из протокола заседания комиссии по списанию материально-технических средств от 25.01.2012 N 1 приобретенные оконные блоки предназначены для использования при проведении текущего ремонта хозяйственным способом силами работников образовательного учреждения.
Как обоснованно посчитал суд по результатам исследования представленных заявителем договоров, первичных документов на выполнение работ по замене окон, приобретение оконных блоков, из их содержания не усматривается, что выполненные ремонтные работы являлись именно капитальным ремонтом. При этом подтвержденные данными документами расходы полностью соответствуют целям развития школьной инфраструктуры, предусмотренным подпунктом "г" пункта 2 Правил предоставления субсидий, подпунктом "г" пункта 5 Порядка предоставления субвенций, утвержденным органами местного самоуправления комплексам мер по модернизации муниципальных систем общего образования, планам-графикам мероприятий (с учетом внесенных изменений).
Судом также учтены пояснения Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, на которое в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 05.08.2005 N 194 "Вопросы Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл" возложена организация проведения экспертизы проектной документации, разработка методической документации в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, согласно которым не представляется возможным сделать однозначный вывод о том, к какому виду работ относится отраженная в акте проверки замена окон: к капитальному или текущему ремонту.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному заключению о том, что Управлением Финнадзора не представлено доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что работы по замене и ремонту оконных блоков относятся исключительно к капитальному ремонту и не могут быть равным образом квалифицированы как текущий ремонт; необеспечение Министерством соблюдения получателями субвенций на модернизацию муниципальных систем общего образования условий, целей и порядка их предоставления по причине принадлежности работ к капитальному ремонту органом финансового надзора не доказано.
Вышеизложенные фактические обстоятельства установлены судом первой инстанции и соответствуют материалам дела.
На этом основании суд первой инстанции обоснованно признал незаконными выводы Управления Финнадзора о рассмотренных нарушениях, изложенных в пункте 2 представления.
В силу части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к итоговому выводу о том, что пункт 2 оспариваемого представления Управления Финнадзора не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Министерства.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Управлением Финнадзора не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На этом основании суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование заявителя в рассмотренной части.
Арбитражный суд Республики Марий Эл в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Управления Финнадзора по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 09.12.2014 по делу N А38-3285/2014 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-3285/2014
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 мая 2015 г. N Ф01-1469/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Министерство образования и науки РМЭ
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в РМЭ
Третье лицо: Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РМЭ