г. Санкт-Петербург |
|
19 февраля 2015 г. |
Дело N А56-62240/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2015 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Савина Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тутаевым В.В.,
при участии:
- от истца: Кузнецова А.Г. (доверенность от 01.02.2015)
- от ответчика: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31005/2014) общества с ограниченной ответственностью "Континент"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25ю.1.2014 по делу N А56-62240/2014 (судья Дудина О.Ю.),
рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ПЛК" (далее - ООО "ПЛК") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Континент" (далее - ООО "Континент") 55 000 руб. стоимости поврежденного груза.
Решением суда от 25.11.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ООО "Континент", ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит обжалуемый судебный акт отменить.
В судебном заседании представитель ООО "ПЛК" просил приобщить к материалам дела мотивированный отзыв на апелляционную жалобу. Против удовлетворения жалобы возражал.
В суд от ООО "Континент" поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции, между ООО "ПЛК" (заказчик) и ООО "КОНТИНЕНТ" (исполнитель) заключен договор от 26.05.2014 N П292/14 на организацию перевозки груза автомобильным транспортом в городском и междугороднем сообщении для ООО "МШК".
В соответствии с договором истец направил, а ответчик принял и подписал заявку на перевозку груза от 26.05.2014 N 1801.
В соответствии с заявкой ответчик принял на себя обязательства по доставке груза - жестяных крышек СКО 1-82 "Дачница" в количестве 1 425 600 штук общим весом 12 тонн, погруженных на паллеты.
30.05.2014 груз доставлен в место назначения - г. Орел, Наугорское шоссе, дом 5.
При приемке товара стало известно, что в процессе транспортировки груз частично поврежден: у 4-х (четырех) паллетов нарушена упаковка, в результате чего, часть крышек рассыпана по полу автомобиля и деформирована, у остальных 29 паллетов имелись повреждения и деформация упаковки, что указано в акте осмотра поврежденного груза (имущества) от 30.05.2014.
В связи с тем, что поврежденные жестяные крышки не подлежат восстановлению, истец 04.08.2014 направил ответчику претензию.
В ответе на претензию, ответчик отказал в возмещении ущерба в сумме, на которую понизилась стоимость перевезенного груза.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 785, 796, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворил исковые требования.
Пунктом 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В силу пункта 2 указанной статьи убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В пункте 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своей позиции.
Для признания требования о возмещении ущерба обоснованным истец должен доказать совокупность следующих обстоятельств: причинение убытков, их размер, факт ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязанностей, наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика и причиненными убытками.
При этом, для удовлетворения требований истца необходима доказанность всей совокупности указанных фактов.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий, необходимых для применения ответственности в виде взыскания убытков, влечет отказ в удовлетворении исковых требований.
Арбитражный суд в силу частей 1, 4, 5, 7 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, каждое доказательство подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами, никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы, а результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте.
Пунктом 1 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В силу пункта 2 указанной статьи заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав автомобильного транспорта) определено, что заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи форма и порядок заполнения транспортной накладной устанавливаются правилами перевозок грузов.
На основании пункта 3 данной статьи груз, на который не оформлена транспортная накладная, перевозчиком для перевозки не принимается, за исключением груза, указанного в части 1 статьи 18 настоящего Федерального закона.
Пунктом 5 статьи 8 Устава автомобильного транспорта определено, что договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозок грузов - заявки грузоотправителя.
Согласно пункту 1 статьи 791 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.
В пункте 2 указанной статьи установлено, что погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Устава автомобильного транспорта грузоотправитель, грузополучатель обязаны отмечать в путевом листе, транспортной накладной, сопроводительной ведомости время подачи транспортного средства, контейнера в пункты погрузки, выгрузки и время отправления из них.
Из пункта 6 названной статьи следует, что приспособления, необходимые для погрузки, выгрузки и перевозки груза, должны предоставляться и устанавливаться на транспортном средстве грузоотправителем и сниматься с транспортного средства грузополучателем, если иное не установлено договором перевозки груза.
В силу пункта 8 указанной статьи погрузка груза в транспортное средство, контейнер осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства, контейнера - грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза.
Пунктом 10 данной статьи установлено, что перечень и порядок осуществления работ по погрузке грузов в транспортное средство, контейнер и выгрузке грузов из них устанавливаются правилами перевозок грузов.
Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 утверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (далее - Правила N 272).
Согласно пункту 40 указанных Правил погрузка груза в транспортное средство и контейнер, а также выгрузка груза из них осуществляются с учетом перечня работ согласно приложению N 7.
В соответствии с приложением N 7 к Правилам N 272 в перечень работ по погрузке грузов в транспортное средство включены:
1. Подготовка груза, контейнера к перевозке:
а) упаковка и затаривание груза в соответствии со стандартами, техническими условиями на груз, тару, упаковку и контейнер;
б) маркировка и группировка грузовых мест по грузополучателям;
в) размещение груза, контейнера на месте загрузки.
2. Подготовка транспортного средства к загрузке:
а) размещение транспортного средства на месте загрузки;
б) открытие дверей, люков, бортов, снятие тентов, подготовка и установка на транспортном средстве приспособлений, необходимых для загрузки, разгрузки и перевозки груза, и приведение их в рабочее состояние.
3. Загрузка груза в транспортное средство:
а) подача груза, контейнера в транспортное средство;
б) размещение, укладка груза в транспортном средстве.
4. Крепление груза в транспортном средстве:
а) приведение в рабочее состояние крепежных, стопорных и защитных приспособлений, закрытие дверей, люков, бортов транспортного средства, установка тентов;
б) подготовка загруженного транспортного средства к движению.
В соответствии с § 26 раздела 2 "Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом", утв. Минавтотранспортом РСФСР от 30.07.71 грузы, нуждающиеся в таре для предохранения их от утраты, недостачи, порчи и повреждения при перевозке, должны предъявляться к перевозке в исправной таре, соответствующей государственным стандартам или техническим условиям, а в установленных случаях - в иной исправной таре, обеспечивающей их полную сохранность.
Согласно пункту 9 статьи 11 Устава автомобильного транспорта погрузка грузов в транспортное средство, контейнер осуществляется таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозок грузов и их сохранность, а также не допустить повреждение транспортного средства, контейнера.
Согласно пункту 4.1.1 договора исполнитель обязан обеспечить доставку груза получателю в состоянии и количестве, принятом для перевозки.
Согласно пункту 3 Инструкции водителю по перевозке и экспедированию грузов (приложение N 2 к договору) грузы должны быть уложены в кузове автомобиля и надежно закреплены так, чтобы не было сдвига, падения, давления на двери, потертости или повреждения груза при перевозке. Водитель обязан проверить соответствие укладки и крепление груза на подвижном составе требованиям безопасности движения и обеспечения сохранности подвижного состава, а так же сообщить грузоотправителю о замечаниях в укладке и креплении груза, угрожающих его сохранности. Грузоотправитель по требованию водителя обязан устранить обнаруженные недостатки в укладке и креплении груза.
В Инструкции, в пункте 4 так же указано, что водитель при приеме груза обязан проверить количество мест, их маркировку, состояние упаковки, а так же укладку и крепление груза на транспортном средстве. При несоответствии груза данным, указанным в товарно-транспортной накладной, водитель обязан записать данные нарушения во всех экземплярах товарно-транспортной накладной, подписав сам и приняв меры к тому, чтобы грузоотправитель так же подписал данные замечания. Для чего водитель имеет право и обязан: если состояние упаковки или пломбировки товарного места вызывают подозрения, водитель обязан потребовать замены всего товарного места на такое же, но без дефектов, либо потребовать вскрытия товарного места и полной внутритарной проверки его содержимого. После проверки товарное место должно быть вновь опечатано в присутствии водителя; проверить совместно с кладовщиком склада грузоотправителя укладку и крепление груза в транспортном средстве.
Как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии с товарной накладной от 27.05.2014 водитель принял груз к перевозке без замечаний, что предполагает согласие водителя (перевозчика) со способом крепления груза.
Довод подателя жалобы о том, что ответчик не подписывал Инструкцию, противоречит представленным в материалы дела доказательствам. Как следует из материалов дела, инструкция водителю по перевозке и экспедированию грузов у договору на организацию перевозки автомобильным транспортном в городском и междугороднем направлении от 26.05.2014 N П-292/14 (л.д. 22-25) подписана со стороны ответчика - Фроловым Т.В., действовавшим на основании доверенности от 04.04.2014 N 3. О фальсификации доказательств ответчиком не заявлено.
При этом, статьей 796 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает специальное регулирование ответственности перевозчика - ответственность перевозчика презюмируется независимо от наличия или отсутствия его вины в нарушении исполнения обязательства.
В данном случае ответчик, являясь профессиональным перевозчиком, осуществляющим предпринимательскую деятельность и ненадлежащим образом исполнившим обязательство по договору, несет гражданско-правовую ответственность независимо от наличия или отсутствия вины в соответствии с пунктом 1 статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации и может быть освобожден от ответственности лишь при наличии обстоятельств непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом пунктом 1 статьи 796, а также пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации об освобождении от ответственности вследствие непреодолимой силы предусматривают объективные (не субъективные) критерии, принимаемые судом во внимание при исследовании вопроса об освобождении ответчика от ответственности.
Наличие указанных обстоятельств ответчиком не доказано.
В данном случае повреждение груза имело место после принятия перевозчиком груза к перевозке и до выдачи его грузополучателю, доказательств иного в материалы дела не представлено.
При вынесении решения судом первой инстанции нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, не допущено, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-270, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.11.2014 по делу N А56-62240/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Е.В. Савина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-62240/2014
Истец: ОАО ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ПЛК
Ответчик: ООО Континент
Хронология рассмотрения дела:
18.12.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-28262/15
22.04.2015 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3322/15
19.02.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-31005/14
25.11.2014 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-62240/14