г. Москва |
|
20 февраля 2015 г. |
Дело N А40-143648/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Берхамовой А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГБУ "Мосзеленхоз"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.10.2014 по делу N А40-143648/14, судьи Ласкиной С.О.
по заявлению ГБУ "Мосзеленхоз" (125363, г.Москва, Цветочный проезд, д. 17)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
об оспаривании постановления от 22.08.2014 N 0608-37/2014
при участии:
от заявителя: |
Капитонова М.В. по доверенности от 12.01.2015; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.10.2014, принятым по данному делу, отказано в удовлетворении требований ГБУ "Мосзеленхоз" (далее - заявитель, Учреждение) о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее - Департамент, ответчик) от 22.08.2014 N 0608-37/2014 о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы.
При этом суд первой инстанции исходил из доказанности Департаментом состава вмененного заявителю административного правонарушения и соблюдения ответчиком порядка привлечения общества к ответственности.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика, извещенного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, выслушав представителя заявителя, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 03.02.2014 в период с 12 ч. 45 мин. по 13 ч. 15 мин. на территории общего пользования со свободным доступом с адресными ориентирами: г.Москва, ул. Новослободская (территория детского парка "Новослободский") установлен факт нарушения правил ГБУ "Мосзеленхоз" содержания зеленых насаждений, выразившегося в складировании загрязненного снега с высотой навала относительно уровня естественного снежного покрова от 0,05 м до 0,20 м вдоль пешеходных дорожек.
Выявленные нарушения отражены в акте обследования территории N 0608-37/2014 от 03.02.2014.
В отношении заявителя 04.02.2014 составлен протокол об административном правонарушении N 0607-37/2014.
Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы 22.08.2014 вынесено постановление N 0608-37/2014 о привлечении ГБУ "Мосзеленхоз" к административной ответственности по ч.2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет решение в полном объеме.
Согласно ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы нарушение правил создания и содержания зеленых насаждений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 9 Закона города Москвы 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений" предпринимательская деятельность граждан и юридических лиц в городе Москве ведется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений.
При осуществлении предпринимательской деятельности на озелененных территориях и в зеленых массивах запрещается использование взрывоопасных, огнеопасных и ядовитых веществ, загрязнение и захламление территории, иные действия, способные повлечь за собой повреждение или уничтожение зеленых насаждений.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743 "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы" защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены.
В ходе осмотра, проведенного 03.02.2014 в период с 12 ч. 45 мин. по 13 ч. 15 мин. на территории общего пользования со свободным доступом с адресными ориентирами: г.Москва, ул. Новослободская (территория детского парка "Новослободский") визуально установлено, что снег загрязнен (цвет снега более темный по сравнению со снежным покровом, находящимся па иных прилегающих территориях и но сравнению с естественным снежным покровом на данной территории).
Для проведения лабораторного анализа и установления загрязняющих веществ, содержащихся в снежной массе, размещённой на озеленённой территории, произведён отбор проб снега в соответствии с прилагаемой схемой в четырех точках.
Первая проба снега - фоновая - (проба снега собрана в сейф-пакет N АА 3992950). Вторая проба отобрана с места складирования снега (проба снега собрана в сейф-пакет N АА 3992951). Третья проба снега - фоновая - (проба снега собрана в сейф-пакет N АА 3992952). Четвертая проба отобрана с мест складирования снега (проба снега собрана в сейф-пакет N АА 3992953).
При проведении отбора проб снега составлен акт отбора проб снега для лабораторного исследования, произведена фотофиксация на фотоаппарат. Отобранные пробы снега направлены на лабораторное исследование в Аналитическую инспекцию ГПБУ "Мосэкомониторинг".
Противогололедные материалы (ПГМ) - твердые (сыпучие) или жидкие дорожно-эксплуатационные материалы (фрикционные, химические) или смеси, применяемые для борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах и улицах (пункт 3.2 распоряжения Минтранса России от 16 июня 2003 года N ОС-548-р) согласно пункту 5.4 распоряжения Минтранса России от 16 июня 2003 года N ОС-548-р химические ПГМ (реагенты) выпускают в твердом, жидком и смоченном виде. Сырьем для получения этих материалов чаще всего являются природные источники (бишофит, галит и др.) или отходы промышленности (сильвинитовые, карнолитовые и др.). С целью снижения расхода твердых химических ПГМ их смачивают растворами солей с пониженной точкой замерзания. Эти ПГМ называют "смоченные соли". По химическому составу ПГМ этой группы разделяют на четыре подгруппы: первая подгруппа - хлориды (хлористый натрий, хлористый кальций, хлористый магний и ПГМ на их основе): - вторая подгруппа - ацетаты (ацетат аммония, ацетат калия, ацетат кальция и ПГМ на их основе): - третья подгруппа - карбамиды (мочевина, карбамидно-аммиачная селитра и ПГМ на их основе); - четвертая подгруппа - нитраты (нитрат кальция, нитрат магния и ПГМ на их основе).
В соответствии с протоколом исследования снега N 275-278 от 06.02.2014, поступившему из Аналитической инспекции ГПБУ "Мосэкомониторинг", установлено содержание в отобранных пробах снега химических реагентов (загрязняющих веществ):
-проба N 275 (фоновая проба) содержит хлорид-ион - 105 мг дм3, калий - 2,06 мг/дм3, кальций - 27,4 мг/дм3, магний - 1.71 мг дм3, натрий - 37,3 мг/дм3; -проба N 276 (место складирования снега) содержит хлорид-ион - 5890 мг/дм3', калий - 23,1 мг/дм3, кальций - 466 мг дм\ магний - 4.58 мг/дм3, натрий - 4110 мг/дм3;-проба N 277 (фоновая проба) содержит хлорид-ион - 71 мг/дм3, калий 0, 764 мг/дм 3, кальций - 16,7 мг/дм3, магний - 1.30 мг дм3, натрий - 43,1 мг/дм3;-проба N 278 (место складирования снега) содержит хлорид-ион - 7300 мг/дм3, калий - 11,5 мг/дм3, кальций - 657 мг/дм3, магний - 3,79 мг/дм3, натрий - 3650 мг/дм3.
Содержание в исследуемых пробах снега химических веществ и элементов указывает на его загрязнение этими химическими веществами.
Наибольшая концентрация загрязняющих веществ, по сравнению с основой пробой, содержится в снеге, который отобран с мест складирования снега.
В соответствии со ст. 2 Закона города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зелёных насаждений" защите подлежат все зелёные насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти зелёные насаждения расположены.
Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений.
Хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством города Москвы и настоящим Законом.
Согласно ст. 9 Закона города Москвы 05.05.1999 N 17 "О защите зелёных насаждений" предпринимательская деятельность граждан и юридических лиц в городе Москве ведётся с соблюдением требований по защите зеленых насаждений.
При осуществлении предпринимательской деятельности на озелененных территориях и в зеленых массивах запрещается использование взрывоопасных, огнеопасных и ядовитых веществ, загрязнение и захламление территории, иные действия, способные повлечь за собой повреждение или уничтожение зеленых насаждений.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743 "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зелёных насаждений города Москвы" защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены.
В соответствии с п. 2.3. в зависимости от расположения в структуре города, характера использования территории и приоритета, выполняемых ими функций территории, занятые зелеными насаждениями, делятся на:
- озелененные территории общего пользования (как искусственно созданные, так и природные). К озелененным территориям общего пользования относятся лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса;
- озелененные территории ограниченного пользования. К данной категории относятся озелененные территории лечебных, детских учебных и научных учреждений, промышленных предприятий, спортивных комплексов, жилых кварталов;
- озелененные территории специального назначения. К данной категории относятся территории санитарно-защитных, водоохранных, защитно-мелиоративных, противопожарных зон, кладбищ, озелененные территории вдоль автомобильных и железных дорог, ботанические, зоологические и плодовые сады, питомники, цветочно-оранжерейные хозяйства.
Согласно п.п. 4.5.5, 4.5.7, 9.3 постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743 использование противогололедных материалов на дорогах, прилегающих к зеленым насаждениям, должно осуществляться в строгом соответствии с утвержденным нормативным документом Правительства Москвы.
При уборке дорог в парках, лесопарках, садах, скверах, на бульварах и других зеленых зонах допускается временное складирование снега, не содержащего химических реагентов, на заранее подготовленные для этих целей площадки при условии сохранности зеленых насаждений и обеспечения оттока талых вод.
На озелененных и природных территориях запрещается: посыпать технической солью и другими химическими препаратами тротуары, проезжие и прогулочные дороги и пр. аналогичные покрытия (за исключением противогололедных материалов, разрешенных к применению в г. Москве); сбрасывать снег и другие загрязнения на газоны; складировать любые материалы; устраивать свалки мусора, снега и льда, за исключением чистого снега, полученного от расчистки садово-парковых дорожек
В соответствии с п. 4.12. СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" запрещается перемещение, переброска и складирование скола льда, загрязненного снега и т.д. на площади зеленых насаждений.
Пункт 5.1, 5.5, 5.8 постановления Правительства Москвы от 9 ноября 1999 г. N 1018 "Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве" зимняя уборка проезжей части улиц и проездов осуществляется в соответствии с требованиями настоящих Правил и временными инструкциями, утверждаемыми Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, определяющими технологию работ, технические средства и применяемые противогололедные реагенты.
При уборке дорог в парках, лесопарках, садах, скверах, бульварах и других зеленых зонах допускается временное складирование снега, не содержащего химических реагентов, на заранее подготовленные для этих целей площадки при условии сохранности зеленых насаждений и обеспечения оттока талых вод.
Запрещается: применение технической соли и жидкого хлористого кальция в качестве противогололедного реагента на тротуарах, посадочных площадках остановок городского пассажирского транспорта, в парках, скверах, дворах и прочих пешеходных и озелененных зонах; роторная переброска и перемещение загрязненного и засоленного снега, а также скола льда на газоны, цветники, кустарники и другие зеленые насаждения.
В рамках полномочий, определенных п. 4.2.8 Положения о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы (постановление Правительства Москвы от 28.08.2007 N 739-ПП) Департамент вправе выносить распоряжения по предмету ведения в установленной сфере деятельности.
Снег, счищаемый с проезжей части улиц и проездов, а также с тротуаров, сдвигается в лотковую часть улиц и проездов для временного складирования снежной массы.
При формировании снежных валов не допускается перемещение снега на бортовой камень, тротуары, газоны, а также должна быть произведена расчистка лотковой части от снега на ширину не менее 0,5 м для обеспечения пропуска талых вод.
Согласно п. 5.1.4. Приложения 1 Распоряжения Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы от 11.10.2010 N 05-14-391/0 снег, сгребаемый с дворовых территорий и внутриквартальных проездов, обработанных противогололедными реагентами, размещать на газонах не допускается.
Согласно п. 4.2.8, 4.3.1.3. 4.3.6.2, 4.3.6.1 Распоряжения Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы от 28.09.2011 N 05-14-650/1 "Об утверждении технологии зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства г. Москвы) с применением противогололёдных реагентов и гранитного щебня фракции 2-5 мм (на зимние периоды с 2010-2011 гг. и далее)" при механизированной уборке машинами снег высотой до 2 см убирается щеткой, при большей высоте снега - плужно-щеточным снегоочистителем. Убираемый снег должен сдвигаться с тротуаров на проезжую часть в прилотковую полосу, а во дворах - к местам складирования. Сдвинутый с внутриквартальных проездов снег следует укладывать в валы или кучи, расположенные параллельно бортовому камню, или складировать вдоль проезда при помощи, как правило, роторных снегоочистителей и вывозить автотранспортом. Погрузка снега на автотранспорт производится с помощью снегопогрузчиков или вручную. На тротуарах шириной более 6 м, отделенных газонами от проезжей части улиц, допускается сдвигать снег в валы на середину тротуара для последующего удаления. Для обеспечения эффективной работы снегоуборочных машин вал снега укладывается с таким расчетом, чтобы в основании он был не шире 1,5 м.
Снег, сгребаемый с дворовых территорий и внутриквартальных проездов, обработанных противогололедными реагентами, размещать на газонах не допускается.
Снег из вала с помощью погрузочного оборудования и автосамосвалов перемещается на площадку промежуточного размещения снега, находящуюся за пределами территории двора. Места промежуточного размещения устанавливаются управой района по согласованию с префектурой административного округа.
Операция удаления снега с дворовых территорий и внутриквартальных проездов завершает цикл уборочных работ. Удаление снега после снегоочистки должно осуществляться путем его вывоза и утилизации посредством мобильных снегоплавильных установок и стационарных снегоплавильных пунктов.
В соответствии с п.2 распоряжения Департамента жилищно-коммунального хозяйства от 21.02.2014 N 05-14-64/4 "Об утверждении натуральных показателей по содержанию объектов озеленения 1 категории Москвы на 2014 год" ГБУ "Мосзеленхоз" обязан обеспечить выполнение государственного задания на 2014 год в соответствии с Перечнем элементов благоустройства объектов озеленения 1 категории города Москвы. Качество, технология производства работ, методы производства, организационно- техническая схема работ, должны соответствовать вышеуказанному распоряжению, постановлению Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743 "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы".
Территория, на которой складирован снег, является озелененной территорией общего пользования, предназначенной под озеленение.
В соответствии с уставом заявителя, п. 28 перечня движимого имущества заявителя передаваемое на праве оперативного управления ГБУ "Мосзеленхоз", расположенного на территории ЦАО, распоряжения ДЖКиБ от 21.10.2014 N 05-14-64/4, ГБУ "МосзеленхозN, распоряжения Правительства Москвы N 660-РП от 31.10.2012 "О создании ГБУ "Мосзеленхоз", письмо ГБУ "Мосзеленхоз" от 05.03.2014 N 02-170/4, заявитель осуществляет работы по благоустройству и содержанию территорий самостоятельно и учет выполнения работ ведется без актов выполненных работ и платежных поручений.
Вместе с тем, в нарушение указанных норм ГБУ г. Москвы Мосзеленхоз допустило нарушение правил содержания зеленых насаждений, выразившееся в (размещении) снега, содержащего загрязняющие вещества - химические реагенты на земельном участке общего пользования, занятого зелеными насаждениями, со свободным доступом и адресным ориентиром: Москва, ул. Новослободская.
Таким образом, имеющиеся в материалах дела доказательства в своей совокупности и взаимосвязи свидетельствуют о наличии в действиях Учреждения события правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 4.17 Закона города Москвы N 45 от 21.11.2007 "Кодекс Москвы об Административных правонарушениях".
Отклоняется довод жалобы, что поскольку территория, с адресными ориентирами: г.Москва, ул. Новослободская (территория детского парка "Новослободский"), общего пользования со свободным доступом, то снег мог загрязнить реагентами любое лицо.
Как следует из материалов дела, заявитель осуществляет работы по благоустройству и содержанию указанных территорий самостоятельно - письмо ГБУ "Мосзеленхоз" от 05.03.2014 N 02-170/4 - л.д.84, доказательств, что работы проводились иной организацией не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 2 данной статьи, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры, по их соблюдению.
Оценив в совокупности обстоятельства и доказательства, имеющиеся в деле, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о доказанности органом миграционного контроля вины Учреждения в совершении вмененного ему правонарушения, с учетом того, что заявителем не представлены доказательства отсутствия возможности соблюдения им нарушенных правил и норм.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии в действиях Учреждения события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 4.17 Закона города Москвы N 45 от 21.11.2007 "Кодекс Москвы об Административных правонарушениях".
Административным органом приняты все необходимые меры, направленные на надлежащее извещение Учреждения о времени и месте составления протокола и вынесения оспариваемого постановления.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
В настоящем же случае, как следует из материалов дела, достоверно установлено судом первой инстанции и нашло свое подтверждение в апелляционном суде, при производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения Учреждения к административной ответственности ответчиком не нарушены.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, не установлено.
Размер штрафа назначен административным органом в пределах санкции нормы ч. 2 ст. 4.17 Закона города Москвы N 45 от 21.11.2007 "Кодекс Москвы об Административных правонарушениях".
Принимая во внимание изложенное, вывод суда первой инстанции о законности и обоснованности оспариваемого постановления и, как следствие, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Учреждением требований, является правомерным.
В соответствии с ч. 1 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с иным толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.10.2014 по делу N А40-143648/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-143648/2014
Истец: ГБУ "Мосзеленхоз", ГБУ г. Москвы Мосзеленхоз
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей стреды г. Москвы