г. Саратов |
|
24 февраля 2015 г. |
Дело N А57-15474/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Машино-технологическая станция Ершовская"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 ноября 2014 года по делу N А57-15474/2014 (судья Бобунова Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Машино-технологическая станция Ершовская" (413453, Саратовская область, Дергачевский район, с. Камышево, ул. Суворовская, 25, ИНН 6410973170, ОГРН 1116413000879)
заинтересованные лица: областное государственное учреждение "Ершовская районная станция по борьбе с болезнями животных" (413503, Саратовская область, г. Ершов, ул. Ленина, 80 А, ИНН 6413034228, ОГРН 1046401300065), Управление ветеринарии Правительства Саратовской области (410069, г. Саратов, ул. Шехурдина, 1, ИНН 6455009745, ОГРН 1026403672382)
о признании неправомерными действий областного государственного учреждения "Ершовская районная станция по борьбе с болезнями животных" по взиманию денежных средств за проведение противоэпизоотических мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию карантийных и особо опасных болезней животных;
о возвращении обществу с ограниченной ответственностью "Машино-технологическая станция Ершовская" денежных средств в сумме 62 076,69 руб.;
о взыскании с областного государственного учреждения "Ершовская районная станция по борьбе с болезнями животных" процентов за пользование денежными средствами в сумме 3 270,74 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Машино-технологическая станция Ершовская" - Ефимовой М.Я., по доверенности от 18.02.2014 (паспорт),
Управления ветеринарии Правительства Саратовской области - Минаевой М.О., по доверенности N 01-23/2856 от 26.09.2014 (удостоверение),
начальника областного государственного учреждения "Ершовская районная станция по борьбе с болезнями животных" - Морковина Д.Е.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Машино-технологическая станция Ершовская" (далее - ООО "МТС Ершовская", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании неправомерными действий областного государственного учреждения "Ершовская районная станция по борьбе с болезнями животных" (далее - ОГУ "Ершовская РайСББЖ") по взиманию денежных средств за проведение противоэпизоотических мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию карантийных и особо опасных болезней животных; о возвращении ООО "МТС Ершовская" денежных средств в сумме 62 076,69 руб.; о взыскании с ОГУ "Ершовская РайСББЖ" процентов за пользование денежными средствами в сумме 3 270,74 руб.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление ветеринарии Правительства Саратовской области.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 06 ноября 2014 года Обществу с ограниченной ответственностью "Машино-технологическая станция Ершовская" в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "МТС Ершовская" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В порядке статьи 262 АПК РФ ОГУ "Ершовская РайСББЖ" и Управление ветеринарии Правительства Саратовской области представлены письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят в удовлетворении требований Общества отказать.
В судебном заседании представители сторон поддержали позицию по делу.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 01.01.2010 между Обществом (Заказчик) и ОГУ "Ершовская РайСББЖ" (Исполнитель) был заключен договор N 4 на оказание платных ветеринарных услуг.
21 марта 2011 года между сторонами было заключено дополнительное соглашение к договору N 4 на оказание платных ветеринарных услуг от 01.01.2010.
Согласно п. 1.1 данного договора и дополнительного соглашения, которое является неотъемлемой частью договора N 4 на оказание платных ветеринарных услуг от 01.01.2010, "Заказчик" поручает, а "Исполнитель" принимает на себя обязанность по оказанию лечебной помощи животным, профилактических вакцинаций против заболеваний животных (не входящих в перечень особо опасных заболеваний, являющихся расходными обязательствами Российской Федерации, а также заболеваний, профилактика которых за счет средств областных целевых программ), профилактические и вынужденные обработки, диспансеризация поголовья животных, лабораторно-диагностическим исследованиям патологического материала по постановке диагноза, копрологического, химического, химико-токсилогического и иных исследований, проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации животноводческих помещений и прилегающих территорий, а также проведение предубойного, предварительного осмотров животных, ветеринарно-санитарной экспертизы безопасности продукции животного происхождения и оформление ветеринарных сопроводительных документов на платной основе согласно пункту 3.2. данного договора.
В п. 1.2 указано, что при осуществлении плановых мероприятий, осуществляемых "Исполнителем", "Заказчик" обязуется обеспечить:
- доставку ветеринарных специалистов - направленных "исполнителем" для выполнения работ;
- условия для выполнения работ согласно установленным требованиям по технике безопасности;
- наличие расходных материалов, необходимых для выполнения работ.
Расчет суммы производится по ценам, согласно прейскуранту от 01 августа 2011 года по фактически оказанным услугам.
Перечень и стоимость расходных материалов указан в прейскуранте на услуги, оказываемые ОГУ "Ершовская РайСББЖ" на территории Ершовского муниципального района.
Данный прейскурант утвержден начальником ОГУ "Ершовская РайСББЖ" и согласован с Управлением ветеринарии Правительства Саратовской области.
Стоимость услуг в прейскуранте основана на Калькуляции расходных материалов на выполнение государственных услуг, которая утверждена начальником и главным бухгалтером ОГУ "Ершовская РайСББЖ".
ОГУ "Ершовская РайСББЖ" выполнило свои обязательства перед ООО "МТС Ершовская" в полном объеме, что подтверждается актами об оказании услуг и выставило Обществу счета на оплату своих услуг.
Согласно п. 1.2 дополнительного соглашения от 21.03.2011 к договору N 4 на оказание платных ветеринарных услуг от 01.01.2010 проведение плановых профилактических мероприятий в отношении особо опасных инфекционных, инвазионных и иных заболеваний животных "Исполнителем" осуществляется на безвозмездной основе в той части, финансирование которых осуществляется из Казны Российской Федерации и областного бюджета.
Из актов об оказании услуг видно, что расчет происходит только за расходные материалы при проведении данных видов работ.
ООО "МТС Ершовская" произвела оплату выполненных услуг добровольно, согласившись с актами выполненных работ.
Общество, полагая действия ОГУ "Ершовская РайСББЖ" по взиманию денежных средств за проведение противоэпизоотических мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию карантийных и особо опасных болезней животных, неправомерными, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку Обществом не представлены доказательства несоответствия обжалуемых действий закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и законных интересов юридического лица.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу положений статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
По мнению заявителя, у него отсутствуют обязательства по оплате стоимости расходных материалов, необходимых для выполнения учреждением государственной услуги за проведение противоэпизоотических мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию карантийных и особо опасных болезней животных, поскольку данные расходы и весь комплекс мероприятий возмещаются ОГУ "Ершовская РайСББЖ" из бюджета Саратовской области.
Также в апелляционной жалобе заявитель указал, что стоимость расходных материалов в прейскуранте на услуги, оказываемые ОГУ "Ершовская РайСББЖ" отсутствует.
Апелляционная коллегия отклоняет указанные доводы заявителя, как необоснованные, поскольку расчет суммы расходных материалов на выполнение государственной услуги произведен учреждением по ценам, согласно прейскуранту от 01 августа 2011 года по фактически оказанным услугам.
Перечень и стоимость расходных материалов указаны в прейскуранте на услуги, оказываемые ОГУ "Ершовская РайСББЖ" на территории Ершовского муниципального района.
Данный прейскурант утвержден начальником ОГУ "Ершовская РайСББЖ" и согласован с Управлением ветеринарии Правительства Саратовской области.
Стоимость услуг в прейскуранте (раздел 2 пункт 28) основана на Калькуляции расходных материалов на выполнение государственных услуг, которая утверждена начальником и главным бухгалтером ОГУ "Ершовская РайСББЖ" (т.1 л.д. 42, 55-57).
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон N4979-1) основными задачами ветеринарии в Российской Федерации являются реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел; контроль за соблюдением органами исполнительной власти и должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, иными хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности и форм собственности, общественными объединениями, международными организациями, иностранными юридическими лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства - владельцами животных и продуктов животноводства ветеринарного законодательства Российской Федерации.
Задачи в области ветеринарии в Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии, федеральный орган исполнительной власти по оказанию государственных услуг в области ветеринарии и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в ветеринарии и другой закрепленной сфере деятельности во взаимодействии с ветеринарными службами других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, с государственными ветеринарными службами субъектов Российской Федерации, а также аккредитованные в установленном порядке специалисты в области ветеринарии.
Согласно статье 3 Закона N 4979-1 к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся:
участие в реализации федеральных мероприятий на территории субъекта Российской Федерации;
организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению;
защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации;
регистрация специалистов в области ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью;
контроль деятельности специалистов в области ветеринарии;
решение иных вопросов в области ветеринарии, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Статьей 18 указанного закона предусмотрено, что ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы.
Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны:
осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства;
соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства;
предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов обо всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении;
до прибытия специалистов в области ветеринарии принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании;
соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства;
выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
В соответствии со статьей 3 Закона N 4979-1 Минсельхозом России осуществляется обеспечение субъектов Российской Федерации лекарственными средствами (диагностическими наборами) для проведения противоэпизоотических мероприятий против карантинных и особо опасных болезней животных. Порядок исполнения указанной государственной функции установлен административным регламентом, утвержденным Приказом Минсельхоза России от 14.04.2009 N 137 (далее - административный регламент). При этом статьей 3 Закона N 4979-1 организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению относится к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Административным регламентом предусмотрено предоставление уполномоченными в области ветеринарии органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов проведения диагностических исследований, ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий на территории субъекта Российской Федерации на предстоящий год (далее - Планы) для расчета потребности лекарственных средств для животных на территории Российской Федерации на планируемый период и формирования сводного плана диагностических исследований, ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий на территории Российской Федерации.
Таким образом, осуществление лабораторно-диагностических исследований при проведении противоэпизоотических мероприятий против карантинных и особо опасных болезней животных является расходным обязательством бюджетов субъектов Российской Федерации.
Приказом Минсельхоза РФ от 19.12.2011 N 476 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 13.02.2012 N 23206) утвержден перечень заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин).
Согласно указанному перечню бруцеллез, лейкоз, сап, туберкулез, сибирская язва, эмкар являются заразными болезнями животных.
Постановлением Правительства РФ от 06.08.1998 N 898 утверждены Правила оказания платных ветеринарных услуг.
Указанные Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и распространяются на граждан, имеющих намерение заказать, либо использовать ветеринарные услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
ООО "МТС Ершовская" осуществляет предпринимательскую деятельность, и потому указанные Правила к отношениям сторон неприменимы.
Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 20.01.1992 за N 2-27-145 утвержден перечень платных и бесплатных услуг, оказываемых бюджетными организациями и учреждениями государственной ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (действующий в спорный период).
Согласно указанному перечню ветеринарные услуги (вакцинация, диагностика, лечение) оказываются бесплатно за счет средств бюджета при особо опасных заболеваниях животных.
К платным ветеринарным услугам, оказываемым продуктивным и непродуктивным животным в хозяйствах и предприятиях независимо от подчиненности и форм собственности относятся клинические, лечебно - профилактические и ветеринарно - санитарные мероприятия, не связанных с опасными заболеваниями животных, а именно: терапевтические, хирургические, акушерско - гинекологические, противоэпизоотические и иммунизация; все виды лабораторных исследований и другие.
Порядок проведения ветеринарных мероприятий осуществляется в соответствии с требованиями действующих ветеринарных законодательных актов на территории Российской Федерации.
Учитывая изложенные обстоятельства, апелляционная коллегия пришла к выводу, что за счет средств федерального бюджета осуществляется обеспечение субъектов Российской Федерации лекарственными средствами для проведения противоэпизоотических мероприятий против карантинных и особо опасных болезней животных.
Как было указано выше, проведение плановых профилактических мероприятий в отношении особо опасных инфекционных, инвазионных и иных заболеваний животных ОГУ "Ершовская РайСББЖ", осуществлялось на безвозмездной основе в той части, финансирование которых осуществляется из Казны Российской Федерации и областного бюджета.
Из актов об оказании услуг видно, что счета на оплату выставлены только за расходные материалы при проведении данных видов работ, что предусмотрено калькуляцией Раздела 2 пункта 28 прейскуранта на услуги, оказываемые ОГУ "Ершовская РайСББЖ" и согласовано сторонами.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку заявителем не представлено надлежащих доказательств того, что действия ОГУ "Ершовская районная станция по борьбе с болезнями животных" по взиманию денежных средств за проведение противоэпизоотических мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию карантинных и особо опасных болезней животных, являются неправомерными.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены обжалованного решения не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" по смыслу норм статьи 110 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины разрешается арбитражным судом по итогам рассмотрения дела, независимо от того, заявлено ли перед судом ходатайство о его разрешении.
На момент подачи апелляционной жалобы, согласно пункту 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" размер государственной пошлины, подлежащей уплате за рассмотрение дела, данной категории в суде апелляционной инстанции составлял для юридических лиц 1000 руб.
При таких обстоятельствах при подаче апелляционной жалобы обществом с ограниченной ответственностью "Машино-технологическая станция Ершовская" подлежала уплате государственная пошлина в сумме 1000 руб.
Платежным поручением от 02.12.2014 N 3795 Обществом уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 января 2015 года обществу с ограниченной ответственностью "Машино-технологическая станция Ершовская" излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 руб. возвращена на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 ноября 2014 года по делу N А57-15474/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-15474/2014
Истец: ООО "Машино-технологическая станция Ершовская"
Ответчик: ОГУ "Ершовская районная станция по борьбе с болезнями животных", ОГУ "Ершовская РайСББЖ"
Третье лицо: Управление ветеринарии Правительства Саратовской области