г. Москва |
|
25 февраля 2015 г. |
Дело N А40-52611/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2015 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Яремчук Л.А. |
|
Судей Сазоновой Е.А., Юрковой Н.В. |
|
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мосесовой А.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства социальной защиты населения Тверской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.10.2014 г.
по делу N А40-52611/14,
принятое судьей Анциферовой О.В. (шифр судьи 61-460)
по иску Муниципального унитарного предприятия "Осташковское автотранспортное предприятие" муниципального образования "Осташковский район" (ОГРН 1026901807932, 172730, Тверская обл., Осташковский район, г. Осташков, ул. Загородная, д. 2)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д.9, стр. 1)
Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области (ОГРН 1026900521230, 170008, г. Тверь, наб. Реки Лазури, д.20)
о взыскании убытков
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчиков: Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации: Смирнова А.А. по доверенности от 03.02.2015;
Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
МУП "Осташковское АТП" МО "Осташковский район", с учетом уточнения требований в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском о взыскании убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации в сумме 5 601 422 руб. 35 коп., а также с Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области за счёт казны Тверской области в сумме 12 448 798 руб. 28 коп..
Решением суда от 31.01.2013 года требования МУП "Осташковское АТП" МО "Осташковский район" удовлетворены. При принятии решения суд исходил из обоснованности и документального подтверждения заявленных требований.
Министерство социальной защиты населения Тверской области не согласилось с решением суда первой инстанции в части взыскания убытков с Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области за счёт казны Тверской области, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в обжалуемой части отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, указав на несоответствие выводов, изложенных в решении суда фактическим обстоятельствам дела, ненадлежащую оценку судом представленных по делу доказательств, неправильный расчет убытков и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
МУП "Осташковское АТП" МО "Осташковский район" представило письменные пояснения, в которых считает доводы апелляционной жалобы необоснованными и просит решение суда оставить без изменения.
Министерство финансов Российской Федерации представило письменные объяснения в которых поддерживает позицию Министерства социальной защиты населения Тверской области.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя истца и ответчика Министерства социальной защиты населения Тверской области, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, выслушав объяснение представителя ответчика Министерства финансов Российской Федерации, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда подлежит частично отмене в связи с неполным исследованием обстоятельств, имеющих значение для дела (п.1 ч.1 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В обоснование заявленных требований истец указал, что являясь транспортной организацией, осуществляющей регулярные перевозки пассажиров и багажа транспортом общего пользования, в Тверской области, оказал за период 2013 год услуги по перевозке граждан, имеющих право на льготный проезд в общественном транспорте на основании единого социального проездного билета (ЕСПБ), в связи с чем понес убытки в виде не возмещенных расходов Российской федерации на перевозку льготных категорий граждан федерального регистра в сумме 5 601 422 руб. 35 коп., а также убытков в виде некомпенсированных затрат Тверской области на перевозку в 2013 году льготных категорий граждан в сумме 12 448 798 руб. 28 коп..
Согласно пункту 5 ст.790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом и иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.10.2005 года отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем, данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно ст.ст.ст.3, 44, 63 названного Закона, меры социальной защиты инвалидов, социальной поддержки ветеранов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Установив данную меру социальной поддержки (льготу), Российская Федерация в силу пункта 5 ст.790 Гражданского кодекса Российской Федерации приняла на себя и обязанность за счет средств федерального бюджета полностью компенсировать транспортным организациям неполученную от потребителей - федеральных льготников провозную плату.
В соответствии с Постановлением Администрации Тверской области от 23.08.2006 года N 207-па "Об уполномоченном органе по государственному регулированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа общественным транспортом", государственное регулирование тарифов осуществляется Региональной энергетической комиссией Тверской области.
Для МУП "Осташковское АТП" МО "Осташковский район" в 2013 году тарифы определены приказами РЭК Тверской области N 175-нп от 25.05.2012 года (2 руб. за 1 км. пути в пригородном сообщении), N 177-нп от 31.05.2013 года (2,30 руб. за 1 км. пути в пригородном сообщении), N 308-нп от 19.07.2012 года (13 руб. за одну поездку по городу), N 319-нп от 23.09.2013 года (14 руб. за одну поездку по городу); для муниципального образования "Пеновский район" приказами РЭК Тверской области: N 320-нп от 23.09.2013 года (14 руб. за одну поездку по городу), N 306-нп от 17.07.2012 года (13 руб. за одну поездку по городу), N 178-нп от 31.05.2013 года (2,30 руб. за 1 км. пути в пригородном сообщении), N 176-нп от 25.05.2012 года (2 руб. за 1 км. пути в пригородном сообщении).
Постановлением Администрации Тверской области от 16.05.2005 года N 32-па на территории Тверской области введен единый социальный проездной билет (ЕСПБ) и утверждены стоимость ЕСПБ, порядок их распространения среди населения Тверской области, а также утверждены перечень категорий граждан, имеющих право на приобретение ЕСПБ, порядок компенсации транспортным предприятиям расходов, связанных с перевозкой льготных категорий граждан.
Пунктом 3.3 вышеназванного постановления установлено, что размер компенсации за каждый ЕСПБ определяется как разница между стоимостью льготного проезда и стоимостью ЕСПБ, оплаченной гражданином. Размер компенсации по каждому муниципальному образованию определяется из расчета размера компенсации за каждый билет, умноженного на общее количество выданных ЕСПБ в муниципальном образовании.
Согласно Постановления Администрации Тверской области от 16.05.2005 года N 32-па, ЕСПБ предоставляет право проезда на всех видах, на всех маршрутах наземного городского и пригородного транспорта общего пользования (кроме железнодорожного, водного и такси, включая маршруты), включенных в установленное расписание движения транспорта. Полная стоимость проезда одного пассажира по ЕСПБ в месяц на дачном пригородном маршруте устанавливается в размере полной стоимости проезда одного пассажира по ЕСПБ в соответствующем городском округе.
Пунктом 4 вышеназванного постановления, было утверждено Положение о порядке приобретения единого социального проездного билета для проезда в наземном городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования (кроме железнодорожного и такси) и компенсации расходов транспортным предприятиям по обеспечению равных условий предоставления транспортных услуг для отдельных категорий граждан.
Продажу ЕСПБ населению производят территориальные отделы социальной защиты населения через отделения связи ФГУП "Почта России".
Согласно пунктам 1.2-1.3 Раздела 1 "Общие положения" вышеуказанного Положения, правом приобретения ЕСПБ по цене 64 руб. обладают граждане, включённые в федеральный и региональный регистр лиц, имеющих право на получение социальной помощи. Льготники регионального регистра покупают ЕСПБ за счёт ежемесячной денежной выплаты из бюджета Тверской области (Закон Тверской области от 29.12.2004 года N 80-30 "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий", Закон Тверской области от 29.12.2004 года N 84-30 "О мерах социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу...").
Раздел 3 Положения представляет собой регламент перечисления компенсации транспортным предприятиям.
Компенсация за каждый ЕСПБ определяется как разница между "полной стоимостью льготного проезда" и стоимостью ЕСПБ, оплаченной гражданином (пункт 3.3). При этом "полная стоимость льготного проезда" для Осташковского и Пеновского районов Тверской области с 1 октября 2006 года (пункт 6 Постановления Администрации Тверской области от 30.10.2006 года N 268-па) была в одностороннем порядке определена Администрацией Тверской области в размере 210 руб. (пункт 3.2 Положения), а с 01 апреля 2011 года - 327 руб..
Постановление Администрации Тверской области от 16.05.2005 года N 32-па не даёт представления о том, на основании чего была определена величина "полная стоимость льготного проезда". Указанная величина никак не связана с тарифами на проезд, с фактическими расходами транспортных предприятий. То, что величина распределяется между перевозчиками пропорционально транспортной работе, то есть пробегу подвижного состава (пункт 3.8 Положения), позволяет отнести компенсацию, установленную Постановлением N 32-па, к субсидиям юридическим лицам на покрытие убытков (ст.ст. 69. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Функцию по перечислению компенсации транспортным предприятиям Администрация Тверской области возложила на территориальные отделы социальной защиты населения в муниципальных образованиях (пункт 3.7 Положения).
Пунктом 3.1 Положения, территориальным отделам социальной защиты населения предписывается выявить предприятия общественною транспорта, на которые распространяется действие ЕСПБ, в конкретном муниципальном образовании, и заключить с ними договоры на перечисление компенсации, предусмотренной Постановлением Администрации Тверской области от 16.05.2005 года N 32-па.
Истцом представлен расчет исходя из размера тарифа на перевозку пассажиров во внутригородском сообщении, тарифа на перевозку пассажиров и длины средней ездки в пригородном сообщении, а также информации о количестве льготников, которые воспользовались своим правом на проезд по единому социальному билету за период 2013 года, доли истца в городских и пригородных перевозках, полученных выплат, суммы невыплаченных компенсаций, согласно которому понесенные убытки в спорный период составляют по льготным категориям граждан федерального регистра 5 601 422 руб. 35 коп., регионального регистра - 12 448 798 руб. 28 коп..
Между тем выводы суда первой инстанции сделаны по неполно выясненным обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам.
Материалами дела не подтвержден факт предоставления истцом льготного проезда на основании единого социального проездного билета в 2013 году в заявленных им объемах на территории Осташковского и Пеновского районов.
Как следует из материалов дела, фактический учет поездок льготников предприятием истца в 2013 году не велся, реализация и учет единых социальных проездных билетов не осуществлялась. Сам по себе факт заключения с истцом договоров на предоставление льготного проезда на территории Осташковского и Пеновского района подтверждает лишь наличие договорных обязательств. Получение истцом бюджетных средств из областного бюджета Тверской области также документально не подтверждает факт предоставления им услуг по льготному проезду в заявленных им объемах.
В соответствии с Постановлением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 7573/12 от 30.10.2012 года, расходы транспортной организации рассчитываются исходя из количества граждан льготной категории, воспользовавшихся единым социальным проездным билетом не более 50 раз (с разделением на город и пригород), и от этого количества определяется доля предприятия в перевозке. В материалах дела имеются сведения о количестве реализованных гражданам ЕСПБ, сведения о количестве раз использования гражданами единых социальных проездных билетов истцом в материалы дела не представлены.
Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 1-автотранс (срочная) "Сведения о работе пассажирского автомобильного транспорта", утвержденные Приказом Росстата от 06.09.2012 года N 480, на которые ссылается истец в своем расчете, предназначены для заполнения статистической отчетности, что следует из названия документа. Все цифровые показатели в Приказе Росстата определены экспертно, в среднем по России, в связи с чем примечание, содержащееся в пункте 20 Приказа Росстата о том, что среднее число поездок не может быть использовано для финансовых расчетов, относится ко всем показателям данного документа, определяющим среднее число поездок.
Расчет убытков от перевозок льготников в пригородном сообщении произведен истцом путем умножения установленного тарифа за один километр пути на среднее расстояние поездки и на количество поездок. При этом показатель "среднее расстояние поездки" истец определил расчетным методом путем деления пассажирооборота на количество перевезенных пассажиров. В расчете убытков истец указал, что данные пассажирооборота указаны на основании формы 65-авторанс, которая заполняется самим перевозчиком и сведений о том, что данный документ был проверен и принят Тверьстатом, в материалы дела не представлено.
Согласно правилу, содержащемуся в пункте 23 Приказа Росстата, при продаже отдельным категориям граждан проездных билетов долговременного пользования среднее расстояние поездки пассажира определяется на основании разовых натурных обследований пассажиропотоков.
Сведения о проведении натурных обследований пассажиропотока истцом в материалы дела не представлены. Справки территориальных отделов социальной защиты населения, не содержат распределения на городское и пригородное сообщение.
В расчете истца разделение объемов перевозки на городское и пригородное сообщение основано на отчетах о транспортной работе, составленных истцом и не подтвержденных органами государственной статистики, органами местного самоуправления, Министерством транспорта Тверской области, которое в соответствии с постановлением администрации Тверской области от 28.09.2007 N 274-па "Об утверждении Административного регламента по распределению средств между транспортными предприятиями, предоставляющими льготный проезд на основании единого социального проездного билета на территории Тверской области" является уполномоченным органом Тверской области, осуществляющим учет и проверку показателей транспортной работы перевозчиков.
В бюджете Тверской области были определены соответствующие расходные обязательства в долгосрочной целевой программе "Социальная поддержка населения Тверской области на 2009-2014 годы", утвержденной постановлением Администрации Тверской области от 01.09.2008 N 262-па.
В целях реализации принятых обязательств уполномоченными органами - территориальными отделами социальной защиты населения Осташковского и Пеновского районов был заключен договор, в котором указаны размер и порядок возмещения расходов предприятию в соответствии с Постановлением 32-па.
Поскольку Министерство социальной защиты населения Тверской области исполнило свои обязанности по возмещению расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта, то у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения указанных требований истца.
Руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268, 269, 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.10.2014 г. по делу N А40-52611/14 в части взыскания с Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области за счёт казны Тверской области в пользу Муниципального унитарного предприятия "Осташковское автотранспортное предприятие" муниципального образования "Осташковский район" убытков в сумме 12 448 798 руб. 28 коп.- отменить, в удовлетворении указанной части требований отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Яремчук |
Судьи |
Е.А.Сазонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-52611/2014
Истец: МУП "Осташковский район", МУП "Осташковское автотранспортное предприятие" МО "Осташковский район", МУП "Осташковское автотранспортное предприятие" муниципального образования "Осташковский район", МУП "Осташковское автотраспортное предприятие" МО "Осташковский район"
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, РФ в лице Министерства финансов РФ, Тверская область в лице Министерства социальной защиты населения Тверской облости
Третье лицо: Тверская область в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области