Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 мая 2015 г. N Ф05-5702/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
25 февраля 2015 г. |
Дело N А41-47009/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
судей Коновалова С.А., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Оськиным П.П.,
при участии в заседании:
от ОАО "Национальная Девелоперская Компания": Шпарук В.Н., доверенность от 12.11.2013 г.,
от Муниципального учреждения Администрации муниципального образования сельское поселение "Шеметовское" Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, Муниципального учреждения Совет депутатов муниципального образования сельское поселение Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области: Афанасьев А.Б., доверенности от 28.01.2015 г., 17.06.2014 г.,
от Главы сельского поселения Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области: не явились, извещены,
от третьего лица: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Национальная Девелоперская Компания" на решение Арбитражного суда Московской области от 24 октября 2014 года по делу N А41-47009/14, принятое судьей Федуловой Л.В., по заявлению открытого акционерного общества "Национальная Девелоперская Компания" к муниципальному учреждению Администрации муниципального образования сельское поселение "Шеметовское" Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, муниципальному учреждению Совет депутатов муниципального образования сельское поселение Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, Главе сельского поселения Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, при участии в деле в качестве третьего лица Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области, о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Национальная Девелоперская Компания" (далее - ОАО "НДК", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному учреждению Администрации муниципального образования сельское поселение "Шеметовское" Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, муниципальному учреждению Совет депутатов муниципального образования сельское поселение Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, Главе сельского поселения Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, в котором просило:
1. Признать бездействие Главы (Руководителя) Администрации Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области незаконным в части: - непринятия мер по отклонению проекта генерального плана сельского поселения Шеметовское и направления его на доработку с учетом результатов проведенных публичных слушаний 24 апреля 2014 г. в д. Кузьмине Сергиево-Посадского района Московской области, в том числе в отношении предложения об изменении функциональной зоны с "для сельскохозяйственного производства" на функциональную зону "для дачного строительства" в проекте генерального плана и правил землепользования и застройки в отношении земельных участков, принадлежащих ОАО "Национальная Девелоперская компания" на праве собственности:
|
Адрес |
Площадь земельного участка, м2 |
Кадастровый номер |
Категория |
1 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
1 034 179 |
50:05:0010414:15 |
Земли сельхозназначения |
2 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
626 069 |
50:05:0010526:398 |
Земли сельхозназначения |
3 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
124 845 |
50:05:0010403:28 |
Земли сельхозназначения |
4 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
2 034 705 |
50:05:0010316:227 |
Земли сельхозназначения |
5 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
49 636 |
50:05:0010414:14 |
Земли сельхозназначения |
6 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
486 078 |
50:05:0010413:7 |
Земли сельхозназначения |
7 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
3 053 174 |
50:05:0010403:27 |
Земли сельхозназначения |
8 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
3 081 531 |
50:05:0010316:236 |
Земли сельхозназначения |
9 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
1 463 843 |
50:05:0010316:231 |
Земли сельхозназначения |
10 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
1 509 508 |
50:05:0010414:16 |
Земли сельхозназначения |
11 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
50 421 |
50:05:0010414:17 |
Земли сельхозназначения |
12 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
114 059 |
50:05:0010316:232 |
Земли сельхозназначения |
13 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
402 849 |
50:05:0010316:234 |
Земли сельхозназначения |
14 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
56 494 |
50:05:0010316:235 |
Земли сельхозназначения |
15 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
635 490 |
50:05:0010526:401 |
Земли сельхозназначения |
16 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
1 438 772 |
50:05:0010526:400 |
Земли сельхозназначения |
17 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
34 159 |
50:05:0010414:18 |
Земли сельхозназначения |
18 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
148 527 |
50:05:0010316:230 |
Земли сельхозназначения |
19 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
243 807 |
50:05:0010316:233 |
Земли сельхозназначения |
20 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
439 668 |
50:05:0010526:399 |
Земли сельхозназначения |
21 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
215 671 |
50:05:0010316:226 |
Земли сельхозназначения |
22 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
2 625 419 |
50:05:0010316:229 |
Земли сельхозназначения |
23 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
153214 |
50:05:0010311:2 |
Земли сельхозназначения |
24 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
66 771 |
50:05:0010413:8 |
Земли сельхозназначения |
25 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
47 248 |
50:05:0010413:9 |
Земли сельхозназначения |
2. Признать недействительным Решение Совета депутатов сельского поселения Шеметовское Сергиево-Посадского района Московской области от 19 июня 2014 года N 4/65.
3. Обязать Главу (Руководителя) Администрацию муниципального образования сельское поселение "Шеметовское" Сергиево-Посадского муниципального района Московской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Открытого акционерного общества "Национальная Девелоперская Компания", и не позднее одного месяца с момента принятия Решения Арбитражным судом Московской области отклонить проект генерального плана и проект правил землепользования и застройки сельского поселения Шеметовское, и направить его на доработку с учетом результатов проведенных публичных слушаний, в том числе для внесения изменения функциональной зоны с "для сельскохозяйственного производства" на функциональную зону "для дачного строительства" в проект генерального плана, проект правил землепользования и застройки и другие проектные документы в отношении земельных участков, принадлежащих ОАО "Национальная Девелоперская компания" на праве собственности:
|
Адрес |
Площадь земельного участка, м2 |
Кадастровый номер |
Категория |
1 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
1 034 179 |
50:05:0010414:15 |
Земли сельхозназначения |
2 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
626 069 |
50:05:0010526:398 |
Земли сельхозназначения |
3 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
124 845 |
50:05:0010403:28 |
Земли сельхозназначения |
4 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
2 034 705 |
50:05:0010316:227 |
Земли сельхозназначения |
5 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
49 636 |
50:05:0010414:14 |
Земли сельхозназначения |
6 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
486 078 |
50:05:0010413:7 |
Земли сельхозназначения |
7 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
3 053 174 |
50:05:0010403:27 |
Земли сельхозназначения |
8 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
3 081 531 |
50:05:0010316:236 |
Земли сельхозназначения |
9 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
1 463 843 |
50:05:0010316:231 |
Земли сельхозназначения |
10 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
1 509 508 |
50:05:0010414:16 |
Земли сельхозназначения |
11 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
50 421 |
50:05:0010414:17 |
Земли сельхозназначения |
12 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
114 059 |
50:05:0010316:232 |
Земли сельхозназначения |
13 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
402 849 |
50:05:0010316:234 |
Земли сельхозназначения |
14 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
56 494 |
50:05:0010316:235 |
Земли сельхозназначения |
15 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
635 490 |
50:05:0010526:401 |
Земли сельхозназначения |
16 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
1 438 772 |
50:05:0010526:400 |
Земли сельхозназначения |
17 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
34 159 |
50:05:0010414:18 |
Земли сельхозназначения |
18 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
148 527 |
50:05:0010316:230 |
Земли сельхозназначения |
19 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
243 807 |
50:05:0010316:233 |
Земли сельхозназначения |
20 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
439 668 |
50:05:0010526:399 |
Земли сельхозназначения |
21 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
215 671 |
50:05:0010316:226 |
Земли сельхозназначения |
22 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
2 625 419 |
50:05:0010316:229 |
Земли сельхозназначения |
23 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
153 214 |
50:05:0010311:2 |
Земли сельхозназначения |
24 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
66 771 |
50:05:0010413:8 |
Земли сельхозназначения |
25 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
47 248 |
50:05:0010413:9 |
Земли сельхозназначения |
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 октября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано (том 4, л.д. 135-140).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ОАО "НДК" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права (том 5, л.д. 4-14).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ОАО "НДК" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель администрации муниципального образования сельское поселение "Шеметовское" Сергиево-Посадского муниципального района Московской области и муниципального учреждения Совет депутатов муниципального образования сельское поселение Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области возражал против доводов представителя заявителя, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ОАО "НДК" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: 50:05:0010414:15, 50:05:0010526:398, 50:05:0010403:28, 50:05:0010316:227, 50:05:0010414:14, 50:05:0010413:7, 50:05:0010403:27, 50:05:0010316:236, 50:05:0010316:231, 50:05:0010414:16, 50:05:0010414:17, 50:05:0010316:232, 50:05:0010316:234, 50:05:0010316:235, 50:05:0010526:401, 50:05:0010526:400, 50:05:0010414:18, 50:05:0010316:230, 50:05:0010316:233, 50:05:0010526:399, 50:05:0010316:226, 50:05:0010316:229, 50:05:0010311:2, 50:05:0010413:8, 50:05:0010413:9, расположенных по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, АО "Кузьминское", категории земель: "земли сельскохозяйственного назначения", с видом разрешенного использования: "для сельскохозяйственного производства", что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права.
Постановлением Главы от 10.09.13 N 60 были назначены публичные слушания по проекту генерального плана и проекту правил землепользования и застройки сельского поселения Шеметовское, а также установлен график проведения публичных слушаний в населенных пунктах, с указанием на то, что Комиссии по организации и проведению публичных слушаний по проекту генерального плана и проекту правил землепользования и застройки сельского поселения Шеметовское будет осуществлять прием заявлений, а также предложений и замечаний от граждан и организаций по рассматриваемому проекту генерального плана и правил землепользования и застройки сельского поселения. Публичные слушания должны были быть проведены 14-15 октября 2013 года.
17.09.2013 года ОАО "НДК" обратилось к Главе с заявлением о внесении изменений в проект генерального плана и проект правил землепользования и застройки сельского поселения Шеметовское в части определения функциональных зон земельных участков, принадлежащих на праве собственности обществу, изменив их вид разрешенного использования: с "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства".
По результатам рассмотрения Комиссией было принято решение не включать в проект генерального плана и проект правил землепользования и застройки сельского поселения Шеметовское земельные участки общества с измененным видом разрешенного использования: "для дачного строительства". При этом, администрации было рекомендовано обратиться в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области с целью получения заключений о целесообразности включения в проект генерального плана и проект правил землепользования и застройки сельского поселения Шеметовское земельных участков, принадлежащих на праве собственности заявителю, с измененным видом разрешенного использования с "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства".
Из протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и проекту правил землепользования и застройки сельского поселения Шеметовское, проведенных 14-15 октября 2013 года, следует, что при их проведении предложение общества о внесении изменений в проект генерального плана и проект правил землепользования и застройки на обсуждение не выносилось.
Полагая бездействия Главы сельского поселения Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области в непринятии мер по вынесению на публичные слушания по проекту генерального плана и проекту правил землепользования и застройки сельского поселения Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, проведенных на территории муниципального образования с 14 по 15 октября 2013 года, вопроса об изменении функциональной зоны с "для сельскохозяйственного производства" на функциональную зону "для дачного строительства" в отношении вышеуказанных земельных участков, а результаты публичных слушаний по рассмотрению проекта генерального плана и проекта правил землепользования и застройки сельского поселения Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, незаконными, ОАО "НДК" обжаловало их в рамках дела N А41-49346/13.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 14.02.2014 года по делу N А41-49346/13 заявленные обществом требования удовлетворены.
24.04.2014 года проведены публичные слушания по обсуждению проекта генерального плана и проекта правил землепользования и застройки с.п. Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, по результатам которых составлен Протокол N 2, согласно которому - проект генерального плана и проект правил землепользования и застройки сельского поселения Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, протокол публичных слушаний, поступившие предложения ОАО "НДК" об изменении функциональной зоны с "для сельскохозяйственного производства" на функциональную зону "для дачного строительства" в отношении земельных участков, принадлежащих ОАО "НДК", решено направить Руководителю администрации сельского поселения Шеметовское П.Г. Коретникову для принятия решения о согласовании или отклонении обсуждаемого проекта генерального плана и проекта правил землепользования и застройки сельского поселения Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области.
Решением Совета депутатов сельского поселения Шеметовское Сергиево-Посадского района Московской области от 19.06.2014 N 4/65 "О рассмотрении проекта генерального плана сельского поселения Шеметовское" одобрен проект генерального плана сельского поселения Шеметовское, направленный в Совет депутатов сельского поселения Шеметовское в соответствии с постановлением руководителя Администрации сельского поселения Шеметовское от 18.06.2014 N 118 "О согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган".
Заявитель, считая бездействие Главы (Руководителя) Администрации Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области в части непринятия мер по отклонению проекта генерального плана сельского поселения Шеметовское и направления его на доработку с учетом результатов проведенных публичных слушаний 24.04.2014, а также решение Совета депутатов сельского поселения Шеметовское Сергиево-Посадского района Московской области от 19.06.2014 N 4/65, незаконными, обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Оценив содержащиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом доводов заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный полагает выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований законными и обоснованными по следующим основаниям.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Следовательно, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Пунктом 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что правила землепользования и застройки включают в себя:
1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
2) карту градостроительного зонирования;
3) градостроительные регламенты.
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Согласно пункту 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:
1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит:
- положение о территориальном планировании;
- карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
- карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
- карту функциональных зон поселения или городского округа.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, согласно пункту 4 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации включает в себя:
1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;
2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.
К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (пункт 6 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На картах, прилагаемых к генеральному плану, в соответствии с пунктом 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации отображаются:
1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям:
а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; б) автомобильные дороги местного значения; в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа; г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа;
2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа, а также правил землепользования и застройки определен статьями 24, 25, 28, 31 Градостроительным кодексом Российской Федерации, и включает в себя:
- принятие решений о подготовке генерального плана, правил землепользования и застройки, которое принимается главой местной администрации городского округа;
- подготовка проекта генерального плана, правил землепользования и застройки;
- согласование проекта генерального плана в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
- принятие предложений от заинтересованных лиц по проекту генерального плана;
- проведение публичных слушаний по проекту генерального плана, правил землепользования и застройки с обязательным составлением протокола публичных слушаний и заключения по ним;
- принятие главой местной администрации решения с учетом заключения о результатах публичных слушаний о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования либо об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку, такие же решения принимаются главой местной администрации в отношении проекта правил землепользования и застройки;
- рассмотрение проекта генерального плана, проекта правил землепользования и застройки представительным органом местного самоуправления с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний.
По итогам рассмотрения проекта генерального плана либо проекта правил землепользования и застройки, представленные документы подлежат утверждению либо отклонению и отправлению на доработку.
В силу пункта 10 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана.
Кроме того, согласно пункту 6 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний.
Порядок проведения публичных слушаний на территории муниципального образования сельское поселение Шеметовское был утвержден решением Совета депутатов сельского поселения Шеметовское N 3/52-НПА от 20.08.13.
В соответствии с пунктом 8 указанного решения в ходе подготовки к проведению публичных слушаний в соответствующую комиссию, созданную лицом, по инициативе которого проводятся публичные слушания, от заинтересованных лиц поступают замечания и предложения по проекту выносимого на публичные слушания муниципального правового акта.
Согласно пункту 9 решения Совета депутатов сельского поселения Шеметовское N 3/52-НПА от 20.08.13 сбор замечаний и предложений заинтересованных лиц по проекту выносимого на публичные слушания муниципального правового акта осуществляется со дня, следующего за днем официального опубликования (обнародования) сообщения о проведении публичных слушаний (в случае, когда решением установлен иной срок, - со дня его наступления), до проведения публичных слушаний по обсуждению проекта муниципального правового акта, выносимого на публичные слушания, по рабочим дням. Замечания и предложения заинтересованных лиц по проекту муниципального правового акта, выносимого на публичные слушания, оформляются в письменном виде и предоставляются в Комиссию.
Во время проведения публичных слушаний на них оглашаются поступившие в установленный период замечания и предложения по проекту муниципального правового акта, выносимого на публичные слушания, которые подлежат отражению в протоколе публичных слушаний.
По смыслу указанных норм права все поступившие в установленный период замечания и предложения по вопросам, вынесенным на публичные слушания, должны быть озвучены на самих слушаниях с принятием соответствующего решения по ним.
Судом первой инстанции установлено, что по результатам проведенных 24.04.2014 года публичных слушаний по обсуждению проекта генерального плана и проекта правил землепользования и застройки с.п. Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области руководителем Администрации с.п. Шеметовское было издано постановление от 18.06.2014 N 118 "О согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган".
Решением Совета депутатов сельского поселения Шеметовское Сергиево-Посадского района Московской области от 19.06.2014 N 4/65 "О рассмотрении проекта генерального плана сельского поселения Шеметовское" одобрен проект генерального плана сельского поселения Шеметовское, направленный в Совет депутатов сельского поселения Шеметовское в соответствии с постановлением руководителя Администрации сельского поселения Шеметовское от 18.06.2014 N 118 "О согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган".
При рассмотрении проекта генерального плана органом местного самоуправления предложения ОАО "НДК" об изменении функциональной зоны с "для сельскохозяйственного производства" на функциональную зону "для дачного строительства" в отношении земельных участков, принадлежащих обществу были отклонены в связи с тем, что данные земельные участки относятся к категории земель: "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование: "для сельскохозяйственного производства", и в силу Закона градостроительный регламент в отношении них не устанавливается.
В соответствии со статьей 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно- исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
Отнесение земельного к участка к сельскохозяйственным угодьям возможно в случае, когда на земельном участке находятся пашни, пастбища, многолетние насаждения, что подтверждается соответствующим актом обследования земельного участка с участием представителей уполномоченных органов.
Из представленных в материалы дела актов осмотра земельных участков, составленных Администрацией сельского поселения Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области и ОАО "НДК" в рамках дела N А41-31461/14 следует, что на земельных участках с кадастровыми номерами 50:05:0010311:2, 50:05:0010413:7, 50:05:0010413:8, 50:05:0010413:9, 50:05:0010414:15, 50:05:0010414:16, 50:05:0010414:17, 50:05:0010316:228, 50:05:0010316:227, 50:05:0010316:229, 50:05:0010316:230, 50:05:0010316:231, 50:05:0010316:232, 50:05:0010316:233, 50:05:0010316:234, 50:05:0010526:398, 50:05:0010526:399, 50:05:0010526:400, 50:05:0010526:401, 50:05:0010403:27 находится пашня; на земельном участке с кадастровым номером 50:05:0010316:225 находится пастбище (часть участка заболочена); земельные участки с кадастровыми номерами NN 50:05:0010414:14, 50:05:0010316:235, 50:05:0010316:226 находятся в залежи; земельный участок с кадастровым номером N 50:05:0010316:235 относится к пашне и пастбищу; земельные участки с кадастровыми номерами 50:05:0010414:18, 50:05:0010403:28 заросли сорной травой и заболочены.
В статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья.
Согласно пункту 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования указывается в градостроительном регламенте.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Как уже было указано, спорные земельные участки относятся к категории земель: "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование: "для сельскохозяйственного производства".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450 на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации возложены полномочия по осуществлению государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно Заключению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 06.10.2014 N исх-5482/17-06-01, составленному по результатам осмотра спорных земельных участков, осмотренные земельные участки, за исключением участков с кадастровыми номерами 50:05:0010414:18, 50:05:0010403:28, относятся к сельскохозяйственным угодьям и, по мнению Министерства, должны использоваться для сельскохозяйственного производства.
При таких обстоятельствах, как обоснованно указано судом области, независимо от наличия либо отсутствия публичных слушаний, оснований для внесения изменения функциональной зоны с "для сельскохозяйственного производства" на функциональную зону "для дачного строительства" в проект генерального плана, проект правил землепользования и застройки и другие проектные документы в отношении земельных участков, принадлежащих ОАО "НДК" на праве собственности не имелось, в противном случае это противоречило бы действующему законодательству.
При этом, итоговый документ, принятый в рамках публичных слушаний, носит рекомендательный характер и орган местного самоуправления с учетом целей и задач по развитию соответствующей территории не связан высказанным на нем мнением.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и часть 6 статьи 30, части 1, 6 статьи 36, часть 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены.
Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп. 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
Указанная правовая позиция сформулирована в Обзоре судебной практики Верховного суда Российской Федерации от 04.06.2014 г.
Ссылка заявителя на постановление апелляционного суда по делу N А41-59384/13 отклоняется судебной коллегией, поскольку вывод апелляционного суда по данному делу о том, что спорные земельные участки не относятся к сельхозугодьям основан на том, что в материалы дела не было представлено доказательств соответствия земельных участков ОАО "НДК" вышеназванным критериям, тогда как при рассмотрении дела N А41-47009/14 материалы дела содержат такие доказательства, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, суда первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "НДК" требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе на решение, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24 октября 2014 года по делу N А41-47009/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Ю. Епифанцева |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-47009/2014
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 мая 2015 г. N Ф05-5702/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Национальная Девелоперская Компания"
Ответчик: Глава сельского поселения "Шеметовское" Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования сельское поселение "Шеметовское" Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, Муниципальное учреждение Совет депутатов муниципального образования сельское поселение "Шеметовское" Сергиево-Посадского муниципального района Московской области
Третье лицо: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области, Глава сельского поселения Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования сельское поселение Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, Муниципальное учреждение Совет депутатов муниципального образования сельское поселение "Шеметовское" Сергиево-Посадского муниципального района Московская область