г. Москва |
|
03 марта 2015 г. |
Дело N А40-184679/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Савенкова О.В.,
судей Левиной Т.Ю., Тихонова А.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Филатовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 04.12.2014,
по делу N А40-184679/13 (49-1106), принятое судьей Денискиной Е.Г.,
по иску Закрытого акционерного общества "Профессиональный футбольный клуб ЦСКА" (ЗАО "ПФК ЦСКА ОГРН 1027739880893, ИНН 7734046851)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра", ОГРН 1027700485757 ИНН 7705401340);
Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве (Управление Росреестра по Москве; ОГРН 1097746680822, ИНН 7726639745),
Третьи лица: Правительство Москвы (адрес: 125032, г. Москва, Тверская ул., д. 13); Департамент городского имущества города Москвы (ДГИ Москвы, адрес: 115054, Москва, ул. Бахрушина, 20); Открытое акционерное общество "ГОРОДСКОЙ КАДАСТР" (ОАО "ГОРОДСКОЙ КАДАСТР", адрес: 127006, Москва, ул. Долгоруковская, д. 35); Общество с ограниченной ответственностью "Центр профессиональной оценки и консалтинга "МАГИСТРАЛ" (ООО "Центр профессиональной оценки и консалтинга "МАГИСТРАЛ", адрес: 111141, Москва, ул. Плеханова, д. 7, стр. 1)
об:
- установлении с 01.01.2012 кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005006:58, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 3-я Песчаная, вл. 2, в размере его рыночной стоимости 405 390 705 рублей, определенной по состоянию на 01.01.2012;
- установлении с 01.01.2012 кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005006:61, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 3-я Песчаная, вл. 2, в размере его рыночной стоимости 1 096 056 352,00 рублей, определенной по состоянию на 01.01 2012;
- обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, указав, начиная с 01.01.2012, в качестве кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005006:58, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 3-я Песчаная, вл. 2. его рыночную стоимость 405 390 705 рублей, определенную по состоянию на 01.01 2012;
- обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в сведения государственный кадастр недвижимости, указав, начиная с 01.01.2012, в качестве кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005006:61, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 3-я Песчаная, вл. 2, его рыночную стоимость 1 096 056 352 рублей, определенную по состоянию на 01.01.2012,
при участии в судебном заседании:
от истца: Пацев А.А. по доверенности от 25.02.2013
иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество (ЗАО) "Профессиональный футбольный клуб ЦСКА" (далее - истец, ЗАО "ПФК ЦСКА") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве (Управление Росреестра по Москве) об:
- установлении с 01.01.2012 кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005006:58, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 3-я Песчаная, вл. 2, в размере его рыночной стоимости 405 390 705 рублей, определенной по состоянию на 01.01.2012;
- установлении с 01.01.2012 кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005006:61, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 3-я Песчаная, вл. 2, в размере его рыночной стоимости 1 096 056 352,00 рублей, определенной по состоянию на 01.01 2012;
- обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, указав, начиная с 01.01.2012, в качестве кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005006:58, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 3-я Песчаная, вл. 2. его рыночную стоимость 405 390 705 рублей, определенную по состоянию на 01.01 2012;
- обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в сведения государственный кадастр недвижимости, указав, начиная с 01.01.2012, в качестве кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005006:61, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 3-я Песчаная, вл. 2, его рыночную стоимость 1 096 056 352 рубля, определенную по состоянию на 01.01.2012.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.12.2014 по делу N А40-184679/13 заявленные исковые требования удовлетворены к ФГБУ "ФКП Росреестра", в удовлетворении иска к Управлению Росреестра по Москве отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Заявители апелляционной жалобы указывают на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела; неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца требования апелляционной жалобы не признал. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы представителей ответчиков и 3-х лиц.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, истец является собственником двух земельных участков, расположенных по адресу: г.Москва, ул. 3-я Песчаная, вл.2, категории земель "земли населенных пунктов" с кадастровыми номерами 77:09:0005006:61 и 77:09:0005006:58, разрешенное использование "размещение спортивной базы "Песчаная", площадью 63 890,94 кв.м и 23 132,05 кв.м соответственно.
Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" (далее - Постановление N 670-ПП) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы по состоянию на 01.01.2012, согласно которым кадастровая стоимость названных участков составила 1731439362,72 руб. и 609322485,65 руб.
Считая кадастровую стоимость земельных участков, установленную в соответствии с указанным постановлением Правительства Москвы и содержащуюся в сведениях государственного кадастра недвижимости, недостоверной, истец обратился к профессиональному независимому оценщику - ООО "Центр профессиональной оценки и консалтинга "МАГИСТРАЛ", согласно отчету которого (N 13-06-224-М от 09.07.2013 г.) по состоянию на 01.01.2012 рыночная стоимость земельных участков составила 1096056352 руб. и 405390705 руб., то есть отклонение кадастровой стоимости от рыночной стоимости участков составило 36,7% и 33,5% соответственно.
С учетом отсутствия в материалах дела доказательств нарушения ООО "Центр профессиональной оценки и консалтинга "МАГИСТРАЛ" в ходе выполнения отчета N 13-06-224-М положений действующего законодательства РФ об оценочной деятельности (в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", далее - Закона об оценочной деятельности) и при отсутствии каких-либо возражений со стороны лиц, участвующих в деле, относительно обоснованности изложенных в отчете N 13-06-224-М выводов, в том числе относительно определения рыночной стоимости земельных участков категории земель "земли населенных пунктов" с кадастровыми номерами 77:09:0005006:61 и 77:09:0005006:58, протокольным определением от 11.07.2014 суд первой инстанции отказал в удовлетворении ходатайства истца о проведении судебной экспертизы по поставленным в ней вопросам.
Согласно ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. В свою очередь, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Согласно положениям ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности, в редакции, действовавшей на момент обращения истца в суд, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими или юридическими лицами в случае, если такие результаты затрагивают права и обязанности этих лиц. При этом названное положение Федерального закона об оценочной деятельности не связывало возможность обращения заинтересованного лица в арбитражный суд с предварительным обращением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости либо в иной государственный орган.
В силу п. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии со ст. 390 Налогового кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка служит налоговой базой для уплаты земельного налога. При этом, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (ст. 3 НК РФ).
По смыслу ст. 66 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка должна соответствовать его рыночной стоимости. Указанный вывод соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформированной им в Определении от 01.03.2011 N 275-О-О.
Следовательно, установление кадастровой стоимости, существенно превышающей рыночную стоимость земельного участка, возлагает на собственника земельного участка необоснованное налоговое бремя, приводит к излишнему, неоправданному экономическими основаниями налогообложению, нарушая тем самым его права как налогоплательщика.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
В соответствии со ст. 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
На основании ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной судебным решением, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Тем самым суд вправе установить кадастровую стоимость земельного участка в соответствии с его рыночной стоимостью, определенной согласно положениям законодательства об оценочной деятельности.
Истец представил отчет об определении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2012, то есть на ту дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная Постановлением N 670-ПП.
При таких данных суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том. что установление кадастровой стоимости земельных участков истца в размере рыночной, определенной независимым оценщиком по состоянию на 01.01.2012, соответствует положениям Закона об оценочной деятельности и правовой позиции, отраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11. Доказательств несоответствия указанных отчетов требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также доказательств, опровергающих достоверность определенной оценщиком величины рыночной стоимости земельного участка истца лицами, участвующими в деле, не представлено.
При этом суд первой инстанции посчитал, что требования к Управлению Росреестра по Москве удовлетворению не подлежат, поскольку они заявлены к ненадлежащему ответчику.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, Девятый арбитражный апелляционный суд принимает во внимание, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 04.12.2014 по делу N А40-184679/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Судьи |
Т.Ю. Левина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-184679/2013
Истец: ЗАО "Профессиональный футбольный клуб ЦСКА", ЗАО "ПФК ЦСКА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО МОСКВЕ, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве
Третье лицо: Департамент городского имущества г. Москвы, ОАО "Городской Кадастр", ООО "Апхилл", ООО "Центр профессиональный оценки и консалтинга "Магистрал", ООО цпок МАГИСТРАЛ, Правительство города Москвы, Правительство Москвы