г. Чита |
|
05 марта 2015 г. |
Дело N А19-16797/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Э.В. Ткаченко, В.А. Сидоренко, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н., рассмотрев, с использованием системы видеоконференц-связи в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройПерспектива" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 декабря 2014 года по делу N А19-16797/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СтройПерспектива" (ИНН 3801125293, ОГРН 1133801002774) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН 1033801033155, ИНН 3811020966), третье лицо: Администрация городского поселения Мишелевского муниципального образования (п.Мышелевка) о признании незаконным решения N РНП-38-68 от 02.09.2014
суд первой инстанции, судья Чемезова Т.Ю.,
при участии в судебном заседании:
судьи Арбитражного суда Иркутской области, осуществляющего организацию видеоконференцсвязи Деревягиной Н.В., при ведении протокола отдельного процессуального действия в Арбитражном суде Иркутской области секретарем судебного заседания Поповой Е.Н.,
от заявителя: Шиц П.А., представителя по доверенности от 13.10.2014.
от заинтересованного лица: не было;
от третьего лица, Администрации городского поселения Мишелевского муниципального образования: не было;
установил:
Заявитель, Общество с ограниченной ответственностью "СтройПерспектива", обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области о признании незаконным решения N РНП-38-68 от 02 сентября 2014 года.
Решением суда первой инстанции от 16 декабря 2015 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Оценив в совокупности, представленные в материалы дела доказательства, исходя из изложенных выше положений Закона N 44-ФЗ, суд пришел к выводу о недоказанности добросовестности общества и отсутствия его виновного поведения в уклонении от подписания контракта, что послужило основанием для принятия УФАС по Иркутской области правомерного решения о включении ООО "СтройПерспектива" в реестр недобросовестных поставщиков, которое соответствует требованиям законодательства, принято в рамках предоставленных антимонопольному органу полномочий и не нарушает прав и законных интересов ООО "СтройПерспектива" в сфере предпринимательской и экономической деятельности.
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснив, что суд неправильно установил фактические обстоятельства дела, и неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Представитель антимонопольного органа в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200283832786.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 03.02.2015.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Как правильно установил суд первой инстанции, 01.07.2014 г. заказчиком - Администрацией городского поселения Мишелевского муниципального образования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0134300075914000042 и документация об электронном аукционе на замену деревянных окон на окна из ПВХ.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 17.07.2014 г. N 0134300075914000042 по результатам рассмотрения вторых частей заявок на соответствие требованиям, установленным в документации об аукционе, победителем аукциона признано ООО "СтройПерспектива".
Протокол подведения итогов размещен на сайте www.zakupki.gov.ru 17.07.2014 г. 22.07.2014 г. заказчик направил в адрес ООО "СтройПерспектива" проект контракта.
Регламентированный срок направления оператору электронной площадки проекта контракта, подписанного электронной подписью ООО "СтройПерспектива" установлен 28.07.2014 г.
Поскольку в установленный срок (28.07.2014 г.) ООО "СтройПерспектива" не направило оператору электронной площадки подписанный электронной подписью проект контракта, а также не представило сведения об обеспечении исполнения контракта согласно ст.37 Федерального закона N 44-ФЗ, 19.08.2014 г. заказчик обратился в УФАС по Иркутской области о включении ООО "СтройПерспектива" в реестр недобросовестных подрядчиков по причине уклонения от заключения контракта.
Рассмотрев обращение Администрации, антимонопольный орган вынес решение от 02.09.2014 N РНП-38-68, которым признал в действиях Общества факт уклонения от заключения контракта по результатам проведения соответствующего аукциона и указал на необходимость включения сведений об ООО "СтройПерспектива" и его учредителях в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Общество посчитав, что указанное решение антимонопольного органа нарушает его права и законные интересы, ограничив его право на участие в правоотношениях связанных с государственными и муниципальными закупками, и не соответствует законодательству о государственных закупках, обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как правильно установил суд первой инстанции, из материалов дела следует, что основанием для включения заявителя в реестр недобросовестных поставщиком послужил вывод антимонопольного органа об уклонении общества, являющегося победителем аукциона в электронной форме на замену деревянных окон, от заключения контракта. Основанием для этого вывода послужил факт не подписания обществом контракта в срок, установленный ч. 3 ст. 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также не представлением обеспечения исполнения контракта.
Статьей 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", установлено, что по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 этого Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе (ч. 1). В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 этого Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе (ч. 2).
В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица (ч. 3).
Победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 этого Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 этого Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта) (ч. 13).
Как следует из извещения о проведении электронного аукциона, заказчик установил требование в виде обеспечения исполнения контракта в размере 23417, 74 руб. с указанием реквизитов его перечисления.
Поскольку начальная (максимальная) цена контракта составила 468 354,70 рублей, а Обществом предложена цена контракта равная 346 390,96 рублей, что на 26,04% ниже начальной (максимальной) цены контракта, ООО "СтройПерспектива" наряду с подписанным контрактом и документом, подтверждающим предоставление обеспечения исполнения контракта необходимо было представить обеспечение исполнения контракта в размере, который в полтора раза превышает установленное обеспечение исполнения контракта, либо представить информацию, подтверждающую добросовестность на дату подачи заявки.
Как следует из материалов дела, 22.07.2014 заказчиком в единой информационной системе размещен проект контракта, который победитель электронного аукциона обязан был подписать, в течение пяти дней, путем размещения в единой информационной системе контракта, подписанного лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
Однако, в установленные Федеральным законом N 44-ФЗ сроки (не позднее 28.07.2014 г.), Обществом контракт подписан не был, равно как и отсутствовали сведения в реестре банковских гарантий на сайте www.zakupki.gov.ru, подтверждающие исполнение требования Заказчика о предоставлении обеспечения исполнения контракта, либо сведения о внесении денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта, либо сведения, необходимые для исполнения требований установленные ст.37 Федерального закона N 44-ФЗ.
Отсутствие сведений об обеспечении исполнения контракта и отсутствие информации, подтверждающей добросовестность ООО "СтройПерспектива", отражено в протоколе отказа от заключения контракта N 1 от 31.07.2014, подписанном членами комиссии заказчика
Не оспаривая факта не подписания указанного контракта и не представления обеспечения исполнения контракта, общество указывает, что указанное произошло в результате поломки компьютера некотором была установлена соответствующая программа, в результате чего заявитель не имел возможности в последний срок отведенного срока направить заказчику подписанный контракт и перечень аналогичных договоров в качестве обеспечения контракта, как то устанавливает названный закон.
Как указано в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 года N 1811-О-О, от 24 сентября 2012 года N 1807-О и от 22 ноября 2012 года N 2141-О, положения части 2 статьи 19 и части 11 статьи 41.12 Закона N 94-ФЗ направлены на обеспечение добросовестной конкуренции и предотвращение злоупотреблений при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме, при котором победителем признается участник, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме которого соответствует требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Признание участника размещения заказа уклонившимся от заключения государственного контракта является в соответствии со статьей 19 Закона N 94-ФЗ одним из двух оснований для включения сведений о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков.
Данная санкция влечет для участника размещения неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку может ограничить права такого участника на участие в течение установленного срока в аукционах по размещению государственных и муниципальных заказов (пункт 2 части 2 статьи 11 Закона N 94-ФЗ).
В определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13 указано, что включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона N 94-ФЗ.
Из определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 октября 2012 года N ВАС-13566/12 следует, что основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона N 94-ФЗ.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, имеющей универсальный характер, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о признании участника размещения заказа уклонившимся от заключения государственного контракта уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона N 94-ФЗ, и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному государственному заказчику.
По сути, аналогичное положение подлежит применению, к данному институту, который содержится в статье 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступающего в силу с 1 января 2014 года.
Оценивая действия общества, суд апелляционной инстанции усматривает, что поломка компьютера у общества произошла 28.07.2014, т.е. в последний день подписания контракта и предоставления обеспечения.
Между тем, данное обстоятельство указывает, что Общество проявило беспечность, недобросовестное отношение к предстоящему заключению контракта, поскольку ему предоставляется для совершения указанных действий пять дней. Действительно законодательство не обязывает победителя конкурса подписывать контракт и представлять обеспечение в первый день, отведенный для подписания контракта.
Между тем, экономическая деятельность предусматривает определенный риск, который принимает данное лицо, участвуя в конкурсе на заключение государственного или муниципального контракта.
Суд апелляционной инстанции считает, что законодатель, отводя для заключения контракта в электронном виде 5 дней, в том числе и исходил из того, что в указанные дни возможно разрешение, в том числе и технических проблем могущих возникнуть при использовании средств электронной связи, программного обеспечения и т.п.
В рассматриваемом случае, общество пренебрегло предоставленной ему возможностью заключения контракта в более ранние сроки, тем самым лишив себя возможности устранения возникших технических проблем в рамках отведенного срока при заключении контракта, что свидетельствует о недобросовестном поведении данного лица.
При этом суд апелляционной инстанции считает, что материалам дела не подтверждается, что общество предпринимало все меры для недопущения поломки компьютера, программного обеспечения при подготовке к проведению торгов и в процессе заключения контракта.
Между тем, такие действия приводят к затяжке исполнения контракта, что является нежелательным в районах Иркутской области поскольку, климатические условия ограничивают исполнение контрактов связанных с заменой окон в действующих муниципальных учреждениях социальной направленности.
Доказательств, что общество предпринимало какие-либо меры направленные на предотвращение препятствий при заключении контракта, в материалы дела не представлено.
Так в материалы дела не представлены сведения о том, что общество занималось своевременным техническим обслуживанием компьютера, на котором установлены специальные средства связи с заказчиком, тем самым снижая риски его поломки.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, правомерными выводы суда первой инстанции.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от "16" декабря 2014 года по делу N А19-16797/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-16797/2014
Истец: ООО "СТРОЙПЕРСПЕКТИВА"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
Третье лицо: Администрация городского поселения Мишелевского муниципального образования