г. Пермь |
|
06 марта 2015 г. |
Дело N А71-10541/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.
судей Васевой Е.Е., Муравьевой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Базановой Т.С.
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Центр аттестации рабочих мест" (ОГРН 1041800252471, ИНН 1831094828): Шабалина М.А., предъявлен паспорт, доверенность от 25.09.2014;
от заинтересованного лица Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике (ОГРН 1021801150470, ИНН 1831058918): не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 01 декабря 2014 года по делу N А71-10541/2014,
принятое судьей Коковихиной Т.С.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр аттестации рабочих мест"
к Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике
о признании недействительным предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Центр аттестации рабочих мест" (далее - заявитель, ООО "Центр аттестации рабочих мест") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным предписания Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо) от 29.08.2014 N 2-325-14-ПВ/82/16/1.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.12.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Государственная инспекция труда в Удмуртской Республике обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе ссылается на правомерность оспариваемого предписания, при этом полагает, что в силу требований п. 3 ч. 1 ст. Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон "О специальной оценке условий труда") испытательная лаборатория должна быть аккредитована на все без исключения вредные и опасные факторы производственной среды и трудового процесса; по мнению заинтересованного лица, переходные положения данного Федерального закона, соответствующей обязанности не исключают.
ООО "Центр аттестации рабочих мест" с доводами апелляционной жалобы не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике от 15.08.2014 N 2-325-14-ПВ/82/16/1, изданного во исполнение Приказа Роструда от 15.07.2014 N 257 "О проведении внеплановых выездных проверок организаций, ранее аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда в части проведения оценки условий труда на 2014 год", сотрудниками Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО "Центр аттестации рабочих мест" нормативных требований при осуществлении деятельности по специальной оценке условий труда.
В ходе проверки установлено, что в нарушение п. 10, п. 11 ч. 3 ст. 13, п. 3 ч. 1 ст. 19 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" испытательная лаборатория ООО "Центр аттестации рабочих мест" не имеет аккредитации на проведение исследований и измерений интенсивности источников ультрафиолетового излучения в диапазоне длин волн 200-400 нанометров, а также энергетической освещенности в диапазонах длин волн УФ-А (= 400-315 нанометров), УФ-В (= 315-280 нанометров), УФ-С (= 280-200 нанометров), проведение указанных измерений и исследований в область аккредитации лаборатории ООО "Центр аттестации рабочих мест" по аттестату аккредитации N РОСС RU.0001.519009 от 20.07.2012 не включено, что отражено в акте проверки от 29.08.2014 N 2-325-14-ПВ/82/16/2 (л.д.15-18).
По результатам проверки Государственной инспекцией труда в Удмуртской Республике в адрес ООО "Центр аттестации рабочих мест" выдано предписание от 29.08.2014 N 2-325-14-ПВ/82/16/3 (л.д.19-20), в котором указано на необходимость в срок до 31.10.2014 привести область аккредитации измерительной лаборатории в соответствие с требованиями п. 3 ч. 1 ст. 19 Федерального закона "О специальной оценке условий труда".
Полагая, что указанное предписание не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, ООО "Центр аттестации рабочих мест" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования и признавая оспариваемое предписание недействительным, исходил из того, что данное предписание не соответствует переходным положениям, предусмотренным ст.27 Федерального закона "О специальной оценке условий труда", и нарушает права заявителя.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая во внимание, что оспариваемое предписание Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике выдано в связи с осуществлением ООО "Центр аттестации рабочих мест" предпринимательской деятельности по оказанию платных услуг по оценке условий труда, рассмотрение настоящего дела подведомственно арбитражному суду.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 19 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна, в том числе иметь в качестве структурного подразделения испытательную лабораторию (центр), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1-11 и 15-23 ч. 3 ст. 13 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" организация, проводящая специальную оценку условий труда, вправе проводить исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 12-14 и 24 ч. 3 ст. 13 настоящего Федерального закона, в случае, если проведение исследований (испытаний) и измерений данных факторов является областью аккредитации ее испытательной лаборатории (центра), самостоятельно или привлечь по гражданско-правовому договору для проведения исследований (испытаний) и измерений данных факторов испытательные лаборатории (центры), аккредитованные национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
В п. 10, п. 11 ч. 3 ст. 13 указанного Федерального закона предусмотрено, что испытательная лаборатория (центр) проводит исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, в том числе интенсивности источников ультрафиолетового излучения в диапазоне длин волн 200-400 нанометров; энергетической освещенности в диапазонах длин волн УФ-A (= 400-315 нанометров), УФ-B (= 315-280 нанометров), УФ-C (= 280-200 нанометров).
При этом в ч. 1 ст. 27 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" прямо указано, что организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31.12.2018 включительно.
Судом установлено, что у ООО "Центр аттестации рабочих мест" в качестве структурного подразделения имеется испытательная лаборатория, аккредитованная в соответствии с Правилами аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н и требованиями ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 (ИСО/МЭК 17025:2005) на период с 20.07.2012 по 20.07.2017 на техническую компетентность для проведения работ по испытаниям в области аккредитации, определенной в приложении к аттестату, что подтверждается аттестатом аккредитации испытательной лаборатории (центра) в системе аккредитации аналитических лабораторий (центров) N РОСС RU.0001.519009 от 20.07.2012. При этом, как следует из приложения к указанному аттестату в область аккредитации лаборатории не входит проведение исследований и измерений интенсивности источников ультра-фиолетового излучения в диапазоне длин волн 200-400 нанометров, а также энергетической освещенности в диапазонах длин волн УФ-А (= 400-315 нанометров), УФ-В (= 315-280 нанометров), УФ-С (= 280-200 нанометров).
Вместе с тем суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что с учетом наличия ООО "Центр аттестации рабочих мест" у аттестата аккредитации, выданного сроком до 20.07.2017, и положений ст. 27 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" ООО "Центр аттестации рабочих мест" вправе проводить специальную оценку условий труда в соответствии с аттестатом аккредитации испытательной лаборатории (центра) в системе аккредитации аналитических лабораторий (центров) N РОСС RU.0001.519009 от 20.07.2012 до истечения срока его действия.
Изложенные в апелляционной жалобе Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике доводы судом апелляционной инстанции отклоняются как основанные на неверном толковании норм права, поскольку каких-либо требований по приведению действующего аттестата в соответствие с требованиями п. 3 ч. 1 ст. 19 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" переходные положения, предусмотренные в ст. 27 данного Федерального закона не содержат.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике не соответствует переходным положениям, предусмотренным в ст. 27 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" и нарушает права заявителя. В связи с чем суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое предписания недействительным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01 декабря 2014 года по делу N А71-10541/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-10541/2014
Истец: ООО "Центр аттестации рабочих мест"
Ответчик: Государственная инспекция труда в Удмуртской Республике