г. Вологда |
|
13 марта 2015 г. |
Дело N А05-6573/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 13 марта 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мельничук И.Л.,
при участии от Министерства финансов Архангельской области Косцова О.В. по доверенности от 26.12.2014 N 10-29/554, от муниципального образования "Приморский муниципальный район" в лице Управления по инфраструктурному развитию и муниципальному хозяйству администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" Воловой Е.А. по доверенности от 17.11.2014, Буткевич С.Ю. по доверенности от 17.11.2014, от Контрольно-счетной палаты Архангельской области Спицыной В.Н. по доверенности от 22.04.2014, Приходько А.А. по доверенности от 03.03.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04 августа 2014 года по делу N А05-6573/2014 (судья Низовцева А.М.),
установил:
Министерство финансов Архангельской области (место нахождения: 163000, г. Архангельск, просп. Троицкий, д. 49; ОГРН 1022900535558, ИНН 2901061980; далее - Министерство финансов) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" о взыскании 6 657 772 руб. 56 коп. о возврате бюджетных средств (субвенций), предоставленных в 2012 году на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для нужд населения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (далее - Министерство ТЭК и ЖКХ), общество с ограниченной ответственностью "Аква Норд" (далее - Общество), Контрольно-счетная палата Архангельской области (далее - Контрольно-счетная палата).
В ходе судебного разбирательства в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена ответчика на муниципальное образование "Приморский муниципальный район" в лице Управления по инфраструктурному развитию и муниципальному хозяйству администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" (место нахождения: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, просп. Ломоносова, д. 30, кв. 16;
ОГРН 1022901496826, ИНН 2921006970; далее - Управление).
В соответствии со статьей 49 АПК РФ истец заявил ходатайство об уменьшении размера исковых требований до 5 243 126 руб. 41 коп.
Уменьшение размера исковых требований принято судом.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 04 августа 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Министерство финансов с решением не согласилось и обратилось в суд с жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы истец указывает на то, что вывод суда первой инстанции о том, что ответчиком не допущено каких-либо нарушений порядка предоставления Обществу спорных субсидий опровергается следующими обстоятельствами:
- целевое назначение субвенций в рамках спорных правоотношениях - обеспечение покрытия убытков организаций, связанных с государственным регулированием цен на холодную воду и водоотведение для нужд населения, определено пунктом 1 Порядка предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для нужд населения на 2012 год, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 01.02.2012 N 23-пп в приложении 4 (далее - Порядок N 23-пп);
- условием предоставления субсидии юридическим лицам (организациям коммунального комплекса за счет областного бюджета); является наличие факта государственного регулирования цен (тарифов) на холодную воду (водоотведение) и наличие фактически отпущенного по льготному тарифу объема холодной воды (водоотведения) населению;
- принятие ответчиком неподтвержденных данными бухгалтерского учета Общества отчетных данных без их соответствующей проверки противоречило целевому назначению спорной субсидии, что в конечном итоге привело к нецелевому расходованию бюджетных средств в объеме выявленного нарушения;
- оспариваемое решение противоречит сложившейся практике по данной категории дел N А05-3961/2014, N А05-731/2014.
Определением апелляционного суда от 25.09.2014 рассмотрение апелляционной жалобы было отложено для истребований дополнительных доказательств.
Определением апелляционного суда от 24.11.2014 рассмотрение апелляционной жалобы было приостановлено до рассмотрения дела N А05-5687/2014 в Арбитражном суде Северо-Западного округа.
Определением от 25.12.2014 для возобновления производства по делу в составе суда произведена замена судьи Шадриной А.Н. на судью Зорину Ю.В. в связи с нахождением судьи Шадриной А.Н. в отпуске.
Определением от 25.12.2014 производство по делу возобновлено, судебное заседание назначено на 05.03.2015.
Определением от 05.03.2015 в составе суда произведена замена судьи Зориной Ю.В. на судью Шадрину А.Н.
В соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела производится сначала.
Представитель Министерства финансов в судебном заседании доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал. Кроме того, представил дополнение к жалобе, в котором указал, что согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 10 областного закона от 20.09.2005 N 84-5-ОЗ "О порядке наделения органов местного самоуправления в Архангельской области отдельными государственными полномочиями Архангельской области" (далее - Закон области N 84-5-ОЗ), финансовые средства, не использованные для осуществления отдельных государственных полномочий, подлежат перечислению в областной бюджет.
В соответствии со статьей 1 областного закона от 29.10.2012 N 550-34- ОЗ, вступившего в силу с 01.01.2013, в соответствии с пунктом 7 части 6 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2013 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N131 ФЗ) государственные полномочия Архангельской области по предоставлению субсидий, в том числе на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для нужд населения, наряду с государственными полномочиями на тепловую энергию, отпускаемую населению для нужд теплоснабжения, возвращены органам государственной власти Архангельской области. Согласно пункту 14 Порядка N23-пп в случае выявления Министерством ТЭК и ЖКХ и контрольно-ревизионной инспекцией Архангельской области нарушения условий, установленных при предоставлении субвенций, соответствующий объем субвенций также подлежит возврату в областной бюджет в бесспорном порядке.
Представитель Контрольно-счетной палаты в судебном заседании доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представители Управления в судебном заседании возражали относительно удовлетворения апелляционной жалобы.
Министерство ТЭК и ЖКХ, Общество надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили.
В отзыве на жалобу Министерство ТЭК и ЖКХ ее доводы поддержало. Общество отзыв на жалобу не представило. Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей истца, ответчика, Контрольно-счетной палаты, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 13.02.2012 Министерство ТЭК и ЖКХ и Приморский район подписали соглашение N 203/07-11/28 о взаимодействии сторон при предоставлении и расходовании субвенций из областного бюджета на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для нужд населения в 2012 году. Данное соглашение было заключено в соответствии с Порядком N 23-пп.
Во исполнение Порядка N 23-пп и соглашения от 13.02.2012 Министерство ТЭК и ЖКХ перечислило в бюджет муниципального образования "Приморский район" субвенции для предоставления субсидий организациям коммунального комплекса на общую сумму 34 082 800 рублей.
В соответствии с Порядком N 23-пп между муниципальным образованием "Приморский район" и Обществом 19 марта 2012 года заключен договор на возмещение убытков, возникающих в результате разницы в тарифах в 2012 год.
Во исполнение заключенного договора Общество ежемесячно предоставляло расчеты фактической потребности в средствах субсидий, в соответствии с которыми муниципальное образование "Приморский район" в 2012 году выплатило Обществу субсидии на возмещение разницы в тарифах на общую сумму 12 043 032 рубля.
В апреле 2013 года Контрольно-счетной палатой проведена проверка обоснованности и эффективности использования средств областного бюджета в муниципальном образовании "Приморский муниципальный район" за 2012 год, результаты которой зафиксированы в соответствующем отчете и акте от 16.04.2013.
В данном акте установлено завышение Обществом в предоставляемых расчетах объема реализации (отпуска населению) холодной воды и водоотведения на 443 576,9 кбм, что привело к завышению потребности Общества в средствах субсидии на сумму 6 655 545 руб. 10 коп.
Контрольно-счетная палата Архангельской области направила в адрес муниципального образования "Приморский муниципальный район" 11.11.2013 предписание о возмещении Архангельской области ущерба в сумме 6 657 772 руб. 56 коп.
Управление обратилось в арбитражный суд с иском к Обществу о взыскании 6 655 545 руб. 10 коп. излишне перечисленной субсидии
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 19.02.2014 по делу N А05-14718/2013, с Общества в пользу муниципального образования "Приморский муниципальный район" взыскано излишне перечисленных средств субсидий в размере 5 243 126 руб. 41 коп.
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 14 июля 2014 года по делу N А05-8144/2014 возбуждено производство по делу о банкротстве ООО "Аква Норд". Определением Арбитражного суда Архангельской области от 18 августа 2014 года (дата объявления резолютивной части 12.08.2014) в отношении должника введено наблюдение; временным управляющим утвержден Мошарев Виктор Федорович.
Поскольку сумма излишне перечисленных Обществу субсидий в областной бюджет не возвращена, истец, ссылаясь на пункт 13 Приложения 4 к Порядку N 23-пп и статью 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обратился в суд с настоящим иском к Управлению.
Суд первой инстанции отказал в иске на том основании, что со стороны ответчика не допущено нарушения Порядка N 23-пп.
Апелляционная инстанция не может согласиться с обжалуемым судебным актом.
Закон области N 84-5-ОЗ в том числе, устанавливает общий порядок и условия наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа (далее - органы местного самоуправления) отдельными государственными полномочиями Архангельской области и государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Архангельской области (далее - отдельные государственные полномочия), регулирует отношения между органами государственной власти Архангельской области и органами местного самоуправления в связи с наделением указанными полномочиями, их осуществлением органами местного самоуправления, контролем за их осуществлением, прекращением их осуществления.
Согласно статье 9 названного закона органы местного самоуправления начинают осуществление переданных им отдельных государственных полномочий со дня, установленного областным законом об областном бюджете, которым введена в действие соответствующая глава настоящего областного закона о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, а если такой день не установлен - со дня вступления в силу указанного областного закона об областном бюджете (часть 1). Органы местного самоуправления заканчивают осуществление переданных им отдельных государственных полномочий после наступления основания прекращения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий (часть 2).
В соответствии со статьей 1 Закона области N 550-34-ОЗ, вступившего в силу с 01.01.2013, в соответствии с пунктом 7 части 6 статьи 19 Федерального закона N 131-ФЗ и подпунктом 1 пункта 1 статьи 10 Закона области N 84-5-ОЗ, государственные полномочия Архангельской области по предоставлению субсидий, в том числе на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для нужд населения, наряду с государственными полномочиями на тепловую энергию, отпускаемую населению для нужд теплоснабжения, возвращены органам государственной власти Архангельской области; возвращение государственных полномочий является основанием для прекращения осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области, за исключением городского округа "Новая Земля", соответствующих государственных полномочий Архангельской области и влечет последствия, установленные пунктом 4 статьи 10 Закона N 84-5-ОЗ.
Подпунктом 1 пункта 4 статьи 10 Закона области N 84-5-ОЗ предусмотрено, что при наступлении одного из оснований прекращения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в течение месяца финансовые средства, не использованные для осуществления отдельных государственных полномочий, подлежат перечислению в областной бюджет.
Согласно пункту 8 приложения 4 к Порядку N 23-пп договоры органов местного самоуправления на возмещение убытков должны предусматривать возможность проведения проверки достоверности представляемых организациями коммунального комплекса в органы местного самоуправления расчетов потребности в субсидиях исполнительными органами государственный власти Архангельской области и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.
Пунктом 13 приложения N 4 к порядку N 23-пп предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за нецелевое использование субвенций и недостоверность представляемых в соответствии с настоящим Порядком сведений, подтверждающих потребность в средствах субвенций.
В соответствии с пунктом 14 приложения N 4 к порядку N 23-пп в случае выявления Министерством ТЭК и ЖКХ и контрольно-ревизионной инспекцией Архангельской области нарушения условий, установленных при предоставлении субвенций, соответствующий объем субвенций подлежит возврату в областной бюджет в бесспорном порядке.
Вывод суда первой инстанции о том, что обязанность по возврату излишне перечисленных средств субсидий при невозможности их взыскания с теплоснабжающей организации, может быть возложена на муниципальное образование, только если будет установлено нарушение порядка расходования средств субвенций, является ошибочным и противоречит Порядку N 23-пп.
Тот факт, что ответчик принял меры для возвращения излишне перечисленных средств субсидий в бюджет, путем предъявления соответствующего иска к Обществу не имеет правового значения для разрешения настоящего спора.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 09 февраля 2015 года по делу N А05-8144/2014 ООО "Аква Норд" признано банкротом, открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Мошарев Виктор Федорович.
Согласно пункту 4 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации неисполнение предписаний органа государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
С учетом вышеуказанных правовых норм и обстоятельств дела иск Министерства финансов предъявлен обоснованно и подлежит удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 04 августа 2014 года по делу N А05-6573/2014 отменить.
Взыскать с муниципального образования "Приморский муниципальный район" в лице Управления по инфраструктурному развитию и муниципальному хозяйству администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" за счет казны муниципального образования "Приморский муниципальный район" в пользу Архангельской области в лице Министерства финансов Архангельской области 5 243 126 руб. 41 коп. убытков.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-6573/2014
Истец: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: МО "Приморский муниципальный район" в лице Управления по инфраструктурному развитию и муниципальному хозяйству администрации МО "Приморский муниципальный район"
Третье лицо: Контрольно-счетная палата Архангельской области, МИНИСТЕРСТВО ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "Аква Норд"