г. Владивосток |
|
19 марта 2015 г. |
Дело N А51-21498/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 12 марта 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 марта 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Н. Номоконовой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу некоммерческого партнёрства "Спортивный клуб тхэквондо "Восток",
апелляционное производство N 05АП-432/2015,
на решение от 26.11.2014
судьи О.А. Жестилевской
по заявлению некоммерческого партнерства "Спортивный клуб тхэквондо "Восток" (ИНН 2508049137, ОГРН 1032500704554, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 03.10.2003)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН 2540108490, ОГРН 1042504382931, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 23.12.2004)
третьи лица: департамент лесного хозяйства Приморского края, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
о признании незаконным решения,
при участии в заседании: стороны не явились, уведомлены надлежаще;
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческое партнерство "Спортивный клуб тхэквондо "Восток" (далее по тексту - "заявитель", "партнерство") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее по тексту - "Росреестр"), оформленного сообщением от 30.04.2014 N 16/005/2014-85, об отказе в государственной регистрации дополнительного соглашения от 12.07.2013 N 1 к договору аренды лесного участка от 28.10.2008 N 44/41 и об обязании осуществить государственную регистрацию указанного соглашения.
Определениями Арбитражного суда Приморского края от 04.09.2014 и от 08.10.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены департамент лесного хозяйства Приморского края и федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее по тексту - "Кадастровая палата").
Решением Арбитражного суда Приморского края от 26.11.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, партнерство настаивает на отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации дополнительного соглашения от 12.07.2013 N 1. Со ссылкой на пункт 1 статьи 4.1 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" считает, что предоставление ему лесного участка не требует раздела многоконтурного земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 25:13:000000:65, сформированного в границах Сергеевского лесничества. Пояснил, что план лесного участка, содержащий все необходимые сведения и позволяющий определенно установить лесной участок, подлежащий передаче в аренду, был представлен им в Росреестр при государственной регистрации договора аренды.
Раздел арендуемого лесного участка, по мнению партнерства, на два самостоятельных земельных участка осуществлен с соблюдением установленного порядка и в пределах полномочий департамента лесного хозяйства Приморского края и Кадастровой палаты.
Росреестр в письменном отзыве по доводам апелляционной жалобы возразил. Оснований для изменения или отмены судебного акта не усматривает, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Стороны в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежащим образом.
В судебном заседании 05.03.2015 коллегией в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 12.03.2015 до 09 часов 55 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены путем размещения на официальном сайте ВАС РФ информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
После перерыва стороны в судебное заседание также не явились.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ коллегия рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие сторон по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
28.10.2008 между партнерством и Управлением лесным хозяйством Приморского края заключен договор аренды N 44/41 в отношении лесного участка площадью 1,6 га (16 000 кв.м), местоположение: Приморский край, Находкинский городской округ, Сергеевское лесничество, Владимиро-Александровское участковое лесничество, квартал 344, часть выделов 9, 10, 15, номер учетной записи в государственном лесном реестре 53/1105019-2008-11. Указанный договор зарегистрирован Росреестром в установленном порядке.
В 2010 г. партнерством организовано проведение на территории лесного участка межевых работ, по результатам которых был сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок площадью 16 000 кв.м с кадастровым номером 25:31:100001:30. Изменения в договор аренды в связи с образованием земельного участка в границах лесного участка не вносились, права на земельный участок не регистрировались.
В 2011 г. партнерством проведены межевые работы, направленные на раздел земельного участка с кадастровым номером 25:31:100001:30.
23.12.2011 земельные участки, образованные в результате такого раздела, поставлены на кадастровый учет с кадастровыми номерами 25:31:100001:33 (4500 кв.м) и 25:31:100001:34 (11 500 кв.м).
12.07.2013 между партнерством и департаментом лесного хозяйства Приморского края заключено дополнительное соглашение N 1 об изменении предмета договора аренды от 28.10.2008 N 44/41, согласно которому в пользование арендатора предоставляются следующие участки, обозначенные как "лесные":
- площадью 4500 кв.м с кадастровым номером 25:31:100001:33, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 6530 м от ориентира по направлению на восток, почтовый адрес ориентира: Приморский край, г.Находка, п.Врангель, ул.Большая, 19 - Приморский край, Находкинский городской округ, Сергеевское лесничество, Владимиро-Александровское участковое лесничество, квартал 344, часть выдела 10 (по данным лесоустройства);
- площадью 11 500 кв.м с кадастровым номером 25:31:100001:34, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 6470 м от ориентира по направлению на восток, почтовый адрес ориентира: Приморский край, г.Находка, п.Врангель, ул.Большая, 19 - Приморский край, Находкинский городской округ, Сергеевское лесничество, Владимиро-Александровское участковое лесничество, квартал 344, часть выделов 9, 10, 15 (по данным лесоустройства).
Кроме того, 17.02.2014 департаментом лесного хозяйства Приморского края был издан приказ N 462 о разделе лесного участка с кадастровым номером 25:31:100001:30 на два лесных участка с кадастровыми номерами 25:31:100001:33 (4500 кв.м) и 25:31:100001:34 (11 500 кв.м).
19.03.2014 партнерство обратилось в Росреестр с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения от 12.07.2013 N 1, к которому были приложены приказ департамента лесного хозяйства Приморского края от 17.02.2014 N 462 и кадастровые паспорта земельных участков.
Письмом от 30.04.2014 N 16/005/2014-85 Росреестр отказал в государственной регистрации дополнительного соглашения. Обосновывая принятое решение, Росреестр указал на непредставление документа, свидетельствующего об изменении предмета аренды (разделе либо выделе из земельного участка с кадастровым номером 25:13:000000:65), а также на отсутствие государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером 25:31:100001:30.
Не согласившись с решением Росреестра, посчитав его нарушающим права и законные интересы, партнерство обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок государственной регистрации прав на объекты недвижимости установлен Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - "Закон N 122-ФЗ").
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним понимается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
Пунктом 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ предусмотрено приложение к заявлению о государственной регистрации прав документов, необходимых для ее проведения.
Коллегией установлено, что партнерство обратилось в Росреестр с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения от 12.07.2013 N 1, к которому были приложены приказ департамента лесного хозяйства Приморского края от 17.02.2014 N 462 и кадастровые паспорта земельных участков с кадастровыми номерами 25:31:100001:33 и 25:31:100001:34.
Рассмотрев указанные документы, Росреестр пришел к выводу о наличии оснований для отказа в государственной регистрации прав, предусмотренных абзацами 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ.
Согласно абзацам 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Как следует из материалов дела, дополнительным соглашением от 12.07.2013 N 1 были внесены изменения в договор аренды от 28.10.2008 N 44/41, связанные с разделом первоначально предоставленного в аренду лесного участка площадью 16 000 кв.м на лесные участки, поставленные на кадастровый учет с кадастровыми номерами 25:31:100001:33 и 25:31:100001:34.
По правилам пункта 2 статьи 609, пункта 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации изменения, вносимые в договор аренды недвижимого имущества, подлежат обязательной государственной регистрации.
В рассматриваемом случае правовым последствием государственной регистрации дополнительного соглашения от 12.07.2013 N 1 будет являться изменение сведений о правах на лесные участки, внесенных в ЕГРП, в связи с чем у Росреестра имелась обязанность оценить правомерность государственной регистрации вещных прав на лесные участки, образованные в результате раздела.
Материалами дела подтверждается, что лесной участок площадью 16 000 кв.м, предоставленный партнерству в аренду, расположен на территории Сергеевского лесничества.
В 2009 г. из земель лесного фонда, входящих в границы Сергеевского лесничества, был сформирован лесной участок площадью 2 674 195 285 кв.м +/- 904 971 кв.м, который поставлен на кадастровый учет как многоконтурный земельный участок с кадастровым номером 25:13:000000:65. В 2012 г. на данный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации, о чем в материалах дела имеется выписка из ЕГРП от 23.10.2014 N 00/087/2014-621.
Таким образом, лесной участок, арендуемый партнерством, является федеральной собственностью. Государственная регистрация права аренды партнерства на указанный участок является основанием для внесения в ЕГРП сведений о наличии обременений, и для рассматриваемого спора правового значения не имеет.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса. Каких-либо особенностей, связанных с образованием лесных участков Лесным кодексом Российской Федерации, не предусмотрено, в связи с чем при разделе таких участков следует руководствоваться правилами, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации.
По правилам пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.
Статьей 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22.2 Закона N 122-ФЗ основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является:
1) решение об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а также решение о безвозмездной передаче земельного участка, находящегося в федеральной собственности и подлежащего образованию, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации;
2) соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков;
3) иной документ, на основании которого в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении или перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления или действующего по их поручению лица либо на основании заявления лиц, которым такие земельные участки предоставлены в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации или в отношении которых принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
При оценке соблюдения порядка раздела лесного участка на лесные участки, поставленные на кадастровый учет с кадастровыми номерами 25:31:100001:33 и 25:31:100001:34, коллегия исходит из того, что ни департамент лесного хозяйства Приморского края, ни Кадастровая палате не являются органами, уполномоченными в соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации на распоряжение федеральным имуществом на территории Приморского края.
Положением о департаменте лесного хозяйства Приморского края, утвержденным постановлением Администрации Приморского края от 05.12.2012 N 373-па, полномочия по разделу лесных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, департаменту также не предоставлены.
В этой связи приказ департамента лесного хозяйства Приморского края от 17.02.2014 N 462 не является решением уполномоченного органа о разделе земельного участка, предусмотренным пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Иных решений, свидетельствующих о соблюдении установленного порядка раздела лесного участка, в материалах дела не имеется.
Доказательства того, что Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае как органом, уполномоченным на управление федеральной собственностью на территории Приморского края, партнерству выдавались какие-либо поручения о государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, коллегии не представлены.
При таких обстоятельствах коллегия приходит к выводу о том, что лесные участки с кадастровыми номерами 25:31:100001:33 и 25:31:100001:34 образованы с нарушением требований, установленных Земельным кодексом Российской Федерации.
Доводы заявителя об отсутствии необходимости раздела многоконтурного земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 25:13:000000:65 коллегий отклоняются. В данном случае речь идет о разделе лесного участка, предоставленного заявителю в аренду, который также является федеральной собственностью.
Тот факт, что действия по разделу лесного участка не оспаривались в судебном порядке и не признаны незаконными, не имеет правового значения, поскольку в силу пункта 1 статьи 13 Закона N 122-ФЗ проверка правомерности таких действий осуществляется при проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию.
Коллегия также не усматривает оснований для применения к сложившимся правоотношениям пункта 1 статьи 4.1 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", на который ссылается заявитель в апелляционной жалобе. Указанной нормой предусмотрена возможность предоставления лесных участков без проведения государственного кадастрового учета, но не урегулирован порядок раздела таких земельных участков.
Поскольку государственная регистрация дополнительного соглашения от 12.07.2013 N 1 непосредственно связана с государственной регистрацией прав на земельные участки, установив наличие нарушений при их образовании, Росреестр правомерно отказал в государственной регистрации указанного соглашения. Наличие оснований для отказа в государственной регистрации права, предусмотренные абзацами 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ, материалами дела подтверждается.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено отсутствие оснований для признания решения Росреестра об отказе в государственной регистрации дополнительного соглашения от 12.07.2013 N 1 незаконным, заявленные требования не подлежали удовлетворению.
Выводы суда первой инстанции сделаны на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, с правильным применением норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.11.2014 по делу N А51-21498/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Н. Номоконова |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-21498/2014
Истец: Некоммерческое партнерство "СПОРТИВНЫЙ КЛУБ ТХЭКВОНДО "ВОСТОК"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю.
Третье лицо: Департамент лесного хозяйства Приморского края, Территориальное уравление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в ПК, Территориальное уравление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, ФГБУ "Федеральное государственное бюджеьное учреждение"Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Хронология рассмотрения дела:
14.06.2016 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1954/16
16.02.2016 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-11191/15
27.10.2015 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-21498/14
02.07.2015 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2310/15
19.03.2015 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-432/15
26.11.2014 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-21498/14