г. Хабаровск |
|
20 марта 2015 г. |
А73-14307/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Балинской И.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.
при участии в заседании:
от Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице УФПС Камчатского края - филиала ФГУП "Почта России": Сизова М.И., представитель по доверенности от 25.02.2015 N 23-2015;
от Управления на транспорте Министерства внутренних дел РФ по Дальневосточному федеральному округу: Ванягина О.В., представитель по доверенности от 14.01.2015 N 17/5-5;
от третьих лиц: Общества с ограниченной ответственностью "ВостокАвиаСервис"; Открытого акционерного общества "Аэрофлот - российские авиалинии": представители не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице УФПС Камчатского края - филиала ФГУП "Почта России"
на решение от 23.12.2014
по делу N А73-14307/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Манником С.Д.
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице УФПС Камчатского края - филиала ФГУП "Почта России"
к Управлению на транспорте Министерства внутренних дел РФ по Дальневосточному федеральному округу
о признании незаконными действий по задержке и возврату 12 почтовых отправлений от 27.09.2014
третьи лица: Общество с ограниченной ответственностью "ВостокАвиаСервис"; Открытое акционерное общество "Аэрофлот - российские авиалинии"
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу (далее - УТ МВД России по ДФО) о признании незаконными действий Камчатского линейного отдела по задержке и возврату 12 почтовых отправлений от 27.09.2014.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены: Общество с ограниченной ответственностью "ВостокАвиаСервис" (далее - ООО "ВостокАвиаСервис") и Открытое акционерное общество "Аэрофлот -российские авиалинии" (далее - ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии").
Решением от 23.12.2014 суд отказал в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с судебным актом, ФГУП "Почта России" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить. В обоснование доводов ссылался на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а так же несоответствие выводов суда материалам дела.
В судебном заседании представитель ФГУП "Почта России", поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель УТ МВД России по ДФО в судебном заседании отклонил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимали участие в рассмотрении апелляционной жалобы. ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что 27.09.2014 инспектором отделения по досмотру Камчатского линейного отдела МВД России на транспорте, в аэропорту г. Елизово был произведен комиссионный предполетный досмотр партии почтовых отправлений по рейсовым накладным N 683960 78 0030638 5, N 683960 78 0030653 8, N 683960 78 0030633 0 с использованием интроскопа (комбинированная система рентгеновского контроля), в ходе которого выяснилось, что все эти почтовые отправления, а именно: 9 отправлений 1-го класса в мешках белого цвета с металлическими пломбами (68400067683163, 68400067683170, 68400067683187, 68302478619284, 683000678127097, 68302478619291, 68300678127103, 68400067683200, 68400067683194); 3 отправления "EMS" в мешках оранжевого цвета с пластиковыми пломбами (N 6840077600087962, N 9884590324; N 6888004700035005, N1801309545; N 68400077600087955, N 9884590317), содержат предположительно скоропортящиеся продукты питания (икра рыб лососевых пород), требующие особых условий перевозки.
При этом по материалам дела судом первой инстанции установлено, что отправителями перечисленных почтовых отправлений (посылок) являются только граждане, сдавшие посылки на отправку получателям в г. Москва и Московской области.
По итогам проверки 27.09.2014 был составлен акт.
В тот же день начальником Петропавловск-Камчатского МСЦ составлены соответствующие акты N 1776/914, N 1777/915, N 1778/916 о возврате почтовых отправлений в место приема, которые в последующем, были возвращены отправителям.
Посчитав действия УТ МВД России по ДФО по возврату почтовых отправлений незаконными, нарушающими права заявителя в предпринимательской деятельности, ФГУП "Почта России" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Воздушного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна обязательному предполетному досмотру, а также послеполетному досмотру в случае его проведения в соответствии с Законом Российской Федерации "О милиции" подлежат воздушное судно, его бортовые запасы, члены экипажа, пассажиры, багаж, в том числе вещи, находящиеся при пассажирах, а также грузы и почта.
Права должностных лиц Ространснадзора и МВД России, осуществляющих контроль над обеспечением авиационной безопасности, определены пунктом 5 статьи 84 Воздушного кодекса РФ. Подпунктом 5 пункта 5 статьи 84 Воздушного кодекса РФ уполномоченным органам предоставлено право задерживать багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам.
Статьей 22 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" установлены ограничения в пересылке по сети почтовой связи предметов и веществ, запрещенных к пересылке в почтовых отправлениях, пересылаемых в пределах Российской Федерации, в том числе, скоропортящихся продуктов питания (подпункт "д").
Пунктом 4 статьи 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" установлено, что для перевозок пищевых продуктов должны использоваться специально предназначенные или специально оборудованные для таких целей транспортные средства, имеющие оформленные в установленном порядке санитарные паспорта.
Приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 N 82 утверждены Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей", в разделе XVII которого установлены правила перевозки грузов, требующих особых условий перевозки (далее - Правила).
Пунктом 189 указанных Правил установлено, что перевозка скоропортящегося груза требует особых условий перевозки воздушным транспортом.
В соответствии с пунктом 191 Правил грузоотправитель должен предъявить к перевозке доброкачественный скоропортящийся груз и документы, подтверждающие, что скоропортящийся груз при его перевозке в предусмотренные договором воздушной перевозки груза сроки не потеряет своих качеств.
Прием к перевозке скоропортящегося груза без документов, подтверждающих качество груза, не допускается.
Документы, подтверждающие качество скоропортящегося груза, выданные уполномоченным органом государственной власти, должны предъявляться грузоотправителем отдельно на каждую грузовую отправку.
В соответствии с пунктом 1.5 СанПиН 2.3.2.1324-03. 2.3.2. "Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" продукты, требующие для обеспечения безопасности специальных температурных и/или иных режимов и правил, без обеспечения которых они могут привести к вреду для здоровья человека, следует считать скоропортящимися и особо скоропортящимися продуктами, которые подлежат хранению в условиях холода и предназначены для краткосрочной реализации.
Согласно пункту 6.2.1 ГОСТа Р 52336-2005 "Икра зернистая лососевых рыб. Технические условия", утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регламенту и метрологии от 30.05.2005 N 106-ст, температура хранения икры в контейнерах должна осуществляться при температуре от -6 градусов до -4 градусов не более 8 месяцев.
Таким образом, икра лососевых пород рыб относится к категории скоропортящегося груза и его перевозка должна быть обеспечена особыми условиями с наличием соответствующих документов.
В соответствии с пунктом 32 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" органы внутренних дел обязаны участвовать в обеспечении авиационной безопасности.
Пунктом 27 статьи 13 названного закона установлено, что полиция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право проводить при осуществлении контроля за обеспечением авиационной безопасности в области гражданской авиации проверки соблюдения правил предполетного досмотра, пропускного и внутриобъектового режимов; запрашивать и получать от руководителей организаций, служб авиационной безопасности аэродромов, аэропортов, авиационных предприятий, подразделений ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также от перевозчиков, грузоотправителей и иных организаций необходимые документы и информацию; выдавать руководителям организаций обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований авиационной безопасности и проверять исполнение этих предписаний; при наличии информации о возможном нарушении требований авиационной безопасности на воздушном судне сопровождать его во время полета; задерживать багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к перевозке воздушными судами.
В силу вышеизложенного положения пункта 1 статьи 85 Воздушного кодекса Российской Федерации предполетный досмотр является условием допуска предметов, вещей, грузов, почты на борт воздушного судна.
В рассматриваемом случае, из акта об обнаружении в почтовых отправлениях скоропортящихся продуктов питания, требующих особых условий перевозки видно, что 27.09.2014 при комиссионном досмотре почтовых отправлений с использованием комбинированной системы рентгеновского контроля - интроскопа было установлено, что 12 почтовых отправлений, подлежащие к отправке в г.Москву на рейсе N 1731 авиакомпании "Аэрофлот - российские авиалинии", содержат предположительно скоропортящиеся продукты питания (икра рыб лососевых пород), требующие особых условий перевозки.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
При этом, согласно части 2 статьи 65 АПК РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Вместе с тем, ни в суде первой инстанции, ни при рассмотрении апелляционной жалобы ФГУП "Почта России" не опровергло зафиксированные в акте от 27.09.2014 сведения и факт того, что содержимым всех возвращенных почтовых отправлений являются скоропортящиеся продукты питания (икра рыб лососевых пород), требующие особых условий перевозки. Какие-либо дополнительные документы, позволяющие перевозку этих продуктов питания к перевозке по воздуху не представлены.
Все почтовые отправления в период 28.09.2014, 30.09.2014 и 01.10.2014 были возвращены гражданам-отправителям. При этом ФГУП "Почта России" не представлены доказательства в подтверждение того, что кто-либо из отправителей спорных почтовых отправлений предъявил претензии к почтовому отделению о необоснованности возврата их отправлений.
Апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что все многочисленные доводы заявителя являются формальными, никак не свидетельствующими о незаконности оспариваемых действий.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, у суда первой инстанции отсутствовали основания считать оспариваемые действия Камчатского линейного отдела УТ МВД России по ДФО незаконными, а права ФГУП "Почта России" нарушенными.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения арбитражного суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно всесторонне и объективно исследованы все представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющимися в силу ст. ст. 268, 270 АПК РФ основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено, в связи с чем, решение суда первой инстанции, подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалобы - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 данной статьи Кодекса (с вступившими в законную силу изменениями с 01.01.2015 об изменении размера государственной пошлины) составляет 1 500 руб.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы ФГУП "Почта России" по платежному поручению от 20.01.2015 N 379 оплатило государственную пошлину в размере 1 000 руб., то разница в размере 500 руб. подлежит взысканию с заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 23.12.2014 по делу N А73-14307/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 500 рублей
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-14307/2014
Истец: ФГУП "Почта России", ФГУП "Почта России" филиал УФПС Камчатского края
Ответчик: Управление на транспорте Министерства внутренних дел РФ по Дальневосточному федеральному округу
Третье лицо: ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии", ООО "Восток Авиа Сервис"