г. Москва |
|
24 марта 2015 г. |
Дело N А40-149675/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: |
Попова В.И., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Берхамовой А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федерального агентства по туризму, ООО "Адвант-страхование"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.12.2014 по делу N А40-149675/14, судьи Вигдорчика Д.Г. (145-1263)
по заявлению ООО "Экспо-тур" (ОГРН 1107847059869; 191180, г.Санкт-Петрбург, пер. Джамбула, д. 7, лит. А, пом. 15-Н)
к Федеральному агентству по туризму
третье лицо: ООО "Адвант страхование"
о признании незаконным приказа N 192-Пр-14 от 09.06.2014
при участии:
от заявителя: |
Кудреватых А.С. по доверенности от 25.07.2014; |
от ответчика: |
Мержвинская С.П. по доверенности от 04.02.2015; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.12.2014, принятым по данному делу, удовлетворены требования ООО "Экспо-тур" (далее - заявитель, Общество) о признании незаконным решение Федерального агентства по туризму, выраженное в приказе N 192-Пр-14 от 09.06.2014 "Об исключении сведений о туроператоров из Единого федерального реестра туроператоров", вынесенное в части исключения ООО "Экспо-тур" из Единого федерального реестра туроператоров в части осуществления туроператорской деятельности в сфере внутреннего туризма, международного въездного туризма. Суд первой инстанции обязал Федеральное агентство по туризму восстановить в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу нарушенные права заявителя в установленном законом порядке. В удовлетворении остальной части заявления суд первой инстанции отказал.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
ООО "Адвант страхование" также обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица, извещенного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, выслушав представителей заявителя и ответчика, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что Федеральным агентством по туризму вынесен Приказ N 192-Пр-14 от 09.06.2014 об исключении сведений о туроператорах из Единого федерального реестра туроператоров.
Не согласившись с указанным приказом в части касающегося ООО "Экспо-тур" заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционных жалоб, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований в части.
Из материалов дела следует, что ООО "Экспо-тур" осуществляет туроператорскую деятельность в сфере внутреннего туризма, международного въездного туризма и международного выездного туризма с 2011 года, о чем свидетельствуют ранее изданный Приказ N 132 от 23 мая 2011 года Федерального агентства по туризму.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.11.2012 N 2130-р статус объединения туроператоров присвоен ассоциации "Объединение туроператоров в сфере выездного туризма "ТУРПОМОЩЬ".
В Ростуризм поступило письмо Ассоциации "Турпомощь" от 06.06.2014 N 8, в соответствии с которым в том числе заявитель, исключен из числа его членов.
На основании указанной информации Ростуризм принял решение об исключении сведений о заявителе из Реестра.
В силу ст. 4.1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" в целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц осуществление туроператорской деятельности на территории Российской Федерации допускается юридическим лицом при наличии у него договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее также - финансовое обеспечение).
Все туроператоры, зарегистрированные на территории Российской Федерации, должны иметь финансовое обеспечение, предусмотренное настоящим Федеральным законом.
Туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, должны быть также членами объединения туроператоров в сфере выездного туризма, действующего в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом из приведенного закона следует, что туроператоры, осуществляющие туроператорскую деятельность в сфере внутреннего туризма не обязаны быть членами объединения туроператоров.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти исключает сведения о туроператоре из реестра в случае:
- ликвидации туроператора - со дня, следующего за днем, когда уполномоченному федеральному органу исполнительной власти стало известно о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о нахождении туроператора в процессе ликвидации, либо со дня, следующего за днем опубликования решения о предстоящем исключении туроператора из единого государственного реестра юридических лиц;
- прекращения деятельности туроператора в результате его реорганизации, за исключением реорганизации в форме преобразования, - со дня, следующего за днем, когда уполномоченному федеральному органу исполнительной власти стало известно о завершении реорганизации туроператора;
непредставления туроператором сведений о наличии у него финансового обеспечения на новый срок - со дня, следующего за днем истечения установленного статьей 17.3 настоящего Федерального закона срока представления сведений о наличии финансового обеспечения на новый срок;
- представления туроператором заявления о прекращении туроператорской деятельности - со дня, следующего за днем представления соответствующего заявления;
- исключения туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, из членов объединения туроператоров в сфере выездного туризма (в отношении туроператоров, осуществляющих деятельность исключительно в сфере выездного туризма) - со дня, следующего за днем представления объединением туроператоров в сфере выездного туризма в соответствии со статьей 11.1 настоящего Федерального закона соответствующей информации.
Как верно указал суд первой инстанции, основанием для принятия оспариваемого решения послужило письмо Ассоциации "Турпомощь" от 06.06.2014 N 8 в соответствии с которым заявитель исключен из числа его членов.
В свою очередь, анализ ст.4.1 Закона свидетельствует, что сведения от Ассоциации "Турпомощь" влияет на возможность осуществления туроператором деятельности конкретной деятельности - в сфере выездного туризма и соответственно о наличии подобных сведений о нем в реестре.
При этом указанная информация не ограничивает права заявителя на осуществление деятельности в сфере внутреннего туризма и международного въездного туризма.
Доводы ответчика относительно невозможности исключения из данного реестра только части сведений о туроператоре обосновано не приняты судом первой инстанции.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" реестр является федеральной государственной информационной системой, содержащей зафиксированные на материальном носителе сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
В реестре содержатся следующие сведения о туроператоре:
- полное и сокращенное наименования на русском языке; если в учредительных документах туроператора его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке - также наименование туроператора на этом языке;
-адрес (место нахождения) и почтовый адрес;
- сведения об учредителях туроператора;
- серия, номер и дата выдачи документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице, осуществляющем туроператорскую деятельность, в единый государственный реестр юридических лиц;
- серия, номер и дата выдачи свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, идентификационный номер налогоплательщика;
- фамилия, имя и отчество руководителя юридического лица, осуществляющего туроператорскую деятельность (далее - руководитель туроператора);
- размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее - договор страхования ответственности туроператора) либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее - банковская гарантия), наименование организации, предоставившей финансовое обеспечение;
- сфера туроператорской деятельности (международный туризм, внутренний туризм, международный и внутренний туризм);
- адреса (места нахождения) и почтовые адреса структурных подразделений туроператора, осуществляющих туроператорскую деятельность;
- адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, в реестр также включаются сведения:
- об общем объеме денежных средств, полученных туроператором, осуществляющим деятельность в сфере выездного туризма, от реализации в этой сфере туристского продукта за предыдущий год (по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представленным или опубликованным в соответствии с законодательством Российской Федерации);
- о членстве туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, в объединении туроператоров в сфере выездного туризма;
- о размере уплаченного взноса в компенсационный фонд объединения туроператоров в сфере выездного туризма (далее также - компенсационный фонд).
Таким образом, Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ разделяет туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма и в сфере внутреннего туризма.
В связи с чем, при исключении ООО "Экспо-тур" из числа его членов Ассоциации "Турпомощь", Ростуризм должен был исключить сведенья об ООО "Экспо-тур" из реестра только в части осуществления выездного туризма.
Ссылки ответчика об отсутствии нарушения прав заявителя судебная коллегия не принимает, так как исключение туроператора из Единого федерального реестра ограничивает права заявителя в части осуществление туроператором деятельности в сфере внутреннего туризма. Указанное обстоятельство ограничивает возможность реализации туристских продуктов посредством агентской сети и заключения договоров с партнерами с целью формирования новых туристских продуктов.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает обоснованным и основанным на законе вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных ООО "Экспо-тур" требований в части признания незаконным решения Федерального агентства по туризму, выраженное в приказе N 192-Пр-14 от 09.06.2014 "Об исключении сведений о туроператоров из Единого федерального реестра туроператоров", вынесенное в части исключения ООО "Экспо-тур" из Единого федерального реестра туроператоров в части осуществления туроператорской деятельности в сфере внутреннего туризма, международного въездного туризма.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В рассматриваемом случае в соответствии с приведенной нормой Кодекса суд первой инстанции правомерно обязал Федеральное агентство по туризму восстановить в течении 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу восстановить нарушенные права заявителя в установленном законом порядке.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом предмета сформулированных заявителем требований, фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.12.2014 по делу N А40-149675/14 оставить без изменения, апелляционные жалобы- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-149675/2014
Истец: ООО "Экспо-тур"
Ответчик: Федеральное агентство по туризму, Федеральное агентство по туризму (Ростуризм)
Третье лицо: ООО "Авангард-страхование", ООО "Адвант", ООО "Адвант-страхование"