г. Челябинск |
|
25 марта 2015 г. |
Дело N А76-669/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2015 года.
Восемнадцатый Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "СПЦ-Оптимус" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.01.2015 по делу N А76-669/2014 (судья Михайлова Е.А.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области- Нестерова Н.Г. (доверенность от 12.01.2015 N 1-Д).
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "СПЦ-Оптимус" (далее - заявитель, общество, ООО "УК "СПЦ-Оптимус") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Министерству строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области (далее - Министерство, административный орган) о признании незаконными и отмене постановления от 21.11.2013 N 221, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ст.7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40000 руб., а также решения от 24.12.2013, вынесенного по жалобе на постановление от 21.11.2013 N 221.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Теплоград" (далее - ООО "Теплоград"), Прокуратура Аргаяшского района Челябинской области и Администрация Аргаяшского сельского поселения.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.01.2015 (резолютивная часть решения объявлена 13.01.2015) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель не согласился с указанным решением и обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, а заявленные требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на недоказанность наличия в его действиях состава административного правонарушения. Полагает, что причинами ненадлежащей организации теплоснабжения домов явились поздний запуск котельной (отопительный сезон должен был начаться 03.10.2013, а запуск котельной произведен 09 и 17.10.2013), а также не проведение теплоснабжающей организацией пробных топок для проверки систем теплоснабжения. Считает недоказанными неготовность внутридомовых сетей к отопительному сезону и неосуществление мероприятий по подготовке к отопительному сезону. В этой связи полагает недоказанной вину общества в нарушении теплоснабжения. Помимо этого полагает, что нарушение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда не охватывается диспозицией ст.7.22 КоАП РФ. Также ссылается на малозначительность правонарушения.
В судебном заседании представитель Министерства против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Представители иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "УК "СПЦ-Оптимус" зарегистрировано в качестве юридического лица 08.06.2010 за основным государственным регистрационным номером 1107438000603, осуществляет в том числе деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда в отношении 58 многоквартирных жилых домов с. Аргаяш Челябинской области.
Распоряжением Главы Аргаяшского сельского поселения от 24.09.2013 N 69-р установлено начало отопительного сезона 2013-2014 гг. - со дня следующего за днем окончания пятидневного периода в течение которого среднесуточная температура окружающей среды составила +8єС. фактически отопительный период начат с 03.10.2013.
Проведенной Прокуратурой Аргаяшского района Челябинской области совместно с Министерством 08.10.2013 проверкой исполнения ООО "УК "СПЦ-Оптимус" жилищного законодательства выявлены нарушения законодательства, регламентирующего подготовку объектов жилого фонда к отопительному периоду (п.п.2.6.1-2.6.12, 4.1.9, 5.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170). В частности, проверкой установлено, что: из 58 многоквартирных жилых домов с. Аргаяш к отопительному сезону готовы лишь 21 дом (имеются акты готовности к отопительному сезону); только в 13 домах проведены гидростатические испытания; мероприятия по подготовке жилого фонда к отопительному сезону в полном объеме не осуществлены - на инженерных системах теплоснабжения в подвалах домов N 13А и N 27 по ул. Ленина и N 5А по ул. Северная в с. Аргаяш произведена ревизия и замена запорной арматуры, на ряде домов проводятся работы по ремонту и замене аварийных участков инженерных систем теплоснабжения; подача теплоносителя не осуществляется, на внутридомовых сетях теплоснабжения жилых домов отсутствует теплоизоляция. Указанные обстоятельства отражены в Акте от 08.10.2013.
Письмом от 17.10.2013, полученным обществом 17.10.2013, прокуратура известила заявителя о необходимости явки его представителя в административный орган 18.10.2013 для участия в вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
18.10.2013 прокурором Аргаяшского района по фактам выявленных нарушений в отношении общества, без участия его представителя, вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного ст.7.22 КоАП РФ. Копия постановления вручена обществу 21.10.2013, что подтверждается соответствующей входящей отметкой на сопроводительном письме.
Материалы проверки направлены Прокуратурой Аргаяшского района в Министерство по подведомственности 21.10.2013 для рассмотрения по существу.
Определением Министерства от 30.10.2013 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 06.11.2013. Копия определения направлялась в адрес заявителя по факсу и по электронной почте. Также о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении общество извещено телефонограммой от 31.10.2013.
Определением от 06.11.2013 рассмотрение дела об административном правонарушении отложено на 21.11.2013. Копия определения направлялась в адрес общества по факсу и по электронной почте.
По результатам состоявшегося 21.11.2013 без участия представителя общества рассмотрения дела об административном правонарушении Министерством вынесено постановление N 221, которым заявитель привлечен к административной ответственности в соответствии со ст.7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40000 руб.
Считая это постановление незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из выводов о доказанности наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения и об отсутствии существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности.
Оценив в порядке ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает вывод суда первой инстанции соответствующим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Требования заявителя носят характер оспаривания постановления административного органа о привлечении общества к административной ответственности, а также решения, принятого по итогам рассмотрения жалобы на это постановления.
В соответствии с ч.ч.4, 6, 7 ст.210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении. В судебном заседании суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц, ответственных за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, в виде административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч.1 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
В соответствии с п.1.1 Положения о формировании договорных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, утвержденного Приказом Министерства строительства Российской Федерации от 20.08.1996 N 17-113, собственники жилищного фонда и объектов коммунального назначения (органы местного самоуправления, предприятия и организации, в чьем хозяйственном ведении находятся объекты государственного жилищного фонда, юридические и физические лица) непосредственно или через уполномоченные ими органы - службы заказчика, управляющие компании - выступают заказчиками на обслуживание, содержание, ремонт и развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся в их собственности.
Согласно п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
В соответствии с п.11 вышеуказанных Правил, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 этих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Пунктом 42 указанных Правил установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации установлены Правилами N 170.
Поскольку этими Правилами регулируются отношения в сфере содержания и ремонта жилых помещений нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, требований этих Правил образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст.7.22 КоАП РФ. Содержащиеся в апелляционной жалобе возражения в этой части подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании закона.
В силу п.п.2.6.1-2.6.10 Правил N 170, целью подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации является обеспечение сроков и качества выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) жилищного фонда, обеспечивающих нормативные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период. При подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит: устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями; привести в технически исправное состояние территорию домовладений с обеспечением беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от отмостки, от спусков (входов) в подвал и их оконных приямков; обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов. Сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября, в центральных - к 15 сентября, в южных - до 1 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции. План-график подготовки жилищного фонда и его инженерного оборудования к эксплуатации в зимних условиях составляется собственником жилищного фонда или организацией по его обслуживанию и утверждается органами местного самоуправления на основе результатов весеннего осмотра и недостатков, выявленных за прошедший период. Подготовке к зиме (проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка) подлежит весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры (котельные, внутридомовые сети, групповые и местные тепловые пункты в домах, системы отопления, вентиляции). Котельные, тепловые пункты и узлы должны быть обеспечены средствами автоматизации, контрольно-измерительными приборами (КИП), запорной регулирующей аппаратурой, схемами разводки систем отопления, ГВС, ХВС, приточно-вытяжной вентиляции, конструкциями с указанием использования оборудования при различных эксплуатационных режимах (наполнении, подпитке, спуске воды из систем отопления и др.), техническими паспортами оборудования, режимными картами, журналами записи параметров, журналами дефектов оборудования. Должна быть выполнена наладка внутриквартальных сетей с корректировкой расчетных диаметров дросселирующих устройств на тепловом (элеваторном) узле. Устройства газового хозяйства должны пройти наладку запорно-предохранительных клапанов и регуляторов давления на зимний период. Оборудование насосных станций, систем противопожарного оборудования должно быть укомплектовано основным и резервным оборудованием, обеспечено автоматическое включение резервных насосов при отказе основных, отрегулировано и исправно. В период подготовки жилищного фонда к работе в зимних условиях организуется: подготовка и переподготовка кадров работников котельных, тепловых пунктов, работников аварийной службы и рабочих текущего ремонта, дворников; подготовка аварийных служб (автотранспорта, оборудования, средств связи, инструментов и инвентаря, запасов материалов и инструктаж персонала); подготовка (восстановление) схем внутридомовых систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, центрального отопления и вентиляции, газа с указанием расположения запорной арматуры и выключателей (для слесарей и электриков по ликвидации аварий и неисправностей внутридомовых инженерных систем); в неотапливаемых помещениях обеспечивают ремонт изоляции труб водопровода и канализации, противопожарного водопровода. В неотапливаемых помещениях в период подготовки к зиме следует проверить состояние и произвести ремонт изоляции труб водопровода и канализации, ЦО и ГВС, утеплить противопожарный водопровод. Начало отопительного сезона устанавливается органами местного самоуправления. Готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием: паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях; актов на исправность автоматики безопасности и контрольно-измерительных приборов (КИП) котельных и инженерного оборудования зданий; актов технического состояния и исправности работы противопожарного оборудования; обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода; запаса песка для посыпки тротуаров - из расчета не менее 3-4м3 на 1 тыс. м2 уборочной площади; актов о готовности уборочной техники и инвентаря; актов о готовности к зиме с оценкой качества подготовки зданий и квартир к зиме и акта по каждому объекту, а также актов на испытания, промывку, наладку систем холодного, горячего водоснабжения и отопления. Все акты утверждаются и сдаются до 15 сентября.
Из материалов дела следует, что ООО "УК "СПЦ-Оптимус", осуществляя функции управления общим имуществом 58 многоквартирных жилых домов с. Аргаяш, допустило нарушение указанных Правил, поскольку, как установлено проведенной проверкой, к отопительному сезону готовы лишь 21 дом, только в 13 домах проведены гидростатические испытания, мероприятия по подготовке жилого фонда к отопительному сезону в полном объеме не осуществлены.
Эти обстоятельства в достаточной степени подтверждаются сведениями, содержащимися в составленном в ходе проверки в присутствии представителя общества составленных комиссионно актах проверки от 08.10.2013 и от 09.10.2013. Доказательства готовности жилых домов к отопительному периоду до начала этого периода не представлены заявителем и в суд.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на проведение проверки в отсутствие законных оснований.
Между тем, как следует из акта проверки от 08.10.2013 проверка проведена прокуратурой совместно с представителями Министерства в связи с поступившими в прокуратуру обращениями граждан, что соответствует ст.10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
С учетом этих обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях общества объективной стороны вмененного ему правонарушения.
Разрешение вопроса о надлежащей подготовке к отопительному периоду тепловых сетей с. Аргаяш, не находящихся в управлении общества, не входит в предмет исследования при рассмотрении настоящего дела, а потому довод подателя апелляционной жалобы о ненадлежащей подготовке таких сетей не может быть принят судом апелляционной инстанции.
В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Обязанность доказывания вины возложена на административный орган.
Согласно ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку доказательств невозможности надлежащего и своевременного исполнения требований правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда заявителем не представлено, суд полагает доказанной вину заявителя в совершении вмененного ему правонарушения.
В этой связи, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного ст.7.22 КоАП РФ, является обоснованным.
При возбуждении прокурором дела об административном правонарушении и вынесении Министерством оспоренного постановления существенных процессуальных нарушений допущено не было.
Постановление вынесено административным органом в пределах установленного ст.4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Обстоятельств, исключающих привлечение заявителя к административной ответственности, не установлено.
Размер примененного штрафа соответствует минимальному размеру санкции, предусмотренной ст.7.22 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания незаконным и отмены оспоренного постановления.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для ее переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч.4 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.01.2015 по делу N А76-669/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "СПЦ-Оптимус" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-669/2014
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "СПЦ-ОПТИМУС"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ИНФРАСТРУКТУРЫ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрация Аргаяшского сельского поселения, ООО "Теплоград", Прокуратура Аргаяшского района Челябинской области, Прокуратура Челябинской области