город Омск |
|
26 марта 2015 г. |
Дело N А70-8409/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1385/2015) Государственной жилищной инспекции Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 25.12.2014 по делу N А46-14164/2014 (судья Захарцева С.Г.), принятое по заявлению Товарищества собственников жилья "Крупской-1" (ИНН 5507247050, ОГРН 1145543016960) к Государственной жилищной инспекции Омской области (ИНН 5503242245, ОГРН 1135543018511) о признании незаконным действия (бездействие),
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственной жилищной инспекции Омской области - Кучеренко Ю.Е. (личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации, по доверенности N 7ю от 12.01.2015 сроком действия до 31.12.2015);
от Товарищества собственников жилья "Крупской-1" - Скиданов Д.А. (личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации, по доверенности от 20.11.2014 сроком действия 3 года),
установил:
Товарищество собственников жилья "Крупской-1" (далее по тексту - ТСЖ "Крупской-1", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Омской области (далее по тексту - заинтересованное лицо, Инспекция, Госжилинспекция Омской области) о признании незаконным действия (бездействие), выразившееся в неосуществлении действий по внесению многоквартирного дома N 1 по улице Крупской в городе Омске в реестр многоквартирных домов, собственников помещений, в которых приняли решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете и в передаче органу местного самоуправления и Региональному фонду капитального ремонта (региональному оператору) информации (сведений) о том, что собственники помещений в многоквартирном доме N 1 по улице Крупской в городе Омске не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его в установленный законом срок и об обязании устранить допущенные нарушения.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что собственниками помещений в многоквартирном доме в соответствии с требованиями закона было принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого утвердили ТСЖ "Крупской-1", осуществляющее управление многоквартирном домом. Кроме того, заявитель указывает, что ГСЖ в установленном порядке была уведомлена выбранном способе формирования фонда капитального ремонта. В тоже время заинтересованным лицом не была исполнена обязанность по внесению многоквартирного дома N 1 по улице Крупской в городе Омске в реестр многоквартирных домов, собственников помещений, в которых приняли решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, вследствие чего имеет место нарушение прав собственников указанного многоквартирного дома, поскольку в их адрес были выставлены Региональным Фондом капитального ремонта квитанции по оплате взносов на капитальный ремонт.
Решением Арбитражного суда Омской области от 25.12.2014 по делу N А46-14164/2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд признал незаконным действие (бездействие) Государственной жилищной инспекции Омской области, выразившееся в неосуществлении действий по внесению многоквартирного дома N 1 по улице Крупской в городе Омске в реестр многоквартирных домов, собственников помещений в которых приняли решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете и в передаче органу местного самоуправления и Региональному фонду капитального ремонта (региональному оператору) информации (сведений) о том, что собственники помещений в многоквартирном доме N 1 по улице Крупской в городе Омске не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его в установленный законом срок.
В качестве способа восстановления права суд обязал Государственную жилищную инспекцию Омской области внести многоквартирный дом N 1 по улице Крупской в городе Омске в реестр многоквартирных домов, собственники помещений в которых приняли решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, и передать такую информацию (сведения) органу местного самоуправления и Региональному фонду капитального ремонта (региональному оператору) для целей прекращения Региональным фондом капитального ремонта (региональным оператором) выставления собственникам помещений в многоквартирном доме N 1 по улице Крупской в городе Омске квитанций на уплату взносов на капитальный ремонт.
Кроме того, суд первой инстанции взыскал с Госжилинспекции Омской области в пользу ТСЖ "Крупской-1" 2 000 рублей судебных расходов.
В обоснование решения суд указал, что поскольку собственниками ТСЖ "Крупской-1" было принято решение о способе формирования фонда капитального ремонта в срок, не позднее, чем установлено действующим законодательством, то кооператив должен быть включен в перечень организаций, формирующих фонд капитального ремонта на собственном специальном счете. Суд также отметил, что вопреки доводам заинтересованного лица, правовой статус ТСЖ "Крупской-1" на момент принятия решения общим собранием собственников не имеет правового значения для рассмотрения данного спора, поскольку на момент обращения в Госжилинспекцию Омской области 17.06.2014 с уведомлением о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта, заявитель обладал статусом юридического лица
В апелляционной жалобе Госжилинспекция Омской области указывает на то, что заявителем пропущен срок на обращение в суд. Кроме того, заинтересованное лицо считает, что на момент проведения общего собрания собственниками помещений ТСЖ "Крупской-1" не могло быть выбрано в качестве владельца специального счета, поскольку правоспособность его как юридического лица возникает только с момента государственной регистрации, и данное обстоятельство может быть основанием для невключения ТСЖ "Крупской-1" в реестр уведомлений владельцев специальных счетов о выбранном способе формирования фонда капительного ремонта и реестра специальных счетов Омской области.
Оспаривая доводы подателя жалобы, ТСЖ "Крупской-1" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Госжилинспекции Омской области в заседании суда апелляционной инстанции поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ТСЖ "Крупской-1" с доводами апелляционной жалобы не согласен по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
01.04.2014 общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме N 1 по ул. Крупской в г. Омске было принято решение о создании в МКД товарищества собственников жилья "Крупской-1", об отмене с 01.05.2014 существовавшего ранее способа управления СКД N 2 по ул. Крупской, выбран иной способ управления - управление Товариществом собственников жилья "Крупской-1".
Кроме того, протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 1 по ул. Крупской в г. Омске от 01.01.2014 видно, что принято решение в целях формирования фонда капитального ремонта способом формирования фонда капитального ремонта выбрано формирование фонда капитального ремонта на специальном счете. В качестве владельца специального счета и лица, уполномоченного на открытие специального счета и на совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете, утверждено Товарищество собственников жилья "На Крупской-1".
Уведомлением от 16.06.2014 заявитель сообщил в Государственную жилищную инспекцию Омской области о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания от 01.04.2014 и справки банка об открытии специального счета.
Поскольку, собственникам помещений (квартир) в МКД N 1 по ул. Крупской квитанции по оплате взносов на капитальный ремонт были выставлены не только ТСЖ "Крупской-1", но и одновременно, Региональным фондом капитального ремонта (региональным оператором), заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объеме. Означенное решение обжалуется заявителем в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит решение по делу законным и обоснованным, а требования апелляционной жалобы - не подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Частью 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: 1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; 2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта; 3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта; 4) владелец специального счета; 5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.
По правилу части 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в установленный срок не приняли и не реализовали решение об открытии спецсчета на капремонт, то такие собственники оплачивают взносы на капремонт на счет Регионального фонда капитального ремонта (регионального оператора).
Решение об открытии спецсчета на капремонт на территории Омской области должно быть принято и реализовано собственниками квартир не позднее, чем по истечении шести месяцев после официального опубликования Региональной программы капитального ремонта Омской области, т.е. не позднее 30.06.2014.
В соответствии с частью 1 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, для того, чтобы собственники квартир в многоквартирном доме, расположенном на территории Омской области, могли оплачивать взносы на капремонт не на счет Регионального фонда капитального ремонта (регионального оператора), а на специально открытый для многоквартирного дома спецсчет, такие собственники обязаны не позднее 30.06.2014 совершить следующие действия:
1) в качестве осуществления действий по принятию решения согласно части 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации принять следующие решения: а) утвердить размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт; б утвердить перечень услуг и работ по капитальному ремонту; в) утвердить сроки проведения капитального ремонта; г) утвердить владельца специального счета; д) утвердить кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет;
2) в качестве осуществления действий по реализации принятого решения открыть специальный счет в утвержденной общим собранием кредитной организации.
Согласно части 4 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора (Госжилинспекция) ведет реестр уведомлений об открытии спецсчета на капремонт и реестр спецсчетов на капремонт.
Следовательно, Госжилинспекция Омской области является органом, который заявитель должен был уведомить о принятом им решении.
Как следует из материалов дела, 01.04.2014 общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме N 1 по ул. Крупской в г. Омске принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете.
В соответствии с указанным протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 1 по ул. Крупской в г. Омске от 01.01.2014 в качестве владельца специального счета и лица, уполномоченного на открытие специального счета и на совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете, утверждено ТСЖ "На Крупской-1".
Из договора банковского счета от 03.06.2014 (л.д. 26-31) следует, что ТСЖ "Крупской-1" открыло спецсчет на капремонт в банке.
Кроме того, 17.06.2014 Госжилинспекция Омской области получила уведомление от ТСЖ "Крупской-1" об открытии спецсчета на капремонт с приложением (л.д. 25), как того требует часть 1 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации, протокола общего собрания, содержащего решение собственников об открытии спецсчета на капремонт, справки банка об открытии спецсчета на капремонт, договора об открытии спецсчета на капремонт.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что заявителем были соблюдены все предусмотренные законом условия и у Госжилинспекция Омской области возникла обязанность по внесению многоквартирного жилого дома N 1 по улице Крупской в реестр многоквартирных домов, собственники помещений в которых открыли спецсчет на капремонт и направления в орган местного самоуправления и в Региональный фонд капитального ремонта (региональному оператору) сведения о данном доме, как о многоквартирном доме, собственники помещений (квартир) в котором не приняли и не реализовали решение об открытии спецсчета на капремонт.
Поскольку данное решение принято не было, суд первой инстанции обоснованно признал бездействия заинтересованного лица по их совершению противоречащими требованиям законодательства.
Оспаривая данный вывод суда первой инстанции, Госжилинспекция Омской области указывает, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 1 по улице Крупской о формировании фонда капитального ремонта на спецсчете и об утверждении в качестве владельца спецсчета ТСЖ "Крупской-1" является ничтожным, поскольку принято 01.04.2014, тогда в качестве юридического лица ТСЖ "Крупской-1" зарегистрировано только 22.04.2014.
Как усматривается из материалов дела, ТСЖ "Крупской-1" создано на основании решения собственников помещений в многоквартирном доме N 1 по улице Крупской от 01.04.2014.
Означенным решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 1 по улице Крупской от 01.04.2014 также избран способ формирования фонда капитального ремонта на спецсчете, а в качестве владельца спецсчета утверждено ТСЖ "Крупской-1".
При этом договор специального банковского счета для формирования фонда капитального ремонта (договор об открытии спецсчета на капремонт) заключен ТСЖ "Крупской-1" с банком 03.06.2014. На момент заключения договора с банком об открытии спецсчета на капремонт, т.е. на момент реализации (исполнения) решения общего собрания об открытии спецсчета и об утверждении владельца спецсчета, ТСЖ "Крупской-1" уже было зарегистрировано в качестве юридического лица.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно указал, что правовой статус ТСЖ "Крупской-1" на момент принятия решения общим собранием собственников не имеет правового значения для настоящего спора, поскольку на момент обращения в Государственную жилищную инспекцию Омской области 17.06.2014 с уведомлением о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта, заявитель обладал статусом юридического лица.
Кроме всего податель жалобы указал, что судом первой инстанции не установлены следующие обстоятельства, наличие которых необходимо для признания действий (бездействия) госоргана незаконным: не установлен факт нарушения Госжилинспекцией Омской области норм действующего законодательства; не установлен факт нарушения оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов ТСЖ "Крупской-1".
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с заинтересованным лицом в данном случае, так как, получив уведомление собственников квартир в многоквартирном доме N 1 по улице Крупской о принятии последними в установленный законом срок решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, а также открытии ими спецсчета в банке, Госжилинспекции Омской области в силу части 4 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации обязана внести сведения о многоквартирном доме N 1 по улице Крупской в реестр спецсчетов.
При этом, в нарушение указанной норма Госжилинспекция Омской области не внесла сведения о МКД N 1 по улице Крупской в реестр спецсчетов, а также передала Региональному фонду капремонта сведения о многоквартирном доме N 1 по улице Крупской.
Из вышеизложенного следует, что факт нарушения Госжилинспекцией Омской области норм действующего законодательства судом первой инстанции установлен и подтвержден материалами дела.
Вышеуказанные действия (бездействие) Госжилинспекции Омской области привели к выставлению Региональным фондом капремонта и ТСЖ "Крупской-1" двойных квитанций и препятствуют исполнению ТСЖ "Крупской-1" обязанности по сбору денежных средств от собственников квартир на цели последующего проведения капремонта общего имущества в МКД N 1 по улице Крупской, следовательно, являются незаконными и нарушают права и законные интересы ТСЖ "Крупской-1".
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо также ссылается на пропуск заявителем установленного трехмесячного срока на обращение в суд за защитой нарушенного права.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод. В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Товариществом указано на то, что о нарушении своих прав ему стало известно 01.10.2014 - день получения квитанций от регионального оператора, тогда как при способе формирования фонда капитального ремонта - на специальном счёте, прав на выставление квитанции на взимание платы на капитальный ремонт, осуществление контроля за их хранением и использованием, региональный оператор не имеет.
По мнению Госжилинспекции Омской области ТСЖ "Крупской-1" узнало о принятии ими отрицательного решения по поданному заявлению. Однако, как правильно указал заявитель, доказательств получения заявителем письма от 20.06.2014 заинтересованным лицом в материалы дела не представлено.
Ссылка подателя жалобы на реестр организаций, сданный в бухгалтерию, судом апелляционной инстанции не принимается во внимание, ввиду отсутствия в материалах дела указанного реестра.
Кроме того, Госжилинспекция Омской области указывает на то, что Перечень товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов, формирующих фонд капитального ремонта на собственном спецсчете, размещён 23.07.2014 в сети Интернет на портале Правительства Омской области (http://gzhi.omskportal.ru/), в котором ТСЖ "Крупской-1" не отражено, считая такое размещение необходимым уведомлением ТСЖ "Крупской-1" о невнесении сведений о многоквартирном жилом доме 1 по улице Крупской в реестр спецсчетов.
Однако апелляционный суд также не может согласиться с подателем жалобы в указанной части, поскольку на товарищество не возложена обязанность по ежедневному мониторингу порталов органов государственной власти субъекта Российской Федерации. О дате размещения перечня товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов, формирующих фонд капитального ремонта на собственном специальном счёте, заявитель не был поставлен в известность.
При таких обстоятельствах довод заинтересованного лица о пропуске ТСЖ "Крупской-1" срока на обращение в суд с настоящим заявлением несостоятелен.
Таким образом, оспариваемое решение является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - не подлежащими удовлетворению.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не распределяются, поскольку ее податель был освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 26 декабря 2014 года по делу N А70-8409/2014-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-8409/2014
Истец: Открытое акционеррное общество "Акционерная нефтяная компания "Башнефть"
Ответчик: ОАО "РН Холдинг"
Третье лицо: ОАО "Интер РАО", ОАО "Кольская горно-металлургическая компания", ОАО "Мурманэнергосбыт", ОАО "Первая грузовая компания", ОАО "СГ-Транс", ООО "Спецторг Плюс", ООО "Тверская Теплоснабжающая компания", ООО "Тепловой эенргетический комплекс", ООО "Тепловой энергетический комплекс"