23 марта 2015 г. |
А39-5974/2014 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горевой О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 09.12.2014 по делу N А39-5974/2014,
принятое судьей Артамоновой Л.А.
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия о признании частично недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия от 21.10.2014, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия, взыскателя - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия и должника - открытого акционерного общества "Авиалинии Мордовии".
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Октябрьскому району городского округа Саранск Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия 29.04.2014 на основании постановления Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия (далее - Учреждение) от 16.04.2014 N 01102490001994 возбуждено исполнительное производство N 21171/14/17/13 в отношении открытого акционерного общества "Авиалинии Мордовии" (далее - должник) о взыскании страховых взносов и пени в сумме 3 811 588 руб. 59 коп.
В рамках исполнительного производства 30.06.2014 судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Октябрьскому району городского округа Саранск Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия было вынесено постановление о наложении ареста на имущество должника.
Согласно акту о наложении ареста (описи имущества) от 01.07.2014 описи и аресту подвергнуто следующее имущество должника:
-здание гаража, инвентарный номер 00000004, 1969 года постройки, инвентарный номер по техническому паспорту 7290, стоимостью 1 310 219 руб. 02 коп.;
-склад N 1 СОП, инвентарный номер по бухгалтерскому балансу 00000006, 1970 года постройки, площадью 25,11 кв.м, инвентарный номер по техническому паспорту 16811/1, стоимостью 164 395 руб. 44 коп.;
-склад N 2 СОП, инвентарный номер по бухгалтерскому балансу 00000007, 1961 года постройки, инвентарный номер по техническому паспорту 16811/2, стоимостью 162 559 руб. 18 коп.;
-передвижной домик, инвентарный номер по бухгалтерскому балансу 00000021, стоимостью 1761 руб. 93 коп.;
-передвижная столовая - вагон, инвентарный номер по бухгалтерскому балансу 00000049, стоимость 3150 руб. 01 коп.
Судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Октябрьскому району городского округа Саранск Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия был привлечен специалист для оценки арестованных объектов недвижимости.
Результаты оценки объектов недвижимости (здания гаража, склада N 1 СОП и склада N 2 СОП) приняты судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Октябрьскому району городского округа Саранск Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия, о чем вынесено постановление от 06.08.2014.
На основании распоряжения Главного судебного пристава Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия от 29.08.2014 судебный пристав-исполнитель Отдела судебных приставов по Октябрьскому району городского округа Саранск Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия постановлением от 26.09.2014 передал исполнительное производство N 21171/14/17/13 от 29.04.2014 на исполнение в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия.
Постановлением от 03.10.2014 вышеуказанное исполнительное производство принято к исполнению судебным приставом - исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия Кукуевым А.В. (далее - Судебный пристав-исполнитель), исполнительному производству присвоен новый регистрационный номер 996/14/13028-ИП.
Указанное исполнительное производство объединено в сводное исполнительное производство с регистрационным номером 1007/14/13028-ИП/СД.
Судебным приставом-исполнителем 21.10.2014 вынесено постановление о передаче арестованного имущества на торги:
-здания гаража, инвентарный номер 00000004, 1969 года постройки, инвентарный номер по техническому паспорту 7290, стоимостью 4 610 169 руб. 00 коп.;
-склада N 1 СОП, инвентарный номер по бухгалтерскому балансу 00000006, 1970 года постройки, площадью 25,11 кв.м, инвентарный номер по техническому паспорту 16811/1, стоимостью 313 559 руб. 00 коп.;
-склада N 2 СОП, инвентарный номер по бухгалтерскому балансу 00000007, 1961 года постройки, инвентарный номер по техническому паспорту 16811/2, стоимостью 262 712 руб. 00 коп.
В пункте 2.3 постановления о передаче арестованного имущества на торги от 21.10.2014 Судебный пристав - исполнитель обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия (далее - Управление) включить Судебного пристава-исполнителя, вынесшего настоящее постановление, в состав комиссии по проведению торгов, уведомив его письменно о дате, времени и месте их проведения в течение 7 (семи) рабочих дней после опубликования извещения о проведении торгов.
Не согласившись с пунктом 2.3 постановления Судебного пристава-исполнителя от 21.10.2014, Управление обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании его недействительным.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 09.12.2014 в удовлетворении заявленных требований Управлению отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Управление полагает, что оспоренным пунктом постановления на него возложены обязанности, не предусмотренные законодательством.
Заявитель жалобы утверждает, что пункт 2.3 постановления Судебного пристава-исполнителя противоречит пункту 5.2.4 Приказа Федеральной службы судебных приставов России и Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25.07.2008 N 347/149 в редакции от 15.09.2014.
По мнению Управления, изменение в дальнейшем пункта 2.3 постановления не препятствует рассмотрению дела по существу.
Управление ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно статье 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных этим Кодексом и другим федеральным законом, по правилам, установленным главой 24 названного Кодекса.
По смыслу статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требования заявителя о признании незаконными действий и решений судебного пристава-исполнителя необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие обжалуемых действий и решений судебного пристава-исполнителя нормам действующего законодательства и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Статьей 2 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с частью 1 статьи 89 Закона об исполнительном производстве реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества (далее - организатор торгов).
Согласно пункту 5.5 постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (в редакции от 30.07.2014) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом организует в установленном порядке реализацию, в том числе выступает продавцом, имущества (в том числе имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче, предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено (за исключением вещественных доказательств, для которых законодательством Российской Федерации установлены особые правила обращения), а также реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением недвижимого имущества, включая земельные участки, акции, доли в уставных (складочных) капиталах коммерческих организаций), переработку такого имущества, а в случае невозможности его реализации в силу утраты потребительских свойств - его уничтожение (указанные полномочия не распространяются на отношения, связанные с этиловым спиртом, алкогольной и спиртосодержащей продукцией).
Приказом Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25.07.2008 N 347/149 (в редакции от 15.09.2014) утвержден Порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество (далее - Порядок).
Пунктом 2.3 Порядка предусмотрено, что передача Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (его территориальному органу, специализированной организации) арестованного имущества (в случае невозможности передачи арестованного имущества в натуре, когда такое имущество передано судебным приставом-исполнителем под охрану или на хранение должнику либо иному лицу согласно акту о наложении ареста - правоустанавливающих и подтверждающих право документов) для реализации осуществляется судебным приставом-исполнителем по акту приема-передачи (далее - Акт передачи) с приложением оригиналов (а в случае их отсутствия - дубликатов, заверенных копий) правоустанавливающих и подтверждающих право документов и заверенных копий процессуальных документов.
Судебный пристав-исполнитель обязан передать Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (его территориальному органу, специализированной организации), а Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его территориальный орган, специализированная организация) обязано принять от судебного пристава-исполнителя для реализации арестованное имущество (правоустанавливающие и подтверждающие право документы) в течение десяти рабочих дней со дня вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию.
К Акту передачи в случае передачи на реализацию соответствующего вида имущества прилагаются документы, предусмотренные частями 8 - 10 статьи 89 Закона об исполнительном производстве, в том числе надлежащим образом оформленные документы, предусмотренные Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", необходимые для последующей регистрации права собственности. К Акту передачи могут прилагаться и другие документы, характеризующие соответствующее имущество.
Имущество считается переданным на реализацию со дня подписания Акта передачи.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что Судебным приставом-исполнителем 21.10.2014 вынесено постановление о передаче арестованного имущества на торги.
Пункт 2.3 указанного постановления изложен Судебным приставом-исполнителем следующим образом: "Включить судебного пристава-исполнителя, вынесшего настоящее постановление, в состав комиссии по проведению торгов, уведомив его письменно о дате, времени и месте их проведения в течение 7 (семи) рабочих дней после опубликования извещения о проведении торгов".
Вместе с тем Приказом Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 15.09.2014 N 527/348 в Приказ от 25.07.2008 N 347/149 были внесены изменения, и пункт 5.2.4 Приказа изложен в следующей редакции: "Судебные приставы-исполнители, осуществляющие действия по соответствующему исполнительному производству, при условии предварительного уведомления территориального органа Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом (его территориального органа, специализированной организации), вправе присутствовать при проведении торгов, о чем указывается в протоколе заседания комиссии по проведению торгов".
В этой связи 14.11.2014 Судебный пристав-исполнитель вынес постановление о внесении изменений в постановление о передаче арестованного имущества на торги от 21.10.2014, которым пункт 2.3 изложен в новой редакции: "при условии предварительного уведомления территориального органа Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом (его территориального органа, специализированной организации) разрешить судебному приставу-исполнителю присутствовать при проведении торгов, о чем указать в протоколе заседания комиссии по проведению торгов".
Кроме того, судом первой инстанции по материалам дела установлено, что несмотря на вынесение Судебным приставом-исполнителем оспоренного постановления 21.10.2014, фактически документы на реализацию имущества были переданы в Управление лишь 05.11.2014, что подтверждается актом приема-передачи документов, характеризующих арестованное имущество, передаваемое на торги, от 05.11.2014.
Как следует из приказа Управления от 14.11.2013 N 71, комиссия по проведению торгов по продаже арестованного имущества была создана 14.11.2013 и утвержден её состав, в который в качестве члена комиссии вошел начальник отдела организации работы по реализации имущества должников Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия - Мишанин Алексей Николаевич.
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что до 14.11.2014 Управление осуществляло какие-либо действия, связанные с исполнением требований оспоренного пункта 2.3 постановления от 21.10.2014. На этом основании подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о возложении на Управление незаконной обязанности.
При таких обстоятельствах, учитывая внесение 14.11.2014 Судебным приставом-исполнителем изменений в постановление от 21.10.2014, оспоренный пункт постановления от 21.10.2014 никаким образом не нарушает прав Управления в сфере экономической деятельности. Доказательств обратного заявителем апелляционной жалобы не представлено.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба подлежит отклонению как основанная на неправильном понимании закона.
Арбитражный суд Республики Мордовия полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В силу положений части 2 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 09.12.2014 по делу N А39-5974/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-5974/2014
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия
Ответчик: судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управление Федеральной Службы судебных приставов по Республике Мордовия Кукуев Андрей Владимирович
Третье лицо: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия, ОАО "Авиалинии Мордовии", УФССП по Республике Мордовия