г. Хабаровск |
|
26 марта 2015 г. |
Дело N А73-16364/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: представитель не явился;
от Отдела судебных приставов по Центральному району города: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
на решение от 04.02.2015
по делу N А73-16364/2014
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Руденко Р.А.
по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
к Отделу судебных приставов по Центральному району города Хабаровска
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство ЖКХ Хабаровского края, Министерство, заявитель, должник) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием о признании незаконным и отмене постановления Отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска (далее - ОСП по Центральному району г. Хабаровска) от 27.11.2014 г. о привлечении к административной ответственности по ч. 1 статьи 17.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб., вынесенного в рамках исполнительного производства N 32620/13/01/27.
Решением суда первой инстанции от 04.02.2015 в удовлетворении требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, Министерство ЖКХ Хабаровского края обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, а также незаконностью и необоснованностью судебного акта и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Министерство ЖКХ Хабаровского края, ОСП по Центральному району г. Хабаровска, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимали участия в заседании суда апелляционной инстанции.
ОСП по Центральному району г. Хабаровска отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - заявитель, Министерство ЖКХ Хабаровского края, Министерство) зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем ему присвоен ОГРН-1032700316560, ИНН-2721104828.
08.08.2013 г. в ОСП по Центральному району г. Хабаровска на основании исполнительного листа серии ВС N 044445758, выданного Центральным районным судом г. Хабаровска 18.12.2012 г. по делу N 2-7028/12 на основании решения от 13.11.2012 г., возбуждено исполнительное производство N 32620/13/01/27, о чем вынесено соответствующее постановление.
Согласно требованиям указанного исполнительного документа на должника - Министерство ЖКХ Хабаровского края возложена обязанность, предоставить Шатохину Анатолию Вячеславовичу вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям, на состав семьи из одного человека, согласно нормам предоставления площади жилых помещений государственного жилищного фонда Хабаровского края по договору социального найма (не менее 18 кв. метров общей площади) в пределах г. Комсомольска-на-Амуре.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства вручена должнику - Министерству ЖКХ Хабаровского края.
Указанным постановлением должнику установлен пятидневный срок для исполнения требований исполнительного документа.
В ходе исполнения исполнительного документа, должнику - Министерству ЖКХ Хабаровского края неоднократно направлялись требования об исполнении решения суда.
В адрес ОСП по Центральному району г. Хабаровска от Министерства ЖКХ Хабаровского края в ответ на требования поступала информация о том, что решение суда исполнить нет возможности, так как отсутствует свободное жилое помещение государственного жилищного фонда в пределах г. Комсомольска-на-Амуре.
Согласно положениям статьи 105 Федерального закона N 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Судебным приставом-исполнителем 10.12.2013 г. вынесено постановление о взыскании с должника - Министерства ЖКХ Хабаровского края исполнительского сбора в размере 5000 руб.
По состоянию на 14.11.2014 г. решение суда должником не исполнено, в связи с чем, судебным приставом-исполнителем 17.11.2014 г. Министерству вручено требование от 14.11.2014 г. N 27001/14/32620 об исполнении решения суда в срок до 20.11.2014 г., что подтверждается штампом входящей корреспонденции Министерства ЖКХ Хабаровского края.
В требовании должник предупреждался об ответственности по ст. 113 Закона РФ от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", об административной ответственности по ст. ст. 17.14, 17.15 КоАП РФ, об уголовной ответственности за неисполнения решения суда по ст. 315 УК РФ.
В требовании должнику указано о необходимости явки 21.11.2014 г. в 10 часов 00 минут в ОСП по Центральному району города Хабаровска, для рассмотрения вопроса о привлечении должника к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Однако, в установленный срок требование N 27001/14/32620 от 14.11.2014 г. должником не исполнено, а законный представитель Министерства в назначенное время в ОСП по Центральному району города Хабаровска не явился, доказательств исполнения требований исполнительного документа не представил.
В связи с чем, 21.11.2014 г. судебным приставом-исполнителем в отношении должника - Министерства ЖКХ Хабаровского края составлен протокол N 013112/01 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
21.11.2014 г. начальником ОСП по Центральному району г. Хабаровска Прохватиловым И.А. вынесено определение о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении на 10 час. 00 мин. 27.11.2014 г. по адресу: г. Хабаровск, ул. Кубяка, д. N 20.
Копия протокола и определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении вручены должнику 25.11.2014 г., что подтверждается штампом входящей корреспонденции.
По состоянию на 27.11.2014 г. должником - Министерством ЖКХ по Хабаровскому краю решение суда не исполнено, документов, подтверждающих уважительность причин, судебному приставу-исполнителю не предоставлено.
Представитель должника в назначенное время для рассмотрения дела об административном правонарушении не явился.
Ходатайств об отложении указанных в протоколе N 013112/01 от 21.11.2014 г. исполнительных действий в виде рассмотрения вопроса о привлечении должника - Министерства ЖКХ Хабаровского края к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в адрес ОСП по Центральному району города Хабаровска не поступало, документов, подтверждающих уважительность причин неявки представителя должника также судебному приставу-исполнителю не представлено.
27.11.2014 г. начальником ОСП по Центральному району г. Хабаровска Прохватиловым И.А. в отношении Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Несогласие Министерства с вышеуказанным постановлением от 27.11.2014 о наложении административного штрафа явилось основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу статьи 5 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах", в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно статье 13 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав-исполнитель обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи.
В силу статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", к исполнительным документам кроме прочего относятся: исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов; постановления судебного пристава-исполнителя.
Порядок исполнения судебных актов неимущественного характера определен Главой 13 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В соответствии с положениями ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как указано ранее, 08.08.2013 г. в ОСП по Центральному району г. Хабаровска на основании исполнительного листа серии ВС N 044445758, выданного Центральным районным судом г. Хабаровска 18.12.2012 г. по делу N 2-7028/12 на основании решения от 13.11.2012 г., возбуждено исполнительное производство N 32620/13/01/27, о чем вынесено соответствующее постановление.
Согласно требованиям указанного исполнительного документа на должника - Министерство ЖКХ Хабаровского края возложена обязанность, предоставить Шатохину Анатолию Вячеславовичу вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям, на состав семьи из одного человека, согласно нормам предоставления площади жилых помещений государственного жилищного фонда Хабаровского края по договору социального найма (не менее 18 кв. метров общей площади) в пределах г. Комсомольска-на-Амуре.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства вручена должнику - Министерству ЖКХ Хабаровского края.
Указанным постановлением должнику установлен пятидневный срок для исполнения требований исполнительного документа.
В ходе исполнения исполнительного документа, должнику - Министерству ЖКХ Хабаровского края неоднократно направлялись требования об исполнении решения суда.
В адрес ОСП по Центральному району г. Хабаровска от Министерства в ответ на требования поступала информация о том, что решение суда исполнить нет возможности, так как отсутствует свободное жилое помещение государственного жилищного фонда в пределах г. Комсомольска-на-Амуре.
10.12.2013 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника - Министерства ЖКХ Хабаровского края исполнительского сбора в размере 5000 руб.
По состоянию на 14.11.2014 г. решение суда должником не исполнено, в связи с чем, судебным приставом-исполнителем 17.11.2014 г. Министерству ЖКХ Хабаровского края вручено требование от 14.11.2014 г. N 27001/14/32620 об исполнении решения суда в срок до 20.11.2014 г., что подтверждается штампом входящей корреспонденции Министерства.
В требовании должник предупреждался об ответственности по ст. 113 Закона РФ от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", об административной ответственности по ст. ст. 17.14, 17.15 КоАП РФ, об уголовной ответственности за неисполнения решения суда по ст. 315 УК РФ.
Однако, в установленный срок требование N 27001/14/32620 от 14.11.2014 г. должником не исполнено.
Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю не предоставлено.
Кроме того, в материалах дела не содержится доказательств тому, что неисполнение заявителем требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, тогда как о необходимости исполнения решения суда должнику было известно со дня вынесения решения суда.
Суд первой инстанции правомерно указал на то, что обращение должника 19.11.2012 г. с заявкой в Министерство имущественных отношений Хабаровского края на приобретение квартиры для Шатохина А.В. не свидетельствует о принятии всех необходимых мер для исполнения судебного решения.
Общий срок неисполнения должником решения суда составил более года, при этом в течение данного времени каких-либо вариантов жилых помещений взыскателю не предлагалось.
Таким образом, как правильно признал суд первой инстанции, установленные по делу обстоятельства подтверждают доказанность в бездействии Министерства ЖКХ Хабаровского края события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, что подтверждается имеющимися доказательствами.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае вина Министерства ЖКХ Хабаровского края установлена, поскольку юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по предоставлению Шатохину А.В. жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 36 Закона РФ "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
В материалах дела не содержится доказательств о принятии должником всех возможных мер для исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения, а именно кредит в банке для покупки квартиры в целях исполнения решения суда, неоднократные письменные обращения в Министерство имущественных отношений Хабаровского края для выделения средств для покупки квартиры и иных мер, направленных на исполнение решений суда.
Суд первой инстанции правомерно указал на то, что доводы должника об отсутствии свободных жилых помещений, не свидетельствуют об уважительности причин неисполнения судебного акта, поскольку право гражданина на получение жилого помещения не должно ставиться в зависимость от наличия или отсутствия у должника соответствующей жилой площади.
Таким образом, в бездействиях Министерства ЖКХ имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, поскольку должником, установленный судебным приставом-исполнителем срок исполнения судебного акта не исполнен.
Административное наказание назначено правонарушителю с учетом правил, установленных главой 4 "Назначение административного наказания" КоАП РФ по низшему пределу санкции.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить стать. 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административных производств судом не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства, правомерно признал оспариваемое постановление законным и обоснованным, отказав Министерству ЖКХ Хабаровского края в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 04.02.2015 по делу N А73-16364/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-16364/2014
Истец: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство ЖКХ края
Ответчик: ОСП по Центральному району города Хабаровска УФССП России по Хабаровскому краю, Отдел судебных приставов по Центральному району города Хабаровска УФССП России по Хабаровскому краю