г. Хабаровск |
|
26 марта 2015 г. |
А04-8446/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Балинской И.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Голдрегион-2": Селезнев М.В., представитель по доверенности от 19.03.2015 N 05;
от управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Амурской области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Амурской области
на решение от 21.01.2015
по делу N А04-8446/2014
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Ю.К. Белоусовой
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Голдрегион-2"
к управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Амурской области
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Голдрегион-2" (ОГРН 1062721098252, ИНН 2721143150, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением об оспаривании постановления управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Амурской области (ОГРН 1042800027027, ИНН 2801098841, далее - административный орган) от 12.11.2014 N 05-196/2014, которым общество признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 21.01.2015 по делу N А04-8446/2014 заявленные требования общества удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, административный орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 21.01.2015 по делу N А04-8446/2014 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы административный орган ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Административный орган в судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечил. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ. С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя в порядке статьи 156 АПК РФ.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества против доводов апелляционной жалобы административного органа возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, соответствующим нормам материального права. Просил решение Арбитражного суда Амурской области от 21.01.2015 по делу N А04-8446/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу предпринимателя - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителя участвующего в деле лица, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы исходя из следующего.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1 (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону о недрах.
В случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, сроки ввода в эксплуатацию объектов, определенные лицензионным соглашением, могут быть пересмотрены органами, выдавшими лицензию на пользование участками недр, на основании обращения пользователя недр.
Лицензия на пользование недрами на условиях соглашений о разделе продукции должна содержать соответствующие данные и условия, предусмотренные указанным соглашением.
Согласно статье 12 Закона о недрах условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Права и обязанности пользователя недр приведены в статье 22 Закона о недрах, в соответствии с которой пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции.
Как следует из материалов дела, распоряжением административного органа от 18.08.2014 N 05-108/2014, назначено проведение плановой выездной проверки общества с целью выполнения плана контрольно-надзорной деятельности административного органа на 2014 год. Проведение проверки определено в срок с 11.09.2014 по 08.10.2014. Копия распоряжения вручена представителю обществу 11.09.2014.
Общество владеет правом пользования недрами по лицензии БЛГ 01906 БР с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, разведка и добыча коренного золота в пределах Бомской рудоперспективной площади в бассейне верхних течений рек Дугда и Унья в Зейском районе Амурской области. Лицензия выдана 30.03.2007 территориальным агентством по недропользованию по Амурской области. Срок окончания действия лицензии 31.12.2032 года. Приказом департамента по недропользованию по ДФО от 22.05.2014 право пользования недрами по лицензии БЛГ 01906 БР досрочно прекращено, лицензия аннулирована с 01.11.2014.
В соответствии с пунктом 4 лицензионного соглашения об условиях пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи золота в пределах Бомской рудоперспективной площади, являющегося неотъемлемой частью лицензии, недропользователь осуществляет геологическое изучение, разведку и добычу золота на Лицензионном участке в соответствии с нижеследующими основными условиями пользования (с учетом изменений к лицензии от 29.06.2011 N 1322):
4.1. По объемам, основным видам работ и срокам их проведения недропользователь обязуется обеспечить: не позднее 31.12.2007 подготовку и согласование в установленном порядке проекта геологического изучения - поисков и оценки, при этом проект должен получить положительное заключение государственной экологической экспертизы; не позднее 31.03.2008 начало работ по геологическому изучению на Лицензионном участке, при этом минимальный объем работ должен составить: бурение скважин - не менее 1 000 пог. м и проходка горных выработок - не менее 10 000м3 в год; не позднее 31.03.2013 завершение геологического изучения Лицензионного участка и предоставление геологического отчета по результатам поисков и оценки месторождений коренного золота на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых; не позднее 31.05.2013 подготовку и согласование в установленном порядке проекта разведки месторождений на площади Лицензионного участка с предварительно оцененными запасами, при этом проект должен получить положи тельное заключение государственной экологической экспертизы; не позднее 31.12.2013 начало разведочных работ на Лицензионном участке, при этом минимальный объем работ должен составить: бурение скважин - не менее 2 000 пог. м и проходка горных выработок - не менее 20 000 м 3 в год.
На проведение поисковых и оценочных работ на Бомской рудоперспективной площади в 2007-2011 годах обществом разработан проект, который согласован 29.06.2007 управлением по недропользованию по Амурской области. Общество приступило к пользованию недрами на лицензионном участке, проведены поисковые работы, составлен отчет о проведении поисковых и оценочных работ на рудное золото в пределах Бомской рудоперспективной площади в 2007-2012 годах (Бомский объект).
По материалам проверки установлено, что обществом не проведена подготовка и согласование в установленном порядке проекта разведки на месторождениях лицензионного участка (лицензией предусмотрен срок исполнения - не позднее 31.05.2013), а также не начаты разведочные работы на лицензионном участке (лицензией предусмотрен срок исполнения - не позднее 31.12.2014). Обществом не выполнены пп. г, д п. 4.1 раздела 4 лицензионного соглашения к лицензии БЛГ 01906 БР, что является нарушением пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах, согласно которому недропользователь обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами".
По результатам проверки был составлен акт от 03.10.2014, в котором отражены все выявленные нарушения. С актом проверки представитель общества ознакомлен. Копия акта проверки административного органа получены представителем общества нарочно 03.10.2014.
Общество, уведомленное о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, заявило ходатайство о составлении протокола без участия законного представителя.
17.10.2014 административным органом составлен протокол об административном правонарушении за совершение обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Определением от 22.10.2014 направленным обществу, назначено рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении юридического лица на 12.11.2014 в 14 часов 00 минут.
12.11.2014 административным органом в присутствии представителя юридического лица, вынесено постановление о назначении административного наказания, которым общество привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 рублей. Копия постановления получена заявителем 12.11.2014.
В соответствии с частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективной стороной данного административного правонарушения является пользование недрами с нарушениями условий лицензии.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд, который правомерно удовлетворил требование в связи с процессуальным нарушением административного органа при принятии постановления.
Срок давности привлечения к административной ответственности за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией, в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет два месяца. По истечении этого срока постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 14 постановления Пленума от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера. Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Соответственно предельным сроком привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ применительно к статье 4.5 КоАП РФ является: за нарушение пп. "г" п. 4.1 лицензии - 31.07.2013, за нарушение пп. "д" п. 4.1 лицензии - 28.02.2014. Однако постановление административным органом принято 12.11.2014, за пределами сроков давности привлечения к ответственности. В связи с этим суд первой инстанции правильно признал постановление незаконным.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 21.01.2015 по делу N А04-8446/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-8446/2014
Истец: Общество с ограниченной ответсвенностью "Голдрегион-2"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Амурской области