г. Киров |
|
27 марта 2015 г. |
Дело N А17-7077/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малых Е.Г.,
судей Поляковой С.Г., Тетервака А.В.,
при ведении протокола судебного заседания Бочаровой М.М.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца - Дорофеевой С.Ю., действующей на основании доверенности от 17.12.2014
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Ивановское производственное объединение автовокзалов и пассажирских автостанций"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 20.11.2014 по делу N А17-7077/2013, принятое судом в составе судьи Ильичевой О.А.,
по иску закрытого акционерного общества "Ивановское производственное объединение автовокзалов и пассажирских автостанций" (ОГРН: 1083702002702; ИНН: 3702547008)
к администрации Лежневского городского поселения Лежневского муниципального района Ивановской области (ОГРН: 1053707226418; ИНН: 3711017529),
Департаменту управления имуществом Ивановской области (ОГРН: 1023700531800; ИНН: 3728021266)
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области - Лежневский отдел, Крюков Николай Васильевич
о признании права собственности на недвижимое имущество в силу приобретательной давности
и встречному исковому заявлению Департамента управления имуществом Ивановской области (ОГРН: 1023700531800; ИНН: 3728021266)
к закрытому акционерному обществу "Ивановское производственное объединение автовокзалов и пассажирских автостанций" (ОГРН: 1083702002702; ИНН: 3702547008)
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области, администрация Лежневского городского поселения Лежневского муниципального района Ивановской области
о признании права собственности Ивановской области и об истребовании имущества из чужого незаконного владения,
установил:
Закрытое акционерное общество "Ивановское производственное объединение автовокзалов и пассажирских автостанций" (далее - ЗАО "Ивановское ПОА и ПА", истец) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с исковым заявлением к Администрации Лежневского городского поселения Лежневского муниципального района Ивановской области (далее - Администрация, ответчик) о признании права собственности на недвижимое имущество - нежилое помещение (здание автостанции), расположенное по адресу: Ивановская область, пос. Лежнево, пл. Советская, д.11 (Лит. А1) в силу приобретательной давности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области - Лежневский отдел (далее - Управление Росреестра по Ивановской области - Лежневский отдел).
Обращение в суд истец обосновал статьей 234 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивировал тем, что ЗАО "Ивановское ПОА и ПА" открыто, непрерывно, добросовестно, более 18 лет осуществляло владение спорным объектом, который не состоял на балансе предприятия, не был передан в хозяйственное ведение объединения.
Департамент управления имуществом Ивановской области (далее - Департамент) заявил ходатайство о привлечении Департамента к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Определением суда от 03.03.2014 ходатайство удовлетворено, Департамент привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, предварительное судебное заседание отложено на 01.04.2014.
Определением суда от 01.04.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Крюков Николай Васильевич.
Определением суда от 01.07.2014 Департамент привлечен к участию в деле в качестве соответчика.
30.07.2014 Департаментом подано встречное исковое заявление, с учетом уточнений, просил признать право собственности Ивановской области на следующее недвижимое имущество -помещение, назначение нежилое, этаж N 1, по плану строения 2, 3, 4, 5, 6, площадью 53,1 кв.м. и входную площадку лит.а, площадью застройки 5,9 кв.м., по адресу: Ивановская область, пос. Лежнево, пл. Советская, д. 11, (лит. А1, лит.а). Истребовать указанное недвижимое имущество из незаконного владения ответчика.
ЗАО "Ивановское ПОА и ПА" неоднократно уточняло исковые требования, окончательно сформулировав их в заявлении от 07.11.2014, ЗАО просит признать право собственности на недвижимое имущество - нежилое помещение (здание автостанции), расположенное по адресу: Ивановская область, пос. Лежнево, пл. Советская, д.11 (Лит. А1) в силу приобретательной давности.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 13.11.2014 в удовлетворении первоначального иска отказано. Встречный иск удовлетворен частично. Признано право собственности Ивановской области на недвижимое имущество - нежилое помещение, этаж N 1, номер помещений на поэтажном плане 2, 3, 4, 5, 6, площадью 53,1 кв.м., расположенное по адресу: Ивановская область, пос. Лежнево, пл. Советская, д. 11, литера А1. Суд решил: истребовать из незаконного владения закрытого акционерного общества "Ивановское производственное объединение автовокзалов и пассажирских автостанций" нежилое помещение, этаж N 1, номер помещений на поэтажном плане 2, 3, 4, 5, 6, площадью 53,1 кв.м., расположенное по адресу: Ивановская область, пос. Лежнево, пл. Советская, д. 11, литера А1. В остальной части встречного иска отказано.
ЗАО "Ивановское производственное объединение автовокзалов и пассажирских автостанций" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит с учетом уточнений, изменить решение от 20.11.2014 в части частичного удовлетворения встречного иска Департамента. В частичном удовлетворении иска Департамента отказать.
По мнению заявителя жалобы, решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду нарушения единообразия в толковании и применении судом норм материального права.
Заявитель жалобы считает, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, а именно пункт 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Заявитель жалобы не согласен с тем, Департаментом не пропущен срок исковой давности, а также с выводом суда о том, что такой срок следует исчислять с момента обращения ЗАО с иском в суд.
Заявитель жалобы оспаривает вывод суда о том, что спорный объект недвижимости не выбывал из собственности субъекта Российской Федерации. Департамент не может являться законным владельцем спорного имущества после его приватизации.
Администрация Лежневского городского поселения в отзыве на апелляционную жалобу поясняет, что не имеет претензий ни к одному из ответчиков и оставляет удовлетворение апелляционной жалобы на усмотрение суда, ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации.
Департамент управления имуществом Ивановской области в отзыве на апелляционную жалобу считает решение законным и обоснованным.
ЗАО "Ивановское производственное объединение автовокзалов и пассажирских автостанций" ходатайствовало о приостановлении производства по апелляционной жалобе до вступления в законную силу судебного акта по делу N А17-660/2015.
Ответчики, третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей указанных сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в обжалуемой истцом части в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Ивановское ПОА и ПА" с октября 1975 года владеет нежилыми помещениями (здание автостанции) по адресу: Ивановская область, пос. Лежнево, пл. Советская, д.11 (Лит. А1).
Согласно техническим паспортам 1959, 1971 г.г. нежилые помещения в здании по адресу: Ивановская область, пос. Лежнево, пл. Советская, д.11 - автобусная станция построены в 1948 году, владелец - Лежневский поссовет.
ЗАО является правопреемником Ивановского производственного объединения автовокзалов и пассажирских автостанций, организованного на основании Приказа Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 30.09.1975 N 236 на базе Ивановского хозрасчетного автовокзала, Шуйской, Вичугской, Тейковской, Лежневской и Писцовской автостанций (п.1 Приказа).
ЗАО "Ивановское ПОА и ПА" полагает, что оно, как давностный владелец, имеет право на защиту своего владения применительно к правилам статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем обратился в суд с заявленным иском. Департамент, действуя в защиту интересов Ивановской области, предъявил встречный иск.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда в обжалуемой части (частичного удовлетворения встречного иска Департамента) исходя из нижеследующего.
Признавая иск Департамента подлежащим удовлетворению и отклоняя возражения общества о пропуске исковой давности и об отсутствии правовых оснований для истребования имущества, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Разграничение государственной собственности на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность осуществлялось на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1.
Приложением N 2 к данному постановлению N 3020-1 определено, что предприятия автомобильного транспорта относились к федеральной собственности и затем могли передаваться в собственность субъектов Российской Федерации
В соответствии с вышеназванным постановлением N 3020-1 и распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности", а также на основании решений восьмой сессии областного Совета от 12.12.1991 "О разграничении государственной собственности на областную и муниципальную и подготовке к ее приватизации в Ивановской области" и малого Совета от 30.01.1992 N 5 "О реестре имущества, предлагаемого к передаче из федеральной в областную собственность" издано решение Ивановского областного Совета народных депутатов от 10.06.1992 N 79 "О перечне объектов государственной собственности Ивановской области", определяющее, что "объединение автовокзалов, 153008, г. Иваново, ул. Лежневская, 152" подлежит передаче в государственную собственность Ивановской области.
Постановлением Правительства РФ от 19.04.1993 N 342 "О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Ивановской области" (приложение N 1) "объединение автовокзалов, г.Иваново" было передано в собственность Ивановской области.
Комитетом по управлению госимуществом администрации Ивановской области 16.09.1993 утвержден Устав государственного предприятия "Ивановское производственное объединение автовокзалов и пассажирских автостанций", в общих положениях которого в п. 1.8 статьи 1 указано, что предприятие имеет следующие линейные сооружения, расположенные на территории Ивановской области, в том числе, Р.п. Лежнево -автостанция / с филиалами в Лежневском районе.
В силу пункта 3.1 Устава для обеспечения деятельности предприятия Учредитель (Комитет по управлению госимуществом администрации Ивановской области) наделяет предприятие уставным фондам в размере 17 064 000 руб. Уставный фонд состоит из основных и оборотных средств, находящихся в ведении предприятия на 01.01.1993. Стоимость имущества отражается в самостоятельном балансе предприятия и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения, в пределах установленных договором о закреплении имущества, заключенным между предприятием и Учредителем (пункт 2.4 Устава 1993 года).
В материалы дела представлен договор о закреплении за предприятием государственного имущества на праве полного хозяйственного ведения от 01.08.1993, содержащий указание на закрепление за предприятием на праве полного хозяйственного ведения имущества общей стоимостью 17 064 000 руб. Однако указанный договор не содержит приложения - перечня имущества.
Распоряжением Комитета по управлению госимуществом Ивановской области от 17.02.2000 утвержден Устав областного государственного унитарного предприятия "Ивановское производственное объединение автовокзалов и пассажирских автостанций", в пункте 1.8 которого также значится, что предприятие имеет линейный объект: Р.п Лежнево - автостанция/ с автостанциями в Лежневском районе: Воскресенская, Ново-Горкинская автостанции.
Согласно пункту 3.1 статьи 3 Устава ОГУП имущество предприятия находится в собственности Ивановской области, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения.
Из представленной в материалы дела справки от 18.09.2014, выданной администрацией Лежневского муниципального района Ивановской области, с 1974 года в п. Лежнево имелась единственная автостанция, расположенная по адресу: Ивановская область, Лежневский район, п. Лежнево, пл. Советская, д. 11.
Таким образом, проанализировав представленные в материалы дела документы в совокупности, суд правильно установил, что спорное помещение относилось к имущественному комплексу государственного предприятия и использовалось последним для осуществления уставной деятельности.
Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" утверждено Положение о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, согласно пункту 10 которого акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного предприятия, может стать собственником имущества только в том случае, если такая приватизация была осуществлена в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации.
Распоряжением Правительства Ивановской области от 26.12.2007 N 447-рп принято решение о преобразовании областного государственного унитарного предприятия "Ивановское производственное объединение автовокзалов и пассажирских автостанций" в открытое акционерное общество. Указанным распоряжением утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса областного государственного унитарного предприятия "Ивановское производственное объединение автовокзалов и пассажирских автостанций", а также перечень объектов (имущественных прав), не подлежащих приватизации.
Помещение, используемое под автостанцию в пос. Лежнево, в перечень объектов, подлежащих приватизации, не вошло, поскольку отсутствовало в инвентарной ведомости основных средств от 01.04.2007, представленной ОГУП в Департамент для формирования указанного перечня объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте. Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия и аудиторского заключения. В аудиторском заключении ООО "Консультант-Аудит" по результатам аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности от 08.05.2007, представленном ОГУП в Департамент спорный объект также отсутствовал.
Наличие в строках N N 8, 9, 10 подпункте 5.1 "Дебиторская задолженность" указана задолженность кассиров Кононовой Н.А., Смолиной Е.К., Масленниковой О.Н. не указывает на включение в состав приватизируемого имущества государственного предприятия спорного помещения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона о приватизации расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия производится на основе данных промежуточного бухгалтерского баланса, подготавливаемого с учетом результатов проведения инвентаризации имущества указанного предприятия, на дату составления акта инвентаризации.
Невключение вышеуказанного объекта в перечень объектов, подлежащих приватизации, повлекло то, что при расчете стоимости подлежащих приватизации активов предприятия не была учтена стоимость помещения автостанции, что соответствующим образом повлияло и на стоимость акций при их последующей продаже.
В соответствии с распоряжением Правительства Ивановской области от 30.11.2010 N 409-рп "Об условиях приватизации акций открытого акционерного общества "Ивановское производственное объединение автовокзалов и пассажирских автостанций", находящихся в собственности Ивановской области", были приватизированы находящиеся в государственной собственности Ивановской области акции открытого акционерного общества "Ивановское производственное объединение автовокзалов и пассажирских автостанций" (место нахождения эмитента: 153032, г. Иваново, ул. Лежневская, д. 152). При этом стоимость акций, подлежащих внесению в качестве вклада в уставный капитал, определена на основании отчета по определению рыночной стоимости акций открытого акционерного общества "Ивановское производственное объединение автовокзалов и пассажирских автостанций", составленного независимым оценщиком. Данный отчет N 14/08/2010, составленный на основании сведений, представленных обществом оценщику 01.07.2010, содержит полный перечень недвижимого имущества акционерного общества. В отчете нет сведений о вышеназванном помещении Лежневской автостанции.
Таким образом, вывод суда о том, что право собственности Ивановской области в отношении спорного объекта не было прекращено по предусмотренным законом основаниям, основан на представленных доказательствах и не опровергается доводами заявителя жалобы.
Суд правильно указал на то, что статья 13 Закона о приватизации не предусматривает такого способа приватизации как приобретение права собственности на государственное имущество в силу приобретательной давности.
Пунктом 16 статьи 43 указанного Закона установлено, что при выявлении имущества, подлежавшего внесению в уставный капитал открытого акционерного общества и не включенного при его создании в состав приватизированного имущества, указанному обществу предоставляется первоочередное право приобретения такого имущества по рыночной цене.
В материалах дела не имеется доказательств того, что общества принимало меры к реализации указанного в пункте 16 статьи 43 Закона преимущественного права. Рассмотрение настоящего дела само по себе не препятствует принятию обществом необходимых мер по реализации такого преимущественного права при наличии к тому соответствующих оснований.
В указанных условиях и при наличии требования Департамента о возврате спорного имущества общество не могло рассматриваться как законный владелец помещения. Права Ивановской области как собственника могли подлежать судебной защите по правилам статьи 301 ГК РФ.
Рассмотрев заявление общества о применении судом исковой давности, суд правильно признал заявление необоснованным.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года (статья 196 Кодекса).
В соответствии со статьей 200 ГК РФ и пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2001 N 15, Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2001 N 18 течение исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, независимо от того, кто обратился за судебной защитой: само лицо, право которого нарушено, либо в его интересах другие лица в случаях, когда закон предоставляет им право на такое обращение.
Установленные судом обстоятельства (отсутствие бухгалтерского учета спорного помещения, отсутствие сведений о спорном помещении в материалах инвентаризации имущества государственного предприятия при его приватизации в 2007 - 2008 гг, при определении рыночной стоимости акций акционерного общества) владение имуществом не было открытым. Отсутствие у Департамента сведений о спорном объекте было обусловлено поведением самого истца и его правопредшественника - государственного предприятия.
Следовательно, дело рассмотрено судом первой инстанции в обжалуемой части полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для изменения или отмены принятого решения по указанным в жалобе основаниям.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 20.11.2014 по делу N А17-7077/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Ивановское производственное объединение автовокзалов и пассажирских автостанций" (ОГРН: 1083702002702; ИНН: 3702547008) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.Г. Малых |
Судьи |
С.Г. Полякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-7077/2013
Истец: ЗАО "Ивановское производственное объединение автовокзалов и пассажирских автостанций"
Ответчик: Администрация Лежневского городского поселения Лежневского муниципального района Ивановской области
Третье лицо: Департамент управления имуществом Ивановской области, Депртамент управления имуществом Ивановской области, Крюков Николай Васильевич, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области- Лежневский отдел, ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Ивановский филиал, ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Лежневское отделение ивановского филиала