г. Вологда |
|
26 марта 2015 г. |
Дело N А66-15007/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 26 марта 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноваловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в городе Вышнем Волочке на решение Арбитражного суда Тверской области от 22 декабря 2014 года по делу N А66-15007/2014 (судья Басова О.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Заозерная" (ОГРН 1096908001046; ИНН 6907010932; место нахождения: 171071, Тверская область, город Бологое, микрорайон Заозерный, дом 9; далее - ООО "УК "Заозерная", общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в городе Вышнем Волочке (место нахождения: 171160, Тверская область, город Вышний Волочек, улица Степана Разина, дом 39; далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 16.09.2014 N 177 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 22 декабря 2014 года требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что в рассматриваемом случае при выдаче обществом потребителю технических условий на установку прибора учета энергоснабжения (водосчетчика) потребитель введен в заблуждение, поскольку фактически денежные средства уплачены потребителем за опломбировку прибора учета, так как акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета, утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627, обществом потребителю не выдавался.
От ООО "УК "Заозерная" отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 226, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 26.05.2014 в прокуратуру Бологовского района Тверской области поступило заявление жителя дома N 8 микрорайона Заозерного города Бологое, в котором указано на незаконное взимание обществом с населения платы за выдачу технических условий на установку счетчиков учета горячей и холодной воды.
Постановлением заместителя Бологовского межрайонного прокурора от 17.06.2014 в отношении общества возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) по факту введения потребителя в заблуждение относительно вида оплачиваемой услуги.
Дело об административном правонарушении направлено в управление для рассмотрения по существу.
Управлением 16.09.2014 вынесено постановление о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 14.7 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 20 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции требования общества удовлетворил, указав на то, что выдача технических условий предусмотрена законодательством в качестве самостоятельного этапа, предшествующего непосредственной установке приборов учета, потребитель был осведомлен об основаниях взимания платы, поэтому каких-либо оснований полагать, что в действительности плата взималась обществом за опломбирование приборов учета, а потребитель был введен в заблуждение относительно вида оказываемой услуги, не имеется.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела и оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
Статьей 14.7 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения вменяемого обществу в вину правонарушения) установлена ответственность за обмеривание, обвешивание, обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги), введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.10 и частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, или иной обман потребителей.
Объективная сторона правонарушения состоит в совершении противоправных действий, которые относятся к таким формам обмана потребителей, предусмотренным названной нормой КоАП РФ, как обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей.
Обман - это преднамеренное введение другого лица в заблуждение путем ложного заявления, обещания, а также умолчания о фактах, которые могли бы повлиять на совершение сделки.
Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений состоит в прямом умысле.
Как следует из оспариваемого постановления, управление вменяет обществу в вину нарушение, выразившееся в том, что путем обмана потребителя обществом оказана услуга по опломбированию водосчетчиков за плату.
Отношения в данной области регулируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами.
ООО "УК "Заозерная" осуществляет управление многоквартирным домом N 8 микрорайона Заозерного города Бологое на основании договора управления многоквартирным домом от 01.09.2009 N 16/8.
В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
С 01 сентября 2012 года к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг гражданам, применяются Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
Согласно подпункту "у" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
Приведенные правовые нормы обязывают собственников квартир произвести установку приборов учета используемого природного газа, а газоснабжающие организации - осуществлять установку, замену, эксплуатацию приборов учета в случае обращения к ним гражданина - собственника квартиры на основании заключенного с ним договора. Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) не ограничивает установку приборов учета только энергоснабжающими организациями, такие действия вправе осуществлять иные лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий. При этом действующим законодательством не предусмотрено взимание платы за ввод в эксплуатацию приборов учета водоснабжения.
Так, обязанность по приему индивидуальных приборов учета прямо закреплена за исполнителем коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 81 Правил N 354 ввод установленного прибора учета в эксплуатацию - есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги. Ввод прибора учета в эксплуатацию осуществляется исполнителем на основании заявки потребителя.
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) под коммерческим учетом воды понимается определение количества поданной (полученной) за определенный период воды с помощью средств измерений (приборов учета) или расчетным способом.
Частью 2 статьи 20 настоящего Закона установлено, что коммерческий учет воды и сточных вод осуществляется в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденными постановлением Правительством Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776).
Коммерческий учет воды и сточных вод, согласно пункту 3 Правил N 776, осуществляется путем измерения количества воды и (или) сточных вод приборами учета воды, сточных вод или расчетным способом в случаях, предусмотренных Законом N 416-ФЗ.
В силу подпункта "г" пункта 34 Правил N 354 потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.
Из пункта 81 этих Правил следует, что в целях обеспечения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета потребителю (собственнику жилого или нежилого помещения) необходимо только подать исполнителю соответствующую заявку в установленный срок.
При этом Правила N 354 не предусматривают возможность взимания платы за приемку в эксплуатацию установленных приборов учета и опломбировку мест их подключения (крепления), а также не выделяют в отдельное понятие и не предусматривают обязательность данной опломбировки.
Изложенное подразумевает, что ввод прибора учета в эксплуатацию, выполненный управляющей организацией должен осуществляться без каких-либо дополнительных оплат со стороны граждан, в рамках функций по управлению многоквартирным домом и предоставлению коммунальных услуг.
В Правилах N 354 еще раз подчеркнуто, что установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.
Вступивший в действие 01 января 2013 года Закон N 416-ФЗ также прямо указывает на безвозмездный характер первичного опломбирования приборов учета воды.
Пунктом 8 Правил N 776 предусмотрено, что установка, эксплуатация, поверка, ремонт и замена узлов учета осуществляются в следующем порядке:
а) получение технических условий на проектирование узла учета;
б) проектирование узла учета и монтаж узла учета для вновь допускаемых к эксплуатации узлов учета, включая установку приборов учета;
в) допуск к эксплуатации узла учета;
г) эксплуатация узла учета, включая снятие показаний приборов учета о количестве поданной (полученной, транспортируемой) холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, о принятых (отведенных, транспортируемых) сточных водах и иных показаний, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учета, в том числе с использованием систем дистанционного снятия показаний (телеметрические системы), а также ведение учета о количестве и продолжительности нештатных ситуаций, возникающих в работе приборов учета узла учета;
д) поверка, ремонт и замена (при необходимости) приборов учета.
Исходя их названной правовой нормы, суд первой инстанции посчитал, что выдача технических условий предусмотрена законодательством в качестве самостоятельного этапа, предшествующего непосредственной установке приборов учета. Поскольку в рассматриваемом случае потребителю выданы технические условия от 23.12.2013 N 313, плата от потребителя в размере 450 руб. принята обществом за выдачу технических условий, что подтверждено квитанцией к приходно-кассовому ордеру от 23.12.2013, то потребитель был осведомлен об основаниях взимания платы. В связи с этим суд посчитал, что каких-либо оснований полагать, что в действительности плата взималась обществом за опломбирование приборов учета, а потребитель был введен в заблуждение относительно вида оказываемой услуги, не имеется, а нарушение, связанное с взиманием с потребителя платы за выдачу технических условий, обществу не вменено, законность взимания платы за указанную услугу в рамках административного дела не проверялась.
Вместе с тем судом не учтено, что ввод прибора учета в эксплуатацию как единый процесс в любом случае включает в себя несколько обязательных этапов, предусмотренных Пунктом 8 Правил N 776, в том числе получение потребителем технических условий на проектирование узла учета, а также дальнейшее пломбирование мест его присоединения к коммунальным сетям для исключения возможного вмешательства в работу прибора.
При этом отдельная плата за исполнение такой функции как выдача исполнителем коммунальной услуги технических условий на проектирование узла учета законодательством не предусмотрена, соответственно эти функции должны исполняться заявителем в силу своего статуса исполнителя коммунальных услуг на основании действующего договора управления.
Соответственно ввод прибора учета в эксплуатацию, включающий в себя получение технических условий на проектирование узла учета, не может порождать дополнительного обременения для гражданина, которому требуется ввести в эксплуатацию прибор учета.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Согласно пункту 29 N 491, расходы на содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. В таком договоре должны быть указаны порядок определения цены договора, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения и размер платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Таким образом, оказание услуг по вводу в эксплуатацию приборов учета водоснабжения входит в понятие "содержание и ремонт жилого помещения", а плата за предоставление данной услуги, в силу части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, входит в понятие платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме. Исходя из изложенного в силу прямого указания закона собственники помещений, внося плату за содержание и ремонт общего имущества, фактически оплачивают услугу по вводу в эксплуатацию приборов учета водоснабжения, вследствие чего оплата данной услуги дополнительно является незаконной.
При этом в оспариваемом постановлении административный орган, ссылаясь на положения Закона N 416-ФЗ, предусматривающими безвозмездность оказания услуг по опломбированию соответствующих приборов учета, вменил, по сути, обществу в вину нарушение, связанное с взиманием с потребителя платы за выдачу технических условий при оказании в дальнейшем услуг по опломбированию водосчетчиков.
Взимание отдельной платы за один из последовательных этапов ввода в эксплуатацию приборов учета водоснабжения противоречит приведенным нормам и является обсчетом и вводом потребителя в заблуждение относительно платности оказываемой услуги.
Как указал в апелляционной жалобе административный орган, потребителю утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627 акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета не выдавался.
Следовательно, критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета холодной воды, горячей воды в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению обществом при обращении к нему гражданки Гайко В.К. в данном случае не устанавливались.
Вместе с тем в пункте 4 технических условий от 23.12.2013 N 313, выданный потребителю, указано, что установка, замена, опломбировка и эксплуатация узла учета осуществляется за счет абонента. В пункте 6 названных технических условий отдельно выделено, что опломбировка, установка, замена узла учета производится после оплаты в кассе управляющей компании, обслуживающей дом.
Оценив названный документ, управление пришло к обоснованному выводу о том, что в действительности плата взималась обществом за опломбирование приборов учета, а потребитель был введен в заблуждение относительно вида оказываемой услуги.
Доказательства того, что в обществе установлен доведенный до неограниченного числа потребителей тариф за взимание платы за выдачу технических условий на проектирование узла учета в сумме, полученной от Гайко В.К., в деле отсутствуют.
В договоре управления многоквартирным домом отсутствуют положения о том, что общество вправе оказывать жильцам дома иные, не предусмотренные названным договором услуги на платной основе. Положения о том, что выдача технических условий на проектирование узла учета производится за счет потребителей, в данном договоре также отсутствуют.
Ссылка суда на приказ Минэнерго России от 07.04.2010 N 149 "Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов" не может быть принята судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Часть 9 статьи 13 Закона об энергосбережении предусматривает заключение договора на установку, замену и эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, в котором по соглашению сторон определяется его цена.
Приказом Минэнерго России от 07.04.2010 N 149 утвержден Порядок заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, который определяет особенности заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии) (далее - договор) на объектах, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами (пункт 1). Данный Порядок распространяется на отношения, возникающие в связи с заключением договоров с организациями, обязанными в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации средств измерения, предназначенных для определения данных о количественном значении произведенных, переданных, потребленных энергетических ресурсов, на основании которых осуществляются расчеты за энергетические ресурсы (далее - прибор учета) (пункт 2).
В подпункте 2 пункта 14 указанного Порядка, на который ссылается заявитель, предусмотрено, что договор на эксплуатацию прибора учета должен содержать такое существенное условие как цена договора.
Доказательства заключения жительницей спорного дома Гайко В.К. и обществом договора на установку (замену) прибора учета либо договора на эксплуатацию прибора учета в материалах дела отсутствуют, следовательно приказ Минэнерго России от 07.04.2010 N 149 не подлежит применению в рассматриваемой ситуации и вышеизложенные требования законодательства о бесплатном осуществлении ввода в эксплуатацию впервые установленного прибора учета водоснабжения не изменяют.
Поскольку административным органом доказано наличие в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП, то основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении отсутствуют.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что в данном случае отсутствует событие вмененного в вину ООО "УК "Заозерная" административного правонарушения.
Нарушения порядка привлечения к административной ответственности апелляционным судом не установлено. Срок давности привлечения к ответственности, определенный статьей 4.5 КоАП РФ, административным органом не нарушен.
Наказание по постановлению назначено обществу в минимальном размере санкции, предусмотренной статьей 14.7 КоАП РФ. Оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется.
Следовательно, оспариваемое постановление является законным, правовых оснований для его отмены у суда первой инстанции не имелось.
В связи с этим решение суда подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ как принятое с нарушением норм материального права.
Руководствуясь статьями 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 22 декабря 2014 года по делу N А66-15007/2014 отменить.
В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Заозерная" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-15007/2014
Истец: ООО "Управляющая компания "Заозерная"
Ответчик: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в г. Вышнем Волочке, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области