г. Хабаровск |
|
27 марта 2015 г. |
А73-12814/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Балинской И.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.
при участии в заседании:
от Муниципального унитарного предприятия "Единый расчетно-кассовый центр города Комсомольска-на-Амуре": Литовченко И.В., директор, предъявлен паспорт; Смородникова Н.А., представитель по доверенности от 01.08.2014; Перникова Т.В., представитель по доверенности от 12.01.2015;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края: Ланская Т.Ю., представитель по доверенности от 16.06.2014 N 04-25/009414; Сидоренко И.А., представитель по доверенности от 23.03.2015 N 04-25/064148;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Единый расчетно-кассовый центр города Комсомольска-на-Амуре"
на решение от 16.01.2015
по делу N А73-12814/2014
Арбитражного суда
принятое судьей Леоновым Д.В.
по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Единый расчетно-кассовый центр города Комсомольска-на-Амуре"
к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края
о признании незаконным и отмене постановления от 09.09.2014 N 04/16-36/325 о назначении административного наказания
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Единый расчетно-кассовый центр города Комсомольска-на-Амуре" (далее - заявитель, МУП "ЕРКЦ") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края (далее - административный орган, Инспекция, налоговый орган), о признании незаконным и отмене постановления от 09.09.2014 N 04/16-36/325 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 40000 руб.
Определением суда от 17.11.2014 удовлетворено ходатайство МУП "ЕРКЦ" и приостановлено исполнение оспариваемого постановления до вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
Решением от 16.01.2015 суд в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, МУП "ЕРКЦ" заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить ввиду не правильного применения судом норм материального права. В обоснование жалобы заявитель указал, что действующее законодательство не устанавливает сроки сдачи в банк денежных средств, полученных платежными агентами от физических лиц, для зачисления на специальный банковский счет; предприятие ежедневно инкассирует все кассовые пункты посредством специализированной инкассаторской службы; в кассе на конец рабочего дня остаются денежные средства, принятые после инкассации, эти денежные средства инкассируются и сдаются на специальный счет на следующий день.
Представители МУП "ЕРКЦ" в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Инспекция в представленном отзыве, представители в судебном заседании отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, возражения на отзыв, выслушав представителей лиц, участвующих в деле Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Из материалов дела следует, что МУП "ЕРКЦ" создано на основании распоряжения главы города Комсомольска-на-Амуре от 19.02.2009 N 518-ра.
Согласно пункту 1.9 Устава МУП "ЕРКЦ" основным видом деятельности муниципального предприятия является прием платежей от населения за жилое помещение и коммунальные услуги в существующих пунктах приема; перечисление управляющим компаниям и ресурсоснабжающим организациям принятых платежей от населения.
В целях осуществления уставного вида деятельности предприятием заключены с заказчиками (с управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями) соответствующие договоры на прием от населения платежей в пользу заказчиков и открыт специальный банковский счет N 40821810308030000001 в НОМОС-РЕГИОБАНКЕ.
Из материалов дела следует, что для осуществления этого вида деятельности предприятие имеет 19 кассовых пунктов (45 мест приема денежных средств, оборудованных ККМ), расположенных в разных частях г. Комсомольска-на-Амуре, через которые осуществляется деятельность по приему платежей от физических лиц; предприятие ежедневно инкассирует все кассовые пункты, посредством специализированной инкассаторской службы обслуживающего банка (дополнительный офис Комсомольский Региобанк - филиала ОАО Банка "Финансовая Корпорация Открытие") на специальный счет платежного агента. Кассовые пункты работают с 8.00 до 20.00 часов с понедельника по пятницу и с 9.00 до 18.00 часов в субботу. Графики заездов инкассаторской службы с 15.30 до 19.30 часов с понедельника по пятницу и с 14.00 до 17.35 часов в субботу.
Инспекцией, на основании поручения руководителя ИФНС по г. Комсомольску-на-Амуре от 12.08.2014 N 245 проведена проверка МУП "ЕРКЦ" по вопросу соблюдения законодательства РФ о применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, полноты учета выручки и порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью, проверку соблюдения законодательства за использованием специальных банковских счетов на объектах МУЛ "ЕРКЦ".
По итогам проверки 12.08.2014 составлен акт N 16-15/4сп.
Согласно указанному акту, в ходе проверки установлены факты не сдачи предприятием в банк наличных денежных средств при приеме платежей физических лиц в сумме 1 746 521 руб. 64 коп. для зачисления на специальный банковский счет в день их получения, чем, по мнению Инспекции, предприятие, как платежный агент, нарушил требования пункта 15 статьи 14 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
Так, 07.08.2014 сумма денежной наличности, полученной при приеме платежей физических лиц за день составила 12 250 547,71 руб., а сдано в банк на конец рабочего дня - 11 988 347,85 руб.; 08.08.2014 получено 17 091 104,24 руб., а сдано в банк - 16 542 765,55 руб.; 09.08.2014 получено 13 015 193,84 руб., а сдано в банк - 12 275 137,96 руб.; 11.08.2014 получено 23 392 986,34 руб., а сдано в банк 23 197 059,13 руб.
22.08.2014 административным органом с участием законного представителя - директора МУП "ЕРКЦ" составлен протокол от N 16-36/325 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела административным органом 09.09.2014 вынесено постановление N 04/16-36/325 о назначении административного наказания.
Данным постановлением предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в сумме 40 000 руб.
Не согласившись с этим постановлением, МУП "ЕРКЦ" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных предприятием требований исходил из того, что обязанность у платежного агента (субагента) по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет наступает в день получения наличных денег.
Суд апелляционной инстанции полагает эти выводы ошибочными в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ), банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективную сторону данного административного правонарушения составляет нарушение платежными агентами, банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.
Привлекая МУП "ЕРКЦ" к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ административный орган вменил предприятию нарушение пункта 15 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ).
В соответствии с пунктом 15 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
Вместе с тем, административным органом не учтено, что положения Федерального закона N 103-ФЗ не устанавливают срока сдачи в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для их зачисления на специальный банковский счет. Указанное обстоятельство также подтверждено и письмами Банка России от 28.11.2013 N 02045-3/5660, от 14.10.2014 N 29-1-1-6/8158.
Пунктом 2 Указания Банка России N 3210-У действительно установлены определенные правовые положения о порядке установления юридическими лицами и платежными агентами лимита остатка наличных денег в кассе, их хранении и накоплении.
Однако, применяя положения Указания Банка России N 3210-У, административный орган необоснованно не учел следующие положения этих Указаний.
Согласно пункту 1 Указания Банка России N 3210-У, оно определяет порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации юридическими лицами (за исключением Центрального банка РФ, кредитных организаций, а также упрощенный порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства.
В соответствии с пунктом 2 Указания Банка России N 3210-У для ведения операций по приему наличных денег, включающих их пересчет, выдаче наличных денег юридическое лицо распорядительным документом устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица, после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (далее - лимит остатка наличных денег).
Юридическое лицо самостоятельно определяет лимит остатка наличных денег в соответствии с приложением к настоящему Указанию, исходя из характера его деятельности с учетом объемов поступлений или объемов выдач наличных денег. При этом платежный агент, осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом N 103-ФЗ, при определении лимита остатка наличных денег не учитывает наличные деньги, принятые при осуществлении деятельности платежного агента.
Таким образом, привлекая предприятие к ответственности за не сдачу в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет в день получения средств, административным органом не указаны нормативные правовые акты, предписывающие сдавать в банк денежную наличность, полученную платежным агентом, непосредственно в день получения денежных средств.
Из содержания пункта 15 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ не следует, что платежным агентам вменена обязанность, сдавать в кредитную организацию полученные денежные средства в полном объеме непосредственно в день получения денежных средств.
Доказательств того, что предприятие сдавало в кредитную организацию денежные средства, полученные от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств на свой специальный банковский счет не в полном объеме, в материалы дела не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Оценив установленные обстоятельства и представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что административным органом не представлены доказательства о наличии в действиях предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Кроме этого, суд апелляционной инстанции принимает во внимание то обстоятельство, что решением судьи Хабаровского краевого суда от 24.02.2015 N 21-53/2015 решение от 05.12.2014 судьи Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края по делу N21-827/2014 о прекращении производства по делу о привлечении директора МУП "ЕРКЦ" к административной ответственности по части 2 статьи 25.1 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения изменено и прекращено в связи с отсутствием в действиях Литовченко И.В. состава административного правонарушения.
С учетом изложенного требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 16.01.2015 по делу N А73-12814/2014 отменить.
Заявление Муниципального унитарного предприятия "Единый расчетно-кассовый центр города Комсомольска-на-Амуре" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края от 09.09.2014 N 04/16-36/325 о привлечении Муниципального унитарного предприятия "Единый расчетно-кассовый центр города Комсомольска-на-Амуре" к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 40000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-12814/2014
Истец: МУП "Единый расчетно - кассовый центр города Комсомольска - на - Амуре", МУП "Единый расчетно-касовый центр города Комсомольска-на-Амуре"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Комсомольску-на-Амуре, ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края