город Москва |
|
30 марта 2015 г. |
Дело N А40-111041/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.03.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.03.2015.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лящевского И.С.,
судей Алексеевой Е.Б., Юрковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ильченко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Министерства финансов Российской Федерации
и Министерства социальной защиты населения Тверской области
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 25.11.2014 по делу N А40-111041/13,
принятое судьей Аксеновой Е.А.
по иску Муниципального унитарного предприятия Спировского района Тверской области по оказанию автотранспортных услуг
(ОГРН 1066915023251, 171171, Тверская область, п. Спирово, ул. Пушкино, д.96)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
ОГРН 1037739085636, 109097, г. Москва ул. Ильинка, д. 9),
Тверской области в лице Министерство социальной защиты населения Тверской области
(ОГРН 1026900508557, 170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 23)
о взыскании задолженности
при участии в судебном заседании:
от истца: Малышев М.И. по доверенности от 16.05.2014
от ответчиков:
Минфин РФ Смирнова А.А. по дов. от 03.02.2015
Минсоцзащиты ТО не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
Арбитражным судом города Москвы после отмены судебных актов ФАСМО рассмотрен иск Муниципального унитарного предприятия Спировского района Тверской области по оказанию автотранспортных услуг (МУП ОАУ):
- к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России) о взыскании за счет казны Российской Федерации 13.033.279 руб. 47 коп. убытков, возникших в связи с перевозкой в 2010 - 2012 годах льготных категорий граждан, включенных в федеральный регистр;
- к Тверской области в лице в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области о взыскании за счет казны Тверской области 18.263.025 руб. 85 коп. убытков, возникших в связи с перевозкой в 2010 - 2012 годах льготных категорий граждан, включенных в региональный регистр.
Решением суда иск удовлетворен.
На указанное решение суда ответчиками поданы апелляционные жалобы, в которых заявители просят решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалоб заявители ссылаются на нарушение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Минфина России доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель истца против доводов жалобы возражал, представил отзыв на апелляционные жалобы, заявил об отказе от части требований.
Министерство социальной защиты населения Тверской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, дело рассмотрено в порядке п.5 ст.156, ст.266 АПК РФ в отсутствие указанного лица.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, считает решение суда подлежащим отмене.
Истец является коммерческой организацией, основным видом деятельности которой является оказание транспортных услуг населению района Тверской области.
В соответствии с Постановлением Администрации Тверской области от 16.02.2005 г. N 32-па "О введении на территории Тверской области единого социального проездного билета" утвержден статус единого социального проездного билета как документа, предоставляющего право льготного проезда в городском и пригородном общественном транспорте на территории Тверской области категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Тверской области, включенным в федеральный и региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, граждан, родившихся в период с 1 января 1928 года по 31 декабря 1945 года, а также для одного из родителей ребенка-инвалида, опекуна (попечителя), являющегося получателем пенсии, назначенной на ребенка-инвалида в соответствии с федеральным законодательством, и лица, сопровождающего инвалида 1 группы (инвалида, имеющего III степень ограничения трудовой деятельности). В Приложении N2 к указанному Постановлению утвержден перечень категорий граждан, имеющих право на приобретение единого социального проездного балета (далее - ЕСПБ). Также Постановлением Администрации Тверской области от 03.07.2006 г. N 164-па "Об утверждении Порядка обеспечения бесплатным проездом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в государственных областных и муниципальных образовательных учреждениях" право льготного проезда на основании ЕСПБ, установленного законодательством Тверской области, предоставлено детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в государственных областных и муниципальных образовательных учреждениях.
В соответствии с указанными Постановлениями Администрации Тверской области МУП Спировского района Тверской области по оказанию автотранспортных услуг осуществляло в 2010-2012 годах перевозку пассажиров, относящихся к льготным категориям граждан. Между Территориальным отделом социальной защиты населения Спировского района Тверской области и МУП Спировского района Тверской области по оказанию автотранспортных услуг заключены договоры по предоставлению на территории Тверской области льготного проезда отдельным категориям граждан на основании ЕСПБ и компенсации расходов транспортным предприятиям N б/н от 01.01.2010 г., N б/н от 01.01.2012 г., договоры по предоставлению на территории Тверской области бесплатного проезда детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей на основании единого социального проездного билета и компенсации расходов транспортным предприятиям N б/н от 01.01.2010 г., N б/н от 01.01.2011 г., N б/н от 01.01.2012 г.
Истцом за период 2010-2012 гг. осуществлялись перевозки пассажиров, пользующихся льготами, относящихся как к федеральному, так и к региональному регистру.
В связи с отсутствием законодательно закреплённого порядка расчёта не полученной от льготных категорий граждан провозной платы и их количества истец использует методику подсчёта количества перевезённых пассажиров, содержащуюся в Порядке заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения N 3-автотранс "Сведения о наличии и использовании автомобильного транспорта", N 65-автотранс "Сведения о продукции автомобильного транспорта", N 1-автотранс "Сведения о работе пассажирского автомобильного транспорта", утвержденном Постановлением Росстата от 19.01.2007 г. N 9 (далее Порядок Росстата N9).
В расчёте истца использованы следующие показатели:
- количество ЕСПБ, реализованных льготникам соответствующего регистра;
- количество поездок по каждому ЕСПБ в городе;
- количество поездок по каждому ЕСПБ в пригороде;
- доля истца в городских и пригородных перевозках;
- тарифы на перевозку;
- средняя длина поездки одного пассажира в пригородном сообщении;
- сумма полученной компенсации;
Количество реализованных льготникам соответствующего регистра ЕСПБ в 2010-2012 годах подтверждено справками ТОСЗН Спировского района.
В расчёте истца указано количество реализованных ЕСПБ соответствующего регистра.
Пунктом 1.1. Положения о порядке приобретения единого социального проездного билета, утверждённого Постановлением N 32-па, установлено, что ЕСПБ является социальным проездным документом на всех видах, на всех маршрутах наземного городского и пригородного транспорта общего пользования (кроме железнодорожного, водного и такси, включая маршрутные), включенных в установленное расписание движения транспорта.
В соответствии с п. 3 Постановления N 32-па льготные категории граждан приобретают ЕСПБ за наличные деньги.
При продаже гражданам ЕСПБ, дающих право проезда на всех городских и пригородных маршрутах, количество поездок в месяц устанавливается органами местного самоуправления на основании результатов проведенных натурных обследований, согласованных с органами государственной статистики, или принимается равным 50 (суммарно во внутригородском и пригородном сообщениях).
Натурных обследований органами власти не проводилось. Соответственно, количество поездок по одному ЕСПБ было принято равным 50.
В соответствии с пунктом 53 Порядка Росстата N 9, на который указано в Постановлении ФАС МО от 19 мая 2014 года по данному делу, при продаже гражданам проездных билетов долговременного пользования количество перевезенных пассажиров за месяц определяется умножением количества проданных ЕСПБ на количество поездок в месяц.
Предприятие истца осуществляет перевозки по ЕСПБ как по городу Спирово, так и в его пригороде - Спировском районе.
В соответствии с п. 54 Порядка Росстата N 9 распределение объемов перевозок по видам сообщения (внутригородское и пригородное) производится пропорционально выполненной работе на линии.
В соответствии со справками Территориального отдела социальной защиты населения Спировского района Тверской области (ТОСЗН) от 17.07.2013 г. N 218, от 17.07.2013 г. N 219, от 17.07.2013 г. N 220, МУП ОАУ в 2010-2012 годах являлось единственным перевозчиком в г. Спирово и Спировском районе, и его доля составляла 100%. Все поездки льготных категорий граждан выполнены на транспорте истца.
Тарифы на перевозки пассажиров автомобильным транспортом в г. Спирово и Спировском районе установлены приказами Региональной энергетической комиссии Тверской области.
Общая стоимость оказанных льготникам соответствующего регистра услуг установлена суммированием стоимости городских и пригородных перевозок.
Компенсация, полученная от ТОСЗН, указана в расчете истца и подтверждена актами-сверки, взаимных расчетов между МУП ОАУ и ТОСЗН за периоды с 1 января по 31 декабря 2010 года, с 1 января по 31 декабря 2011 и с 1 января по 31 декабря 2012 года.
Данные о компенсации, использованные в расчетах истца, включают как выручку от реализации ЕСПБ населению, так и компенсацию из бюджета.
Сумма полученной компенсация за перевозку льготников соответствующего регистра рассчитывается пропорционально удельному весу ЕСПБ приобретённых соответствующей категорией льготников в г. Спирово и Спировском р-не.
Сумма убытков истца заявлена как разница между общей стоимостью оказанных льготникам услуг и полученной компенсацией.
Суд первой инстанции указал, что расходы, определённые расчётным путём, являются реальным ущербом транспортной организации, так как представляют собой стоимость оказанных, но не оплаченных услуг.
Основанием возникновения обязанности по перевозке граждан, включённых в федеральный и региональный регистры льготных категорий граждан, на основании ЕСПБ является Постановление Администрации Тверской области от 16.02.2005 N 32-па "О введении на территории Тверской области единого социального проездного билета".
Указанное Постановление не предусматривает разделение обязанностей между Российской Федерацией и Тверской областью.
Суд, удовлетворяя заявленные требования, сослался на положения статей 15, 790, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, признав представленный обществом расчет недополученной провозной платы соответствующим принципу полного возмещения убытков.
Между тем судом не принято во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Постановлением Администрации Тверской области от 16.02.2005 N 32-па "О введении на территории Тверской области единого социального проездного билета" утверждено Положение о порядке приобретения единого социального проездного билета для проезда в наземном городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования (кроме железнодорожного, водного и такси, включая маршрутные) и компенсации расходов транспортным предприятиям по обеспечению равных условий предоставления транспортных услуг для отдельных категорий граждан (приложение N 1; далее - Положение N 32-па).
Этим же постановлением утвержден Перечень категорий граждан, имеющих право на приобретение единого социального проездного билета (приложение N 2), убытки от перевозки которых предъявлены к взысканию в рамках настоящего дела.
Согласно Положению N 32-па проезд в наземном городском и пригородном общественном транспорте льготных категорий пассажиров, включенных в федеральный и региональный регистры, осуществляется на основании ЕСПБ, приобретаемых гражданами по льготным ценам, установленным данным положением.
При этом Положением N 32-па определена и полная стоимость проезда одного пассажира по ЕСПБ.
Раздел 3 Положения N 32-па, по своей сути, является методикой расчета компенсации затрат транспортных предприятий при перевозке льготных категорий граждан по каждому муниципальному образованию Тверской области. Даная методика учитывает общее количество ЕСПБ, выданных на территории муниципального образования, предусматривает распределение компенсации между перевозчиками пропорционально выполненной ими работе на линии и исходит их того, что размер компенсации определяется как разница между полной месячной стоимостью проезда одного пассажира по ЕСПБ и стоимостью ЕСПБ, оплаченной гражданином.
Не оспаривая факт получения в полном объеме из бюджета компенсации, исчисленной в соответствии правилами Положения N 32-па, общество полагает, что указанная в Положении N 32-па полная стоимость ЕСПБ занижена по сравнению с действительными месячными расходами транспортных предприятий на перевозку льготных категорий граждан.
Однако Положение N 32-па является нормативным правовым актом, установившим методику расчета и исходные данные, необходимые для исчисления расходов перевозчиков. Оно не оспорено и не признано судом недействующим.
При таких обстоятельствах, в ситуации неиспользования обществом в спорный период механизмов, фиксирующих реальное количество перевезенных им лиц, обладающих правом льготного проезда, (в отсутствие считывающих устройств и т.п.), величина полной стоимости ЕСПБ, определенная действующим нормативным актом субъекта Российской Федерации применительно к конкретным муниципальным образованиям, не может опровергаться обобщенными среднестатистическими показателями, в том числе отраженными в постановлении Росстата N 9 в качестве средних по Российской Федерации.
Следовательно, общество в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подтвердило ни факт причинения ему убытков, ни их размер, что, в свою очередь, исключает возможность удовлетворения иска.
Апелляционным судом учтена практика Верховного Суда Российской Федерации по делу Арбитражного суда города Москвы N А40-143309/2013 (Определение ВС РФ от 18.03.2015 N 305-ЭС14-5322).
В соответствии со статьями 110, 266-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Принять отказ Муниципального унитарного предприятия Спировского района Тверской области по оказанию автотранспортных услуг от части исковых требований:
- к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в размере 5.169.391 руб. 76 коп.;
- к Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области в размере 7.244.438 руб. 41 коп.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.11.2014 по делу N А40-111041/13 в вышеуказанной части отменить, производство по делу прекратить.
В остальной части в иске отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
И.С. Лящевский |
Судьи |
Н.В. Юркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-111041/2013
Истец: МУП Спировского района Тверской области по оказанию автотранспортных услуг
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство Финансов РФ, Министерство финансов Тверской области
Третье лицо: Министерство социальной защиты населения Тверской области, Тверская область в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области
Хронология рассмотрения дела:
13.08.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2784/14
30.03.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-4225/15
25.11.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-111041/13
19.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-2784/14
23.01.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-42290/13
29.10.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-111041/13