г. Вологда |
|
30 марта 2015 г. |
Дело N А66-3636/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 30 марта 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Кутузовой И.В. и Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноваловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тверьэнергосервис" на решение Арбитражного суда Тверской области от 04 декабря 2014 года по делу N А66-3636/2014 (судья Погосян Л.Г.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тверьэнергосервис" (170034, г. Тверь, просп. Чайковского, д. 19а, кв. 410, ОГРН 1106952029293, ИНН 6950125143; далее - ООО "Тверьэнергосервис") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тверь" (170100, г. Тверь, ул. Крылова, д. 40/29, ОГРН 1026900536101, ИНН 6905062685; далее - ООО "Газпром межрегионгаз Тверь") об урегулировании разногласий, возникших при заключении соглашения о цене от 01.01.2014 к договору поставки газа от 25.10.2012 N 52-4-6202/2013, изложив абзац второй пункта 1 соглашения в следующей редакции: "Оптовые цены на газ, определяемые в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен, установлены на период с 01.01.2014 на уровне 4137 руб. 43 коп. без НДС".
Решением Арбитражного суда Тверской области от 04 декабря 2014 года урегулированы разногласия, возникшие у истца и ответчика при заключении соглашения о цене от 01.01.2014 к договору поставки газа от 25.10.2012 N 52-4-6202/13, абзац второй пункта 1 данного соглашения изложен в следующей редакции: "Оптовые цены на газ, определяемые в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен, установлены на период с 01.01.2014 на уровне 4215 (Четыре тысячи двести пятнадцать) руб. 00 коп. (без НДС)".
Истец с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции решение суда отменить, требования удовлетворить в полном объеме.
Податель жалобы ссылается на то, что установление цены на газ в большем размере не соответствует требованиям действующего законодательства и фактически лишает конченых потребителей права на получение газа в диапазоне цен, установленных Федеральной службой по тарифам.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Обжалуемое решение суда проверено судом апелляционной инстанции в порядке статей 266-269 данного Кодекса исходя из доводов, заявленных сторонами.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, сторонами 25.10.2012 заключен договор поставки газа N 52-4-6202/13, согласно которому ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" обязалось поставлять газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, цена которого является государственно регулируемой, а ООО "Тверьэнергосервис" - принимать и оплачивать стоимость полученного газа.
Ответчик 04.02.2014 направил истцу соглашение о цене от 01.01.2014, в абзаце втором пункта 1 которого указано на то, что оптовые цены на газ, определяемые в диапазоне между предельными максимальными и минимальными уровнями оптовых цен, согласованы сторонами на период с 01.01.2014 на уровне 4215 руб. (без НДС).
Данное соглашение подписано ООО "Тверьэнергосервис" 27.02.2014 с протоколом разногласий, в котором истцом предложено изложить абзац второй пункта 1 данного соглашения в следующей редакции "Оптовые цены на газ, определяемые в диапазоне между предельными максимальными и минимальными уровнями оптовых цен, согласованы сторонами на период с 01.01.2014 на уровне 4215 руб. (без НДС)" (лист дела 27).
Учитывая, что разногласия, возникшие при заключении соглашения о цене, сторонами в досудебном порядке не были урегулированы, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что оптовые цены на газ, определяемые в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен, должны быть установлены на период с 01.01.2014 на уровне 4137 руб. 43 коп. без НДС.
Суд первой инстанции согласился с позиций ответчика.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции обоснованными.
Договор поставки газа от 25.10.2012 N 52-4-6202/13 является договором энергоснабжения, носит публичный характер.
Пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом правила о договоре энергоснабжения применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, истец является потребителем, в отношении которого применяются принципы регулирования цены, предусмотренные пунктами 15.1 - 15.3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" (далее - Основные положения).
Указанные нормы предусматривают обязательное заключение дополнительных соглашений по цене газа между поставщиком и потребителем, на которого распространяются соответствующие принципы регулирования.
Согласно пункту 15.1 Основных положений оптовые цены на газ, добываемый открытым акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами, на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта определяются по соглашению сторон при заключении договоров поставки газа (в том числе долгосрочных), включая случаи его перепродажи, в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен с учетом особенностей, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) для следующих групп потребителей (кроме населения):
а) конечные потребители, впервые заключившие договоры поставки газа с началом поставки после 1 июля 2007 г. (кроме организаций, создаваемых в результате реорганизации организаций, ранее покупавших газ, добываемый открытым акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами, или организаций, которые приобрели (в том числе в порядке правопреемства) газопотребляющее оборудование, ранее обеспечивавшееся газом, добываемым открытым акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами);
б) конечные потребители, приобретающие газ сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам);
в) конечные потребители, поставка газа которым осуществляется в связи с проведением работ по расширению Единой системы газоснабжения.
В соответствии с пунктом 15.2 Основных положений в качестве предельного минимального уровня оптовых цен на газ используются регулируемые оптовые цены на газ, устанавливаемые исходя из определяемых Правительством Российской Федерации средних темпов роста оптовых цен.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 26.09.2013 N 177-э/2 на территории Тверской области с 01.01.2014 установлены предельная минимальная цена на газ - 3832,00 руб./1000 куб. м, предельная максимальная цена - 4215,00/1000 куб. м (далее - Приказ N 177-э/2).
Из материалов дела следует, что ответчик приобретает газ с применением цены - 4215 руб. 00 коп. за 1000 куб.м. без НДС (пункты 5.1 и 5.2 договора поставки газа от 12.12.2012 N К-5-Д5-52-0110/13, заключенного ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" и обществом с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз")).
Указанный уровень цен соответствует Приказу N 177-э/2.
Соглашаясь с доводами ответчика, суд первой инстанции указал на то, что цена, по которой ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" приобретает газ для потребителей у ООО "Газпром межрегионгаз", а также цены, по которым ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" поставляет газ иным потребителям Тверской области, относящимся к одной категории с истцом, являются аналогичными.
В жалобе ответчик ссылается на то, что на период с октября по декабрь 2013 года по договору поставки газа от 25.10.2012 N 52-4-6202/13 была согласована цена поставки газа исходя из минимального предела в диапазоне между минимальным и максимальным уровнем, утвержденным приказом Федеральной службой по тарифам.
Данный довод истца подлежит отклонению, поскольку в рассматриваемом случае цена согласовывается сторонами на 2014 год.
Ссылка подателя жалобы на недоказанность экономической обоснованности установления предельно максимальной цены для истца подлежит отклонению, поскольку такая обязанность ответчика законодательно не предусмотрена. При этом истец также документально не подтвердил экономическую обоснованность цены на газ, на которую он указывает в иске.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно принял спорный пункт дополнительного соглашения договора поставки газа от 25.10.2012 N 52-4-6202/13 в редакции ответчика, которая соответствует условиям ценообразования, изложенным в Основных положениях и фактическим обстоятельствам.
В суд апелляционной инстанции подателем жалобы представлены дополнительное соглашение к договору поставки газа от 25.10.2012 N 52-4-6202/13, составленное 25.11.2014, и протокол разногласий к этому соглашению, подписанный сторонами 01.01.2015. Из этих документов следует, что оптовые цены на газ, определяемые в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен, установлены на период с 01.01.2014 года на уровне 3832 руб. без НДС.
Данные документы, по мнению суда апелляционной инстанции, сами по себе не свидетельствуют о незаконности обжалуемого судебного решения, поскольку этими документами цена на газ фактически согласована сторонами 01.01.2015, то есть после принятия судом первой инстанции решения по делу N А66-3636/2014.
Учитывая изложенное, положения статьи 421 ГК РФ, а также то, что в рамках данного спора истец просил установить оптовые цены на газ, определяемые в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен, установлены на период с 01.01.2014 на уровне 4137 руб. 43 коп. без НДС, а не на уровне 3832 руб. без НДС, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения или отмены решения суда в данном случае не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы истцу была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, госпошлина подлежит взысканию в доход федерального бюджета с подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 102, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 04 декабря 2014 года по делу N А66-3636/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тверьэнергосервис" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Тверьэнергосервис" (170034, г. Тверь, пр-кт Чайковского, д. 19а, кв. 410, ОГРН 1106952029293, ИНН 6950125143) в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Тарасова |
Судьи |
И.В. Кутузова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-3636/2014
Истец: ООО "ТверьЭнергоСервис"
Ответчик: ООО "Газпром межрегионгаз Тверь"