г. Хабаровск |
|
30 марта 2015 г. |
А04-7270/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Гричановской Е.В., Дроздовой В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовой Э.В.,
при участии в заседании:
от ОАО "Оборонэнерго": Лазарева О.А., представитель по доверенности от 16.02.2015 N 7/2015;
от Минобороны России: Ламскова С.Ю., представитель по доверенности от 22.01.2015 N 212/1/41;
от третьих лиц - Администрации пгт. Серышево, ТУ ФАУГИ в Амурской области, Минимущества Амурской области: представители не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 15.12.2014
по делу N А04-7270/2014
Арбитражного суда Амурской области,
принятое судьей Фадеевым С.М.,
по иску открытого акционерного общества "Оборонэнерго"
к Министерству обороны Российской Федерации
о признании права собственности
третьи лица: Администрация пгт. Серышево, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области, Министерство имущественных отношений Амурской области,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Оборонэнерго" (ОГРН 1097746264230, г. Хабаровск) (далее - ОАО "Оборонэнерго) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, г. Москва) (далее - Минобороны России) о признании права собственности на объект недвижимости - здание трансформаторной подстанции Лит.А34, инв. N 10:247:001:003656080:0134:00000, кадастровый N 28:23:020703:995, 1-этажный, общей площадью 50,4 кв.м, расположенное по адресу: Амурская область, Серышевский район, п. Серышево, в/г N 1.
Требования мотивированы строительством объекта Серышевской КЭЧ, закрепления его на праве хозяйственного ведения за ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота", включением спорного объекта в план приватизации ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота", реорганизованного в ОАО "28 Электрическая сеть", а затем в форме присоединения к ОАО "Оборонэнерго"; отсутствием государственной регистрации права хозяйственного ведения за ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация пгт. Серышево (далее - Администрация), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области (далее - ТУ ФАУГИ в Амурской области), Министерство имущественных отношений Амурской области (далее - Минимущества области).
Решением от 15.12.2014 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Минобороны России считает судебный акт - подлежащим отмене в связи с предъявлением иска к ненадлежащему ответчику, поскольку наличие или отсутствие раздела в ЕГРП на указанный объект от Минобороны России не зависит.
Кроме того, считает, что Минобороны России не нарушало прав истца, так как надлежащим образом передало спорный объект по акту приема-передачи.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "Оборонэнерго" не согласилось с ее доводами, указав на создание ответчиком препятствий по регистрации права в общем порядке путем обращения в регистрационный орган, что привело к нарушению прав истца на владение, пользование и распоряжение спорным имуществом.
В судебном заседании представители истца и ответчика поддержали свои позиции, дав соответствующие пояснения.
Третьи лица, извещенные в соответствии с требованиями статей 121 - 123 АПК РФ, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в судебное заседание своих представителей не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения явившихся в судебное заседание лиц, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела, 09.03.1995 федеральным государственным учреждением "Серышевская квартирно-эксплуатационная часть" (далее - ФГУ Серышевская КЭЧ) закончено строительство здания трансформаторной подстанции, расположенной по адресу: Амурская область, Серышевский район, с. Серышево, в/г 1, лит. А 34, инв. N 340 (акт приемки законченного строительства объекта приемочной комиссией).
По данным кадастрового паспорта от 21.04.2008, составленного на основе представленных ФГУ Серышевская КЭЧ документов, здание трансформаторной подстанции имеет общую площадь 51,0 кв.м, инвентарный номер 10:247:001:003656080:0134:00000, расположено на земельном участке с кадастровым номером 28:23:020703:0012:10:247:001:003656080:0134:00000.
Согласно выписке из реестра федерального имущества от 23.03.2009 N 180/1285 здание трансформаторной подстанции, общей площадью 51,0 кв.м, расположенное по адресу: Амурская область, Серышевский район, с. Серышево, закреплено на праве оперативного управления за ФГУ Серышевская КЭЧ.
Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 25.11.2009 N 1316 прекращено право оперативного управления ФГУ Серышевская КЭЧ, в хозяйственное ведение федерального государственного унитарного предприятия "28 Электрическая сеть Военно-Морского флота" Минобороны РФ (далее - ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского флота" Минобороны РФ) передано движимое и недвижимое имущество, перечисленное в приложениях N N 1 и 2 к приказу, включая трансформаторную подстанцию, площадью 51 кв.м, расположенную по адресу: Амурская область, Серышевский район, с. Серышево, в/г 1, лит. А 34, инв. N 340.
Имущество передано по акту приема-передачи здания от 26.11.2009 N 7.
Этим же приказом ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского флота" Минобороны РФ предписано в трехмесячный срок обеспечить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации и права хозяйственного ведения на указанное имущество.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис", приказа Минобороны России от 23.12.2009 N 1446 об условиях приватизации ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского флота" Минобороны РФ последнее преобразовано в открытое акционерное общество "28 Электрическая сеть" (далее - ОАО "28 Электрическая сеть").
Согласно приложению N 1 к приказу Минобороны России от 23.12.2009 N 1446 в составе подлежащего приватизации имущественного комплекса ОАО "28 Электрическая сеть" указано здание трансформаторной подстанции, расположенное по адресу: Амурская область, Серышевский район, с. Серышево, в/г 1, лит. А 34, инв. N 340 (порядковый номер 993).
31.12.2009 ОАО "28 Электрическая сеть" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1092709001571.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от 31.08.2011 N 324371А/2011 основным видом деятельности ОАО "28 Электрическая сеть" является передача и распределение электрической энергии посредством использования принадлежащих ему объектов электросетевого хозяйства.
Право хозяйственного ведения ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского флота" Минобороны РФ и право собственности ОАО "28 электрическая сеть" на спорный объект не зарегистрированы в установленном порядке.
08.06.2011 внеочередным общим собранием акционеров ОАО "28 Электрическая сеть" принято решение о реорганизации в форме присоединения к ОАО "Оборонэнерго" (протокол от 08.06.2011 N 2).
09.06.2011 между ОАО "Оборонэнерго" и ОАО "28 Электрическая сеть" подписан договор о присоединении N 2 и передаточный акт от 09.06.2011 с приложениями N N 1 и 2 и перечнями объектов основных средств, в соответствии с которыми все имущество, права и обязательства переданы от ОАО "28 Электрическая сеть" ОАО "Оборонэнерго".
В перечне объектов основных средств от 30.09.2010 N ОС-2а в качестве приложения к передаточному акту указана трансформаторная подстанция, расположенная по адресу: Амурская область, Серышевский район, с. Серышево, в/г 1, лит. А 34, инв. N 340 (порядковый номер 398).
31.08.2011 в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности ОАО "28 Электрическая сеть" путем реорганизации в форме присоединения к ОАО "Оборонэнерго".
Согласно кадастровому паспорту здания, справке Амурского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" от 17.08.2012 N 564 по результатам технической инвентаризации от 09.08.2012 по зданию трансформаторной подстанции выявлено изменение общей площади объекта - 50,4 кв.м.
16.08.2013 Управлением Росреестра по Амурской области отказано в государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости в связи с отсутствием сведений в Едином государственном реестре прав на данный объект (сообщение об отказе в государственной регистрации от 16.08.2013 N 01/020/2013-103).
Ссылаясь на включение спорного объекта в план приватизации ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота", реорганизованного в ОАО "28 Электрическая сеть", а затем в форме присоединения к ОАО "Оборонэнерго", невозможность регистрации права собственности на здание трансформаторной подстанции ввиду отсутствия в ЕГРП сведений на спорный объект недвижимости, истец обратился с настоящим иском в суд.
В силу статей 8, 12 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
Предъявление иска о признании права собственности имеет процессуальную цель юридической формализации своего права на спорную вещь и условиями его предъявления являются наличие объекта, на который заявляется требование о признании права собственности; неопределенность статуса вещи, относительно которой идет спор; наличие у истца правового интереса в связи с данной вещью. Истцом по иску о признании права собственности должен быть собственник индивидуально-определенной вещи как владеющий, так и не владеющий ею. Основанием иска являются обстоятельства, подтверждающие наличие у истца права собственности, а необходимым условием удовлетворения иска - подтверждение истцом своих прав на имущество.
Согласно пункту 1 статьи 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного имущества.
На основании пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте, в котором указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия, включая объекты недвижимого имущества, здания, строения, сооружения.
В силу пункта 11 разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в числе прочего, являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки (пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
На основании статьи 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, в случае, когда отчуждение имущества подлежит регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации.
В соответствии со статьей 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Как следует из материалов дела, спорный объект недвижимости был закреплен за ФГУ Серышевская КЭЧ Министерства обороны РФ на праве оперативного управления, прекращенном Приказом Министра обороны России N 1316 от 25.11.2009. Этим же приказом объект закреплен на праве хозяйственного ведения за ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота", приватизированным в ОАО "28 Электрическая сеть", а затем реорганизованным в форме присоединения к ОАО "Оборонэнерго".
При этом, трансформаторная подстанция литер А34 вошла в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота", а затем включена в передаточный акт при реорганизации ОАО "28 Электрическая сеть".
Инвентарно-технические характеристики объекта подтверждены кадастровым паспортом здания, техническим паспортом, справкой Амурского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" от 17.08.2012 N 564, согласно которым спорный объект представляет собой нежилое здание трансформаторной подстанции, 1-этажное, площадью 50,4 кв.м, литер А34, расположенное по адресу: Амурская область, Серышевский район, пгт. Серышева, в/г N 1, кадастровый номер 28:23:020703:995.
Как следует из информации ТУ Росимущества в Хабаровском крае от 14.06.2013 N 6774.1-08/1200 спорный объект исключен из реестра федерального имущества на основании Приказа Министра обороны России от 23.12.2009 N 1446, передаточного акта от 25.12.2009, свидетельства о государственной регистрации юридического лица от 31.12.2009 N 27 001788904, свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ от 31.12.2009 N 27 001788905 в связи с приватизацией ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-морского флота" Минобороны РФ.
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Амурской области от 20.08.2014 N 01/015/2014-14304 право собственности на здание трансформаторной подстанции за иными лицами не зарегистрировано.
Справкой ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" от 10.09.2014 N 06/1682 подтверждается отсутствие прав на спорный объект недвижимости, зарегистрированных до 15.05.1998.
Спорный объект не входит в реестр собственности Амурской области (уведомление N 04-12/7216 от 26.11.2014).
Таким образом, исследованные в порядке статей 65 и 71 АПК РФ судом доказательства и установленные обстоятельства указывают на то, что изначально трансформаторная подстанция литер А34, построенная ФГУ Серышевская КЭЧ и закрепленная на праве хозяйственного ведения за ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-морского флота" Минобороны РФ, находилась до приватизации ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-морского флота" Минобороны РФ в реестре федерального имущества (реестровый номер П 12300005242), а также на балансе приватизируемого предприятия, владеющего им на праве хозяйственного ведения до приватизации предприятия; в связи с преобразованием ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" в ОАО "28 Электрическая сеть" и реорганизацией путем присоединения к ОАО "Оборонэнерго" спорный объект до настоящего времени находится на балансе истца.
Спорный объект вошел в план приватизации предприятия в составе имущественного комплекса ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Минобороны РФ и, соответственно, в уставный капитал ОАО "28 Электрическая сеть", а затем передан по передаточному акту при реорганизации ОАО "28 Электрическая сеть" путем присоединения к ОАО "Оборонэнерго".
В этой связи с момента государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц ОАО "28 Электрическая сеть" стало как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации и передаточный акт, а затем - ОАО "Оборонэнерго" на основании передаточного акта при реорганизации ОАО "28 Электрическая сеть" путем присоединения к ОАО "Оборонэнерго".
При этом, Министерство обороны РФ в период принадлежности ему спорного объекта недвижимости Российской Федерации не осуществило государственную регистрацию права собственности Российской Федерации, а утвердив передаточный акт подлежащего приватизации имущественного комплекса правопредшественника истца, издавая последовательно приказы N 1316 от 25.11.2009 и N 1446 от 23.12.2009, создало для правопредшественника истца препятствия для регистрации права хозяйственного ведения за ФГУП "28 Электрическая сеть" Минобороны РФ и в последующем права собственности за ОАО "28 Электрическая сеть" и ОАО "Оборонэнерго".
По указанным основаниям довод апелляционной жалобы об отсутствии нарушений прав истца подлежит отклонению.
Принимая во внимание Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Указ Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Минобороны России обоснованно признано судом надлежащим ответчиком по делу, в связи с чем довод апелляционной жалобы об обратном является несостоятельным.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения.
Выводы суда основаны на правильном установлении фактических обстоятельств дела и норм материального права.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При повторном рассмотрении дела, с учетом доводов апелляционной жалобы, правовых оснований для ее удовлетворения не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 15.12.2014 по делу N А04-7270/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-7270/2014
Истец: ОАО "Оборонэнерго"
Ответчик: Министерство обороны Российской Федерации
Третье лицо: Адмнистрация пгт. Серышево, Министерство имущественных отношений Амурской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области