г. Владивосток |
|
31 марта 2015 г. |
Дело N А59-6248/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 30 марта 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 марта 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МИДГЛЕН Лоджистикс Сахалин",
апелляционное производство N 05АП-2411/2015
на определение от 02.03.2015
судьи А.И. Белоусова
по делу N А59-6248/2014 Арбитражного суда Сахалинской области,
принятое в порядке упрощённого производства,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МИДГЛЕН Лоджистикс Сахалин" (ИНН 6501166304, ОГРН 1066501013369, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 15.02.2006)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Сахалинской области (ИНН 6501152735, ОГРН 1046500639998, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 30.09.2004)
о признании незаконным и отмене постановления от 30.12.2014 N ЕБ-03-423/2014 по делу об административном правонарушении,
при участии:
от ООО "МИДГЛЕН Лоджистикс Сахалин": представитель Лоскутов Р.В. по доверенности от 08.12.2014 N МЛС-202/14 сроком до 31.12.2015, паспорт,
от Управления Росприроднадзора: не явились,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "МИДГЛЕН Лоджистикс Сахалин" (далее - заявитель, ООО "МИДГЛЕН Лоджистикс Сахалин", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Сахалинской области (далее - административный орган, Управление Росприроднадзора) от 30.12.2014 N ЕБ-03-423/2014, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50.000 руб.
Определением от 02.03.2015 суд первой инстанции прекратил производство по настоящему делу по мотивам неподведомственности спора арбитражному суду.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение от 02.03.2015 отменить и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на подведомственность спора арбитражному суду, поскольку общество является коммерческой организацией, создано с целью осуществления хозяйственной (экономической) деятельности, одним из видов уставной деятельности является деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-V класса опасности, на право занятия которой имеет лицензию, по договору с ООО "Газфлот" от 01.06.2014 N 33600/71-14 оказывает услуги по переработке бурового шлама, образующегося в процессе строительства скважины Р6 на Киринском газоконденсатном месторождении. К административной ответственности привлечено за отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы на применяемый метод использования отходов, то есть за деятельность, носящую предпринимательский характер, в связи с чем у суда отсутствовали основания для прекращения производства по делу.
Административный орган в судебное заседание апелляционной инстанции своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором доводы заявителя апелляционной жалобы отклонил, ссылаясь на законность и обоснованность определения суда, также по тексу отзыва просил рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу общества в отсутствие представителей административного органа.
Из материалов дела судом установлено.
На основании обращения гражданки Овериной Е.Е. Управлением Росприроднадзора была проведена в отношении ООО "МИДГЛЕН Лоджистикс Сахалин" проверка и установлено, что общество осуществляет деятельность по обращению с отходами 4 класса опасности "Отходы при добыче нефти и газа (буровой шлам с налипшим буровым раствором, отработанный буровой раствор)" (код по ФККО 341000000000), включающие в себя буровой шлам, отработанный буровой раствор, буровые сточные воды в отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы технологии переработки данного вида отходов 4 класса.
По данному факту в отношении общества 16.12.2014 был составлен протокол об административном правонарушении N ЕБ-03-426/2014 и по результатам административного расследования Управлением Росприроднадзора вынесено постановление от 30.12.2014 N ЕБ-03-423/2014, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 50.000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным и нарушает права общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении дела, суд первой инстанции пришел к выводу, что дело неподведомственно арбитражному суду, поскольку административное правонарушение имеет объектом посягательства общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования и не связано с осуществлением заявителем предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом суд сослался на правовую позицию, изложенную в пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 19.12.2013 N 40).
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270, 272.1 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое определение подлежит отмене, а вопрос направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В силу части 2 статьи 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
Пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2013 N 40 внесены изменения в пункт 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которым постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вынесенное органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, или арбитражным судом, согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и статьями 10, 26, 36 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации".
Жалобы указанных лиц на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.
Следовательно, из положений вышеприведенных норм АПК РФ и КоАП РФ, с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, следует, что арбитражному суду подведомственны дела по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения непосредственно связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельностью. Дела по жалобам на постановления об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, подведомственны суду общей юрисдикции.
Вместе с тем, при установлении такой связи необходимо учитывать, что в государственном регулировании предпринимательской и иной экономической деятельности используются как правовые средства, так и средства административного регулирования - разрешение совершения определенных действий (в том числе лицензирование); обязательные предписания совершения каких-либо действий; установление квот и других ограничений; применение мер административного принуждения; применение материальных санкций; контроль и надзор и т.д.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных государством в нормативных правовых актах правил, норм и стандартов влечет за собой применение к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, занимающимся предпринимательской и иной экономической деятельностью, административной ответственности.
Таким образом, для отнесения дел об обжаловании постановлений административных органов о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности к компетенции арбитражных судов законодатель в данной норме установил необходимость в каждом конкретном случае учитывать следующие критерии:
1) административное правонарушение совершено определенным в КоАП РФ субъектом (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем), выступающим участником хозяйственного оборота;
2) административное правонарушение совершено этим лицом в процессе осуществления им предпринимательской или иной экономической деятельности, то есть административное правонарушение связано с осуществлением такой деятельности и выражается в несоблюдении законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих отношения в том числе в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и устанавливающих правила, запреты, ограничения и административную ответственность в этой сфере для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения экологического правопорядка, законности и экологической безопасности.
Объективная сторона правонарушения выражается в невыполнении требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансировании или реализации проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Вместе с тем, при определении подведомственности спора арбитражному суду следует исходить не только из того какие отношения являются объектом посягательства при совершении правонарушения, но и принимать во внимание связано ли данное правонарушение с осуществлением предпринимательской (иной экономической) деятельности.
Из оспариваемого постановления следует, что обществу вменяется осуществление деятельность по обращению с отходами 4 класса опасности "Отходы при добыче нефти и газа (буровой шлам с налипшим буровым раствором, отработанный буровой раствор)" (код по ФККО 341000000000), включающие в себя буровой шлам, отработанный буровой раствор, буровые сточные воды в отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы технологии переработки данного вида отходов 4 класса.
При этом, судом апелляционной инстанции установлено, что общество является коммерческой организацией, создано с целью осуществления хозяйственной (экономической) деятельности.
Основным видом деятельности общества является деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-V класса опасности. Для осуществления данного вида деятельности обществу выдана лицензия серии 065 N 00058.
На основании заключенного с ООО "Газфлот" договора от 01.06.2014 N 33600/71-14 ООО "МИДГЛЕН Лоджистикс Сахалин" оказывает услуги по переработке бурового шлама, образующегося в процессе строительства скважины Р6 на Киринском газоконденсатном месторождении.
В силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Принимая во внимание, что лицензируемый в соответствии с требованиями Федерального Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" вид деятельности по обезвреживанию и обращению с отходами является основным видом экономической деятельности общества, соблюдение правил и норм законодательства в том числе и в части получения положительного заключения государственной экологической экспертизы технологии переработки соответствующих отходов будет непосредственным условием ведения предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что вменяемое заявителю нарушение непосредственным образом связано с осуществлением обществом предпринимательской деятельности.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что общество обоснованно обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления административного органа, как субъект экономической деятельности, привлеченный к административной ответственности, именно в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности.
В связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для вывода о неподведомственности спора арбитражному суду и для прекращения производства по делу.
Таким образом, руководствуясь пунктом 2 части 4 статьи 272 АПК РФ, суд апелляционной инстанции полагает, что обжалуемое определение подлежит отмене как принятое с нарушением требований процессуального законодательства, а вопрос - направлению в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не уплачивается, уплаченная ООО "МИДГЛЕН Лоджистикс Сахалин" при подаче апелляционной жалобы на основании платежного поручения N 1463 от 04.03.2015 государственная пошлина в сумме 3.000 руб. подлежит возврату заявителю на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-272, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Сахалинской области от 02.03.2015 по делу N А59-6248/2014 отменить, направить вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "МИДГЛЕН Лоджистикс Сахалин" из федерального бюджета уплаченную на основании платежного поручения N 1463 от 04.03.2015 государственную пошлину в сумме 3.000 руб.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в срок, не превышающий одного месяца, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-6248/2014
Истец: ООО "МИДГЛЕН ЛОДЖИСТИКС САХАЛИН"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Сахалинской области
Хронология рассмотрения дела:
14.12.2015 Определение Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6007/15
12.11.2015 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-7622/15
24.07.2015 Решение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-6248/14
31.03.2015 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2411/15
02.03.2015 Определение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-6248/14