г. Санкт-Петербург |
|
30 марта 2015 г. |
Дело N А42-5698/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбик В.М.
судей Кашиной Т.А., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Евстегнеевой Е.В.,
при участии:
от заявителя: представителя Матюшова К.В., доверенность от 12.01.2015
от заинтересованного лица:: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2141/2015) Открытого акционерного общества "Мурманский морской рыбный порт" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.11.2014 по делу N А42-5698/2014 (судья Алексина Н.Ю.), принятое
по заявлению Открытого акционерного общества "Мурманский морской рыбный порт"
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
о признании незаконными действий по внесению в государственный кадастр сведений
установил:
Открытое акционерное общество "Мурманский морской рыбный порт" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконными действий Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - заинтересованное лицо, Учреждение) по внесению 10.10.2012 в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 51:20:001149:0035, 51:20:001300:0006, 51:20:001300:0019.
Решением от 20.11.2014 (с учетом определения об исправлении опечатки от 24.12.2014) Арбитражный суд Мурманской области в удовлетворении требований отказал.
Заявитель обжаловал решение в апелляционном порядке, считая его незаконным, необоснованным, подлежащим отмене в связи с неправильным истолкованием судом закона, неприменением закона, подлежащего применению. В обоснование жалобы заявитель указал, что в отношении спорных земельных участков должна применяться кадастровая стоимость по состоянию на 17.11.2011, так как рыночная стоимость данных земельных участков согласно отчету N 84.11-11, подготовленному оценщиком Франчуком С.Г., и положенному в основу решения по делу А42-1482/2012, определена на более позднюю дату, чем кадастровая стоимость, указанная в постановлении правительства Мурманской области от 28.08.2012 N 425, определенная по состоянию на 01.01.2011.
В заседании суда апелляционной инстанции заявитель поддержал доводы жалобы, настаивая на отмене обжалуемого решения.
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направило, поэтому в соответствии с данными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 разъяснениями дело рассмотрено в его отсутствие.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не установил оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что заявитель является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 51:20:001149:0035, 51:20:001300:0006, 51:20:001300:0019.
Постановлением правительства Мурманской области от 23.11.2006 N 447-ПП "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель поселений Мурманской области" были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Мурманской области, установленные по состоянию на 01.01.2007.
В результате данной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков определена в размере 34 657 075 руб. (51:20:001149:0035), 532 067 281 руб. (51:20:001300:0006), 13 670 926 руб. (51:20:001300:0019). Данные сведения были внесены в государственный реестр недвижимости.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случае определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как следует из статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", введенной в действие Законом N167-ФЗ, одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Из пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом в пункте 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.
Заявитель воспользовался правом оспаривания кадастровой стоимости, установленной постановлением правительства Мурманской области от 23.11.2006 N 447-ПП, обратившись с исковым заявлением в Арбитражный суд Мурманской области. Решением от 04.06.2012 по делу А42-1482/2012 установлена кадастровая стоимость земельных участков: 51:20:001149:0035 в размере 9 081 000 руб., 51:20:001300:0006 в размере 114 585 000 руб., 51:20:001300:0019 в размере 6 410 000 руб.
Сведения об указанной стоимости земельных участков были внесены в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения в законную силу.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном указанным законом порядке.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре в государственный кадастр вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения такой стоимости.
В настоящем случае, как установлено судом, в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о новой кадастровой стоимости земельных участков заявителя: 51:20:001149:0035 в размере 19 360 745,46 руб., 51:20:001300:0006 в размере 484 427 269,41 руб., 51:20:001300:0019 в размере 16 052 004 руб. в связи с поступлением заинтересованному лицу сведений о принятии правительством Мурманской области постановления от 28.08.2012 N 425-ПП, на основании которого заинтересованным лицом принято решение от 10.10.2012 N 51/12-1-5465. При этом у Учреждения отсутствовали правовые основания для невнесения указанных сведений в реестр.
Поскольку определение рыночной стоимости земельных участков было произведено ранее, чем правительство Мурманской области приняло постановление от 28.08.2012 N 425-ПП, Учреждение правомерно внесло новые сведения о кадастровой стоимости земельных участков, установленные органом исполнительной власти по состоянию на 01.01.2011.
Суд первой инстанции, рассматривая дело, не установил нарушений закона заинтересованным лицом.
Из жалобы заявителя также не следует, что заинтересованное лицо своими действиями нарушило требования закона или нормативного правового акта.
Доводы жалобы о том, что действия заинтересованного лица совершены вопреки решению суда и нарушают права заявителя как плательщика налога на землю, поскольку влекут необоснованное увеличение налога, подлежат отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным, формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Истец как собственник упомянутых земельных участков по смыслу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признается плательщиком земельного налога в отношении данных участков. При этом в силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку из пункта 3 статьи 16 Закона о кадастре следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости, апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что определение судом рыночной стоимости само по себе не свидетельствует о том, что данные сведения не могут быть в дальнейшем изменены при наличии к тому правовых оснований.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не усматривает в действиях заинтересованного лица какого-либо нарушения прав заявителя.
Изложенные в решении выводы соответствуют обстоятельствам дела. Поскольку нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены обжалуемого решения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 20 ноября 2014 года по делу N А42-5698/2014 с учетом определения об исправлении опечатки от 24.12.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ОАО "Мурманский морской рыбный порт" из федерального бюджета 1000 руб. излишне уплаченной госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Горбик |
Судьи |
Т.А. Кашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-5698/2014
Истец: ОАО "Мурманский морской рыбный порт"
Ответчик: ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"