город Воронеж |
|
15 июля 2010 г. |
Дело N А48-3930/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июля 2010 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скрынникова В.А.,
судей Михайловой Т. Л.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Косякиной И.А.,,
при участии в судебном заседании:
от Отделения по Орловскому району Управления Федерального казначейства по Орловской области: представители не явились, извещено надлежащим образом,
от ГУ- Управления Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области: представители не явились, извещено надлежащим образом,
от ОГУ "Орловский лесхоз": представители не явились, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения по Орловскому району Управления Федерального казначейства по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 28.04.2010 г. по делу N А48-3930/2009 (судья Капишникова Т.И.),
принятое по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области к Отделению по Орловскому району Управления Федерального казначейства по Орловской области о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области (далее - Управление Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Отделению по Орловскому району Управления Федерального казначейства по Орловской области (далее - Управление Федерального казначейства, ответчик) о признании незаконными действий, выразившихся в возврате без исполнения постановления Управления Пенсионного фонда от 05.06.2009 г. N 6 "О взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователя - организации за 3 квартал 2008 г.", вынесенного в отношении Областного государственного учреждения "Орловский лесхоз", и обязании ответчика принять постановление от 05.06.2009 г. N 6 "О взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователя - организации за 3 квартал 2008 г." для исполнения.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 28.04.2010 г. заявленные требования удовлетворены; суд признал незаконными действия Управления Федерального казначейства и обязал ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Управление Федерального казначейства обратилось с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление ссылается на то, что порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством. При этом в ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по мнению заявителя апелляционной жалобы, приведен исчерпывающий перечень исполнительных документов, представляемых в органы Федерального казначейства для обращения взыскания на бюджетные средства, к числу которых рассматриваемое постановление Управления Пенсионного фонда не относится.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу Управление Пенсионного фонда возражает против доводов ответчика, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание не явились представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. Указанное обстоятельство в силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу, в связи с чем дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда в соответствии с п.3 ст.25, п.п.5, 14 ст.25.1 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" на основании решения от 05.06.2009 г. N 6 "О взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с организации-страхователя" в отношении страхователя, имеющего статус бюджетного учреждения, - ОГУ "Орловский лесхоз" было вынесено постановление от 05.06.2009 г. N 6 "О взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с организации-страхователя за 3 квартал 2008 г.", в соответствии с которым взысканию с указанного учреждения подлежали пени в сумме 12 696,89 руб., в том числе на страховую часть пенсии - 12 075,75 руб., на накопительную - 621,14 руб.
Указанное постановление было направлено органом Пенсионного фонда для исполнения в Орловский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области и явилось основанием для возбуждения 17.06.2009 исполнительного производства N 54/6/10924/4/2009.
25.06.2009 судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении исполнительного документа взыскателю. При этом был составлен акт от 25.06.2009 о невозможности взыскания, поскольку должник не располагает счетами в банках и иных кредитных организациях, за счет денежных которых возможно произвести взыскание.
21.07.2009 г. постановление от 05.06.2009 г. N 6 "О взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с организации-страхователя за 3 квартал 2008 г.", а также решение от 05.06.2009 г. N 6 "О взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с организации-страхователя", акт от 25.06.2009 г. о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю, и постановление судебного пристава-исполнителя Орловского РОСП УФССП по Орловской области Пузанковой С.В. от 25.06.2009 г. об окончании исполнительного производства и возвращении взыскателю исполнительного документа были переданы Управлением Пенсионного фонда для исполнения в Отделение по Орловскому району Управления Федерального казначейства по Орловской области.
На основании письма от 23.07.2009 г. N 01-21/342 Управления Федерального казначейства по Орловской области данные документы были возвращены заявителю без исполнения ввиду того, что они не являются ни исполнительным листом, ни судебным приказом.
Считая указанные действия ответчика незаконными, нарушающими права и законные интересы взыскателя, Управление Пенсионного фонда обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования органа Пенсионного фонда, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона N 229-ФЗ от 02.10.2007 г. "Об исполнительном производстве" исполнительными документами являются:1) исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов; 2)судебные приказы; 3) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии; 4) удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам; 5) акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований; 6) судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях; 7) постановления судебного пристава-исполнителя; 8) акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом; 9) исполнительная надпись нотариуса при наличии соглашения о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество, заключенного в виде отдельного договора или включенного в договор о залоге.
Таким образом, в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ к исполнительным документам отнесены, в том числе акты других органов в случаях, предусмотренных Федеральным законом.
Порядок взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе пени за их несвоевременную уплату, регламентирован Федеральным законом N 167-ФЗ от 15.12.2001 г. "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона N 167-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2006 г.), взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона.
Как предусмотрено ст. 25.1 Федерального закона N 167-ФЗ, в случае, если страхователь добровольно не уплатил недоимку по страховым взносам, пени и штрафы в размере и срок, которые указаны в требовании об их уплате, соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (п. 5 ст. 25.1).
В соответствии с п.14, 15 ст. 25.1 Федерального закона N 167-ФЗ, решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве". Принудительное исполнение решения о взыскании недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов производится в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве
Таким образом, принятое на основании решения органа Пенсионного фонда о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов постановление в силу статьи 25.1 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 г. "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" является исполнительным документом в случае осуществления взыскания недоимки во внесудебном порядке.
При этом судом первой инстанции обоснованно учтены разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащиеся в постановлении от 17.05.2007 г. N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", поскольку данные разъяснения касаются порядка исполнения решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в предусмотренном пунктом 3 статьи 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании".
Так, из приведенного постановления Пленума ВАС РФ следует, что установленная ст.25 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам (если в отношении юридических лиц размер причитающейся к уплате суммы не превышает пятидесяти тысяч рублей) подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Данный Федеральный закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.
В этой связи положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.
Кроме того, из Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 г. N 31 следует, что при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в предусмотренном пунктом 3 статьи 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании" случае, или постановления о наложении административного штрафа, данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в рассматриваемой ситуации размер задолженности областного государственного учреждения "Орловский лесхоз", взыскиваемой Управлением Пенсионного фонда во внесудебном порядке, по постановлению от N 6 от 05.06.2009 г. составляет 12696 руб. 89 коп., то есть не превышает 50 000 руб.
Учитывая указанное обстоятельство и исходя из того, что у данного бюджетного учреждения (ОГУ "Орловский лесхоз") на момент совершения казначейством оспариваемых действий не имелось расчетных счетов в учреждениях банков и иных кредитных организаций, а были лишь лицевые счета, открытые в органе Федерального казначейства, то у казначейства отсутствовали основания для отказа в принятии к исполнению постановления N 6 от 05.06.2009 г.
В соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, действия Отделения по Орловскому району Управления Федерального казначейства по Орловской области, выразившиеся в возврате без исполнения постановления ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области от 05.06.2009 г. N 6 "О взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователя - организации за 3 квартал 2008 г.", обоснованно признаны незаконными судом первой инстанции.
Все доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу, им дана правильная юридическая оценка, следовательно, они не могут служить основанием для отмены судебного акта, принятого в соответствии с нормами материального права.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Орловской области от 28.04.2010 г. по делу N А48-3930/2009 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства - без удовлетворения.
Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, а также, учитывая, что в силу ст.333.37 НК РФ в редакции Федерального закона от 25.12.2008 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, расходы по уплате государственной пошлины по настоящей апелляционной жалобе распределению не подлежат.
Руководствуясь статьями 16, 17, 258, 266 - 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 28.04.2010 г. по делу N А48-3930/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения по Орловскому району Управления Федерального казначейства по Орловской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
В.А. Скрынников |
Судьи |
Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-3930/2009
Истец: ГУ УПФ РФ вг. Орле и Орловском районе Орловской области
Ответчик: Отделение по Орловскому району УФК по Орловской области
Третье лицо: ОГУ "Орловский лесхоз"
Хронология рассмотрения дела:
15.07.2010 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4199/10