г. Санкт-Петербург |
|
01 апреля 2015 г. |
Дело N А56-58582/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.,
судей Поповой Н.М., Смирновой Я.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: Бернат К.А.,
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: Климентьева Н.Ю., доверенность от 23.12.2014;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4048/2015) Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.12.2014 по делу N А56-58582/2014 (судья Бармина И.Н.), принятое
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги", открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Ярославской дирекции связи Центральной станции связи -филиала ОАО"РЖД" (адрес: Россия 107174, Москва, ул. Новая Басманная, д. 2; Россия 150003, г. Ярославль, ул. Волжская Набережная, д.59, ИНН: 7708503727 дата регистрации 23.09.2003 ОГРН: 1037739877295; 1037739877295)
к Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" (адрес: Россия 191055, Санкт-Петербург, Дворцовая пл., д.10, ИНН: 7841443420, ОГРН: 1117847144876)
о взыскании 211 533 рублей 18 копеек,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербург и Ленинградской области с иском о взыскании с Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" (далее - Учреждение) 211 533 рублей 18 копеек задолженности по государственному контракту от 23.08.2013 N ЯНС001МВ.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.12.2014 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Учреждение просит решение суда от 22.12.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске. Учреждение ссылается на недопустимость одностороннего увеличения цены государственного контракта.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.12.2014 проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что между ОАО "РЖД" (оператор) и Учреждением (абонент) заключен государственный контракт от 23.08.2013 N ЯНС001МВ об оказании услуг телефонной связи (местной и выделенной сети связи), согласно которому оператор предоставляет абоненту доступ к сети телефонной связи, обеспечивает возможность пользования услугами местной и выделенной телефонной связи и возможность доступа к сети оператора(ов), оказывающего(их) услуги внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи автоматическим способом или с помощью телефониста (далее - услуги телефонной связи), а абонент принимает и оплачивает полученные услуги телефонной связи на условиях контракта.
При исполнении государственного контракта от 23.08.2013 N ЯНС001МВ в период с сентября по декабрь 2013 года оператор оказал абоненту услуги связи на общую сумму 437 703 рубля 95 копеек, направил для подписания в адрес Учреждения соответствующие акты, счета-фактуры.
Отказ Учреждения от подписания первичных документов по государственному контракту от 23.08.2013 N ЯНС001МВ, частичная неоплата стоимости оказанной услуги, оставление без удовлетворения претензии от 21.07.2014 N403 о добровольном урегулировании спора послужили основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд иск удовлетворил. Суд указал, что при невозможности спланировать объем оказываемых и потребляемых услуг, цена контракта не является твердой и подлежит изменению, в том числе по правилам пункта 7.6 контракта путем изменения контракта дополнительным соглашением.
Апелляционный суд отменил решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.12.2014 и отказал в иске ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 9 Закона N 94-ФЗ в редакции, действовавшей в период размещения заказа, цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 статьи 9 данного Закона.
При заключении государственных контрактов на оказание коммунальных услуг (теплоснабжение, водоотведение и т.п.) цена контракта рассчитывается в зависимости от объема оказываемых услуг. Определить точный объем коммунальных услуг при заключении контракта не всегда удается, в связи с чем объем фактически оказываемых коммунальных услуг может изменяться при исполнении контракта как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. Соответственно, подлежит изменению цена государственного контракта, что недопустимо в рамках Закона N 94-ФЗ.
Государственный заказчик может регулировать в рамках исполнения государственного контракта объем фактически оказанных коммунальных услуг и, соответственно, цену государственного контракта.
Согласно части 12 статьи 9 Закона N 94-ФЗ, в контракт включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте. Подтверждением такой приемки, как по факту исполнения этапа контракта, так и после выполнения исполнителем всех обязательств по контракту, являются соответствующие акты. Таким образом, подтверждением выполнения работ, оказания услуг, в том числе досрочного, является подписание последнего предусмотренного контрактом акта выполненных работ (оказанных услуг). Обязательства сторон по контракту, в случае досрочного выбора объемов работ, услуг, предусмотренных государственным контрактом, прекращаются их исполнением.
При этом заказчик вправе заключить государственный контракт либо иной гражданско-правовой договор на выполнение дополнительного объема работ, оказание дополнительного объема услуг с учетом ограничений на закупку одноименных работ, услуг, установленных Законом N 94-ФЗ. Оплате со стороны заказчика подлежат фактически выполненные работы, фактически оказанные услуги. Указанная позиция отражена в пункте 44 письма Министерства финансов Российской Федерации Федерального казначейства от 02.07.2012 N 42-7.4-05/6.3-354 "О направлении обзорного письма Федерального казначейства по проблемным вопросам, возникающим в деятельности территориальных органов Федерального казначейства при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг".
Пунктом 7.6 государственного контракта от 23.08.2013 N ЯНС001МВ предусмотрено право изменения его условий при заключении сторонами дополнительного соглашения к настоящему контракту.
В нарушение условий контракта, Закона N 94-ФЗ, стороны не оформили соглашений на возмещение оператору стоимости дополнительно оказанной услуги, требование о взыскании 211 533 рублей 18 копеек задолженности, превышающей лимит бюджетного финансирования, без заключения дополнительного соглашения взысканию не подлежит.
Лишение права на оплату услуг, не включенных в контракт и выполненных без согласия заказчика, прямо предусмотрено законом (пункт 5 статьи 709 ГК РФ). Принимая во внимание специфику изменения цены в государственном контракте, говорить о возникновении на стороне заказчика неосновательного обогащения, если дополнительные услуги не приняты им по акту приемки, невозможно, поскольку получение заказчиком результатов услуг без оплаты прямо предусмотрено законом. В таких случаях презюмируется, что объем оказанных услуг не превышает объем работ, изначально согласованных в контракте.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы, государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы, от уплаты которой ответчик освобожден, взыскивается с истца непосредственно в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.12.2014 по делу N А56-58582/2014 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (адрес: Россия, 107174, Москва, ул. Новая Басманная, д. 2; Россия, 150003, г. Ярославль, ул. Волжская Набережная, д. 59; ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Несмиян |
Судьи |
Н.М. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-58582/2014
Истец: Открытое акционерно еобщество "Российские железные дороги", Открытое акционерно еобщество "Российские железные дороги" в лице Ярославской дирекции связи Центральной станции связи -филиала ОАО"РЖД"
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа"