г. Воронеж |
|
30 ноября 2009 г. |
Дело N А64-3328/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.11.2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 30.11.2010 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скрынникова В.А.,
судей: Осиповой М.Б.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Косякиной И.А.
при участии в судебном заседании:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тамбовской области: Назиной И.Н. - специалиста 1 разряда правового отдела, доверенность N 02/23/17 от 17.05.2010,
от ОАО "Котовский лакокрасочный завод": представители не явились, извещено надлежащим образом,
от ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Котовске Тамбовской области: представители не явились, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 03.08.2010 по делу N А64-3328/2010 (судья В.А. Игнатенко) по заявлению открытого акционерного общества "Котовский лакокрасочный завод" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N1 по Тамбовской области о признании недействительным решения N322 от 21.04.2010 об отказе в осуществлении зачета (возврата) и возложении обязанности по зачету излишне уплаченных платежей в размере 846526 руб.,
при участии третьего лица: Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котовске Тамбовской области,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Котовский лакокрасочный завод" (далее - ОАО "Котовский лакокрасочный завод", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тамбовской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 322 от 21.04.2010 об отказе в осуществлении зачета (возврата) и обязании зачесть излишне уплаченные платежи в размере 846526 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 03.08.2010 г. заявленные требования удовлетворены, решение Инспекции от 21.04.2010 г. N 322 об отказе в осуществлении зачета ошибочно уплаченных сумм страховых взносов в размере 846 526 руб. признано незаконным. Также суд обязал Инспекцию произвести зачет ошибочно уплаченных ОАО "Котовский лакокрасочный завод" страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 846 526 руб.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, налоговый орган обратился с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как принятое с нарушением норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Инспекция ссылается на то, что суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31.12.2009 включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". То есть, с 01.01.2010 г. зачет (возврат) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется органом контроля за уплатой страховых взносов - Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами.
Таким образом, по мнению Инспекции, с заявлением о зачете ошибочно уплаченных за 2009 г. страховых взносов Общество вправе обратиться в 2010 г. в территориальное отделение Пенсионного фонда РФ, в связи с чем, отказ в осуществлении такого зачета налоговым органом является правомерным.
В судебное заседание не явились представители ОАО "Котовский лакокрасочный завод" и Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котовске Тамбовской области, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. Указанное обстоятельство в силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу, в связи с чем дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся участников процесса.
Рассмотрение дела откладывалось.
В судебных заседаниях 12.10.2010 г. был объявлен перерыв до 19.10.2010 г., 16.11.2010 г. - до 23.11.2010 г.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя налогового органа, суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Тамбовской области от 03.08.2010 подлежит отмене исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ОАО "Котовский лакокрасочный завод" были перечислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2009 г. в размере 846526 руб., в том числе страховые взносы, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии по платежным поручениям: N 255 от 03.02.10 на сумму 374 600 руб., N 306 от 08.02.10 на сумму 52025 руб., N 346 от 10.02.10 на сумму 260 000 руб., а также страховые взносы, направляемые на выплату накопительной части трудовой пенсии по платежным поручениям: N 307 от 08.02.2010 на сумму 73 674 руб., N 254 от 03.02.2010 на сумму 86 227 руб.
При этом в указанных платежных поручениях заявителем была допущена ошибка при указании кода бюджетной классификации: в отношении страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии указан КБК 18210202010062000160 вместо КБК 1821020202010061000160, а в отношении страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии указан КБК 18210202020062000160 вместо КБК 18210202020061000160.
Исходя из 14 разряда указанного заявителем ошибочно кода бюджетной классификации, соответствующему типу платежа и обозначенному как "2", спорные платежи квалифицированы как уплата пени.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Общества в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Тамбовской области с письмом от 08.04.2010 г. исх.N 600/328/53 с просьбой о перенесении оплаты на соответствующие коды бюджетной классификации.
В ответ на указанное заявление Общества Инспекцией было вынесено решение N 322 от 21.04.2010 об отказе в осуществлении зачета (возврата) со ссылкой на то, что принятие соответствующего решения о зачете излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 01.01.2010 г. в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ относится к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов.
Полагая, что отказ налогового органа в осуществлении зачета суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2009 г. в размере 846526 руб. является незаконным, ОАО "Котовский лакокрасочный завод" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения Инспекции N 322 от 21.04.2010 г. и обязании налогового органа зачесть излишне уплаченные платежи в размере 846526 руб.
Исходя из заявленных ОАО "Котовский лакокрасочный завод" требований, с учетом положений ч. 4 ст. 200 АПК РФ, в предмет доказывания по настоящему делу входит оценка правомерности решения налогового органа об отказе осуществлении зачета (возврата), а также наличия у Инспекции соответствующих полномочий на принятие указанного ненормативного правового акта и нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемым решением налогового органа.
Как следует из оспариваемого решения Инспекции, отказ в осуществлении зачета ошибочно уплаченных заявителем платежей мотивирован налоговым органом ссылкой на положения Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009, исходя из которых принятие решений о зачете (возврате) излишне уплаченных страховых вносов на обязательное пенсионное страхование отнесено с 01.01.2010 г. к компетенции органов Пенсионного фонда РФ.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции, пришел к выводу о неприменении к рассматриваемым правоотношениям положений Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Поскольку на основании ч. 4 ст. 20 Федерального закона N 307-ФЗ от 30.11.2009 "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Фонд за расчетные периоды с 2002 г. по 2009 г. включительно, является Федеральная налоговая служба (первые три цифры КБК -182), и, кроме того, такие же данные в части кода главного администратора указаны заявителем в КБК (1-3 разряды КБК) при перечислении спорной суммы страховых взносов за 2009 год, Арбитражный суд Тамбовской области пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае полномочия на проведение зачета (возврата) излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложены на налоговые органы.
Суд апелляционной инстанции считает, что указанные выводы суда области основаны на неправильном применении к рассматриваемым правоотношениям норм материального права, в результате чего неправомерно положены в основу принятого судебного акта.
Разрешая спор о том, кто именно, с учетом внесенных в законодательство с 01.01.2010 изменений, должен производить зачет по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 г., излишне уплаченных в 2010 году, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
При оценке подлежащего применению в данном случае законодательства следует исходить из того, что обстоятельством, с которым связано возникновение правоотношений сторон по вопросу об осуществлении зачета излишне уплаченных сумм страховых взносов (пени), является факт уплаты в бюджет спорных платежей, которое имело место в феврале 2010 г. и обращение Общества с соответствующим заявлением от 08.04.2010 г.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов с 01.01.2010 регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
При этом ч. 3 ст.62 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ определено, что по правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, настоящий Федеральный закон применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления его в силу.
При этом статьей 60 указанного закона определен порядок взыскания недоимки (задолженности) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, образовавшихся на 31 декабря 2009 года (включительно).
Так, согласно п. 1 ст. 60 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 года включительно, и задолженность по соответствующим пеням и штрафам исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Тогда как суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31 декабря 2009 года включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 настоящего Федерального закона (п. 3 ст. 60 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Таким образом, исчисление и уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2009 г. должна осуществляться в порядке, действующем до вступления в силу Закона N 212-ФЗ.
Вместе с тем, право на зачет излишне уплаченных страховых взносов за 2009 г., возникает не ранее даты их фактической уплаты, то есть в 2010 году, в связи с чем к данным правоотношениям применяются положения действующего с 01.01.2010 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
То есть, вопрос о зачете излишне уплаченных сумм пеней (исходя из КБК в платежных поручениях) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 г. в счет страховых взносов на обязательное страхование за указанный период должен решаться в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Статьей 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ определен порядок осуществления зачета (возврата) сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов.
В соответствии с п. 2 указанной статьи зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
При этом в силу п. 24 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных пеней и штрафов.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ органом, осуществляющим контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Таким образом, действующее с 01.01.2010 г. законодательство возлагает обязанность по проведению зачета излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе по состоянию на 31 декабря 2009 года включительно, на органы Пенсионного фонда РФ.
При этом то обстоятельство, что на основании п. 4 ст. 2 Федерального закона от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда РФ в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Фонд за расчетные периоды с 2002 г. по 2009 г. включительно, является Федеральная налоговая служба, не может являться основанием для изменения установленной Федеральным законом N212-ФЗ компетенции Пенсионного фонда РФ как органа контроля за уплатой страховых взносов с 01.01.2010 г.
Правомерность указанного вывода также подтверждается разработанным в письме Федеральной налоговой службы N ЯК-17-8/58, Пенсионного фонда Российской Федерации N АД-30-24/8509@ от 11.08.2010 "О порядке возврата переплаты по взносам на пенсионное страхование" порядком осуществления возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, зачисленных в бюджет Пенсионного фонда за расчетные периоды с 2002 по 2009 год включительно, на коды бюджетной классификации Российской Федерации, главным администратором которых является Федеральная налоговая служба. Согласно данному порядку, несмотря на то, что главным администратором страховых взносов за расчетные периоды с 2002 по 2009 год включительно является ФНС России, рассмотрение соответствующего заявления плательщика страховых взносов и принятие решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов осуществляют органы Пенсионного фонда РФ.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что рассмотрение вопроса о зачете (возврате) сумм излишне уплаченных в 2010 г. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с положениями статьи 3, пункта 2 статьи 26 и пункта 3 статьи 60 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ не относится к компетенции налоговых органов, в связи с чем, отказ оспариваемым решением Инспекции в осуществлении зачета (возврата) является правомерным.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает, что отказ налогового органа в осуществлении зачета не привел в данном случае к нарушению прав заявителя ввиду следующего.
Как было указано выше, исчисление и уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2009 г. осуществляется в порядке, действующем до вступления в силу Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (применяемого к правоотношениям по уплате страховых взносов за 2009 г.) сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
То есть, сам по себе факт неправильного указания КБК в платежном поручении не может явиться основанием для признания неисполненной обязанности по уплате страховых взносов.
Кроме того, в п. 4 части 6 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ также установлено, что, в случае неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов кода бюджетной классификации, обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной лишь если такая ошибка повлекла за собой неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства.
Вместе с тем, из представленных УПФР в г.Котовске Тамбовской области суду апелляционной инстанции документов (ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ОАО КЛКЗ за 2009 год, Протокол к ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от 18.02.2010 г. N 001496, расшифровка платежей страховых взносов по ОАО КЛКЗ) усматривается, что спорные платежи поступили в бюджет Пенсионного фонда РФ, исходя из чего, правовые основания считать неисполненной обязанность плательщика по уплате страховых взносов в указанной сумме отсутствуют.
Таким образом, неосуществление спорного зачета не привело к тому, что соответствующие обязательства плательщика страховых взносов остались неисполненными, а, следовательно, к нарушению прав заявителя.
При этом подобная ошибка плательщика, допущенная при указании КБК, и не повлекшая за собой неперечисление данных платежей в бюджет Пенсионного фонда РФ и возникновение недоимки, может быть устранена с помощью механизма уточнения платежа за 2009 г. в порядке п.7 ст. 45 НК РФ, применяемого в данном случае на основании ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ.
Кроме того, принятие решения об уточнении платежа отнесено ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ к функциям администратора доходов бюджета.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом вышеприведенных доводов, правовые основания для обязания Инспекции зачесть излишне уплаченные страховые взносы в размере 846526 руб. также отсутствуют.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Тамбовской области от 03.08.2010 по делу N А64-3328/2010 следует отменить, отказав в удовлетворении требований заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Исходя из результатов рассмотрения спора, судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Поскольку при обращении с настоящей апелляционной жалобой Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тамбовской области государственная пошлина не уплачивалась исходя из того, что налоговые органы освобождены от ее уплаты на основании пп.1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 руб. в соответствии с ч. 3 ст. 110 АПК РФ подлежит взысканию с ОАО "Котовский лакокрасочный завод" в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 266, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тамбовской области удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 03.08.2010 по делу N А64-3328/2010 отменить.
В удовлетворении требования ОАО "Котовский лакокрасочный завод" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тамбовской области N 322 от 21.04.2010 об отказе в осуществлении зачета (возврата) и обязании налоговый орган зачесть излишне уплаченные платежи в размере 846526 руб. отказать.
Взыскать с ОАО "Котовский лакокрасочный завод", находящегося по адресу:393190 Тамбовская область, г. Котовск, ул. Железнодорожная, д.2, ИНН 6829001007, государственную пошлину в размере 1000 рублей в доход федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
В.А.Скрынников |
Судьи |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-3328/2010
Истец: ОАО "Котовский лакокрасочный завод"
Ответчик: МИФНС N1 по Тамбовской области
Третье лицо: ГУ УПФ РФ в г Котовске Тамбовской обл
Хронология рассмотрения дела:
30.11.2010 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6961/10