г. Владивосток |
|
31 марта 2015 г. |
Дело N А51-28002/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 26 марта 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 марта 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей О.Ю. Еремеевой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Дальний Восток" Федерального дорожного агентства",
апелляционное производство N 05АП-1976/2015
на решение от 21.01.2015
судьи Т.Е. Мангер
по делу N А51-28002/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению закрытого акционерного общества "Ольгерд" (ИНН 2540112023, ОГРН 1052504409870, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 14.05.2005)
к Федеральному казенному учреждению "Федеральное управление автомобильных дорог "Дальний Восток" федерального дорожного агентства" (ИНН 2721144517, ОГРН 1022701405726, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 28.10.2002)
о признании незаконным решения об отказе в выдаче на основании заявлений за N N 403/09/01, 403/09/02, 403/09/03, 403/09/04, 403/09/05, 403/09/06, 403/09/07 разрешений на перевозку крупногабаритных тяжеловесных грузов по маршруту г.Владивосток, ул.Успенского, 62а 749 км а/д М60км "Уссури"- а/д М60 "Уссури" (транспортная развязка на б. "Лазурная") - разворот на транспортной развязке на б. "Лазурная" - 751 км а/д М60 Уссури" -732 км а/д М60 "Уссури" -2-0 км съезда N 1 а/д "Подъезд к аэропорту г.Владивосток" 1-0 км а/д "Подъезд к аэропорту г.Владивосток" - 730 км а/д М60 "Уссури" - 708 км а/д М60 "Уссури" -16- 0 км а/д "обход п.Раздольной" - 691 км а/д М60 "Уссури" 675 км а/д М60 "Уссури" -0-10 км Обход г.Уссурийска -664 км а/д М60 "Уссури" -12 км а/д М60 "Уссури" - г.Хабаровск, ул. Краснореченская, 31 (площадка для выгрузки за пределами проезжей части) и обратно по маршруту до 731-749 км а/д М60 "Уссури" - г.Владивосток, ул.Успенского, 62а, на срок с 20.11.2014 по 19.02.2015, выраженного в письме от 22.09.2014 N И-14/09- 172 ФКУ "Дальуправтодор" филиал г.Владивосток,
при участии:
от ЗАО "Ольгерд": представитель Крупин А.А. по доверенности от 12.01.2015 N 22-01/15, сроком до 31.12.2015, паспорт; представитель Коваль С.В. по доверенности от 12.01.2015 N 21-01/15, сроком до 31.12.2015, паспорт;
от Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Дальний Восток" федерального дорожного агентства": в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Ольгерд" (далее по тексту - заявитель, общество, ЗАО "Ольгерд") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Федерального казенного учреждения Федеральное управление автомобильных дорог "Дальний Восток" (ФКУ Дальуправтодор) филиал г. Владивосток (далее по тексту - ФКУ "Дальуправтодор", учреждение) об отказе в выдаче на основании заявлений за N N 403/09/01, 403/09/02, 403/09/03, 403/09/04, 403/09/05, 403/09/06, 403/09/07 разрешений на перевозку крупногабаритных тяжеловесных грузов по маршруту г. Владивосток, ул. Успенского, 62а 749 км а/д М60км "Уссури" - а/д М60 "Уссури" (транспортная развязка на б. "Лазурная") - разворот на транспортной развязке на б. "Лазурная" - 751 км а/д М60 "Уссури" - 732 км а/д М60 "Уссури" -2-0 км съезда N 1 а/д "Подъезд к аэропорту г.Владивосток" 1-0 км а/д "Подъезд к аэропорту г. Владивосток" - 730 км а/д М60 "Уссури" - 708 км а/д М60 "Уссури" -16-0 км а/д "обход п. Раздольной" - 691 км а/д М60 "Уссури" 675 км а/д М60 "Уссури" -0-10 км Обход г.Уссурийска -664 км а/д М60 "Уссури" -12 км а/д М60 "Уссури" - г. Хабаровск, ул. Краснореченская, 31 (площадка для выгрузки за пределами проезжей части) и обратно по маршруту до 731-749 км а/д М60 "Уссури" - г. Владивосток, ул. Успенского, 62а, на срок с 20.11.2014 по 19.02.2015, изложенного в письме от 22.09.2014 N И-14/09-172 ФКУ "Дальуправтодор".
В судебном заседании 14.01.2015 представитель общества высказал устные уточнения в части способа восстановления нарушенного права, указав, что надлежащим способом восстановления нарушенного права с учетом обстоятельств дела, по мнению общества, является рассмотрение заявлений административным органом по существу в 10-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением арбитражного суда от 21.01.2015 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение учреждения, выраженное в письме "О выдаче специальных разрешений" от 22.09.2014 N И-14/09-172, признано незаконным. В качестве способа восстановления нарушенного права суд первой инстанции обязал ФКУ "Дальуправтодор" в течение пятнадцати дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть по существу заявления ЗАО "Ольгерд" о выдаче разрешений на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов за исх. от 15.09.2014 N N 403/09/01, 403/09/02, 403/09/03, 403/09/04, 403/09/05, 403/09/06, 403/09/07 в порядке, установленном Приказом Минтранса России от 24.07.2012 N 258 "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов" (далее по тексту - Порядок N 258). Также с учреждения в пользу общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 2.000 рублей.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ФКУ "Дальуправтодор" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы учреждение сослалось на то, что в связи с жесткими нормативами по контролю за инженерными сооружениями и их несущей способности, выдача специального разрешения за длительный срок обращения до непосредственного начала перевозки не возможна, поскольку не позволит обеспечить безопасность дорожного движения в связи с ежедневно меняющейся дорожной обстановкой состояния дорожных сооружений.
Кроме того, отмечает, что после осмотров мостовых сооружений могут вводиться ограничения по их грузоподъемности, а на разрешении проставляются особые отметки по движению на таком дорожном сооружении. На разрешении, выданном на длительный срок, отсутствуют особые отметки, в связи с чем перевозчик не обладает информацией о том, что движение по дорожному сооружению представляет реальную опасность для жизни и здоровья участников движения.
ФКУ "Дальуправтодор", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, письменно ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя. Заявленное ходатайство коллегией рассмотрено и удовлетворено.
В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителя ФКУ "Дальуправтодор" по имеющимся в материалах дела документам.
Представитель общества в судебном заседании, по доводам апелляционной жалобы возразил. Решение суда просил оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее:
15.09.2014 ЗАО "Ольгерд" обратилось к Федеральному казенному учреждению федеральное управление автомобильных дорог "Дальний Восток" филиал г. Владивосток с заявлениями о получении специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов N N 403/09/01, 403/09/02, 403/09/03, 403/09/04, 403/09/05, 403/09/06, 403/09/07.
В соответствии с указанными заявлениями общество просило выдать разрешения для перевозки крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза по маршруту: г. Владивосток, ул. Успенского, 62а 749 км а/д М60км "Уссури" - а/д М60 "Уссури" (транспортная развязка на б. "Лазурная") - разворот на транспортной развязке на б. "Лазурная" - 751 км а/д М60 Уссури"-732 км а/д М60 "Уссури" -2-0 км съезда N 1 а/д "Подъезд к аэропорту г. Владивосток" 1-0 км а/д "Подъезд к аэропорту г. Владивосток" - 730 км а/д М60 "Уссури" - 708 км а/д М60 "Уссури" -16-0 км а/д "обход п. Раздольной" - 691 км а/д М60 "Уссури" 675 км а/д М60 "Уссури" -0-10 км Обход г. Уссурийска - 664 км а/д М60 "Уссури" - 12 км а/д М60 "Уссури" - г. Хабаровск, ул. Краснореченская, 31 (площадка для выгрузки за пределами проезжей части) и обратно по маршруту до 731-749 км а/д М60 "Уссури" - г. Владивосток, ул. Успенского, 62а, на срок с 20.11.2014 по 19.02.2015.
Рассмотрев представленные заявления, письмом от 22.09.2014 N И-14/09-172 учреждение отказало обществу в выдаче специальных разрешений, указав, что в связи с проведением реконструкции участков автомобильной дороги A370 (М60) "Уссури", постоянным изменением особых условий движения транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов, климатических особенностей региона, состояния дорожного полотна, искусственных сооружений и инженерных коммуникаций, подача заявлений на оформление специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов, производится не ранее чем за 1 (один) месяц до начала планируемых перевозок.
Не согласившись с решением учреждения, посчитав его отказом в выдаче разрешений на перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции руководствовался тем, что решение учреждения является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, заслушав в судебном заседании представителя ЗАО "Ольгерд", проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям:
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее по тексту - Закон N 259-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 указанного Закона N 259-ФЗ он определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 257-ФЗ).
Пунктом 13 статьи 11 Закона N 257-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в том числе, относятся: установление порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, габариты которых с грузом или без него превышают нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
В силу части 1 статьи 31 Закона N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи.
Частью 3 указанной статьи установлено, что выдача специального разрешения, указанного в части 1 настоящей статьи, осуществляется, в том числе: федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в отношении движения по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации, а также органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог, по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), при условии, что маршрут такого транспортного средства проходит в границах такого субъекта Российской Федерации и указанные маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог.
Порядок выдачи специального разрешения, указанного в части 1 настоящей статьи, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 31 Закона N 257-ФЗ).
Во исполнение указанного положения Закона N 257-ФЗ утвержден Порядок N 258.
Согласно пункту 6 названного Порядка заявление на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, согласно образцу приложения N 2 к Порядку подается владельцем транспортного средства или его представителем в уполномоченные органы.
Пунктом 8 Порядка N 258 установлено, что в заявлении указывается: наименование уполномоченного органа; наименование и организационно-правовая форма - для юридических лиц; фамилия, имя, отчество с указанием статуса индивидуального предпринимателя - для индивидуальных предпринимателей; идентификационный номер налогоплательщика и основной государственный регистрационный номер для российских юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; адрес (местонахождение) юридического лица; фамилия, имя, отчество руководителя; телефон; фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для физических лиц и индивидуальных предпринимателей; банковские реквизиты (наименование банка, расчетный счет, корреспондентский счет, банковский индивидуальный код (далее - р/с, к/с, БИК)).
В заявлении также указываются: исходящий номер и дата заявления, наименование, адрес и телефон владельца транспортного средства, маршрут движения (пункт отправления - пункт назначения с указанием их адресов в населенных пунктах, если маршрут проходит по улично-дорожной сети населенных пунктов), вид перевозки (международная, межрегиональная, местная), срок перевозки, количество поездок, характеристику груза (наименование, габариты, масса, делимость), сведения о транспортном средстве (автопоезде) (марка и модель транспортного средства (тягача, прицепа (полуприцепа)), государственный регистрационный знак транспортного средства (тягача, прицепа (полуприцепа)), параметры транспортного средства (автопоезда) (масса транспортного средства (автопоезда) без груза/с грузом, масса тягача, прицепа (полуприцепа)), расстояние между осями, нагрузки на оси, габариты транспортного средства (автопоезда) (длина, ширина, высота), минимальный радиус поворота с грузом, необходимость автомобиля сопровождения (прикрытия), предполагаемая максимальная скорость движения транспортного средства (автопоезда).
Согласно пункту 9 Порядка N 258 к заявлению прилагаются:
1) копия документов транспортного средства (паспорт транспортного средства или свидетельство о регистрации транспортного средства), с использованием которого планируется перевозка тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
2) схема транспортного средства (автопоезда), с использованием которого планируется перевозка тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, с изображением размещения такого груза согласно приложению N 3 к настоящему Порядку. На схеме транспортного средства изображается транспортное средство, планируемое к участию в перевозке, количество осей и колес на нем, взаимное расположение осей и колес, распределение нагрузки по осям и в случае неравномерного распределения нагрузки по длине оси - распределение на отдельные колеса;
3) сведения о технических требованиях к перевозке заявленного груза в транспортном положении.
В соответствии с пунктом 12 Порядка N 258 уполномоченный орган (подведомственное учреждение (организация)) отказывает в регистрации заявления в случае если:
1) заявление подписано лицом, не имеющим полномочий на подписание данного заявления;
2) заявление не содержит сведений, установленных пунктом 8 настоящего Порядка;
3) к заявлению не приложены документы, соответствующие требованиям пунктов 9, 10 настоящего Порядка.
Из пункта 17 указанного Порядка следует, что уполномоченный орган в течение четырех рабочих дней со дня регистрации заявления устанавливает путь следования по заявленному маршруту; определяет владельцев автомобильных дорог по пути следования заявленного маршрута; направляет в адрес владельцев автомобильных дорог, по дорогам которых проходит данный маршрут, часть маршрута, заявку на согласование маршрута транспортного средства.
Пунктом 18 Порядка также определено, что заявка, указанная в подпункте 3 пункта 17 настоящего Порядка, регистрируется владельцем автомобильной дороги в течение одного рабочего дня с даты ее поступления, в том числе в ведомственных информационных системах или единой системе межведомственного электронного взаимодействия при использовании таких систем.
Согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, проводится владельцами автомобильных дорог в течение четырех рабочих дней с даты поступления от уполномоченного органа заявки, указанной в подпункте 3 пункта 17 настоящего Порядка.
В случае если будет установлено, что по маршруту, предложенному заявителем, для осуществления перевозки тяжеловесного и (или) крупногабаритного груза требуется составление специального проекта, проведение обследования автомобильных дорог, их укрепление или принятие специальных мер по обустройству автомобильных дорог, их участков, а также пересекающих автомобильную дорогу сооружений и инженерных коммуникаций уполномоченный орган информирует об этом заявителя и дальнейшее согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, осуществляется в соответствии с главой V настоящего Порядка (пункт 19).
В случае, если требуется оценка технического состояния автомобильных дорог, в том числе в случае, когда масса транспортного средства (автопоезда) с грузом или без превышает фактическую грузоподъемность искусственных дорожных сооружений, расположенных по маршруту транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесного груза, владельцы автомобильных дорог в течение двух рабочих дней с даты регистрации ими заявки, полученной от уполномоченного органа, направляют в уполномоченный орган информацию о необходимости проведения оценки технического состояния автомобильных дорог или их участков и предполагаемых расходах на осуществление указанной оценки (пункт 26 Порядка).
В соответствии с требованием пункта 60 Приказа Минтранса России от 28.03.2013 N 107 "Об утверждении Административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации или в международном сообщении" (Зарегистрировано в Минюсте России 04.06.2013 N 28654 (далее по тексту - Административный регламент N 107) основанием для начала административной процедуры является регистрация заявления в журнале регистрации заявлений должностным лицом, ответственным за прием заявлений, и направления заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, на рассмотрение должностному лицу, ответственному за предоставление государственной услуги.
Подпунктами 1, 2 пункта 58 Административного регламента N 107 предусмотрено, что должностное лицо, ответственное за прием заявлений, в течение одного рабочего дня принимает одно из следующих решений: возвращает заявление и уведомляет заявителя о принятом решении; принимает заявление к регистрации и уведомляет заявителя о принятом решении.
Из материалов дела усматривается, что заявления общества о получении специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов N N 403/09/01, 403/09/02, 403/09/03, 403/09/04, 403/09/05, 403/09/06, 403/09/07 поступили в учреждение, которое приняло их к рассмотрению.
Пунктом 61 Административного регламента N 107 установлено, что должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, при рассмотрении представленных заявителем документов в течение четырех рабочих дней со дня регистрации заявления проверяет:
1) наличие полномочий на выдачу специального разрешения по заявленному маршруту;
2) соответствие сведений, указанных в заявлении и документах, необходимых для предоставления государственной услуги, на соответствие техническим характеристикам транспортного средства и груза, а также технической возможности осуществления заявленной перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
3) наличие допуска российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок (в случае международных перевозок) и информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица (для российских перевозчиков) с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия;
4) соблюдение требований к перевозке делимого груза.
Согласно пункту 13 Административного регламента N 107 результатом предоставления государственной услуги является: выдача специального разрешения; отказ в выдаче специального разрешения.
Пунктом 40 Порядка N 258 установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в выдаче специального разрешения в случае, если:
1) не вправе согласно настоящему Порядку выдавать специальные разрешения по заявленному маршруту;
2) сведения, предоставленные в заявлении и документах, не соответствуют техническим характеристикам транспортного средства и груза, а также технической возможности осуществления заявленной перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
3) установленные требования о перевозке делимого груза не соблюдены;
4) при согласовании маршрута установлена невозможность осуществления перевозки по заявленному маршруту транспортным средством с заявленными техническими характеристиками в связи с техническим состоянием автомобильной дороги, искусственного сооружения или инженерных коммуникаций, а также по требованиям безопасности дорожного движения;
5) отсутствует согласие заявителя на: проведение оценки технического состояния автомобильной дороги согласно пункту 26 настоящего Порядка; принятие специальных мер по обустройству пересекающих автомобильную дорогу сооружений и инженерных коммуникаций, определенных согласно проведенной оценке технического состояния автомобильной дороги и в установленных законодательством случаях; укрепление автомобильных дорог или принятие специальных мер по обустройству автомобильных дорог или их участков, определенных согласно проведенной оценке технического состояния автомобильной дороги и в установленных законодательством случаях;
6) заявитель не произвел оплату оценки технического состояния автомобильных дорог, их укрепления в случае, если такие работы были проведены по согласованию с заявителем;
7) заявитель не произвел оплату принятия специальных мер по обустройству автомобильных дорог, их участков, а также пересекающих автомобильную дорогу сооружений и инженерных коммуникаций, если такие работы были проведены по согласованию с заявителем;
8) заявитель не внес плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов;
9) заявитель не произвел оплату государственной пошлины за выдачу специального разрешения (кроме международных автомобильных перевозок тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов)
10) отсутствие оригинала заявления и схемы автопоезда на момент выдачи специального разрешения, заверенных регистрационных документов транспортного средства, если заявление и документы направлялись в уполномоченный орган с использованием факсимильной связи.
Аналогичный перечень исчерпывающих оснований для отказа в предоставлении государственной услуги приведен в пункте 25 Административного регламента N 107
Уполномоченный орган, принявший решение об отказе в выдаче специального разрешения, информирует заявителя о принятом решении, указав основания принятия данного решения.
В соответствии с пунктом 41 Порядка N 258 специальное разрешение в случае, если требуется согласование только владельцев автомобильных дорог, и при наличии соответствующих согласований выдается в срок, не превышающий 11 рабочих дней с даты регистрации заявления, в случае необходимости согласования маршрута транспортного средства с Госавтоинспекцией - в течение 15 рабочих дней с даты регистрации заявления.
В случае, если для осуществления перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов требуется оценка технического состояния автомобильных дорог, их укрепление или принятие специальных мер по обустройству автомобильных дорог, их участков, а также пересекающих автомобильную дорогу сооружений и инженерных коммуникаций, срок выдачи специального разрешения увеличивается на срок проведения указанных мероприятий.
Из текста письма от 22.09.2014 N И-14/09-172 следует, что ФКУ "Дальуправтодор" принято решение об отказе в выдаче специальных разрешений по заявлениям N N 403/09/01, 403/09/02, 403/09/03, 403/09/04, 403/09/05, 403/09/06, 403/09/07, поскольку общество обратилось с заявлениями на получение специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов, ранее чем за 1 (один) месяц до начала планируемых перевозок.
В пункте 40 Порядка и пункте 25 Административном регламенте N 107 приведен исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в выдаче специального разрешения.
В указанном пункте Порядка, как и в Административном регламенте N 107 отсутствует такое основание для принятия решения об отказе в выдаче специального разрешения как подача заявлений, ранее чем за 1 (один) месяц до начала планируемых перевозок.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" при получении государственных услуг заявители имеют право на получение государственной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной услуги.
Представленное учреждением в материалы дела письмо от 24.10.2014 N 13-28/23449 (л.д. 64-65), содержит пояснения и рекомендации и не является нормативным актом, устанавливающим сроки обращения с заявлениями на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
Учитывая вышеизложенное, проанализировав представленные учреждением в обоснование своей позиции пояснения и документы, в том числе государственный контракт N 6-13/ИССО от 18.12.2012, выкопировки из Методических рекомендаций по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах, утвержденных распоряжением N 7-р от 30.08.1999, СНиП 3.06.07-86 "Мосты и трубы. Правила обследований", учитывая, что проверка по заявлениям общества, зарегистрированным ФКУ "Дальуправтодор" 16.09.2014, в порядке предусмотренном пунктом 19 Порядка N 258 не проводилась, доказательств объективно свидетельствующих о нахождении на конкретном маршруте объектов, которые в обязательном порядке, закрепленном нормативно, требуют мониторинга, учреждением в материалы дела не представлено, судебная коллегия находит правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии у ФКУ "Дальуправтодор" оснований для принятия решений об отказе в выдаче специальных разрешений.
Доводы подателя жалобы о том, что выдача специального разрешения за длительный срок обращения до непосредственного начала перевозки не возможна, поскольку не позволит обеспечить безопасность дорожного движения в связи с ежедневно меняющейся дорожной обстановкой состояния дорожных сооружений, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются на основании того, что указанное учреждением обстоятельство не свидетельствует о законности оспариваемого отказа ФКУ "Дальуправтодор".
Ссылки учреждения на то, что на разрешении, выданном на длительный срок, отсутствуют особые отметки, в связи с чем перевозчик не обладает информацией о том, что движение по дорожному сооружению представляет реальную опасность для жизни и здоровья участников движения, коллегией отклоняются как не имеющие правового значения для разрешения спора о законности оспариваемого решения учреждения.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое решение учреждения не соответствует Закону N 257-ФЗ, Порядку N 258, Административному регламенту N 107 и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться указание на признание оспариваемого решения незаконным и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Оценивая избранный судом первой инстанции способ защиты нарушенного права общества, коллегия полагает, что возложение обязанности по оказанию государственной услуги является надлежащим способом восстановления права, нарушенного отказом в оказании такой услуги и соответствует допущенному нарушению.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Разрешая вопрос о судебных расходах, подлежащих распределению по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, судебная коллегия установила, что при подаче апелляционной жалобы учреждением уплачена государственная пошлина в сумме 3.000 рублей по платежному поручению N 435261 от 18.02.2015, которая подлежит возврату из федерального бюджета, поскольку в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенных в пункте 32 постановления от 11.07.2014 N46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", государственные учреждения, выполняющие отдельные функции государственного органа, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 21.01.2015 по делу N А51-28002/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Федеральному казенному учреждению "Федеральное управление автомобильных дорог "Дальний Восток" федерального дорожного агентства" (ИНН 2721144517, ОГРН 1022701405726, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 28.10.2002) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3.000 (трёх тысяч) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платёжному поручению N 435261 от 18.02.2015.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Гуцалюк |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-28002/2014
Истец: ЗАО "Ольгерд"
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Дальний Восток" Федерального дорожного агентства"