г. Вологда |
|
31 марта 2015 г. |
Дело N А66-10997/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 31 марта 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 14 января 2015 года по делу N А66-10997/2014 (судья Голубева Л.Ю.),
установил:
открытое акционерное общество "Газпром газораспределение Тверь" (ОГРН 1026900564129; ИНН 6900000364; место нахождения: 170026, город Тверь, улица Фурманова, дом 12/4; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Московского районного отдела судебных приставов города Твери Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области Шестаковой Юлии Владимировны (место нахождения: 170033, город Тверь, проспект Волоколамский, дом 31а; далее - судебный пристав) об отказе в возбуждении исполнительного производства по исполнительному листу от 01.12.2011 серии АС N 004517174, выданному Арбитражным судом Тверской области по делу N А66-6266/2011, при участии в деле в качестве заинтересованных лиц, муниципального унитарного предприятия "Калининский" муниципального образования Тверской области "Калининский район" (далее - МУП "Калининский", предприятие), администрации муниципального образования Тверской области "Калининский район" (далее - администрация), Управления Федеральной службы судебных приставов Тверской области (далее - управление), Московского районного отдела судебных приставов г. Твери Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области (далее - отдел).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 14 января 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на нарушение судом норм материального права. Ходатайством от 20.03.2015 просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, в ней изложенными, не согласилось, решение суда считает законным и обоснованным.
Судебный пристав в отзыве на апелляционную жалобу доводы, в ней изложенные, поддержал, просит рассмотреть апелляционную жалобу без своего участия.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Тверской области от 25 октября 2011 года по делу N А66-6266/2011 взыскано с предприятия, а при недостаточности денежных средств у предприятия взыскано в субсидиарном порядке с администрации в пользу открытого акционерного общества "Тверьоблгаз", правопреемником которого является заявитель, 192 147 руб. 02 коп. задолженности по договору цессии от 13.10.2010 N ТОГ-Уп-Д-553, а также 6 764 руб. 41 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
На основании указанного решения суда, вступившего в законную силу, Арбитражным судом Тверской области 01.12.2011 выдан исполнительный лист серии АС N 004517174.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 11 декабря 2013 года по делу А66-5973/2013 предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Общество, установив, что МУП "Калининский" не имеет денежных средств, предъявило в отдел указанный исполнительный лист для взыскания задолженности в порядке субсидиарной ответственности.
Судебный пристав вынес постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства от 17.06.2014, указав, что исполнительный документ в соответствии со статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Тверской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (далее - Закон N 229-ФЗ) судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено названным Законом.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 31 Закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных названным Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.5 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 данного Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Пунктом 12 статьи 242.5 БК РФ установлено, что в случае, если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Законом об исполнительном производстве.
Статьей 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" также предусмотрено, что в случае, если счета бюджетному учреждению - должнику в соответствии с положениями части 1 настоящей статьи открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Законом N 229-ФЗ (пункт 12 части 20 названного Закона).
В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что положения статьи 242.2 БК РФ подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.
Пунктом 6 статьи 242.2 БК РФ установлен трехмесячный срок исполнения исполнительных документов, предусматривающих взыскание денежных средств за счет казны всех уровней.
Таким образом, исполнительный лист о взыскании денежных средств с публично-правового образования может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю лишь в случае, если исполнение решения суда не было произведено за счет средств бюджета в течение указанного трехмесячного срока.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в указанном порядке вышеназванный исполнительный лист исполнен не был.
Ссылки подателя жалобы о нахождении МУП "Калининский" в процедуре банкротства не свидетельствуют о невозможности предъявления спорного требования в порядке субсидиарной ответственности.
При этом отсутствие средств, необходимых для погашения задолженности основным должником, подтверждено письмом конкурсного управляющего МУП "Калининский" от 19.08.2014 и подателем жалобы не опровергнуто (т. 1, л. 63).
Как следует из материалов дела у администрации, кроме бюджетных счетов, в спорный период имелись расчетные счета в отделении Тверь Центрального банка Российской Федерации, что подтверждается письмом Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Тверской области от 15.12.2014 N 07-03/14775 (т. 2, л. 5).
В материалы дела представлены достаточные доказательства, свидетельствующие о том, что общество принимало меры для взыскания задолженности по исполнительному листу за счет бюджетных средств. Так, в материалы дела представлено письмо от 08.07.2013, которое вручено 10.07.2013 финансовому управлению администрации (т. 1, л. 97-98), письмо администрации от 10.10.2013 N 02-09/3443 (т. 1, л. 99), письмо финансового управления администрации от 10.10.2013 N 124-13 (т. 1, л. 100), письмо Управления Федерального казначейства по Тверской области от 17.01.2012 N 36-15-08/114 (т. 1, л. 101-102). Указанные документы свидетельствуют о том, что в течение трех месяцев со дня поступления финансовому органу исполнительного листа на исполнение задолженность за счет бюджетных средств погашена не была.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают указанные выводы суда.
Вышеизложенные обстоятельства в совокупности свидетельствуют отсутствии у судебного пристава оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства и вынесения оспариваемого постановления
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы управления не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 14 января 2015 года по делу N А66-10997/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-10997/2014
Истец: ОАО "Газпром газораспределение Тверь"
Ответчик: Судебный пристав-исполнитель Московского районного отдела судебных приставов г. Твери Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области Шестакова Юлия Владимировна
Третье лицо: Администрация Муниципального образования "Калининский район", Администрация муниципального образования Тверской области "Калининский район", Межрайонная ИФНС России N9 по Тверской области, Московский районный отдел судебных приставов г. Твери УФССП по Тверской области, МУП "Калининский", муниципального образования Тверской области "Калининский район", Управление Федеральной службы судебных приставов по Тверской области