город Омск |
|
01 апреля 2015 г. |
Дело N А75-9733/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тетериной Н.В.,
судей Семёновой Т.П., Шаровой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ауталиповой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-650/2015, 08АП-1464/2015) общества с ограниченной ответственностью "ТРАФФИК" и Администрации города Сургута на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03 декабря 2014 года по делу N А75-9733/2014 (судья Ю.П. Щепелин), принятое по иску администрации города Сургута (ОГРН: 1028600603525, место нахождения: 628408, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Энгельса, дом 8) к обществу с ограниченной ответственностью "ТРАФФИК" (ОГРН: 1028600619508, место нахождения: 628404, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Григория Кукуевицкого, дом 10, квартира 140) о понуждении к заключению дополнительного соглашения,
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца: муниципального казенного учреждения "ДИРЕКЦИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА" (ОГРН: 1028600581855, место нахождения: 628402, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Федорова, дом 5/3),
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ТРАФФИК" - представитель Левченко И.А. по доверенности от 31.03.2014 сроком действия один год; представитель Плеханов Н.В. на основании решения единственного учредителя ООО "ТРафик" от 30.12.2013; (до перерыва);
от администрации города Сургута - представитель Алексеев Д.И. по доверенности N 32 от 12.03.2013 сроком действия три года; (до перерыва);
установил:
Администрация города Сургута (далее - истец, податель жалобы) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ТРАФФИК" (далее - ООО "ТРАФФИК", ответчик, податель жалобы) о понуждении к заключению дополнительного соглашения от 18.06.2014 N 2 к соглашению от 25.12.2014 N 204 о предоставлении субсидий из местного бюджета на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по городским пассажирским перевозкам. В качестве основания для удовлетворения требований истец ссылался на необоснованный отказ ответчика от заключения дополнительного соглашения.
Определением суда от 22.09.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца, привлечено муниципальное казенное учреждение "Дирекция дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса".
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03 декабря 2014 года по делу N А75-9733/2014 исковые требования Администрации города Сургута оставлены без удовлетворения.
Возражая против принятого судом первой инстанции решения от 03.12.2014, ООО "ТРАФФИК" и Администрация города Сургута обратились в суд апелляционной инстанции с жалобами.
Администрация города Сургута в своей апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы, ссылаясь на положения статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) указывает, что обязательства истца и ответчика по договору N 143 от 21.10.2013 прекращены с 01.06.2014, основания для предоставления услуг отсутствуют, следовательно, необходимо внесение изменений в соглашение N 204 от 25.12.2014 о предоставлении субсидий, в части уменьшения суммы субсидий, запланированных на 2014 год, на сумму субсидий начиная с 01.06.2014 - с момента расторжения договора перевозки и прекращением обязательств.
ООО "ТРАФФИК" в своей апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции изменить, исключив из мотивировочной части судебного акта вывод суда о расторжении истцом договора в одностороннем порядке.
Податель жалобы, ссылаясь на положения статьи 450 ГК РФ, указывает, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о причинении последнему ущерба либо неполучения того, на что рассчитывал истец при заключении договора. Ответчик считает, что поскольку порядок расторжения договора не соблюден, основания для расторжения отсутствуют, договор считается действующим, более того, исполняется ответчиком по настоящее время; оснований для уменьшения размера субсидий, а, следовательно, и для подписания дополнительного соглашения от 18.06.2014 N 2 к соглашению от 25.12.2013 N 204, не усматривается.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "ТРАФФИК" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просил его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Администрации города Сургута поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просил его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Муниципальное казённое учреждение "Дирекция дорожно-транспортного и жилищного комплекса", надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счёл возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса.
В судебном заседании был объявлен перерыв с 23.03.2015 до 25.03.2015.
Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Восьмого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, а также на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации (картотека арбитражных дел).
После перерыва рассмотрение апелляционных жалоб завершено в отсутствие сторон.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, заслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 21 октября 2013 года между истцом (администрация), третьим лицом (дирекция) и ответчиком (перевозчик) заключен договор N 143 на право осуществления маршрутных пассажирских автоперевозок транспортом общего пользования на территории города лот N 4 (маршрут N 4) (далее - договор) (т. 1, л.д. 42 - 47).
Как следует из пункта 1.1. договора, перевозчик принял на себя обязательства по перевозке пассажиров общественным транспортом на территории города в соответствии с производственной программой (приложение N 1).
В приложении N 1 к договору (т. 1, л.д. 48) стороны согласовали производственную программу лот N 4 по городским автобусным маршрутам на 2014 год.
Договор вступает в силу с 01 января 2014 года и действует по 31 декабря 2016 года (пункт 7.1. договора).
Постановлением Администрации города Сургута от 06.02.2004 N 38 (редакция от 31.03.2014) утверждено "Положение об организации маршрутных пассажирских автоперевозок транспортом общего пользования на территории муниципального образования городской округ город Сургут".
В Положении даны определения следующих понятий:
- маршрут регулярных перевозок - маршрут, предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке;
- маршрутный перевозчик - юридическое лицо, принявшее на себя по договору перевозки пассажира, обязанность перевезти пассажира и доставить багаж в пункт назначения;
- муниципальная маршрутная сеть - сеть регулярных автобусных маршрутов на территории муниципального образования;
- организатор перевозок - департамент городского хозяйства либо уполномоченное им юридическое лицо, осуществляющее организацию, контроль и регулирование перевозок пассажиров;
- пассажирский маршрутный автомобильный транспорт общего пользования - автобусы, которые осуществляют перевозки пассажиров и багажа по регулярным маршрутам, проходящим по территории муниципального образования;
- пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования - перевозка пассажиров по обращению любого гражданина, осуществляемая перевозчиком на основании публичного договора;
- расписание - график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта.
Положением об организации маршрутных пассажирских автоперевозок транспортом общего пользования на территории муниципального образования городской округ город Сургут предусмотрено, что право на организацию транспортного обслуживания населения на маршрутной сети муниципального образования имеет департамент городского хозяйства Администрации города в соответствии с действующим законодательством.
Допуск маршрутного перевозчика на муниципальную маршрутную сеть и порядок его работы определяются договором на право осуществления маршрутных пассажирских автоперевозок транспортом общего пользования на территории города, заключаемым между организатором перевозок и маршрутным перевозчиком по результатам конкурса.
В соответствии с пунктами 2.5., 2.6., 2.7. Положения об организации маршрутных пассажирских автоперевозок транспортом общего пользования на территории муниципального образования городской округ город Сургут сеть муниципальных маршрутов с указанием количества транспортных средств соответствующей пассажировместимости, времени работы и графика их движения ежегодно утверждается организатором перевозок. Объем транспортных услуг не может устанавливаться ниже гарантированного уровня, определенного на основе нормативов социальных и финансовых стандартов транспортного обслуживания. На маршрутах, подтвержденных финансовыми ресурсами, департамент гарантирует населению применение установленных тарифов и предоставление льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Федерации и органов местного самоуправления. Запрещается оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа на регулярных маршрутах, не внесенных в утвержденный организатором перевозок Реестр регулярных городских автобусных маршрутов городского округа город Сургут. Маршрутные перевозчики, допущенные к работе на муниципальной маршрутной сети, осуществляют перевозку пассажиров в полном соответствии с требованиями нормативных правовых документов и несут полную ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
25 декабря 2013 года истцом (департамент), третьим лицом (дирекция) и ответчиком (получатель субсидии) заключено соглашение N 204 (т. 1, л.д. 58 - 62) о предоставлении субсидии из местного бюджета на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по городским пассажирским перевозкам к договорам NN 143, 144, 145 от 21.10.2013 на право осуществления маршрутных пассажирских автоперевозок транспортом общего пользования на территории города (далее - соглашение).
Пунктами 1.1., 1.2., 1.3. соглашения установлено, что дирекция предоставляет субсидию получателю субсидии на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по городским пассажирским перевозкам, а получатель субсидии обязуется использовать ее по целевому назначению, определенному соглашением. Субсидия предоставляется в соответствии с заключенными договорами N N 143, 144, 145 от 21.10.2013 на право осуществления маршрутных пассажирских автоперевозок транспортом общего пользования на территории города. Возмещение затрат производится за период оказания услуг по городским пассажирским перевозкам с 01.01.2014 по 31.12.2014.
Размер субсидии по соглашению составляет 2 761 538 руб. (январь 2014 года). Указанная сумма налогом на добавленную стоимость не облагается в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации. Перечисление субсидии дирекцией на расчетный счет получателя субсидии производится за январь 2014 года в порядке предоплаты в размере 39 % от суммы соглашения, что составляет 1 076 999 руб. 82 коп., при наличии средств в бюджете; оставшаяся часть субсидии по факту оказания услуг по городским пассажирским перевозкам в течение 20 дней после подписания дирекцией акта на предоставление субсидии. Субсидия по соглашению предоставляется в соответствии с бюджетной росписью в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных решением Думы города о бюджете городского округа город Сургут на соответствующий финансовый год (пункты 2.1., 2.2., 2.3. соглашения).
Соглашение вступает в силу с момента заключения, и действует по 31.12.2014, а в части расчетов - до полного исполнения сторонами своих обязательств (пункт 6.1. соглашения).
Постановлением администрации города Сургута от 19.02.2014 N 1126 (редакция от 23.09.2014) утвержден "Порядок предоставления субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с оказанием услуг по городским пассажирским перевозкам".
Основные понятия, используемые в Порядке:
- городской автобусный маршрут - автобусный маршрут, проходящий в пределах черты города;
- департамент - департамент городского хозяйства - структурное подразделение администрации города, утверждающее маршрутную сеть транспорта общего пользования на территории города Сургута, осуществляющее контроль за правильностью расчета общего годового размера субсидии и размера субсидии между получателями субсидии в пределах доведенных бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год, подготовку проекта распоряжения администрации города об утверждении перечня получателей субсидии и объемов предоставляемой субсидии, координацию работы в предоставлении субсидии и контроль по соблюдению настоящего порядка;
- дирекция - муниципальное казенное учреждение "Дирекция дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса" - уполномоченный орган, осуществляющий функции по предоставлению субсидии: расчет годового размера субсидии по субсидируемым маршрутам на соответствующий финансовый год, представление сведений о перечне получателей субсидии в департамент городского хозяйства администрации города, своевременное заключение соглашений с получателями субсидий о предоставлении субсидии, проверку объемов и качества оказываемых услуг, расчет размера субсидии по пассажирским перевозкам по получателям субсидии, перечисление средств получателям субсидии;
- получатели субсидии - юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные предприниматели, физические лица, получившие право в соответствии с заключенным договором по результатам конкурса на право осуществления маршрутных пассажирских автоперевозок транспортом общего пользования на территории города Сургута оказывать услуги по городским пассажирским перевозкам на городских автобусных маршрутах, в том числе на сезонных (временных) и специальных маршрутах, транспортом общего пользования на территории города;
- субсидия - бюджетные ассигнования, предоставляемые получателю субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе для финансового обеспечения (возмещения) затрат, понесенных в связи с оказанием услуг по городским пассажирским перевозкам, в том числе на сезонных (временных) и специальных маршрутах, и предоставлением бесплатного проезда гражданам старшего поколения на сезонных автобусных маршрутах в соответствии с бюджетной росписью в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных на соответствующий финансовый год.
В Порядке оговорены цели и условия предоставления субсидии.
Целью предоставления субсидии является возмещение в установленном порядке получателю субсидии затрат, возникших от осуществления деятельности по городским пассажирским перевозкам, для обеспечения безопасного и комфортного транспортного обслуживания населения по регулируемым тарифам.
Субсидия на финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с оказанием услуг по городским пассажирским перевозкам, в том числе по сезонным (временным) и специальным маршрутам, предоставляется победителям конкурса на право осуществления маршрутных пассажирских автоперевозок транспортом общего пользования на территории города (получатели субсидии), заключившим договор на право осуществления маршрутных пассажирских автоперевозок транспортом общего пользования на территории города.
Расходы по оказанию пассажирских перевозок определяются исходя из экономически обоснованных затрат с учетом:
Прямых затрат:
- заработной платы и страховых взносов от расходов на заработную плату;
- стоимости автомобильного топлива;
- стоимости смазочных и прочих эксплуатационных материалов;
- стоимости технического обслуживания и ремонта (текущего и капитального) автобусов;
- стоимости износа и ремонта автомобильных шин;
- амортизации, аренды, лизинга (финансовой аренды) основных средств (автобусов);
- страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в соответствии с федеральным законодательством;
- налогов, сборов, платежей и других обязательных отчислений, производимых в соответствии с установленным законодательством порядком.
Общехозяйственных расходов в размере, не превышающих 35% от прямых затрат.
Прочих расходов, не включенных в прямые затраты и общехозяйственные расходы, необходимых для производственного и социального развития, для выплаты налогов, уплачиваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не более 5% от себестоимости.
Плановые доходы рассчитываются исходя из планового количества перевезенных пассажиров и действующих тарифов на услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным общественным транспортом на городских маршрутах, утвержденных Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Плановое количество пассажиров определяется умножением среднемесячного количества фактически перевезенных пассажиров на рейсе по маршрутам за 9 месяцев отчетного года на плановое количество рейсов текущего года по каждому маршруту. При введении новых маршрутов, действующих в прошлые отчетные периоды, принимаются фактические отчетные данные.
Пунктом 2.11. Порядка предусмотрено, что в случае прекращения действия договора на право осуществления маршрутных пассажирских автоперевозок транспортом общего пользования на территории города в текущем финансовом году предоставление субсидии прекращается и соглашение о предоставлении субсидии расторгается либо в него вносятся изменения в части уменьшения размера предоставляемой субсидии.
21 января 2014 года сторонами заключено дополнительное соглашение к Договору (т. 1, л.д. 73 - 74), в котором приложение N 1 "Производственная программа Лот N 4 по городским автобусным маршрутам на 2014 год" к договору изложена в новой редакции согласно приложению к дополнительному соглашению от 21.01.2014.
В приложении N 1 к дополнительному соглашению от 21.01.2014 (т. 1, л.д. 75) стороны согласовали производственную программу лот N 4 по городским автобусным маршрутам на 2014 год.
Дополнительное соглашение от 21.01.2014 вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2014, и действует по 31.12.2016 включительно.
04 марта 2014 года сторонами заключено дополнительное соглашение N 1 к Соглашению (т. 1, л.д. 76 - 81).
Стороны приняли решение внести в условия соглашения следующие изменения:
Пункт 1.1. соглашения изложить в следующей редакции: "В соответствии с соглашением дирекция предоставляет субсидию получателю субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с оказанием услуг по городским пассажирским перевозкам, а получатель субсидии обязуется использовать ее по целевому назначению, определенному соглашением".
Пункт 2.1. соглашения изложить в следующей редакции: "Размер субсидии по Соглашению составляет 25 469 710 руб. Указанная сумма налогом на добавленную стоимость не облагается в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации".
Пункт 2.2. соглашения изложить в следующей редакции: "Перечисление субсидии дирекцией на расчетный счет получателя субсидии производится за январь 2014 года в порядке предоплаты в размере 1 076 999 руб. 82 коп. (распоряжение администрации города от 14.02.2013 N 469 (с изменениями от 05.12.2013 N 4252), с последующим зачетом после подтверждения отчетных данных за первый квартал текущего года; авансовый платеж до 100 % от плановой суммы субсидии в месяц в период с февраля по март с последующим зачетом после подтверждения отчетных данных за первый квартал текущего года; авансовый платеж до 50 % от плановой суммы субсидии в месяц в период с апреля по ноябрь с последующим зачетом после предоставления ежемесячных отчетных данных; авансовый платеж до 100 % от плановой суммы субсидии за декабрь с последующим зачетом после предоставления ежемесячных отчетных данных за декабрь; оставшаяся часть субсидии по факту оказания услуг по городским пассажирским перевозкам в течение 20 дней после подписания дирекцией акта на предоставление субсидии и счета к акту на предоставление субсидии".
14 марта 2014 года сторонами заключено дополнительное соглашение N 2 к договору (т. 1, л.д. 99 - 100).
Стороны на основании акта проверки контрольно-счетной палаты города от 27.12.2013 N 01-18-18/КСП приняли решение внести в условия договора изменения.
Пункт 2.2.1. договора изложить в следующей редакции: "На предоставление субсидии на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по договору, только на основании заключенного соглашения на предоставление субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с оказанием услуг по городским пассажирским перевозкам, к договору на право осуществления маршрутных пассажирских автоперевозок транспортом общего пользования на территории города. Соглашение на предоставление субсидии заключается в соответствии с нормативно-правовыми актами города Сургута: решением Думы города о бюджете городского округа город Сургут на соответствующий финансовый год; постановлением администрации города "О порядке предоставления субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с оказанием услуг по городским пассажирским перевозкам".
Пункт 2.4.1. договора изложить в следующей редакции: "Администрация имеет право на односторонний отказ от исполнения Договора в случаях предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации; систематического нарушения в течение двух и более отчетных периодов условий, предусмотренных Договором; отсутствия, приостановления, аннулирования лицензии на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам, либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)".
Уведомлением от 05.05.2014 N 09-02-2941/14-0-0 (том 1, л.д. 101 - 102) истец сообщил ответчику о приятом решении о расторжении Договора с 01.06.2014, в связи с тем, что процент выполнения производственной программы и регулярности движения по маршруту N 4 за отчетный период январь - февраль 2014 года ниже чем, предусмотрено условиями договора.
Сопроводительным письмом от 06.05.2014 N 09-02-3363/14 (том 1, л.д. 103) истец направил ответчику соглашение о расторжении Договора.
Письмом от 28.05.2014 N 99 (том 1, л.д. 104 - 105) ответчик выразил отказ от расторжения Договора.
Истец письмом от 04.06.2014 N 09-02-3640/14-0-0 (том 1, л.д. 106) сообщил ответчику, что он имеет право на односторонний отказ от исполнения Договора, которым он и воспользовался.
18 июня 2014 года истцом и третьим лицом подписано дополнительное соглашение N 2 к Соглашению (том 1, л.д. 99 - 100), в котором они пришли к соглашению изложить пункт 2.1. в следующей редакции: "Размер субсидии по Соглашению составляет 13 732 716 рублей".
Сопроводительным письмом от 24.06.2014 N 09-02-4175/14-0-0 (том 1, л.д. 112) истец направил ответчику дополнительное соглашение от 18.06.2014 N 2.
Письмом от 16.07.2014 N 136 (том 1, л.д. 115) ответчик вернул истцу дополнительное соглашение от 18.06.2014 N 2 без подписания.
Ссылаясь на отказ ответчика от заключения дополнительного соглашения от 18.06.2014 N 2, истец обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным (пункт 3 статьи 450 ГК РФ).
В данном случае возможность расторжения договора предусмотрена не только по соглашению сторон или в судебном порядке (пункт 6.1 договора), вопреки мнению подателя жалобы, но и по одностороннему отказу от договора, что прямо предусмотрено пунктом 2.4.1. договора с учетом дополнительного соглашения N 2 от 14.03.2014, согласно которому истец имеет право на односторонний отказ от исполнения договора в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ, систематического нарушения в течение двух и более отчетных периодов условий, предусмотренных в пунктах 2.1.6 и 2.1.7 договора.
Кроме того, истец имеет право на односторонний отказ от исполнения договора в случае отсутствия, приостановления, аннулирования лицензии на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам, либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" с учетом пункта 2.4.1.3 дополнительного соглашения N 2 от 14.03.2014.
Основанием для одностороннего отказа истца от договора N 143 с ответчиком послужило как раз нарушение последним положений пунктов 2.1.6, 2.1.7 договора.
Так, согласно пункту 2.1.6 договора перевозчик обязуется обеспечить выпуск на линию подвижного состава в количестве, соответствующем утвержденному расписанию, и пассажировместимостью в соответствии с конкурсным предложением.
В силу пункта 2.1.7 договора перевозчик обязуется обеспечить пассажирские перевозки на автобусном маршруте в полном объеме транспортной работы, но не менее 98 % производственной программы за месяц не ниже 90 % ежедневно, с регулярностью не ниже 96 % за месяц. Регулярность движения учитывается ежедневно и по маршрутно.
Уведомлением от 05.05.2014 N 09-02-2941/14-0-0 (том 1, л.д. 101 - 102) истец сообщил ответчику о принятом решении о расторжении договора с 01.06.2014, в связи с тем, что процент выполнения производственной программы и регулярности движения по маршруту N 4 за отчетный период январь - февраль 2014 года ниже чем, предусмотрено условиями договора.
Данное обстоятельство подтверждено материалами дела, в частности справкой о регулярности перевозок за обозначенный период, и не оспаривается ответчиком, который считает, что отклонение от согласованных договором показателей осуществлено в результате объективных причин.
Сопроводительным письмом от 06.05.2014 N 09-02-3363/14 (том 1, л.д. 103) истец направил ответчику соглашение о расторжении договора.
Письмом от 28.05.2014 N 99 (том 1, л.д. 104 - 105) ответчик выразил отказ от расторжения договора.
В указанном письме ответчик ссылается на обстоятельства, повлиявшие на ухудшение показателей регулярности перевозок. К таковым, по мнению ООО "ТРАФФИК", относятся погодные условия и затруднения в передвижении по автотранспортным магистралям города в "часы пик".
При этом согласно актам обследования дорожных условий на городских маршрутах, представленным в материалы дела, за январь - февраль 2014 года (т. 2 л.д. 4-14, 90-105) рейсы, выполненные с отклонением от расписания, признанны регулярными.
Однако даже с их учетом предусмотренный договором процент регулярности в спорный период не достигнут.
Таким образом, вопреки доводам подателя жалобы, договор от 21 октября 2013 года N 143 считается расторгнутым истцом в одностороннем порядке с учетом несоблюдения ответчиком пунктов 2.1.6, 2.1.7 договора в период январь-февраль 2014 года.
Относительно доводов истца, суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (подпункт 3 пункта 3 статьи 78Б БК РФ).
В силу пункта 4 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2)цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу об отсутствии достаточных оснований для удовлетворения требования истца о понуждении к заключению дополнительного соглашения от 18.06.2014 N 2 к соглашению от 25.12.2014 N 204 о предоставлении субсидий из местного бюджета на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по городским пассажирским перевозкам.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что ссылка истца на применение статьи 446 ГК РФ является необоснованной.
В статье 446 ГК РФ предусмотрено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса, спорные условия договора определяются в соответствии с решением суда.
Значит, по указанному спору рассматриваются те условия договора, по которым стороны не достигли обоюдного согласия при передаче спора в суд.
Вместе с тем при разрешении преддоговорного спора между участниками гражданских правоотношений суд, исходя из задач судопроизводства (статья 2 АПК РФ), учитывает основные начала гражданского законодательства о равенстве участников (статьи 1, 2), свободе договора в соотношении с законом (статьи 421, 422) и в резолютивной части решения указывает согласно статье 173 АПК РФ выводы относительно спорных условий.
Разрешение судом преддоговорного спора по существу сводится к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке. Редакция условий договора, определенная судом, регулирует отношения сторон.
Разрешая переданный спор об урегулировании возникших при заключении договора разногласий, арбитражный суд в силу названных норм должен оценить законность и обоснованность редакций, предложенных обеими сторонами, а также определить в решении и отразить в резолютивной части редакцию принятого судом условия договора.
Однако в рамках настоящего спора положение статьи 446 ГК РФ не может применяться, поскольку истец просит заключить не новое соглашение, а дополнительное, которое, по сути, вносит изменения в уже действующее между сторонами соглашение о предоставлении субсидий.
Как указывалось ранее, 25 декабря 2013 года истцом (департамент), третьим лицом (дирекция) и ответчиком (получатель субсидии) заключено соглашение N 204 о предоставлении субсидии из местного бюджета на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по городским пассажирским перевозкам к договорам NN 143, 144, 145 от 21.10.2013 на право осуществления маршрутных пассажирских автоперевозок транспортом общего пользования на территории города (далее - соглашение).
При этом требование истца о понуждении к заключению дополнительного соглашения от 18.06.2014 N 2 к соглашению от 25.12.2014 N 204 о предоставлении субсидий из местного бюджета на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по городским пассажирским перевозкам направлено на внесение изменений в заключенное между сторонами соглашение N 204 от 25 декабря 2013 года, что возможно, но в ином порядке, нежели предусмотрено статьей 446 ГК РФ, а именно, с учетом статей 450-453 ГК РФ.
В силу статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Основания для изменения и расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств приведены в статье 451 ГК РФ.
Таким образом, изменение договора возможно по соглашению сторон или в судебном порядке, если указанное предусмотрено законом либо договором.
Однако в рамках рассмотрения настоящего спора таких оснований для судебного изменения условия соглашения о предоставлении субсидий не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Проанализировав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оснований для изменения условий в судебном порядке не имеется.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ, самостоятельно определив способы их судебной защиты (статья 12 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 11 ГК РФ определено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса. В противном случае право на заявленный иск в рамках данного конкретного дела у истца отсутствует.
Следовательно, истец, обращаясь в суд за защитой нарушенных прав, должен указать, какие его права и каким образом нарушены ответчиком, а также самостоятельно избрать предусмотренный законом способ защиты нарушенного права.
Суд апелляционной инстанции полагает, что не усматривается наличие нарушенного права у истца, поскольку по условиям заключенного между сторонами соглашения в любом случае субсидия предоставляется с учетом фактического объема оказанных ответчиком услуг.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при разрешении спора нарушений норм процессуального закона.
Принятое по делу решение суда не подлежит отмене или изменению, апелляционные жалобы истца и ответчика оставлены без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на ООО "ТРАФФИК".
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы истца, поскольку Администрация города Сургута при подаче апелляционной жалобы не платил государственную пошлину, в силу ее освобождения от ее уплаты на основании пункта 1 части 1 статьи 333.37 НК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03 декабря 2014 года по делу N А75-9733/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.В. Тетерина |
Судьи |
Т.П. Семёнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-9733/2014
Истец: администрация города Сургута
Ответчик: ООО "ТРАФФИК"
Третье лицо: МКУ "Дирекция дорожно-транспортного и жилищного комплекса", Муниципальное казённое учреждение "Дирекция дорожно-транспортного и жилищного комплекса"