Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 7 сентября 2015 г. N Ф05-8736/15 настоящее постановление оставлено без изменения
город Москва |
|
31 марта 2015 г. |
дело N А40-106220/14 |
Резолютивная часть постановления оглашена 24.03.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.03.2015.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Румянцева П.В., Мухина С.М., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного образования образовательного учреждения высшего профессионального образования "МАТИ - Российский государственный технологический университет К.Э. Циолковского" ("МАТИ")
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.12.2014
по делу N А40-106220/14, принятое судьей Сизовой О.В.
по заявлению Федерального государственного бюджетного образования образовательного учреждения высшего профессионального образования "МАТИ -Российский государственный технологический университет К.Э. Циолковского" "МАТИ" (121552, Москва, улица Оршанская, дом 3)
к ФГБУ "ФКП Росреестр" (107078, Москва, Орликов переулок, дом 10, стр. 1) третье лицо - Громов А.Г.
при участии:
от заявителя - Коломин В.В. по доверенности от 01.07.2014; Земеров В.Н. по доверенности от 01.10.2014;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 02.12.2014 в удовлетворении заявления Федерального государственного бюджетного образования образовательного учреждения высшего профессионального образования "МАТИ - Российский государственный технологический университет К.Э. Циолковского" ("МАТИ"), отказано.
В качестве третьего лица в деле участвует Громов А.Г.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, образовательное учреждение обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит судебный акт отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители ФГБУ "ФКП Росреестр" и третьего лица в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени судебного заседания.
Представители учреждения в судебном заседании поддержали доводы жалобы.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Из материалов дела следует, МАТИ обратилось в ФГБУ "ФКП Росреестра" с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет сооружения - автостоянка N 2 с комбинированным покрытием из асфальтобетона и тротуарной плитки, оборудованной техническими средствами, используемой для хранения автомобилей, расположенного по адресу: Москва, ул. Николоямская, дом 13, стр. 1, 2.
10.01.2014 уполномоченным органом принято решение N 77/601/14-1810 о приостановлении осуществления кадастрового учета.
30.01.2014 принято решение N 77/601/14-8731 об отказе в снятии приостановления.
Кадастровым инженером Громовым А.Г., действующим в интересах МАТИ в соответствии с договором на выполнение кадастровых работ и оказание услуг от 29.10.2013 N 2555/10-9000-Д-ТИ, в результате кадастровых работ подготовлен технический план сооружения с целью постановки на государственный кадастровый учет объекта капитального строительства - закрытой автостоянки N 2 с покрытием из асфальтобетона, оборудованной специальными техническими средствами, используемой для хранения автомобилей и расположенной на земельном участке МАТИ с кадастровым номером 77:01:0002028:14. Данный технический план приложен к заявлению о постановке на государственный кадастровый учет указанного сооружения, направленного в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по г. Москве.
После устранения замечаний, указанных в решении о приостановлении осуществления кадастрового учета, окончательная редакция доработанного технического плана сооружения с заявлением N 77-0-1-71/3013/2014-46 от 25.02.2014 направлена заявителем в филиал для повторного рассмотрения.
11.03.2014 филиалом принято решение об отказе в снятии приостановления N 77/601/14-29922 и 10.04.2014 принято окончательное решение N 77/601/14-46671 об отказе в осуществлении кадастрового учета, в связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении (том 2 л.д. 126-127).
Заявитель, не согласившись с решением об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости - автостоянки N 2 обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене, исходя из следующего.
В соответствии с п. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом согласно п. 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (ст. 1 Закона).
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с Законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Статья 3 Закона определяет, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации (п. 1 Положения).
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет государственный кадастровый учет недвижимого имущества (п. 5.1.3 Положения).
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. п. 7 - 21 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. п. 13 - 20 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в п. 10 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в п. 21 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Состав необходимых для кадастрового учета документов перечислен в ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Установленный названной нормой перечень документов является исчерпывающим, в соответствии с ч. 4 ст. 21 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представления документов, не установленных настоящим Федеральным законом.
Пунктом 2 ст. 20 Закона предусмотрено, что с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
Статья 27 Закона предусматривает, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи (п. 1).
Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, и указание на допущенные нарушения. Если такое решение принято на основании п. 2 ч. 2 настоящей статьи, оно должно содержать также рекомендации о доработке представленных документов (п. 8).
Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке (п. 13).
Из материалов дела следует и не опровергнуто учреждением, что заявителем представлены необходимые документы.
Требование представить в соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию необоснованно, поскольку объект (автостоянка) введен в 1997 году.
Пунктом 12 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", принятые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации формы разрешения на строительство признаются действительными до установления Правительством Российской Федерации формы разрешения на строительство.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2005 N 698 утверждены форма разрешения на строительство и форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Системный анализ указанных правовых актов в их совокупности позволяют констатировать, что представленные заявителем акты приемки объекта капитального строительства (акты приемочной комиссии), которым подтвержден факт создания объекта недвижимости являлись, по сути, разрешением на ввод объекта в эксплуатацию (том 1 л.д. 44-52). Вместе с тем, документом, на основании которого сведения о сооружении внесены в технический план, являлась декларация об объекте недвижимого имущества.
При таких обстоятельствах следует, что разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию выдано заявителю в 1997-1998, то есть до вступления в силу Закона N 214-ФЗ, в силу чего его положения не могут быть применены к спорным отношениям.
Следовательно, действия, выразившиеся в принятии решения об отказе в осуществлении кадастрового учета, по мотиву, изложенному в оспариваемом решении органа кадастрового учета, являются незаконными.
Оценив представленные в дело документы в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что они подтверждают относимость объекта заявителю и являются правоустанавливающими документами.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение ФГБУ ""ФКП Росреестр" N 77/601/14-46671 от 10.04.2014 принятое уполномоченным органом, не соответствует Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с п. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с п. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в числе прочего, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Руководствуясь данной нормой права, в целях восстановления нарушенных прав заявителя на ФГБУ ""ФКП Росреестр" возлагается обязанность устранить допущенные нарушения.
Судебные расходы распределены в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.12.2014 по делу N А40-106220/14 отменить.
Признать незаконным решение Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая плата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице его филиала по г. Москве N 77/601/14-46671 от 10.04.2014 об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта капитального строительства - закрытой автостоянки N 2 с комбинированным покрытием из асфальтобетона и тротуарной плитки, оборудованной специальными техническими средствами, используемой для хранения автомобилей, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0002028:14.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая плата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице его филиала по г. Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о постановке на государственный кадастровый учет закрытой автостоянки N 2 с комбинированным покрытием из асфальтобетона и тротуарной плитки, оборудованной специальными техническими средствами, используемой для хранения автомобилей, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0002028:14.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая плата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу Федерального государственного бюджетного образования образовательного учреждения высшего профессионального образования "МАТИ - Российский государственный технологический университет К.Э. Циолковского" расходы по уплате государственной пошлины в размере 4.000 руб. по заявлению и 1.000 руб. по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-106220/2014
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 7 сентября 2015 г. N Ф05-8736/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: МАТИ, ФГБОУ ВПО "МАТИ" - Российский государственный технологический университет имени К. Э.Циолковского
Ответчик: ФГБУ "ФКП Росреестра", ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве
Третье лицо: Громов Алексей Георгиевич, кадастровый инженер Громов А. Г.