г. Томск |
|
31 марта 2015 г. |
Дело N А67-985/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Хайкиной С. Н., Ходыревой Л. Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горецкой О. Ю.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия,
от заинтересованного лица: Игнатьевой О. А. по дов. от 12.01.2015, Гореликовой О. Г. по дов. от 12.10.2015,
от третьего лица ООО "Госети" - Курбетьевой М. П. по дов. от 23.11.2014,
третьего лица Гоненко К. А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Горсети" на решение Арбитражного суда Томской области от 20.01.2015 по делу N А67-985/2014 (судья Гапон А. Н.) по заявлению открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" (ИНН 7017114680, ОГРН 1057000128184), г. Томск, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (ИНН 7017113608, ОГРН 1057000120100), г. Томск, о признании незаконным и отмене предписания N 11 от 28.01.2014 и постановления N 21 от 11.02.2014 по делу об административном правонарушении, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Горсети", г. Томск, Гоненко К.А., г. Томск,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Томская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Томскэнергосбыт", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (далее - Управление Роспотребнадзора, административный орган) с заявлением о признании незаконным и отмене предписания N 11 от 28.01.2014 и постановления N 21 от 11.02.2014 по делу об административном правонарушении.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Горсети" (далее - ООО "Горсети"), Гоненко Клавдия Алексеевна.
Решением Арбитражного суда Томской области от 20.01.2015 в удовлетворении заявления ОАО "Томскэнергосбыт" отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Горсети" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение суда первой инстанции в части признания неправомерным применения показаний установленного общедомового прибора учета (ОДПУ) при расчете платы за электрическую энергию, потребленную на ОДН, и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что на момент установки прибора учета в 2008 году и его замены в 2011 году ООО "Горсети", как сетевая организация, руководствовалась действующими на тот момент Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, в которых не было предусмотрено согласование с собственниками жилых помещений.
Кроме того, апеллянт указывает, что прибор учета на жилом доме изначально был установлен для определения объемов электроэнергии, переданной из сетей ООО "Горсети" в многоквартирный жилой дом по адресу: пер. Красного пожарника, 6, однако, поскольку собственники в установленные законом сроки не оснастили дом общедомовым прибором учета, с 01.07.2012 данный прибор учета стал использоваться для начисления платы за электроэнергию на ОДН.
ООО "Горсети" не соглашается также с выводом суда о том, что прибор учета в нарушение положений Закона "Об энергосбережении" не был принят собственниками в качестве расчетного, и что прибор учета был установлен без направления предложений об установке ОДПУ.
ОАО "Томскэнергосбыт" представило в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу третьего лица, в котором соглашается с правовой позицией ООО "Горсети", в соответствии с которой ОДПУ установлен в соответствии с требованиями законодательства, а расчет платы за электроэнергию, исходя из показаний ОДПУ, является правомерным и не свидетельствует о предоставлении недостоверной информации потребителям.
Управление Роспотребнадзора по Томской области в отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами, просит оставить ее без удовлетворения.
Гоненко К.А. отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в материалы дела не представила.
На основании части 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Горсети" настаивал на удовлетворении требований апелляционной жалобы и отмене решения суда первой инстанции; представители Управления поддержали доводы отзыва на апелляционную жалобу, Гоненко К. А. просила оставить жалобу без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и поступивших отзывов на нее, заслушав лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в период с 18.11.2013 по 13.12.2013 Департаментом ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области проведена внеплановая выездная проверка ОАО "Томскэнергосбыт" на основании обращения гражданина по вопросу нарушения порядка расчета и внесения платы за коммунальную услугу по электроснабжению, по результатам которой составлен акт от 13.12.2013 N 3595, содержащий указание на то, что правовые основания для выставления в счетах-квитанциях ОАО "Томскэнергосбыт" собственникам квартир по адресу: г. Томск, пер. Красного Пожарника, д.6, платы за коммунальную услугу по электроснабжению на ОДН отсутствуют.
Материалы проверки направлены Департаментом ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области в Управление Роспотребнадзора для рассмотрения и принятия мер в пределах предоставленных полномочий.
28.01.2014 главным специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора Гореликовой О.Г. в адрес ОАО "Томскэнергосбыт" вынесено предписание N 11: в срок до 15.03.2014 обеспечить исполнение требований законодательства о защите прав потребителей при оформлении платежных документов: информацию в платежных документах за электроэнергию, предъявляемых потребителям, проживающим в доме - г. Томск, пер. Красного Пожарника, 6, привести в соответствие с требованиями действующего законодательства с учетом требований, определенных статьями 8, 10, 37 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), в пунктах 31, 33, 40, 45 Правил N 354 и фактическим потреблением.
Кроме того, 29.01.2014 должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Томской области в отношении ОАО "Томскэнергосбыт" составлен протокол N 18 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, - нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о получаемых услугах, 11.02.2014 заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора вынесено постановление N 21, которым ОАО "Томскэнергосбыт" назначено административное наказание по указанной норме в виде штрафа в размере 7000 руб.
Не согласившись с указанными предписанием и постановлением, ОАО "Томскэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявленными требованиями.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу своей правовой природы предписание является ненормативным правовым актом, содержащим обязательные для выполнения адресатом требований об устранении установленных нарушений законодательства со сроком их исполнения и негативные последствия в случае игнорирования таких требований.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - Закон N 294-ФЗ) предписания об устранении выявленных нарушений выдаются юридическому лицу только в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, функции контроля и надзора за защитой прав потребителей осуществляют органы Роспотребнадзора.
Соответственно, органы Роспотребнадзора вправе направлять гражданам и организациям предписания об устранении нарушений законодательства.
Согласно оспариваемому предписанию от 28.01.2014 N 11, ОАО "Томскэнергосбыт" вменяется нарушение положений статей 8, 10, 37 Закона N 2300-1 и пунктов 31, 33, 40, 45 Правил N 354.
В соответствии со статьей 8 Закона N 2300-1 потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 10 Закона N 2300-1 установлено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 31 Правил N 354 предусмотрена обязанность исполнителя предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества, а также производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные услуги, в том числе и за ОДН; непосредственно при обращении потребителя производить проверку правильности исчисления предъявленного к уплате размера платы за коммунальные услуги и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи; принимать от потребителей показания индивидуальных приборов учета любыми способами и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который сняты показания, а также проверять достоверность переданных сведений; осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых помещений; производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи; при наличии общедомового прибора учета ежемесячно снимать его показания и заносить в журнал учета, предоставить сведения о показаниях прибора по требованию потребителя в течение 1 рабочего дня; принимать от потребителей показания индивидуальных приборов учета любыми способами, в том числе допускающими возможность удаленной передачи (телефон, интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который сняты показания, а так же проверять достоверность переданных сведений и др.
В соответствии с пунктом 33 Правил N 354 потребитель имеет право получать коммунальные услуги в необходимых объемах и надлежащего качества, получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством РФ и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Из пункта 40 Правил N 354 следует, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные в жилом помещении, и отдельно вносит плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за такой расчетный период потребителям не начисляется (пункт 45 Правил N 354).
Таким образом, объем коммунальной услуги по электроснабжению, предоставленной на общедомовые нужды, представляет собой объем электрической энергии, потребленной в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 названных Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Таким образом, при наличии в жилом доме электрического оборудования, предназначенного для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования (внутридомовые инженерные сети), коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии в указанном жилом доме имеется имущество, относящееся к общему имуществу собственников.
При этом объем коммунальной услуги по электроснабжению, предоставленной на общедомовые нужды, представляет собой объем электрической энергии, потребленной в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, то есть, электроэнергии, потребляемой за пределами жилых помещений.
Из Решения Верховного Суда Российской Федерации от 18.06.2012 N АКПИ12-551 следует, что такой порядок расчета не предполагает оплату тех услуг, которые потребителю не предоставлены, позволяет определить размер платы за коммунальные услуги каждого собственника помещения в многоквартирном доме, как это и предусмотрено положениями части 1 статьи 157 ЖК РФ, исходя из объема коммунального ресурса, потребленного в принадлежащем ему жилом или нежилом помещении, и приходящегося на его долю объема коммунального ресурса, потребленного на общедомовые нужды и подлежащего оплате собственниками помещений в силу статей 30, 36 ЖК РФ.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно отмечено, что сам по себе факт отсутствия мест общего пользования в жилом доме (на что указывается и в акте Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, и в предписании и в постановлении Управления Роспотребнадзора), не свидетельствует о необоснованности начисления платы за электроэнергию на ОДН и о недостоверности представляемой ОАО "Томскэнергосбыт" информации об объеме электроэнергии, потребленной на ОДН.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что жилой дом по адресу: г. Томск, пер. Красного Пожарника, д. 6 оборудован как коллективным, так и индивидуальными приборами учета.
Таким образом, объем потребленной электрической энергии определяется на основании показаний приборов учета по формулам, указанным в Правилах N 354, и по общему правилу, разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и нормативов потребления коммунальных услуг (для тех лиц, индивидуальные приборы учета у которых отсутствуют), распределяется между всеми собственниками пропорционально размеру общей площади принадлежащего им жилого (нежилого) помещения.
Указанные обстоятельства участвующими в деле лицами не оспариваются.
В то же время, для определения размера платы за потребленную электроэнергию, в том числе, на ОДН, должна быть обеспечена правильность и достоверность данных, используемых при расчете, в противном случае расчет платы будет необъективным и повлечет за собой нарушение прав потребителей.
Как следует из акта приемки электроучета от 05.04.2011 N 16-04-05-03 указанный акт подписан представителями ООО "Горсети" и энергосбытовой компании.
Между тем, доказательств подписания данного документа жителями дома либо представителями указанных лиц в материалы дела не представлено.
В силу частей 1, 2, 5 статьи 13 Закона 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно пункту 150 Основных положений о функционировании розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, (далее - Правила N 442) в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Закона N 261-ФЗ, действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам.
Собственник энергопринимающих устройств, не исполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления от сетевой организации обязан либо подтвердить предложенные сетевой организацией дату и время допуска к местам установки приборов учета для совершения ею действий по установке приборов учета или согласовать с сетевой организацией иные дату и (или) время допуска, а также согласовать проект договора, регулирующего условия установки приборов учета, либо представить мотивированный отказ от допуска к местам установки приборов учета и от заключения договора.
При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств.
Таким образом, до вступления в силу Правил N 442, а также сроков, указанных в статье 13 Закона N 261-ФЗ, представляется необходимым учитывать порядок определения объема электропотребления во взаимоотношениях между поставщиками и собственниками энергопринимающих устройств, а также наличие согласия последних на оборудование узла учета на их сетях.
Пункт 150 Правил N 442 содержит аналогичное правилу, изложенному в пункте 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, в связи с чем, пункт 150 Правил N 442 рассматривается как норма права, принятая в развитие пункта 12 статьи 13 Закона N 261.
При таких обстоятельствах подлежат отклонению доводы ООО "Горсети" о неприменимости Правил N 442 к рассматриваемому спору.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что прибор учета на жилом доме изначально был установлен для определения объемов электроэнергии, переданной из сетей ООО "Горсети" в многоквартирный жилой дом по адресу: пер. Красного пожарника, 6, однако, поскольку собственники в установленные законом сроки не оснастили дом общедомовым прибором учета, с 01.07.2012 данный прибор учета стал использоваться для начисления платы за электроэнергию на ОДН.
Исходя из положений пунктов 3, 4 Приказа Минэнерго России от 16.04.2010 N 178, пунктов 1, 7 Правил N 491 общедомовые приборы учета должны быть установлены по инициативе собственников многоквартирных домов на основании соответствующих договоров, регулирующих условия их установки, замены и (или) эксплуатации, составленных в простой письменной форме; порядок и сроки действий организаций, которые осуществляют снабжение электрической энергией или ее передачу, а также собственников помещений многоквартирного дома по оснащению дома ОДПУ электрической энергии строго регламентированы.
При этом положения Закона N 261-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных актов не могут быть опровергнуты подзаконным актом - Правилами N 530, на которые в обоснование законности установки ОДПУ ссылается ООО "Горсети".
Кроме того, в пункте 139 Правил N 530 указано, что гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация, сетевая организация, потребители, а также производители (поставщики) электрической энергии определяют порядок проектирования, монтажа, приемки в эксплуатацию, технического обслуживания и эксплуатации приборов учета, перечень имеющихся приборов учета, используемых в целях определения обязательств, а также порядок снятия показаний и расчета на их основании объемов принятой (отпущенной) электрической энергии в соответствующих договорах об осуществлении технологического присоединения, оказания услуг по передаче электрической энергии, энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.
Между тем, в материалы дела не представлено доказательств наличия таких договоров, заключенных с участием потребителей, как и доказательств, подтверждающих, что ОДПУ электрической энергии в жилом доме установлен на основании договора, заключение которого до наступления срока, установленного частью 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, являлось обязательным.
Таким образом, судом сделан правильный вывод о том, что расчет ОАО "Томскэнергосбыт" платы за электрическую энергию, начисленной потребителям с учетом показаний данного ОДПУ (независимо от его технической исправности), является неправомерным и свидетельствует о предоставлении потребителям недостоверной информации об объеме электроэнергии, потребляемой на ОДН, поскольку ОДПУ электрической энергии в жилом доме по адресу: г. Томск, пер. Красного Пожарника, д. 6, установлен без согласования с собственниками жилых помещений, без соблюдения процедуры и с нарушением сроков, установленных Законом N 261-ФЗ, статьей 36 ЖК РФ, пунктами 2 - 9 Правил N 491 и пунктами 150 - 153 Основных положений о функционировании розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442.
Данные обстоятельства образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Судом также отклоняются доводы общества об отсутствии доказательств того, что общедомовой прибор учета не соответствует техническим требованиям, неисправен, либо неверно определяет объем электроэнергии, поступившей в многоквартирный дом, признание неправомерным и недостоверным расчета платы за потребленную электроэнергию, исходя из установленного сетевой организацией прибора учета, приведет к бесплатному потреблению электроэнергии на общедомовые нужды собственниками помещений.
При отсутствии мест общего пользования, а также при отсутствии приборов, потребляющих электрическую энергию, подключенных под общедомовой прибор учета, фактического потребления электрической энергии не происходит.
Кроме того, ОАО "Томскэнергосбыт" в обоснование своего требования ссылалось именно на наличие такого прибора учета и на начисление платы за общедомовые нужды исходя из его показаний, в том числе ООО "Горсети" как сетевой организации в целях осуществления коммерческого учета электрической энергии.
При этом, апеллянт, указывая на основания изменения решения суда в части признания неправомерным применения показаний установленного ОДПУ при расчете платы за электрическую энергию, не оспаривает того факта, что ООО "Горсети" не производит начислений и не взимает плату с потребителей по договору энергоснабжения.
Таким образом, фактически доводы апеллянта сводятся к возможным дальнейшим взаимоотношениям ОАО "Томскэнергосбыт" и ООО "Горсети" по вопросу применения расчетов платы на ОДН, выставления соответствующих платежей сетевой организацией.
Между тем, отношения между ООО "Горсети", как сетевой организации, и ОАО "Томскэнергосбыт", как гарантирующего поставщика электрической энергии, выходят за рамки предмета требований по настоящему делу.
Оспариваемое предписание применительно к сетевой организации - ООО "Горсети" не содержит никаких фактов нарушения действующих Правил предоставления коммунальных услуг и не возлагает совершение каких-либо действий (либо воздержания от совершения таковых).
В связи с этим оснований для изменения мотивировочной части судебного акта у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 20.01.2015 по делу N А67-985/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Горсети" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 13.02.2015 N 962.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
С. Н. Хайкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-985/2014
Истец: ОАО "Томская энергосбытовая компания"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области
Третье лицо: Гоненко Клавдия Алексеевна, ООО "Горсети"