г. Санкт-Петербург |
|
30 марта 2015 г. |
Дело N А56-3869/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зайцевой Е.К.
судей Глазкова Е.Г., Масенковой И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хрусталевым П.Д.
при участии:
от Благотворительного Фонда содействия развитию государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга "Зодиак" - представитель Зуев А.А. по протоколу N 03/11 заседания правления от 14.03.2011;
от МИФНС N 15 по Санкт-Петербургу - представитель Захаров А.А. по доверенности от 13.01.2015;
от Управления Пенсионного фонда РФ в Калининском районе города Санкт-Петербурга - представитель Леонова Л.О. по доверенности от 12.01.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3129/2015) Благотворительного Фонда содействия развитию государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга "Зодиак" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.12.2014 по делу N А56-3869/2014 (судья Шустова Д.Н.), принятое
по заявлению Благотворительного Фонда содействия развитию государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга "Зодиак"
к МИФНС N 15 по Санкт-Петербургу
третье лицо: Управление Пенсионного фонда РФ в Калининском районе города Санкт-Петербурга
о признании решения регистрирующего органа недействительным,
установил:
Благотворительный Фонд содействия развитию государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга "ЗОДИАК" (далее - Фонд, заявитель) обратился в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 15 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 25.10.2013 об отказе в государственной регистрации ликвидации ООО "Алекс" и взыскании с Межрайонной ИФНС России N 15 по Санкт-Петербургу в пользу Благотворительного Фонда содействия развитию государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга "ЗОДИАК" убытков в размере 1 500 руб.
Определением суда от 09.10.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено Управление Пенсионного фонда РФ в Калининском районе г. Санкт-Петербурга (далее - Пенсионный фонда, УПФР в Калининском районе Санкт-Петербурга).
Решением суда от 12.12.2014 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Фонд просит принятое судом первой инстанции решение суда от 12.12.2014 отменить, заявленные требования удовлетворить.
Податель апелляционной жалобы считает, что для ликвидации Общества был представлен полный пакет документов, в том числе справка УПФР по Калининскому району Санкт-Петербурга N 05-74/136 от 04.10.2013. Однако по неизвестным причинам Инспекция отказала Обществу в регистрации в связи с его ликвидацией.
27.11.2013 Общество повторно получило в УПФР в Калининском районе Санкт-Петербурга справку N 05-14/167 от 02.11.2013.
13.12.2013 Общество повторно обратилась в Инспекцию с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (форма 1600).
20.12.2013 в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
В связи с необходимостью повторной подачи документов на государственную регистрацию Общество было вынуждено повторно заплатить госпошлину в размере 800 руб., заплатить госпошлину нотариусу за удостоверение подписи на заявлении в размере 700 руб. Указанные расходы заявитель просит возместить за счет Инспекции.
В отзыве на апелляционную жалобу Инспекция просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель Фонда доводы, изложенные апелляционной жалобе, поддержал.
Представитель МИФНС N 15 по Санкт-Петербургу возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель УПФР в Калининском районе Санкт-Петербурга также возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 04.06.2013 Фондом как единственным участником ООО "Алекс" было принято решение о ликвидации Общества.
18.10.2013 в Инспекцию было представлено заявление о государственной регистрации прекращения деятельности Общества в связи с ликвидацией.
К заявлению была приложена справка Управления Пенсионного фонда РФ в Калининском районе Санкт-Петербурга от 04.10.2013 по состоянию на 30.09.2013.
25.10.2013 МИФНС России N 15 по Санкт-Петербургу принято решение об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности Общества.
13.12.2013 в МИФНС России N 15 по Санкт-Петербургу повторно подано заявление о государственной регистрации прекращения деятельности Общества с приложением справки Пенсионного фонда от 02.11.2013.
20.12.2013 МИФНС России N 15 по Санкт-Петербургу принято решение о ликвидации Общества.
Указывая на незаконность первоначального отказа в государственной регистрации, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции признал отказ Инспекции в государственной регистрации правомерным, в связи с чем отказал в удовлетворения заявления.
При этом, суд первой инстанции исходил из того, что Обществом на регистрацию был представлен не полный пакет документов.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции, считает их ошибочными, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) предусмотрены случаи отказа в государственной регистрации, в том числе, в случае непредставления определенных Законом необходимых для государственной регистрации документов.
Государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией осуществляется на основании документов, перечень которых определен в статьях 20-21 названного Закона.
Статьей 21 Закона о регистрации определен перечень документов, подлежащих предоставлению в регистрирующий орган:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В силу положений пунктов 1, 2 и 3 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент отказа в совершении регистрационных действий) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы).
При ликвидации страхователя - юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) он представляет сведения, предусмотренные пунктами 2 и 2.1 настоящей статьи, в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (принятия решения о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя), но не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для государственной регистрации при ликвидации юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя).
Как было указано ранее, при подаче заявления на регистрацию ликвидации юридического лица 18.10.2013 ООО "Алекс" была представлена справка УПФР Калининского района Санкт-Петербурга N 05-74/136 от 04.10.2013, содержащая сведения по итогам 3-го квартала 2013 года.
Инспекция, возражая против удовлетворения заявленных требований указывала, что 21.10.2013 в соответствии с пунктом 5 "Порядка предоставления в регистрирующий орган иными государственными органами сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1092, в регистрирующий орган из ОПФ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в электронном виде поступили сообщение о том, что ООО "АЛЕКС" не представляло в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Представитель Пенсионного фонда в судебном заседании пояснил, что ООО "АЛЕКС" не представило в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведения за 4-й квартал 2013 года, справка УПФР Калининского района Санкт Петербурга N 05-74/136 от 04.10.2013 представленная 18.10.2013 в регистрирующий орган с пакетом документов (входящий N 142471) содержала сведения по итогам 3-го квартала 2013 года.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Инспекция приняла решение об отказе в государственной регистрации изменений ООО "Алекс" на основании подпункта а) пункта 1, подпункта з) статьи 23 Федерального закона от 08.08.01 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Учитывая, что Общество с заявлением о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Алекс" обратилось в Инспекцию 18.10.2013, то есть в начале четвертого квартала 2013 года, а из приведенных выше норм права следует, что сведения за четвертый квартал 2013 подлежали представлению в Пенсионный фонд до 15.02.2014, а, в случае ликвидации юридического лица - в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного баланса, но не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для государственной регистрации при ликвидации юридического лица, суд апелляционной инстанции считает, что представленная Обществом в комплекте документов справка Пенсионного фонда, датированная 04.10.2013, объективно и обоснованно содержала сведения на момент ликвидации юридического лица и в предоставлении дополнительных сведений не было необходимости.
При таких обстоятельствах у Инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации изменений ООО "Алекс" на основании подпунктов "а" и "з" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.01 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Поскольку отказ в государственной регистрации прекращения деятельности Общества является незаконным в силу отсутствия каких-либо нарушений, допущенных Обществом при обращении с соответствующим заявлением в регистрирующий орган, суд апелляционной инстанции считает правомерным требование Фонда о возмещении за счет Инспекции понесенных им расходов в сумме 1500 руб., в связи с необходимостью повторной подачи комплекта документов на государственную регистрацию (а именно: расходы по оплате госпошлины в размере 800 руб., расходы по оплате госпошлины нотариусу за удостоверение подписи на заявлении в размере 700 руб.).
В силу изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также подлежат возмещению подателю жалобы за счет Инспекции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.12.2014 по делу N А56-3869/2014 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным решение МИФНС N 15 по Санкт-Петербургу от 25.10.2013 об отказе в государственной регистрации ликвидации ООО "Алекс".
Взыскать с МИФНС N 15 по Санкт-Петербургу в пользу Благотворительного Фонда содействия развитию государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга "Зодиак" 1 500 руб. убытков и 3 000 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.К. Зайцева |
Судьи |
Е.Г. Глазков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-3869/2014
Истец: Благотворительный Фонд содействия развитию государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга "ЗОДИАК"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
30.03.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3129/15
12.12.2014 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-3869/14
22.07.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10738/14
13.03.2014 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-3869/14