г. Москва |
|
31 марта 2015 г. |
Дело N А40-87051/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.И. Левченко,
судей В.Р. Валиева, Д.Н. Садиковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.В. Антоновым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 15 декабря 2014 года
по делу N А40-87051/14, принятое судьей А.Г. Алексеевым,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Газпромтранс"
(ОГРН: 1027728000871; 117997, г. Москва, ул. Наметкина, д. 16)
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
(ОГРН: 1037739877295; 107714, г. Москва, ул. Н. Басманная, д. 2)
о взыскании задолженности в сумме 20 579 807 рублей 24 копейки
при участии в судебном заседании:
от истца: Попова Н.А. (доверенность от 01.01.2013)
от ответчика: Каргальцев А.В. (доверенность от 17.12.2014)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" (далее - ООО "Газпромтранс", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании 19 572 839 рублей 02 копейки (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исковые требования заявлены на основании статей 309, 310, 314, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 25, 29, 33, 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта) и мотивированы нарушением сроков доставки грузов, переданных к перевозке в июле-ноябре 2013 года, в связи с чем начислены пени в размере 9% платы за перевозку грузов, но не более чем в размере платы за перевозку.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 15.12.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил отменить решение суда и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
В обоснование жалобы ответчик ссылается на нарушение или неправильное применение судом норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
По мнению подателя жалобы, требования необоснованно удовлетворены, поскольку перевозился груз, относящийся к опасным, ввиду чего срок доставки увеличивается на одни сутки.
Также, судом не учтено, что по ряду накладных, указанных в контррасчете ответчика, просрочка срока доставки вагонов была вызвана по причинам зависящим от грузополучателей в результате занятости их фронтов погрузки-выгрузки, что явилось основанием применения пунктов 5.1, 5.9,5.12, 6.3, 6.6 Правил исчисления сроков доставки.
Кроме того, ответчик ссылается на необоснованный отказ суд в применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и снижении размера неустойки.
Явившийся в судебное заседание представитель ответчика апелляционную жалобу поддержал в полном объеме.
Представитель истца, в судебном заседании против апелляционной жалобы возражал, по доводам, изложенным в отзыве.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 15.12.2014 года на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, в период с июля по ноябрь 2013 года грузоперевозчиком ОАО "РЖД" были осуществлены перевозки груза по сети железных дорог в вагонах собственности истца и привлеченных вагонах для перевозки грузов по договорам аренды подвижного состава, что подтверждается железнодорожными накладными: ЭЭ973607,ЭЯ024787, ЭЯ026028, ЭЯ026098, ЭЯ032145, ЭЯ032212, ЭЯ032483, ЭЯ033421, ЭЯ033446, ЭЯ033531, ЭЯ033563, ЭЯ034046, ЭЯ043672, ЭЯ043687, ЭЯ053064, ЭЯ053101, ЭЯ053129, ЭЯ053148, ЭЯ053192, ЭЯ058963, ЭЯ058992, ЭЯ059026, ЭЯ059062, ЭЯ059090, ЭЯ059124, ЭЯ084318, ЭЯ549226, ЭЯ549448, ЭЯ549838, ЭЯ568841, ЭЯ603415, ЭЯ603768, ЭЯ605735, ЭЯ605948, ЭЯ635621, ЭЯ685205, ЭЯ685252, ЭЯ691182, ЭЯ691249, ЭЯ714662, ЭЯ739751, ЭЯ842006, ЭЯ090051, ЭЯ122149, ЭЯ122188, ЭЯ122257, ЭЯ122275, ЭЯ122287, ЭЯ122301, ЭЯ122312, ЭЯ122330, ЭЯ122351, ЭЯ133293, ЭЯ221539, ЭЯ221749, ЭЯ221839, ЭЯ221749, ЭЯ221836, ЭЯ221883, ЭЯ234644, ЭЯ264720, ЭЯ264811, ЭЯ264840, ЭЯ264913, ЭЯ287151, ЭЯ287700, ЭЯ287885, ЭЯ312875, ЭЯ312939, ЭЯ312947, ЭЯ312961, ЭЯ312974, ЭЯ325026, ЭЯ326204, ЭЯ326274, ЭЯ335981, ЭЯ336006, ЭЯ337448, ЭЯ337469, ЭЯ348708, ЭЯ356621, ЭЯ356732, ЭЯ760175, ЭЯ778776, ЭЯ788623, ЭЯ807687, ЭЯ807749, ЭЯ807843, ЭЯ807890, ЭЯ807927, ЭЯ807977, ЭЯ811813, ЭЯ871402, ЭЯ871536, ЭЯ894719, ЭЯ914392, ЭЯ914518, ЭЯ914526, ЭЯ916183, ЭЯ926166, ЭЯ927786, ЭЯ954842, ЭЯ956561, ЭЯ971108, ЭЯ971132, ЭЯ971174, ЭЯ972939, ЭА011085, ЭА012712, ЭА012864, ЭА013073, ЭА013266, ЭА048282, ЭА055856, ЭА055920, ЭА055938, ЭА058026, ЭА058152, ЭА076379, ЭА076416, ЭА076593, ЭА115303, ЭА129297, ЭА139960, ЭА140909, ЭА140981, ЭА141047, ЭА141100, ЭА141227, ЭА169243, ЭА169256, ЭА169267, ЭА169498, ЭА169576, ЭА183931, ЭА199170, ЭА199322, ЭА199566, ЭА227241, ЭА227314, ЭА233290, ЭА252559, ЭА252582, ЭА252596, ЭА252631, ЭА253086, ЭА261314, ЭА261327, ЭА261340, ЭА261392, ЭА281130, ЭА281166, ЭА281192, ЭА281206, ЭА281217, ЭА281231, ЭА315779, ЭА329428, ЭА338584, ЭА338600, ЭА400974, ЭА401929, ЭА402667, ЭА441972, ЭА446851, ЭА531747, ЭА537953, ЭЭ633598, ЭЯ053172, ЭЯ090179, ЭЯ264765, ЭЯ407223, ЭЯ425812, ЭЯ474348, ЭЯ493304, ЭЯ493350, ЭЯ493413, ЭЯ493543, ЭЯ509407, ЭЯ510180, ЭЯ510299, ЭЯ603415, ЭЯ635561, ЭЯ635657, ЭЯ658606, ЭЯ660581, ЭЯ660614, ЭЯ660633, ЭЯ677804, ЭЯ685288, ЭЯ692527, ЭЯ692574, ЭЯ739529, ЭЯ752631, ЭЯ760024, ЭЯ760107, ЭЭ947029, ЭЯ039810, ЭЯ287786, ЭЯ288284, ЭЯ312887, ЭЯ312903, ЭЯ335754, ЭЯ335818, ЭЯ336766, ЭЯ376839, ЭЯ376894, ЭЯ456875, ЭЯ470697, ЭЯ474677, ЭЯ474689, ЭЯ549029, ЭЯ549971, ЭЯ560418, ЭЯ568829, ЭЯ568854, ЭЯ568940. ЭЯ598114, ЭЯ603471, ЭЯ605802, ЭЯ608650, ЭЯ894080, ЭЯ660574, ЭЯ660652, ЭЯ692647, ЭЯ739355, ЭЯ739811, ЭЯ752490, ЭЯ752849, ЭА040815, ЭА255905, ЭЭ156353, ЭЭ080237, ЭЭ201859, ЭЭ286569, ЭЭ830166, ЭЭ877158, ЭЭ359385, ЭЭ427428, ЭЭ142973, ЭЭ179003, ЭЭ794824, ЭЭ473853, ЭЭ601489, ЭЭ796177, ЭЭ971753, ЭЭ971759, ЭЭ080154, ЭЭ083873, ЭЭ387634, ЭЭ387644, ЭЭ524925, ЭЭ597841, ЭЯ049054, ЭЭ598669, ЭЭ695027, ЭЭ762506, ЭЭ778251, ЭЭ827234, ЭЭ827916, ЭЭ876046, ЭЭ876091, ЭЭ359470, ЭЭ425944, ЭЭ950478, ЭЭ970702, ЭЯ180187, ЭЭ685183, ЭЭ894854, ЭЭ894939, ЭЭ895107, ЭЯ279263, ЭЭ628556, ЭЯ061629, ЭЭ174566, ЭЭ295193, ЭЭ524265, ЭЭ524562, ЭЭ716402, ЭЭ749008, ЭЯ368860, ЭЯ368899, ЭЭ287955, ЭЭ295334, ЭЭ596983, ЭЯ017195, ЭЬ661377, ЭЭ530296, ЭЯ097488, ЭЯ176922, ЭЯ187806, ЭЯ288422, ЭЭ618520, ЭЭ827214, ЭЭ858310, ЭЭ879183, ЭЭ997670, ЭЯ018721, ЭЯ046913, ЭЯ061649, ЭЯ247253, ЭЯ505164, ЭЭ779086, ЭЯ019355, ЭЯ550804, ЭЭ855786, ЭЭ948449, ЭЯ054841, ЭЯ333097, ЭЯ630526, ЭЭ794748, ЭЯ406182, ЭЯ625953, ЭЯ634132, ЭЯ634137, ЭЯ046941, ЭЯ553021, ЭЯ156114, ЭЯ551499, ЭЯ368930, ЭЭ999572, ЭЯ188613, ЭЯ599367, ЭЯ634271, ЭЯ048209, ЭЯ048329, ЭЯ661363, ЭЭ948232, ЭЯ156950, ЭЯ156995, ЭЯ519813, ЭЯ630520, ЭЯ333132, ЭЯ556298, ЭЯ556569, ЭЯ661516, ЭЯ661524, ЭЯ787371, ЭЯ273476, ЭЯ273530, ЭЯ519195, ЭЯ661517, ЭЯ735589, ЭЯ852377, ЭЯ850335, ЭЯ932527, ЭЭ876182, ЭЯ155805, ЭЯ156807, ЭЯ400198, ЭЯ475058, ЭЯ539674, ЭЯ557716, ЭЯ634268, ЭЯ815350, ЭЯ879396, ЭЯ531748, ЭЯ532380, ЭЯ532499, ЭЯ532848, ЭЯ932525, ЭА041657, ЭА048704, ЭЭ596992, ЭЯ365258, ЭЯ531983, ЭЯ554101, ЭЯ609031. ЭЯ625955, ЭЯ631936, ЭЯ763874, ЭЯ850271, ЭЯ866053, ЭЯ959691, ЭЯ400247, ЭЯ400505, ЭЯ531830, ЭЯ531863, ЭЯ533343, ЭА096148, ЭА102566, ЭА163128, ЭЯ288447, ЭЯ289306, ЭЯ079874, ЭЯ079954, ЭЯ533217. ЭЯ637949, ЭЯ932515, ЭЯ938356, ЭА108543, ЭА273527, ЭЭ996674, ЭЯ364681, ЭЯ829229, ЭА144117, ЭЯ532041, ЭЯ717302, ЭЯ867965, ЭА346786, ЭЯ717510, ЭЯ947775, ЭА223702, ЭЯ058011, ЭА446112, ЭА339362, ЭА486666, ЭА522070, ЭА538129, ЭА570180, ЭА570183, ЭА339236, ЭА339472, ЭА652895, ЭА652896, ЭА701052, ЭА701259, ЭА701260, ЭЯ553831, ЭЯ572098, ЭЯ620484, ЭЯ549318, ЭЯ288655, ЭЯ500839, ЭЯ582981, ЭЯ735177, ЭЯ769646, ЭЯ831323, ЭЯ831355, ЭЯ555794, ЭЯ717480, ЭЯ883849, ЭЯ920296, ЭЯ920305, ЭЯ968527, ЭЯ940179, ЭЯ982874, ЭА420779, ЭЯ444189, ЭЯ457873, ЭЯ940152, ЭЯ829673, ЭА110421, ЭА127339, ЭА134317, ЭА355082, ЭА462611, ЭЯ106660, ЭЯ409998, ЭЯ6705601, ЭЯ829639, ЭЯ829482, ЭЯ94539, ЭА130103, ЭА134005, ЭА462612, ЭЯ497991, ЭА017514, ЭА017683, ЭА162904, ЭА517944, ЭА574666, ЭЯ532022, ЭЯ764945, ЭЯ905508, ЭА023731, ЭА023796, ЭА051113, ЭА064344, ЭА134528, ЭА162386, ЭА162982, ЭА285862, ЭА433798, ЭА218247, ЭА224628, ЭА310060, ЭА421582, ЭА421809. ЭА4201812, ЭЯ444252, ЭА134502, ЭА163108, ЭА222271, ЭА518711, ЭГ499685, ЭГ201405, ЭГ262175, ЭГ308350, ЭГ308749, ЭГ776645, ЭГ797181, ЭГ962823, ЭГ808896, ЭГ809025, ЭА416406, ЭЯ087040, ЭА538013, ЭА553661, ЭА574406, ЭА574466 с нарушением срока доставки.
При осуществлении перевозки груза, отношения между грузоотправителем и перевозчиком регулируются положениями главы 40 ГК РФ и Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта).
Истец (грузоотправитель) в полном объеме уплатил ответчику (перевозчику) провозную плата за перевозку вагонов по маршрутам, указанным в накладных.
В силу пункта 2 статьи 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами или кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяется соглашением сторон, если Гражданским кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии со статьей 785 ГК РФ, по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Согласно статье 792 ГК РФ, перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таковых сроков в разумный срок.
В силу статьи 793 ГК РФ за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно статье 25 Устава железнодорожного транспорта при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.
Согласно статье 33 Устава железнодорожного транспорта перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Вагоны, указанные в имеющихся в материалах дела железнодорожных накладных, доставлены с нарушением сроков, предусмотренных Правилами исчисления сроков доставки грузов, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила N 27).
Факт просрочки доставки вагонов подтверждается соответствующими отметками, учиненными железной дорогой в железнодорожных транспортных накладных.
При передаче вагонов ответчику (перевозчику) на станции отправления каких-либо претензий к техническому и/или коммерческому состоянию вагонов со стороны ответчика не предъявлялось. Истец свои обязательства, связанные с передачей вагонов перевозчику, а также обязательства по оплате провозных платежей, исполнил надлежащим образом. Вагоны доставлялись на станцию назначения и выдавались грузополучателю с просрочкой.
В связи с просрочкой груза истцом начислены пени и выставлены в адрес ответчика претензии:
- в адрес ОАО "РЖД" в лице филиала "Горьковская железная дорога" как дороге назначения N 11/09-03-082013/9542 от 11.12.2013 в сумме 20 363 рубля 13 копеек, N 11/09-03-092013/9752 от 09.01.2014 в сумме 38 555 рублей 55 копеек;
- в адрес ОАО "РЖД" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога" как дороге назначения N 11/09-03-082013/9551 от 10.12.2013 в сумме 3 874 623 рубля 04 копейки, N 11/09-03-082013/9554 от 10.12.2013 в сумме 444 431 рубль 88 копеек, N 11/09-03-082013/9552 от 10.12.2013 в сумме 2 125 341 рубль 83 копейки, N 11/09-03-092013/9761 от 24.12.2013 в сумме 1 930 580 рублей 10 копеек, N 11/09-03-092013/9762 от 09.01.2014 в сумме 1 224 687 рублей 96 копеек, N 11/09-03-092013/9760 от 13.01.2014 в сумме 4 619 990, рублей 51 копейка;
- в адрес ОАО "РЖД" в лице филиала "Юго-Восточная железная дорога" как дороге назначения N 11/09-03-082013/9555 от 10.12.2013 в сумме 1 118 110 рублей 74 копейки, N 11/09-03-092013/9763 от 24.12.2013 в сумме 557 778 рублей 93 копейки;
- в адрес ОАО "РЖД" в лице филиала "Южно-Уральская железная дорога" как дороге назначения N 11/09-03-082013/9556 от 01.11.2013 в сумме 964 802 рубля 23 копейки, N 11/09-03-082013/9557 от 01.11.2013 в сумме 766 664 рубля 66 копеек, N 11/09-03-082013/9558 от 01.11.2013 в сумме 273 736 рублей 62 копейки, N 11/09-03-092013/9765 от 14.11.2013 в сумме 574 887 рублей 24 копейки, N 11/09-03-092013/9766 от 14.11.2013 в сумме 545 202 рубля 99 копеек, N 11/09-03-092013/9767 от 14.11.2013 в сумме 549 076 рублей 23 копейки, N 11/09-03-092013/9768 от 14.11.2013 в сумме 7 442 рубля 19 копеек, N 11/09-03-092013/10188 от 14.11.2013 в сумме 587 103 рубля 15 копеек, N 11/09-03-092013/10189 от 14.11.2013 в сумме 28 031 рубль 04 копейки, N 11/09-03-112013/11046 от 06.12.2013 в сумме 28 031 рубль 04 копейки, N 11/09-03-092013/10185 от 14.11.2013 в сумме 20 242 рубля 08 копеек, N 11/09-03-082013/9581 от 11.12.2013 в сумме 10 528 рублей 38 копеек, N 11/09-03-092013/9764 от 14.01.2014 в сумме 9 574 рубля 11 копеек.
Ответами N N Юпр-14/112 и Юпр-14/110 от 24.01.2014, Юпр-14/106 и Юпр-14/115 и Юпр-14/113 от 27.01.2014, Юпр-14/29 от 20.01.2014, Юпр-14/328 от 10.02.2014, Юпр-14/321 от 10.02.2014, 9/84 от 16.01.2014, ЮУТЦФТОПР-2/4-1620 от 20.12.2013, ЮУТЦФТОПР-2/4-1599 от 20.12.2013, ЮУТЦФТОПР-2/4-1600 от 20.12.2013, ЮУТЦФТОПР-2/4-18 от 11.02.2014, ЮУТЦФТОПР-2/4-22 от 14.02.2014, ЮУТЦФТОПР-2/4-1848 от 23.12.2013, ЮУТЦФТОПР-2/4-1850 от 23.12.2013, ЮУТЦФТОПР-2/4-16 от 11.02.2014, ЮУТЦФТОПР-2/4-17 от 11.02.2014, ЮУТЦФТОПР-2/4-45 от 14.02.2014, ЮУТЦФТОПР-2/4-1849 от 23.12.2013, ЮУТЦФТОПР-2/4-49 от 14.02.2014, ЮУТЦФТОПР-2/4-311 от 25.02.2014 перевозчик отклонил требования заявителя.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 Устав железнодорожного транспорта случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава.
Статьей 97 Устава железнодорожного транспорта предусмотрено, что за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере 9 % от платы за перевозку грузов, доставку порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов.
Согласно пункту 2 Правил N 27, нормативные сроки доставки грузов (далее - срок доставки), в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов. Неполные сутки при исчислении сроков доставки груза считаются за полные. Расчетное время - Московское.
В соответствии со статьей 793 ГК РФ за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Представленный истцом расчет срока доставки грузов производился в соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта и Правилами N 27, проверен судами и признан правомерным.
Правила исчисления сроков предусматривают определенные обстоятельства, при наличии которых сроки доставки увеличиваются на все время задержки, в частности согласно пункту 6.7 Правил N 27 о причинах задержки груза, предусмотренных пунктом 6 Правил (в том числе по причине занятости фронтов выгрузки), и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акт обшей формы в двух экземплярах в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости. В графе накладной "Отметки перевозчика" и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка о задержании груза на станции с указанием причин задержки и срока, на который увеличивается срок доставки. Отметка удостоверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика и календарным штемпелем перевозчика.
Порядок оформления задержки вагонов, в том числе в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения, устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Согласно статьям 405, 406 ГК РФ должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора. Кредитор считается просрочившим, если он не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором, либо вытекающих из обычаев делового оборота или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства.
Статьями 39, 119 Устава железнодорожного транспорта и разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила составления актов) предусмотрено, что задержка вагонов на станции назначения в ожидании их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного пути удостоверяется актом общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки, фактическое время задержки вагонов, контейнеров.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 27, груз доставлен в срок, если до истечения указанного в накладной срока перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателями или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей, чему соответствует календарный штемпель в графе железнодорожной накладной "выдача оригинала накладной грузополучателю".
Кроме того, в соответствии с пунктом 6.5. Правил N 27 срок доставки грузов увеличивается на все время задержки в случае задержки вагонов на промежуточных станциях по причине неприема их ж.д. станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на ж.д. путях необщего пользования по причинам зависящим от грузополучателей, а основанием задержки вагонов на промежуточных ж.д. станциях по причинам зависящим от грузополучателей является невыполнение грузополучателями технологических сроков оборота вагонов или технологических норм выгрузки грузов из вагонов (в соответствии с пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования).
Технологические нормы выгрузки грузов из вагонов в соответствии с пунктом 6.3 Правил используются при определении перерабатывающей способности железнодорожного пути необщего пользования, которая учитывается при приеме заявок грузоотправителей на перевозку грузов в части соответствия размеров погрузки выгрузочным возможностям грузополучателя.
В силу пункта 1.4.1 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 39 лист железнодорожной накладной, в которой указывается срок доставки груза, заполняется перевозчиком.
Согласно пункту 1.10 Правил заполнения перевозочных документов графы, обведенные рамками в листах накладной на бланках, заполняются перевозчиком.
Именно такой графой является графа "срок доставки истекает".
В пункте 3.2 Правил заполнения перевозочных документов указывается, что перевозчиком в строке "Срок доставки истекает" указывается расчетная дата истечения срока доставки груза.
Таким образом, сам ответчик, руководствуясь Правилами исчисления сроков доставки грузов, исчислил срок доставки груза по указанным железнодорожным накладным и в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов указал этот срок в накладных.
Срок доставки груза исчисляется сотрудником ОАО "РЖД", который при расчете тарифа и сроков доставки груза не может не знать, каким маршрутом будет отправлен вагон, а также какой груз будет перевозиться.
В пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 30 от 06.10.2005 "О некоторых вопросах практики применения ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" разъяснено, что при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 6.6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом (утв. приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 27) сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случае задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев путей необщего пользования. О причинах задержки груза и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном Правилами составления актов. Первый экземпляр акта прилагается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначении к дорожной ведомости. В графе накладной "Отметки перевозчика" и в дорожной ведомости делается отметка о составлении акта общей формы. При этом в Правилах не указано, что акт должен использоваться в качестве доказательства просрочки в доставке груза. Напротив, предполагается, что такой акт закрепляет изменение договора перевозки в части сроков доставки.
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с требованиями статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ст. 97, 120 Устава железнодорожного транспорта перевозчик, выдавший груз, уплачивает отправителю пени в размере 9% от провозной платы за каждые сутки просрочки в доставке каждого порожнего вагона, не принадлежащего перевозчику.
Пунктом 6 Правил исчисления сроков доставки, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 27 сроки доставки увеличиваются на все время задержки в определенных Правилами случаях, при этом, о причинах задержки грузов и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акт общей формы, о чем делается отметка в соответствующей графе железнодорожной накладной с указанием станции задержки и срока, на который увеличивается доставка груза.
Расчет срока доставки грузов производится в соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта и Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Согласно статье 120 Устава железнодорожного транспорта, до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, к перевозчику обязательно предъявляется претензия.
Представленный истцом расчет пени проверен и признан судом верным и обоснованным.
Поскольку ответчиком были допущены просрочки по доставке грузов, истец обратился с претензией об оплате суммы пени за просрочку доставки груза, которая была оставлена ответчиком без удовлетворения.
Суд первой инстанции сделал законный и обоснованный вывод о том, что ответчиком допущена просрочка в доставке вагонов, при этом не представлено доказательств наличия непреодолимой силы, обусловившей невозможность надлежащего исполнения обязательств, а также принятия всех возможных мер по исполнению обязательств.
Неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств, средством возмещения потерь кредитора, вызванного нарушением должником своих обязательств, но не должна служить средством дополнительного обогащения кредитора за счет должника.
Ответчиком в суде первой инстанции заявлено о применении статьи 333 ГК РФ.
В силу статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Согласно статье 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" при обращении в суд с требованием о взыскании неустойки кредитор должен доказать неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства должником, которое согласно закону или соглашению сторон влечет возникновение обязанности должника уплатить кредитору соответствующую денежную сумму в качестве неустойки (пункт 1 статьи 330 ГК РФ). Соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства предполагается. Исходя из принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (статья 1 ГК РФ) неустойка может быть снижена судом на основании статьи 333 ГК РФ только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика.
При этом ответчик должен представить доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, в частности, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки.
Таким образом, в каждом конкретном случае, суд оценивает возможность снижения неустойки с учетом конкретных обстоятельств спора и взаимоотношений сторон.
Ответчиком не представлено доказательств того, что размер пени явно несоразмерен последствиям нарушения обязательства по своевременной доставке груза, так же не представлено доказательств того, что ответчик принял все необходимые действия для надлежащего исполнения своих обязательств.
Суд не нашел оснований для применения статьи 333 ГК РФ. Поскольку ответчиком допущена просрочка в исполнении обязательства по доставке вагонов, при этом не представлено доказательств невозможности надлежащего исполнения обязательств, а также принятия всех возможных мер по исполнению обязательств, требование истца о взыскании неустойки заявлено обоснованно и снижению в порядке статьи 333 ГК РФ не подлежит.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно статье 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения. Указанная правовая позиция нашла отражение в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.01.2011 N 11680/10.
Ответчик является коммерческой организацией (статья 50 ГК РФ), осуществляет предпринимательскую деятельность, каковой, согласно статье 2 Гражданского кодекса, является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Субъекты предпринимательской деятельности осуществляют эту деятельность с определенной степенью риска и несут ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств независимо от наличия в этом их вины (абзац 3 пункта 1 статьи 2, пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Учитывая компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства, Гражданский кодекс предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом.
Снижение неустойки судом возможно только в одном случае - в случае явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения права.
Доводы ответчика о просрочке доставки грузов в связи с запретом движения железнодорожного транспорта на территории республики Дагестан вследствие действующей угрозы проведения террористических актов подлежат отклонению, поскольку данные обстоятельства не могут свидетельствовать о том, что задержка доставки грузов возникла по не зависящим от перевозчика причинам.
Ответчик является профессиональным перевозчиком, в связи с чем, имеет возможность вести общие планы поставок по железной дороге по направлению к конкретной станции назначения, на предмет технической и технологической возможности осуществления перевозок. При этом ответчик мог воспользоваться установленным в статье 11 Устава правом отказать в согласовании заявки на перевозку груза. Задержка груза из-за угрозы террористических актов произведена с нарушением требований статьи 29 Устава, так как перевозчиком не представлено доказательств уведомления руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, а также не предпринято всех мер для надлежащего исполнения обязательств при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.
Таким образом, исполнение порядка предусмотренного статьей 29 Устава ответчиком не подтверждено в соответствии с требованиями закона,
На основании вышеуказанного, отклоняется и довод перевозчика по накладным N ЭЯ685252, N ЭЯ691249, N ЭЯ714662, N ЭЯ739751, N ЭЯ090051, N ЭЯЗ12974, N ЭА048282, N ЭА076593, N ЭА141227.
Довод об увеличении на одни дополнительные сутки при перевозке опасных грузов нормативного срока доставки груза подлежит отклонению, поскольку указанные сутки учтены и расчете, кроме отправок N N ЭА574666, ЭГ499685, ЭЭ359385, ЭЭ427428, ЭЭ473853, ЭЭ601489, ЭЭ695027, ЭЭ174566, ЭЯ054841, ЭЭ999572, ЭЯ787371, ЭЯ866053 на основании следующего.
Перевозка порожних вагонов из-под опасного груза не является перевозкой опасного груза.
Согласно Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам (утверждены Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, протокол от 05.04.1996 N 15), (пункт 1.3.1), перевозкам по железным дорогам допускаются опасные грузы, поименованные в алфавитном указателе (приложение N 2) и в перечне опасных грузов класса 1 (приложение N 10). Порожние универсальные полувагоны из-под серы к ним не относятся.
Статья 44 Устава железнодорожного транспорта предусматривает, что после выгрузки грузов, грузобагажа вагоны, контейнеры в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом должны быть очищены внутри и снаружи, с них должны быть сняты приспособления для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления, а также должны быть приведены в исправное техническое состояние несъемные инвентарные приспособления для крепления (в том числе турникеты) или грузополучателем (получателем), или перевозчиком - в зависимости от того, кем обеспечивалась выгрузка грузов, грузобагажа.
В силу пунктов 2.1.26. Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам (утверждены Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, протокол от 05.04.1996 N 15) вагоны или контейнеры, в которых перевозились опасные грузы навал ом/и асы пью и которые не используются под повторную перевозку такого же груза, после выгрузки должны быть полностью очищены.
В соответствии с пунктом 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 в случае неочистки вагонов от остатков груза после выгрузки средствами грузополучателя должен быть составлен акт общей формы, удостоверяющий факт неочистки.
Вышеуказанные акты общей формы ответчиком в материалы дела не представлены, в железнодорожных накладных отсутствую! сведения о сдаче грузополучателем неочищенных вагонов после выгрузки из них опасного груза.
Кроме того, провозная плата по указанным накладным рассчитывалась по тарифной схеме 25 без применения повышающих коэффициентов для перевозки опасных грузов, что также свидетельствует о том, что порожние полувагоны перевозились не на условиях опасного груза.
Более того, нанесение штемпеля "Прикрытие 3/0-0-1-0" не свидетельствует о безусловной перевозке данного груза как опасного. Согласно п. 6 Приложения N 7 "Отбор и подготовка вагонов и контейнеров в противопожарном отношении для перевозки грузов" к Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам с номерами ООН 1327 и 3360, а также неопасных грузов в решетчатой или бумажной упаковке, с применением в качестве упаковочных материалов ткани, рогожи, бумаги, стружки, соломы, в верхней части накладной грузоотправитель обязан проставить штемпели красного цвета "Легко воспламеняется", "Прикрытие 3/0-0-1-0". В вагонном листе такие отметки проставляются железной дорогой.
На основании вышеуказанного, истец правомерно исчислил нормативный срок доставки порожних универсальных полувагонов из-под серы не принадлежащих перевозчику.
По накладным ЭЯ599367, ЭА421582, ЭА5187П, ЭГ499685 довод заявителя жалобы об увеличении сроков доставки груза в связи с технической неисправностью вагонов отклоняется в силу следующего. Техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик, перевозчик обязан подавать под погрузку исправные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны.
Согласно требованиям, установленными статьи 20 Устава железнодорожного транспорта, перевозчик обязан не только подавать под погрузку исправные вагоны и определять их техническую пригодность, но и обеспечивать техническую исправность вагонов в пути следования, независимо от права собственности на вагон, в силу чего самого факта технической неисправности вагонов для увеличения срока доставки груза не достаточно необходимо, чтобы неисправность возникла по не зависящим от перевозчика обстоятельствам.
Таким образом пункт 6.3. Правил N 27 не может быть применен для продления нормативного срока доставки груза на время нахождения вагона в ремонте в отсутствие доказательств невиновности перевозчика в возникновении технической неисправности вагонов.
Поскольку ответчик не представил обозначенных доказательств, считаем суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование о взыскании пени за просрочку доставки по указанным накладным в полном объеме.
Довод ответчика об увеличении срока доставки груза по накладной N ЭА522070 на основании договора N ОД09-241/12 от 03.07.2012, заключенного между грузоотправителем ОАО "ФосАгро-Череповец" и перевозчиком подлежит отклонению, поскольку условия договора, стороной которых истец не является (истец-грузополучатель), не распространяются на отношения, сложившиеся между истцом и ответчиком (статья 308 ГК РФ).
Вагон N 52920485, следовавший по ж.д. накладной NЭЦ112861 со станции Кошта на станцию Каргала принадлежит ООО "Газпромтранс" на праве финансовой аренды (Договор лизинга NДЛ 07 ГПТ-2 от 21.02.2007). Грузоотправитель ОАО "ФосАгро-Череповец" не обладает никакими законными правами (правом собственности или аренды) на спорный порожний вагон, следовательно, распоряжаться им и передавать к перевозке на условиях, определенных им самостоятельно, не мог, что также подтверждается судебной практикой Постановления Президиума ВАС РФ от 10.07.2112 N 4503/12.
Довод ответчика об увеличении сроков доставки грузов (по отправкам указанным в таблице ответчика) на основании пункта 8 Правил N 27 отклоняется по следующим основаниям.
Согласно пункту 8 Правил, сроки доставки опасных грузов определяются по фактически пройденному расстоянию с учетом обхода железнодорожных транспортных узлов, перечень которых публикуется и сборнике правил перевозок железнодорожным транспортом, исходя из норм суточного пробега, указанных в пункте 2.1 Правил.
В соответствии с пунктом 3.7.9. "Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам" (утв.СЖТ СНГ, протокол от 05.04.1996 N 15 в ред. от 07.05.2014) если крупные железнодорожные узлы имеют обходы, то транзитные поезда, в составах которых есть вагоны с ВМ, должны пропускаться по обходам. Перечень таких узлов определяется и устанавливается железнодорожной администрацией.
Распоряжением ОАО "РЖД" от 31.08.2012 N 1759р "О порядке пропуска транзитных поездов, в составе которых имеются вагоны с опасными грузами (взрывчатыми материалами), в обход крупных жд узлов, имеющих такие обходы" предусмотрен перечень станций, в обход которых должен следовать опасный груз класса 1 (взрывчатые материалы).
Распоряжением ОАО "РЖД" от 31.08.2012 N 1759р "О порядке пропуска транзитных поездов, в составе которых имеются вагоны с опасными грузами (взрывчатыми материалами), в обход крупных жд узлов, имеющих такие обходы" предусмотрен перечень станций, в обход которых должен следовать опасный груз класса 1 (взрывчатые материалы). Однако применение данного пункта к спорным вагонам ООО "Газпромтранс" неправомерно, так перевозчик осуществлял перевозку порожних вагонов класса опасности 2, о чем имеются соответствующие отметки в ж.д. накладных.
Перечень узлов, в обход которых должны следовать вагоны класса опасности 2, ответчиком не представлен, обоснованность следования указанным фактическим маршрутом не доказана.
Учитывая изложенное, в отсутствие документально подтвержденных доказательств, довод ответчика об увеличении срока доставки по спорным накладным подлежит отклонению, что подтверждено судебной практикой по делам N А40-1 79249/2013, N А40-54140/2014, N А40-46673/2014, А40-31748/2014 (между ООО "Газпромтранс" и ОАО "РЖД").
По накладным ЭЯ549029, ЭЯ040815 довод подателя жалобы об увеличении сроков доставки груза в связи с технической неисправностью вагонов отклоняется.
Техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик, перевозчик обязан подавать под погрузку исправные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны.
В соответствии с требованиями, установленными ст. 20 Устава железнодорожного транспорта, перевозчик обязан не только подавать под погрузку исправные вагоны и определять их техническую пригодность, но и обеспечивать техническую исправность вагонов в пути следования, независимо от права собственности на вагон, в силу чего самого факта технической неисправности вагонов для увеличения срока доставки груза не достаточно, необходимо, чтобы неисправность возникла по не зависящим от перевозчика обстоятельствам.
Таким образом, пункт 6.3. Правил N 27 не может быть применен для продления нормативного срока доставки груза на время нахождения вагона в ремонте в отсутствие доказательств невиновности перевозчика в возникновении технической неисправности вагонов.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заявленная сумма пени правомерно взыскана судом первой инстанции.
Девятый арбитражный апелляционный суд отклоняет доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, поскольку при принятии судебного акта суд первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266, 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 15 декабря 2014 года по делу N А40-87051/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295; 107714, г. Москва, ул. Н. Басманная, д. 2) в доход федерального бюджета 3 000 (Три тысячи) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.И. Левченко |
Судьи |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-87051/2014
Истец: ООО "Газпромтранс", ООО "Газпромтранс" в лице Оренбургского филиала
Ответчик: ОАО "РЖД", ОАО "Российские Железные Дороги"