г. Киров |
|
31 марта 2015 г. |
Дело N А31-11022/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кобелевой О.П.,
судей Гуреевой О.А., Сандалова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шибановой М.А.,
без участия сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы областного государственного казенного учреждения "Кадыйское лесничество", Департамента лесного хозяйства Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 16.01.2015 по делу N А31-11022/2014, принятое судом в составе судьи Разгуляевой Г.М.,
по иску областного государственного казенного учреждения "Кадыйское лесничество" (ОГРН 1024402633023, ИНН 4412000254)
к обществу с ограниченной ответственностью производственное лесопромышленное объединение "Островский лес" (ОГРН 1024402635839, ИНН 4421003780)
третье лицо: Департамент лесного хозяйства Костромской области
о взыскании неустойки,
установил:
областное государственное казенное учреждение "Кадыйское лесничество" (далее - истец, Лесничество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью производственное лесопромышленное объединение "Островский лес" (далее - ответчик, ООО ПЛО "Островский лес") о взыскании 453 857 руб. неустойки.
К участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечен в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент лесного хозяйства Костромской области (далее - третье лицо, Департамент).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 16.01.2015 в удовлетворении иска отказано.
Истец, третье лицо, не согласившись с принятым решением, обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
Как указывают заявители, на момент совершения правонарушений действовали Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации N 551. Данные Правила предусматривали ответственность лесопользователей за допущенные нарушения в виде неустоек. Постановлением Правительства Российской Федерации N 273 не предусмотрены такие нарушения, как оставление недорубов, рубка или повреждение деревьев до степени прекращения роста, поэтому применению в настоящем деле оно не подлежит.
Ответчик отзыв на жалобу не представил.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 20.08.2001 между органом государственного управления лесами - Кадыйским лесхозом (арендодатель) и ООО ПЛО "Островский лес" (арендатор) заключен договор аренды участков лесного фонда N 9, согласно которому арендатору передаются в аренду участки лесного фонда, расположенные в Кадыйском лесхозе: Октябрьское лесничество, кварталы NN 1-6, 8-12, общей площадью 2195 га; Шуйское лесничество, кварталы NN 1-5, 7-12, 77-82, 92-97, общей площадью 4889 га, итого площадью 7084 га, с целью заготовки древесины.
Пунктом 9.4 договора предусмотрено, что штрафные санкции за лесонарушения, выявленные при освидетельствовании мест рубок, арендатор несет в соответствии с действующим лесным законодательством, инструкциями МПР, постановлениями Правительства Российской Федерации и органов государственной власти Костромской области.
Истец заказным письмом направил ответчику извещение о направлении 27.07.2007 к 09 часам в лесничество представителя с доверенностью для участия в освидетельствовании мест рубок по лесорубочным билетам N 215 от 13.11.2003, N 26 от 03.02.2004, N 168 от 06.10.2004.
При освидетельствовании мест рубок установлены нарушения: рубка или повреждение деревьев до степени прекращения роста за пределами переданных лесосек, в том числе на 50-метровых полосах всего 1590 кбм: ель - 104 кбм, береза - 555 кбм, осина - 931 кбм, о чем составлены акты освидетельствования мест рубок от 27.07.2007. В актах содержится ссылка на неявку представителя ответчика для участия в освидетельствовании мест рубок, указан размер подлежащей взысканию с лесонарушителя неустойки.
Истцом в адрес ответчика было направлено претензионное письмо N 250 от 21.08.2007, в котором истец ссылался на наличие нарушений Правил отпуска древесины на корню, указывал на начисление неустойки в сумме 453 857 руб. и предлагал ответчику уплатить данную неустойку добровольно в месячный срок.
Ответчик неустойку не уплатил.
В дальнейшем ООО ПЛО "Островский лес" обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Костромской области от 20.10.2008 по делу N А31-4386/2008 в отношении ООО ПЛО "Островский лес" введена процедура наблюдения. Определением Арбитражного суда Костромской области от 30.07.2009 производство по делу прекращено ввиду отсутствия у должника денежных средств на проведение процедуры банкротства.
Неисполнение ответчиком требований об уплате неустойки послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Костромской области.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, суд установил следующее.
В соответствии со статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" до приведения в соответствие с Лесным кодексом РФ 2006 г. законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, федеральные законы и иные нормативные акты Российской Федерации, а также акты законодательства СССР, действующие на территории Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Лесному кодексу РФ 2006 г.
Таким образом, Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации после введения в действия Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года подлежат применению в части не противоречащей указанному кодексу.
Постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551 "Об утверждении Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации" было признано утратившим силу Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2008 N 169, вступившим в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано в "Собрании законодательства Российской Федерации" - 24.03.2008), то есть с 31.03.2008.
Из материалов дела следует, что правоотношения сторон возникли на основании лесорубочных билетов, выданных ответчику в 2003-2004 г.г., факт лесонарушений выявлен в 2007 году. В указанный период времени действовали Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551. Судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела положения указанных Правил необоснованно не были применены.
В соответствии с пунктом 28 Правил лесопользователи при заготовке древесины и живицы обязаны выполнять требования лесного законодательства Российской Федерации.
Пунктом 62 указанных Правил установлено, что лесхозы осуществляют систематический контроль за соблюдением лесопользователями требований Правил. По окончании срока действия лесорубочного билета производится освидетельствование мест рубок и подсочки древостоев в порядке, установленном Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
В случае выявления нарушений требований Правил лесопользователям даются предписания по устранению этих нарушений и предъявляются требования об уплате неустойки. При этом требования об уплате неустойки могут предъявляться в течение всего срока действия лесорубочного билета независимо от времени проведения проверки (пункт 63 Правил).
По результатам освидетельствования мест рубок и подсочки древостоев составляется акт, который подписывается лесопользователем и лесхозом, в случае выявления нарушений служит основанием для начисления неустоек и является официальным документом при рассмотрении в судах дел о взыскании неустоек за нарушения требований настоящих Правил (пункт 65 Правил).
В случаях выявления нарушений лесохозяйственных требований при проведении освидетельствования мест рубок и находящихся в подсочке древостоев лесхозы начисляют неустойки и предъявляют их лесопользователям для добровольной уплаты в месячный срок. За нарушения, дополнительно выявленные при контрольном освидетельствовании, лесопользователю предъявляются соответствующие неустойки.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 72 Правил рубка или повреждение до степени прекращения роста деревьев за пределами переданных лесопользователю лесосек, оставление недорубов представляют собой нарушение лесохозяйственных требований, в связи с чем подлежит начислению неустойка.
Таким образом, при осуществлении лесопользования на основании лесорубочных билетов, выданных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.01.1997 N 22-ФЗ), лесопользователь не освобождался от обязанностей, возложенных Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации.
Факт нарушения ответчиком лесохозяйственных требований подтверждается актами освидетельствования от 27.07.2007.
Подпункт "г" пункта 72 Правил устанавливает взыскание неустойки в размере 10-кратной ставки лесных податей за древесину указанных срубленных или поврежденных деревьев; подпункт "к" - 2-кратная ставка лесных податей за оставленную в недорубах древесину (компактные недорубы), 4-кратная ставка лесных податей за оставленную на корню древесину (в виде куртин и отдельных деревьев или расстроенных выборочной рубкой участков на назначенных в сплошную рубку лесосеках).
Проверив правильность расчета неустойки, произведенного Лесничеством, с учетом требований Правил, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности заявленных требований.
Учитывая изложенное, требования истца о взыскании с ответчика 453 857 руб. неустойки подлежат удовлетворению, а решение суда от 16.01.2015 - отмене.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины по иску и по апелляционной жалобе относится на ответчика.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, пунктом 1 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 16.01.2015 по делу N А31-11022/2014 отменить. Исковые требования областного государственного казенного учреждения "Кадыйское лесничество" удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью производственное лесопромышленное объединение "Островский лес" в доход федерального бюджета 453 857 руб. неустойки за нарушение лесного законодательства (которая должна быть уплачена по реквизитам: получатель УФК по Костромской области (Департамент лесного хозяйства Костромской области), ИНН 4401071292, КПП 440101001, ОКТМО 34610151, р/с 40101810700000010006 в ГРКЦ ГУ Банка России по Костромской области, БИК 043469001, КБК 0531169001001000140).
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью производственное лесопромышленное объединение "Островский лес" в доход федерального бюджета 12 077 руб. 14 коп. госпошлины по иску.
Возвратить областному государственному казенному учреждению "Кадыйское лесничество" из федерального бюджета 12 077 руб. 14 коп. госпошлины, уплаченной по платежному поручению N 108 от 13.10.2014.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью производственное лесопромышленное объединение "Островский лес" в доход федерального бюджета 3 000 руб. госпошлины за рассмотрение апелляционных жалоб.
Арбитражному суду Костромской области выдать исполнительные листы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
О.П. Кобелева |
Судьи |
О.А. Гуреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-11022/2014
Истец: Областное государственное казенное учреждение "Кадыйское лесничество", ОГКУ "Кадыйское лесничество"
Ответчик: ООО ПЛО "Островский лес"
Третье лицо: Департамент лесного хозяйства КО, Департамент лесного хозяйства Костромской области