г. Вологда |
|
02 апреля 2015 г. |
Дело N А66-12303/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 02 апреля 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от открытого акционерного общества "Энел Россия" Никифоровой О.В. по доверенности от 31.01.2013, от Территориального отдела (инспекции) по Тверской области Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Желоховцева А.Ю. по доверенности от 12.11.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Энел Россия" на решение Арбитражного суда Тверской области от 28 января 2015 года по делу N А66-12303/2014 (судья Басова О.А.),
установил:
открытое акционерное общество "Энел Россия" (место нахождения: 620014, Свердловская область, город Екатеринбург, ул. Хохрякова, дом 10; ОГРН 1046604013257, ИНН 6671156423; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Территориальному отделу (инспекции) по Тверской области Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (место нахождения: 170021, город Тверь, улица Плеханова, дом 51; далее - отдел) о признании недействительным предписания от 11.03.2014 N 216-М (с учетом уточнения требований, принятого судом).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 28 января 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на нарушение судом норм материального права.
Отдел в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании указали на отсутствие оснований для удовлетворения требований апелляционной жалобы и отмены оспариваемого решения суда.
Заслушав пояснения представителей общества и отдела, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, на основании приказа от 12.02.2014 N 216 в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка с целью государственного контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов (обязательных требований стандартов) в сфере технического регулирования в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ), федерального государственного метрологического надзора в области обеспечения единства измерений в соответствии с Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ).
Результаты проверки отражены в акте от 11.03.2014 N 216-М, согласно которому в филиале общества "Конаковская ГРЭС" в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при выполнении государственных учетных операций нарушены требования части 1 статьи 9 и части 1 статьи 12 Закона N 102-ФЗ в части применения средств измерений неутвержденного типа (резервуаров железобетонных вертикальных цилиндрических при хранении мазута), при выполнении измерений массы мазута косвенным методом статистических измерений.
На основании данного акта обществу выдано предписание от 11.03.2014 N 216-М, которым предписано устранить выявленные нарушения (применение средств измерений неутвержденного типа), для чего в срок до 11.04.2014 разработать программу мероприятий по устранению нарушений с указанием конкретных мероприятий и сроков их выполнения и согласовать эту программу с заместителем руководителя ЦМТУ Росстандарта, направив ее на согласование через территориальный отдел (инспекцию) по Тверской области. В случае, если программа мероприятий по устранению нарушений не будет разработана или согласована, устранить нарушения в срок до 12.05.2014.
По истечении сроков исполнения конкретных мероприятий, указанных в программе мероприятий по устранению нарушений, если такая программа будет разработана и согласована, или с 12.05.2014, если программа мероприятий по устранению нарушений не будет разработана и согласована, предписано также запретить применение находящихся на территории цеха хранения нефтепродуктов филиала общества "Конаковская ГРЭС" в месте фактического осуществления деятельности в Тверской области и применяемых в качестве средств измерений (мер вместимости) резервуаров железобетонных вертикальных цилиндрических неутвержденного типа и не прошедших поверку для выполнения измерений количества мазута государственного материального резерва при выполнении государственных учетных операций косвенным методом статистических измерений.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в Арбитражный суд Тверской области с расмматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствовался положениями пункта 10 части 3 статьи 1 Закона N 102-ФЗ, Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Закон N 61-ФЗ) и пришел к выводу о том, что общество, осуществляя операции по хранению материальных ценностей государственного резерва (нефтепродуктов), как составной части деятельности в области обороны и безопасности государства, с использованием спорных резервуаров, должно соблюдать требования Закона N 102-ФЗ вне зависимости от того, относятся ли осуществляемые обществом операции по хранению спорных нефтепродуктов к государственным учетным операциям или нет.
Апелляционная инстанция приходит к следующим выводам.
В рассматриваемом случае оснований для применения к спорным отношениям пункта 10 части 3 статьи 1 Закона N 102-ФЗ и положений Закона N 61-ФЗ не имеется, поскольку материалами дела факт осуществления обществом деятельности в области обороны и безопасности государства не подтвержден, что также следует из пояснений представителей общества и отдела, а также отражено в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
При этом податель жалобы сослался, что использовал спорные резервуары при осуществлении деятельности по хранению материальных ценностей государственного материального резерва на основании государственного контракта по оказанию услуг ответственного хранения материальных ценностей государственного материального резерва от 25.02.2014 N НТ/4, заключенного с Управлением Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу (далее - управление Росрезерва) в соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" (далее Закон N 79-ФЗ) и Инструкции о порядке и условиях поставки, приемки, хранения и выпуска топочного мазута государственного резерва на пунктах ответственного хранения, утвержденного приказом Госкомрезерва от 17.07.1996 N 151. Указанные обстоятельства подтверждены представителем отдела.
В соответствии со статьей 2 Закона N 79-ФЗ материальные ценности государственного резерва это продукция (товары), поставленная в государственный резерв на хранение.
Пунктами 1 и 2 статьи 11 Закона N 79-ФЗ предусмотрено, что материальные ценности государственного резерва размещаются в организациях, входящих в систему государственного резерва и специально предназначенных для хранения материальных ценностей государственного резерва, и у ответственных хранителей. Размещение организаций, входящих в систему государственного резерва, и строительство объектов капитального строительства системы государственного резерва на территории Российской Федерации осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Хранение материальных ценностей государственного резерва ответственными хранителями осуществляется на основании государственных контрактов (в том числе долгосрочных государственных контрактов), заключенных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным резервом, или его территориальными органами, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Обеспечение сохранности заложенных в государственный резерв материальных ценностей осуществляется ответственными хранителями в порядке, предусмотренном Законом N 79-ФЗ.
В материалы дела представлен указанный государственный контракт от 25.02.2014 N НТ/4, согласно условиям которого, общество (ответственный хранитель) обязалось в соответствии с приемными актами и актами об освежении товаров (материалов) госрезерва хранить материальные ценности государственного резерва, составляющих имущество казны Российской Федерации.
Отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений, урегулированы Законом N 102-ФЗ.
Частью 3 статьи 1 названного закона определены виды деятельности, при осуществлении которых выполняются измерения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, и на которые, соответственно, распространяются требования данного закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона N 102-ФЗ одной из целей указанного Закона является защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.
Пунктом 8 части 3 статьи 1 Закона N 102-ФЗ установлено, что сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, установлены обязательные метрологические требования и которые выполняются при выполнении государственных учетных операций.
По мнению подателя жалобы, поскольку действующим законодательством не определено понятие данных операций, применить к спорным отношениям положения Закона N 102-ФЗ невозможно.
Апелляционная инстанция отклоняет указанный довод, как противоречащий основным целям и задачам Законов N 79-ФЗ и N 102-ФЗ. Применительно к спорным отношениям общество в соответствии с положениями Закона N 79-ФЗ, Инструкции N 151 и условиями государственного контракта от 25.02.2014 N НТ/4 осуществляет учет спорных операций.
Так, из пункта 2.10 государственного контракта от 25.02.2014 N НТ/4 следует, что общество, как ответственный хранитель, обязано руководствоваться в работе с материальными ценностями госрезерва Инструкцией N 151, Законом N 79-ФЗ.
Общество обязано в соответствии с условиями государственного контракта от 25.02.2014 N НТ/4 вести складской и бухгалтерский учет наличия и движения материальных ценностей госрезерва отдельно от других имеющихся у него материальных ценностей (пункт 2.5); при проверке количественной и качественной сохранности материальных ценностей госрезерва, соблюдения условий хранения, состояния учета и отчетности - представлять управлению Росрезерва все необходимые документы по наличию и движению материальных ценностей госрезерва и одноименного продукта текущего назначения.
Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что в данном случае общество осуществляет государственные учетные операции, совершаемые по инициативе и при непосредственном участии государства, на которые распространяются требования Закона N 102-ФЗ, цель применения которого состоит, в том числе, в защите прав и законных интересов безопасности государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений, что является существенным при осуществляемой обществом деятельности.
В соответствии со статьей 11 Закона N 102-ФЗ государственное регулирование в области обеспечения единства измерений осуществляется, в числе прочего, в форме утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений, поверки средств измерений.
Из положений статьи 2 Закона N 102-ФЗ следует, что измерение это совокупность операций, выполняемых для определения количественного значения величины, а средство измерений - техническое средство, предназначенное для измерений.
В сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации (часть 1 статьи 9 Закона N 102-ФЗ).
Тип стандартных образцов или тип средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежит обязательному утверждению. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений (часть 1 статьи 12 Закона N 102-ФЗ).
В материалы дела представлены калибровочные (градуировочные) таблицы на железобетонный мазутный резервуар N 18 Конаковской ГРЭС, входящего в технологическую систему мазутоиспользования Конаковской ГРЭС, из которых следует, что мазутохранилище Конаковской ГРЭС состоит из 18 резервуаров: 12 резервуаров (NN 1-12) емкостью по 10 000 куб.м, 6 резервуаров (NN 13-18) емкостью по 20 000 куб.м. Техническая документация представлена заявителем в материалы дела выборочно - на резервуары N 11 и N 18.
Из представленной технической документации, объяснений представителей сторон следует, что используемые обществом для хранения мазута резервуары представляют собой емкости вертикальной цилиндрической формы, выполненные из сборных железобетонных конструкций, конструктивно состоящие из кровли, опорных конструкций кровли (колонн, балок), стенки, днища, оборудованные уровнемерами, предназначенными для определения высоты налива нефтепродукта в резервуаре.
Используемые обществом резервуары по своим техническим характеристикам соответствуют понятию "резервуар вертикальный железобетонный цилиндрический со сборной стенкой".
Приказом Росстандарта от 13.12.2011 N 1050-ст введены в действие "РМГ 110-2010. Рекомендации по межгосударственной стандартизации. Государственная система обеспечения единства измерений. Резервуары железобетонные цилиндрические со сборной стенкой вместимостью до 30000 м3. Методика поверки геометрическим методом" (далее - Рекомендации), которые распространяются на железобетонные цилиндрические резервуары со сборной стенкой вместимостью 500, 1000, 2000, 3000, 5000, 10000, 20000, 30000 м3, предназначенные для проведения государственных учетных и торговых операций, взаимных расчетов между поставщиком и потребителем, а также для учета нефти и нефтепродуктов при хранении, и устанавливают методику первичной, периодической и внеочередной поверок.
В соответствии с пунктом 3.1 Рекомендаций резервуар вертикальный железобетонный цилиндрический со сборной стенкой представляет собой стационарную меру вместимости, изготовленную из железобетона, наземного или подземного расположения со стационарной кровлей, индивидуальной градуировочной таблицей, предназначенную для хранения нефти и нефтепродуктов и измерения их объема (массы) совместно со средствами измерений уровня, плотности и температуры.
Из калибровочных (градуировочных) таблиц используемых обществом мазутных резервуаров следует, что определение веса нефтепродукта, хранящегося в резервуаре, определяется в следующим порядке: а) сбор исходных характеристик нефтепродуктов, включающий определение его плотности, рабочей влажности и температуры нефтепродукта в резервуаре; б) определение температурной поправки на измерение плотности нефтепродукта от нагрева на 1 градус С; в) замер высоты налива нефтепродукта в резервуаре (по показаниям уровнемера резервуара); г) определение объема нефтепродукта в резервуаре (по данным калибровочных таблиц в зависимости от высоты налива (уровня) нефтепродуктов); д) определение веса нефтепродукта (по формуле, включающей объем нефтепродукта в резервуаре по данным калибровочных таблиц в зависимости от уровня нефтепродукта).
Из имеющегося в материалах дела акта инвентаризации остатков топлива следует, что показатели уровня налива нефтепродукта в резервуаре действительно используются обществом при определении объема и массы остатка топлива во всех имеющихся у него резервуарах.
Таким образом, в целях определения веса нефтепродукта общество производит измерения высоты налива (уровня) нефтепродукта, хранящегося в резервуаре, в том числе - при помощи стационарных уровнемеров, которыми оборудованы резервуары.
Учитывая, что спорные резервуары являются стационарной мерой вместимости, используются одновременно как для хранения нефтепродуктов, так и для измерения их объема (массы), оборудованы измерительными устройствами - уровнемерами, и на них составлены калибровочные таблицы, суд первой инстанции обоснованно признал, что в данном случае они являются средствами измерений.
Следовательно, на спорные средства измерений распространяются требования Закона N 102-ФЗ об утверждении типа средств измерений и их поверке.
То обстоятельство, что резервуары, используемые обществом для хранения материальных ценностей государственного резерва, не относятся к средствам измерений утвержденного типа и не прошли поверку в установленном порядке, заявитель не отрицает.
С учетом изложенного следует признать обоснованными выводы суда первой инстанции об использовании обществом средств измерений (мер вместимости) не утвержденного типа и не прошедших поверку для выполнения измерений количества мазута государственного материального резерва, а также изложенные в оспариваемом предписании требования об устранении нарушений и о запрете применять для выполнения указанных измерений резервуаров железобетонных вертикальных цилиндрических неутвержденного типа и не прошедших поверку.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 28 января 2015 года по делу N А66-12303/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Энел Россия" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-12303/2014
Истец: ОАО "Энел ОГК-5", ОАО "Энел Россия"
Ответчик: Территориальный отдел по Тверской области Центрального межрегионального управления Федерального агенства по техническому регулированию и метрологии, Территориальный отдел по Тверской области Центрального межрегионального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии