г. Пермь |
|
02 апреля 2015 г. |
Дело N А50-21304/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 апреля 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г. Н.,
судей Васевой Е.Е., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Савватеевой К.В.,
при участии:
от заявителя ООО "Ла Терра" (ОГРН 1035900848807, ИНН 5905292447) - Аббасов М.В., паспорт, доверенность от 12.01.2015;
от заинтересованного лица ИФНС России по Индустриальному району г. Перми (ОГРН 1045900976527, ИНН 5905000292) - Наберухина В.В., удостоверение, доверенность от 12.01.2015;
от третьего лица ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю -
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица ИФНС России по Индустриальному району г. Перми на решение Арбитражного суда Пермского края от 19 января 2015 года
по делу N А50-21304/2014,
принятое судьей Торопициным С.В.,
по заявлению ООО "Ла Терра"
к ИФНС России по Индустриальному району г. Перми
третье лицо: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю
о признании ненормативного акта недействительным,
установил:
ООО "Ла Терра" (далее - заявитель, налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к ИФНС России по Индустриальному району г. Перми (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решений от 22.04.2014 N 22350 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, от 22.04.2014 N 45 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению, в части отказа в возмещении из бюджета НДС в сумме 582 904 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 19.01.2015 заявленные требования удовлетворены. Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя.
Не согласившись с принятым решением, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению налогового органа, отсутствие законного вида разрешенного использования, отраженного в кадастровом учете и правоустанавливающих документах на земельные участки, принадлежащие ООО "Ла Терра", не позволяет сделать вывод о том, что в дальнейшем будет произведено строительство объекта Торгово-развлекательного центра по адресу: шоссе Космонавтов, 162, г. Пермь, и данный объект в дальнейшем будет использоваться для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения. Полагает, что спорные работы (услуги) не предназначены для их использования в операциях облагаемых налогом на добавленную стоимость, поскольку вид разрешённого использования земельных участков (под многоквартирные многоэтажные жилые дома 5-16 этажей), на которых налогоплательщик предполагает строительство торгово-развлекательного центра, и нахождение указанных земельных участков в территориальной зоне спортивных и спортивно-зрелищных сооружений (ЦС-3), а в последующем ипподрома (ЦС-И), не позволяет осуществить строительство торгово-развлекательного центра; отказ инспекции обществу в возмещение НДС обоснован.
Заявитель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которой просит решение арбитражного суда оставить без изменения, жалобу инспекции - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва на нее соответственно.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направило, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие. Кроме того до начала судебного заседания от третьего лица поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя, принятое апелляционным судом в порядке ч. 2 ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 18.10.2013 обществом "Ла Терра" представлена первичная налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2013 года, согласно которой сумма исчисленного налога составила 0 руб., в налоговые вычеты включён НДС в сумме 645 095 руб., сумма НДС, подлежащая возмещению из бюджета, составила 645 095 руб.
По результатам проведения камеральной налоговой проверки инспекцией составлен акт от 31.01.2014 N 47826, принято решение от 20.03.2014 N 22350 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому обществу отказано в возмещении из бюджета НДС за 3 квартал 2013 года в сумме 582 904 руб.
Одновременно инспекцией вынесено решение от 20.03.2014 N 45 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению, за 3 квартал 2013 года в сумме 582 904 руб.
Решением УФНС России по Пермскому краю от 06.06.2014 N 18-18/182 оспариваемые решения инспекции оставлены без изменения, решение от 20.03.2014 N 22350 утверждено.
Полагая, что решения налогового органа от 20.03.2014 N 22350 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, от 20.03.2014 N 45 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению, частично не соответствуют налоговому законодательству, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными в части отказа в возмещении из бюджета НДС в сумме 582 904 руб.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия у налогоплательщика цели приобретения работ (услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса.
Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда соответствует действующему законодательству, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Пунктом 1 ст. 171 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика НДС уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
Согласно п. 6 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
В силу п.1 ст.172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно п. 5 ст. 172 НК РФ вычеты сумм налога, указанных в абзацах первом и втором п. 6 ст. 171 настоящего Кодекса, производятся в порядке, установленном абзацами первым и вторым пункта 1 настоящей статьи.
Анализ названных положений показывает, что для применения налоговых вычетов налогоплательщик обязан выполнить в совокупности следующие условия: 1) наличие счёта-фактуры; 2) оприходование товаров (работ, услуг) на основании соответствующих первичных документов; 3) использование приобретённых товаров (работ, услуг) для операций облагаемых НДС.
В настоящем деле спорным вопросом между сторонами являлось выполнение налогоплательщиком третьего условия для применения налоговых вычетов, - использование приобретённых товаров и работ для операций облагаемых налогом на добавленную стоимость.
Из материалов дела усматривается, что обществу принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:4416004:47, 59:01:4416004:48, 59:01:4416004:49, 59:01:4416004:50, расположенные по адресу: шоссе Космонавтов, 162, г. Пермь, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества, свидетельствами о регистрации права от 14.08.2012.
Из письменных пояснений Кадастровой палаты, кадастровых выписок о земельных участках, кадастровых паспортов следует, что земельный участок с кадастровым номером 59:01:4416004:22 (разрешённое использование под существующий ипподром) площадью 326 030,98 кв. м, расположенный по адресу: шоссе Космонавтов, 162, г. Пермь, поставлен на государственный учёт 26.04.2007 и образован в результате перераспределения из земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416004:1 (разрешённое использование под существующий ипподром).
Земельный участок с кадастровым номером 59:01:4416004:1 исторически использовался под существующий ипподром (часть 1 статьи 65 АПК РФ).
На основании договора от 20.12.2007 ОАО "Ипподром Пермский" выкупило земельный участок с кадастровым номером 59:01:4416004:22, право собственности за указанной организацией зарегистрировано 30.06.2008.
В результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416004:22, 04.05.2008 образованы земельные участки, в том числе с кадастровыми нормами 59:01:4416004:47, 59:01:4416004:48, 59:01:4416004:49, 59:01:4416004:50.
Из решения Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Перми" усматривается, что земельные участки с кадастровыми нормами 59:01:4416004:47, 59:01:4416004:48, 59:01:4416004:49, 59:01:4416004:50 включены в территориальную зону многоэтажной жилой застройки 4 этажа и выше (Ж-1).
С учётом нахождения указанных земельных участков в территориальной зоне Ж-1, на основании заявления ОАО "Ипподром Пермский" в отношении указанных земельных участков 21.05.2008 и 22.10.2008 изменён вид их разрешённого использования с "под существующий ипподром" на "под многоквартирные многоэтажные жилые дома 5-16 этаже и выше этажей".
В последующем земельные участки с кадастровыми нормами 59:01:4416004:47, 59:01:4416004:48, 59:01:4416004:49, 59:01:4416004:50 реализованы ОАО "Ипподром Пермский" ООО "Энергостройресурс" (27.09.2011), а последнее реализовало их ООО "Конкур-Пермь" (19.12.2011).
На основании договоров купли-продажи общество "Ла Терра" приобрело названные земельные участки, право собственности на земельные участки за Обществом зарегистрировано 14.08.2012.
Решением Пермской городской Думы от 26.01.2010 N 16 "О внесении изменений в решение Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Перми" земельные участки с кадастровыми нормами 59:01:4416004:47, 59:01:4416004:48, 59:01:4416004:49 включены в территориальную зону спортивных и спортивно-зрелищных сооружений (ЦС-3).
Пунктом 1.9 решения Пермской городской Думы от 20.11.2012 N 258 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143" земельный участок с кадастровым номером 59:01:4416004:50 по шоссе Космонавтов, 162 в Индустриальном районе города Перми, включён в границы территориальной зоны спортивных и спортивно-зрелищных сооружений (ЦС-3).
Согласно решению Пермской городской Думы от 28.01.2014 N 4 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143" на территории города Перми введена новая территориальная зона "ЦС-И Зона ипподрома", виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (основные, вспомогательные) которой не предусматривают такой вид разрешённого использования как "Под многоквартирные многоэтажные жилые дома 5-16 этаже и выше этажей".
В указанную территориальную зону "ЦС-И Зона ипподрома" включены, в том числе земельные участки с кадастровыми нормами 59:01:4416004:47, 59:01:4416004:48, 59:01:4416004:49, 59:01:4416004:50.
Таким образом, данные земельные участки первоначально были включены в состав территориальной зоны многоэтажной жилой застройки 4 этажа и выше (Ж-1), с 2010 и 2012 года - в территориальную зону спортивных и спортивно-зрелищных сооружений (ЦС-3), а с 2014 года - "ЦС-И Зона ипподрома". Категория земель для указанных земельных участков установлена, - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования "Под многоквартирные многоэтажные жилые дома 5-16 этаже и выше этажей".
Из материалов дела усматривается, что обществом осуществлялись определённые действия, направленные на строительство торгово-развлекательного центра "Планета", расположенного на вышеназванных земельных участках, находящихся по адресу: шоссе Космонавтов, 162, г. Пермь.
В целях реализации проекта по строительству торгово-развлекательного центра, расположенного на указанных земельных участках, налогоплательщиком заключён договор от 25.04.2013 N 1601 с обществом "ВерхнекамТИСИз" (Исполнитель) на создание (передачу) научно-технической документации, согласно которому исполнитель принимает на себя создание научно-технической документации по результатам инженерных изысканий на объекте: "ТРЦ "Планета" по шоссе Космонавтов, 162, г. Пермь".
Стоимость работ составила 3 748 215,6 руб., в том числе НДС 571 762 руб.
Кроме того, обществом заключено дополнительное соглашение с обществом "ВерхнекамТИСИз" от 17.04.2013 N 1580/1 к договору от 07.03.2013 N 1580 на создание (передачу) научно-технической документации, согласно которому увеличен объём геодезических изысканий на объекте "ТРЦ "Планета" по шоссе Космонавтов, 162, г. Пермь". Стоимость работ составила 73 042 руб., в том числе НДС 11 142 руб.
С учётом приведённых обстоятельств, обществом включены в налоговые вычеты за 3 квартал 2013 года НДС, предъявленный обществом "ВерхнекамТИСИз" в общей сумме 582 904 руб.
В рамках проведения мероприятий налогового контроля инспекцией установлено, что обществом "ВерхнекамТИСИз" работы выполнялись, выставленные счета-фактуры отражены в книгах продаж, НДС с указанных работ (услуг) исчислен, оплата получена. Указанный контрагент также осуществляет перечисление денежных средств на заработную плату, отчисления с фонда оплаты труда, на уплату налоговых обязательств.
Между тем, инспекция, придя к выводу о том, что приобретённые работы (услуги) не предназначены для их использования в операциях облагаемых налогом на добавленную стоимость, поскольку вид разрешённого использования земельных участков (под многоквартирные многоэтажные жилые дома 5-16 этажей), на которых налогоплательщик предполагает строительство торгово-развлекательного центра, и нахождение указанных земельных участков в территориальной зоне спортивных и спортивно-зрелищных сооружений (ЦС-3), а в последующем ипподрома (ЦС-И), не позволяет осуществление строительства торгово-развлекательного центра, отказала заявителю в возмещении из бюджета НДС за 3 квартал 2013 года в названной сумме.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что отказ обществу в возмещение НДС обоснован, поскольку спорные работы (услуги) не были предназначены для их использования в операциях облагаемых НДС, вид разрешённого использования земельных участков (под многоквартирные многоэтажные жилые дома 5-16 этажей), на которых налогоплательщик предполагает строительство торгово-развлекательного центра, и нахождение указанных земельных участков в территориальной зоне спортивных и спортивно-зрелищных сооружений (ЦС-3), а в последующем ипподрома (ЦС-И), не позволяет осуществить строительство торгово-развлекательного центра.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции не находит доводы апелляционной жалобы подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Материалами подтверждается, что обществом осуществлялись действия, связанные со строительством торгово-развлекательного центра "Планета", расположенного на указанных земельных участках, что подтверждается заключёнными договорами с обществами "ВерхнекамТИСИз", "РосЕвроДевелопмент", "Джонс Дэнг ЛаСаль" на создание (передачу) научно-технической документации, на назначение управляющего (координатора, девелопера), на оказания профессиональных консультационных услуг по анализу рыночной стоимости целесообразности проекта, расположенного по адресу шоссе Космонавтов, 162, г. Пермь; положительным заключением государственной экспертизы на объект капитального строительства "Торгово-развлекательный центр по шоссе Космонавтов, 162, г. Пермь" (объект государственной экспертизы, - результаты инженерных изысканий); заявками общества на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, к тепловым сетям, наружного освещения территории, на телефонизацию и радиофикацию и другие, письмами на участие в тендере на выполнение работ по проведению инженерно-геодезических изысканий на объекте: "ТРЦ "Планета" по шоссе Космонавтов, 162, г. Пермь"; полученными заявителем техническими условиями на благоустройство территории Торгово-развлекательный центр по шоссе Космонавтов, 162, г. Пермь от 29.04.2013, техническими условиями на телефонизацию и радиофикацию проектируемого объекта "Торгово-развлекательный центр по шоссе Космонавтов, 162, г. Пермь", техническими условиями к тепловым сетям объекта "Торгово-развлекательный центр по шоссе Космонавтов, 162, г. Пермь", техническими условиями на проектирование наружного освещения территории проектируемого объекта "Торгово-развлекательный центр по шоссе Космонавтов, 162, г. Пермь", техническими условиями на подключение к сетям водопровода, канализации, теплоснабжения Торгово-развлекательного центра по шоссе Космонавтов, 162, г. Пермь.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении заявителем положений ст.ст. 171, 172 НК РФ при применении налоговых вычетов по названным хозяйственным операциям.
Довод инспекции о том, что приобретенные налогоплательщиком работы по созданию (передаче) научно-технической документации, по результатам инженерных изысканий на объекте: "ТРЦ "Планета" по шоссе Космонавтов, 162, г. Пермь, не связаны с осуществлением операций, признаваемых объектом налогообложения, не соответствует закону и материалами дела не подтверждается.
При этом, как верно отметил суд первой инстанции, законодательство о налогах и сборах не ставит в зависимость право на получение налогового вычета по НДС от каких-либо иных условий, кроме прямо предусмотренных Кодексом, соответственно, вид разрешённого использования земельных участков, на которых предполагается строительство объекта капитального строительства, а также отнесение их (земельных участков) к территориальным зонам, в которых не предусмотрено размещение определённых объектов, не имеет правового значения для применения налоговых вычетов.
При этом возможность получения налогового вычета не поставлена в зависимость от наличия факта реального существования на момент его применения обстоятельств, свидетельствующих о совершении с использованием приобретенных товаров (работ, услуг) операций, подлежащих налогообложению НДС.
Кроме того, все проведенные работы (услуги) являются подготовительными, проектировочными, непосредственно связаны с намерением по строительству торгово-развлекательного центра, если в последующем объект капитального строительства будет использоваться для операций, не облагаемых НДС, в силу пункта 3 статьи 170 НК РФ у налогоплательщика возникнет обязанность по восстановлению налоговых вычетов.
Доводы жалобы о невозможности осуществления строительства, поскольку земельные участки с кадастровыми нормами 59:01:4416004:47, 59:01:4416004:48, 59:01:4416004:49, 59:01:4416004:50 включены в состав территориальной зоны спортивных и спортивно-зрелищных сооружений (ЦС-3), а с 2014 года - "ЦС-И Зона ипподрома", при этом виды разрешённого использования указанных территориальных зон не предусматривают размещение торгово-развлекательных центров, а также о том, что названные земельные участки имеют вид разрешённого использования, - под многоквартирные многоэтажные жилые дома 5-16 этажей судом апелляционной инстанции отклоняются как не имеющий правового значения, поскольку налоговым законодательством не предусмотрена зависимость права на возмещение НДС от территориальной зоны, в которой располагаются земельные участки.
Более того, как правильно отметил суд первой инстанции, при изменении территориальной зоны, в которую входят земельные участки с названными кадастровыми нормами, у заявителя появится возможность изменить и вид их разрешённого использования.
При этом факт осуществления действий, направленных на изменение территориальной зоны, подтверждается намерением заявителя перенести ипподром в посёлок Ферма для чего обществом приобретены в собственность земельные участки в целях их последующей передачи в собственность Пермского края, проведения совещаний с органами местного самоуправления по изменению планировки территории.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что представленные в материалы дела доказательства однозначно свидетельствуют о реальном возведении спорного объекта, и в случае нарушения правил землепользования, налогоплательщик может быть привлечен соответствующим органом к предусмотренной законодательством ответственности.
В рассматриваемом случае соответствующих полномочий у налогового органа не имеется.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса), апелляционной коллегией не установлено.
Поскольку в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 337.37 Налогового кодекса государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины апелляционная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 19 января 2015 года по делу N А50-21304/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
Е.Е.Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-21304/2014
Истец: ООО "ЛА ТЕРРА"
Ответчик: ИФНС России по Индустриальному району г. Перми
Третье лицо: ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"