г. Пермь |
|
02 апреля 2015 г. |
Дело N А50-18859/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 апреля 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е.Ю.,
судей Грибиниченко О.Г., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О.И.,
при участии:
от заявителя краевого государственного бюджетного учреждения "Управление автомобильных дорог и транспорта" Пермского края: Ахметьянов А.М., паспорт, доверенность от 13.01.2015;
от заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Кац Р.Ю., удостоверение, доверенность от 12.01.2015, приказ о назначении от 22.02.2013;
от третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Строительно-коммерческая фирма "АТМ": Солодянкин А.А., паспорт, доверенность от 12.01.2015;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы заявителя краевого государственного бюджетного учреждения "Управление автомобильных дорог и транспорта" Пермского края и третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Строительно-коммерческая фирма "АТМ"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 12 января 2015 года
по делу N А50-18859/2014, принятое судьей Виноградовым А.В.,
по заявлению краевого государственного бюджетного учреждения "Управление автомобильных дорог и транспорта" Пермского края (ОГРН 1035900096462, ИНН 5902192934)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (ОГРН 1025900536749, ИНН 5902290360)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Строительно-коммерческая фирма "АТМ"
об оспаривании ненормативных правовых актов,
установил:
Краевое государственное бюджетное учреждение "Управление автомобильных дорог и транспорта" Пермского края (далее - Управтодор, заявитель, заказчик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - УФАС по ПК) с требованиями о признании недействительными решения и предписания от 18.08.2014 в части признания в действиях Управтодора, Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Министерство) нарушения, выявленного в ходе проведения внеплановой поверки нарушений требований п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 12 января 2015 года в удовлетворении заявленных требований судом отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель и третье лицо обратились с апелляционными жалобами.
Заявитель в своей жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, поскольку считает, что установление в Техническом задании требований "Температура самовоспламенения не менее 368°С" и требования ГОСТ 22245-90 "минимальная температура самовоспламенения 368°С" однозначны по смыслу и не вводят участников закупки в заблуждение; введение последних в заблуждение формулировкой Технического задания не доказано антимонопольным органом.
Третье лицо доводы апелляционной жалобы заявителя поддерживает, в своей жалобе также указывает на несогласие с решением УФАС по ПК в части признания в действиях заказчика нарушений п. 1 ч. 1 ст. 64, ч. 5 ст. 67 Закона о закупках; не считает введением в заблуждение участников закупки путем установления требований к битуму по иному, чем указано в ГОСТ 22245-90.
Антимонопольный орган представил отзыв с возражениями на доводы апелляционных жалоб заявителя и третьего лица, настаивая на законности своих ненормативных актов, решение суда оценивает как законное и обоснованное, оснований для отмены судебного акта не усматривает.
В судебном заседании представители заявителя и третьего лица доводы апелляционных жалоб поддержали, настаивая на том, что решение суда подлежит отмене, так как содержащиеся в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела, основаны на неправильном применении судом норм материального права.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании с доводами апелляционных жалоб не согласился по мотивам, указанным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Представитель третьего лица представил суду оригинал платежного поручения об уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru заказчиком размещено извещение N 0156200009914000268 о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги "Уинское - Деменово" км22+000-км26+000 в Уинском районе Пермского края.
Решением аукционной комиссии от 08.08.2014 заявка ООО "Строительно-коммерческая фирма "АТМ" (далее - общество, третье лицо) была признана несоответствующей требованиям, установленным в аукционной документации по причине того, что в составе его заявки на участие в аукционе в электронной форме не представлены сведения о показателе битума (минимальная температура самовоспламенения), а в документации об электронном аукционе и ГОСТ 22245-90 указана минимальная температура самовоспламенения (в заявке участника указано 368°С без использования информации, указывающей на то, что данный показатель характеризует минимальную температуру самовоспламенения) (л. д. 10 т. 1).
Управление в результате рассмотрения жалобы Общества приняло оспариваемое решение, которым признало её обоснованной, признало в действиях Единой комиссии N 2 нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о закупках, в действиях Заказчика и Уполномоченного органа - п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках и выдало предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе, Заказчику и Министерству по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края о необходимости внести изменения в документацию об аукционе.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, заказчик обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Суд первой инстанции, рассмотрев спор по правилам главы 24 АПК РФ, исходя из предмета и оснований заявленных требований, в удовлетворении требований отказал.
Проверив доводы участников спора, приведенные в апелляционных жалобах, отзыве на жалобы, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Для признания ненормативного акта государственного органа недействительным в судебном порядке в соответствии с гл. 24 АПК РФ суду следует установить совокупность следующих обстоятельств: несоответствие ненормативного акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обжалуемое решение суда основано на том, что ненормативные акты УФАС по ПК соответствуют Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о закупках) и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
Апелляционный суд считает возможным поддержать позицию суда первой инстанции по следующим мотивам.
Из обстоятельств дела следует, что ненормативные УФАС по УР были приняты по результатам рассмотрения жалобы третьего лица на действия Аукционной комиссии.
В настоящем деле заявитель оспаривает ненормативные акты в той части, которая касается правомерности установления в аукционной документации (техническом задании) требований к техническим и функциональным характеристикам применяемых материалов, касающихся битума.
С выводами антимонопольного органа о том, что установление в документации о закупке требований к битуму вводит участников закупки в заблуждение и нарушает требования п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, поддержанными судом первой инстанции, не соглашаются как заказчик (заявитель по делу), так и участник закупки (третье лицо).
Апелляционный суд полагает, что позиции подателей апелляционных жалоб ошибочны, а доводы, которые сводятся к отсутствию нарушений со стороны заказчика, приведены без учета всех обстоятельств дела.
В частях 1, 3 ст. 67 Закона о закупках установлено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решений о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с частями 4, 5 ст. 67 Закона о закупках участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Как верно установлено антимонопольным органом, в п. 2 приложения N 2 к Техническому заданию документации о закупке определено: "Битум нефтяной дорожный вязкий марки БНД 90/130 должен соответствовать требованиям ГОСТ 22245-9" далее в этом же пункте указано "Температура самовоспламенения не менее 368°С." (л. д. 46 т. 1).
Согласно п. 1.2.3.1 ГОСТ 22245-90 вязкие дорожные нефтяные битумы являются горючими веществами с температурой вспышки выше 220 °C и минимальной температурой самовоспламенения 368 °C по ГОСТ 12.1.044.
В названном стандарте отсутствует такой показатель битума, как "температура самовоспламенения", данный показатель в ГОСТ 22245-90 приведен как "минимальная температура самовоспламенения".
Комиссия УФАС, принимая решение, пришла к выводу, что установление в документации о закупке требований к битуму, в частности, о его соответствии ГОСТ, и одновременное установление к битуму требований, названных в ГОСТе, по иному, вводит участников закупки в заблуждение.
Апелляционный суд, подтверждая выводы антимонопольного органа и суда первой инстанции о невозможности однозначного толкования указанных в Техническом задании требований к битуму, отмечает следующее.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего закона.
Статья 33 Закона определяет правила описания объекта закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о закупках документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Апелляционный суд полагает, что антимонопольный орган правильно применяет приведенную норму закона, указывая, что при изложении требований к объекту закупки заказчик, заинтересованный закупить товар, характеристики которого должны соответствовать ГОСТу, не может излагать в документации требования к объекту закупки иначе, чем указано в ГОСТе.
Как следует из документации об аукционе, заказчиком при описании объекта закупки установлены качественные характеристики битума в соответствии со стандартом (ГОСТ 22245-90), в то же время в нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках в техническом задании приведена иная формулировка данной характеристики, что вводит участников закупок в заблуждение относительно четкого и однозначного толкования температуры самовоспламенения битума.
Обстоятельства дела подтверждают, что неоднозначное установление заказчиком требований к битуму привело к тому, что показатели по битуму, указанные в заявках трех участников, были расценены Единой комиссией как не представленные сведения о показателе битума (минимальная температура воспламенения), что подтверждается заявками участников (л.д. 12, 19, 26, том 1), а также протоколом рассмотрения этих заявок от 08.08.2014 (л.д. 10-11, том 1).
Антимонопольный орган правомерно посчитал при рассмотрении жалобы, что такое отклонение заявок было вызвано неоднозначным толкованием технического задания участниками закупки.
Апелляционный суд отмечает, что в решении УФАС по ПК ошибочно указано на протокол рассмотрения заявок от 24.07.2014, никем не оспаривается, что фактически оценивался протокол от 08.08.2014.
Таким образом, указанные действия заказчика правомерно квалифицированы в решении как нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках в части ненадлежащего описания объекта закупки.
Апелляционный суд, поддерживая выводы антимонопольного органа и суда первой инстанции, полагает, что сам факт отклонения заявок участников закупки по причине, связанной с неверным указанием в заявках формулировки относительно технической характеристики битума, говорит о том, что единообразное понимание требований Технического задания в части характеристик битума у разных субъектов отсутствует.
В случае установления заказчиком в документации четких и однозначных требований, не вызывающих двусмысленного толкования, у Единой комиссии при рассмотрении заявок не возникло бы сомнений в соответствии (несоответствии) заявок требованиям документации об аукционе, что не привело бы к подаче жалобы в УФАС по ПК на действия Единой комиссии.
Заказчик должен быть заинтересован в едином понимании всеми субъектами (участниками закупки, членами единой комиссии и пр.) положений документации об аукционе, что обусловит правильное и единообразное заполнение заявок участниками закупок, облегчит процесс рассмотрения заявок на участие в аукционе Единой комиссией, а также ускорит заключение контракта по итогам закупки и размещение соответствующего заказа в интересах общества, как в данном случае (ремонт автомобильной дороги).
Нарушение заказчиком Закона о закупках привело к замедлению процесса размещения заказа, до настоящего момента данный заказ в связи с обжалованием действий заказчика и Единой комиссии не размещен, автомобильная дорога в Уинском районе Пермского края не отремонтирована.
Таким образом, решение антимонопольного органа о признании в действиях заказчика нарушений Закона о закупках и необходимости внести изменения в документацию направлены на устранение возникшей спорной ситуации. Вмешательство антимонопольного органа является обоснованным.
Действия антимонопольного органа по понуждению заказчика устранить выявленные нарушения Закона о закупках и сомнения в толковании положений документации об аукционе направлены на реализацию принципов профессионализма заказчиков и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд, закрепленных в ст. 9,12 Закона о закупках.
Доводы подателей жалоб о том, что в отсутствие запросов о разъяснении аукционной документации невозможно установить факт введения в заблуждение участников закупки, являются необоснованными, поскольку запрос о разъяснении положений документации является правом участника.
Заявитель и третье лицо ошибочно полагают, что установленная в техническом задании формулировка "температура самовоспламенения не менее 368°С" и формулировка в ГОСТ 22245-90 "минимальная температура самовоспламенения 368°С" однозначны по смыслу и не вводит участников закупки в заблуждение.
Данная позиция противоречит фактическим обстоятельствам дела, по изложенным выше основаниям апелляционный суд признает, что спорные положения Технического задания ввели участников закупки, а также комиссию по рассмотрению заявок в заблуждение.
Доводы подателей жалоб о недоказанности нарушения антимонопольным органом отклонены судом, поскольку в соответствии со ст. 65, 200 АПК РФ антимонопольным органом доказана законность принятых им решения и предписания со ссылками на нормы действующего законодательства.
Исследовав содержание решения и предписания, апелляционный суд приходит к выводу о соответствии ненормативных актов закону, на что правомерно указано судом первой инстанции в решении.
Издание ненормативных правовых актов, основанных на законе, не может нарушать права и законные интересы заявителя и третьего лица.
В силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Все имеющие значение для правильного разрешения спора обстоятельства дела были исследованы судом первой инстанции, им в решении дана надлежащая правовая оценка, оснований для иных суждений и переоценки фактических обстоятельств дела апелляционный суд не усматривает.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований заявителя; оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено, апелляционные жалобы заявителя и третьего лица не подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителю подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 12 января 2015 года по делу N А50-18859/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить краевому государственному бюджетному учреждению "Управление автомобильных дорог и транспорта" Пермского края (ОГРН 1035900096462, ИНН 5902192934) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 (Одной тысячи пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 8508 от 20.01.2015.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.Ю.Муравьева |
Судьи |
О.Г.Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-18859/2014
Истец: КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И ТРАНСПОРТА" ПЕРМСКОГО КРАЯ
Ответчик: Управление Федеральной Антимонопольной службы по Пермскому краю
Третье лицо: ООО "СТРОИТЕЛЬНО-КОММЕРЧЕСКАЯ ФИРМА "АТМ"