г. Москва |
|
02 апреля 2015 г. |
Дело N А41-58614/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Гулиевым А.Ф.,
при участии в заседании:
от Управления Федеральной миграционной службы по Московской области - Евсеев А.А. представитель по доверенности от 31.12.2014 N 11614,
от ООО "ЭСМУ-6" - представитель не явился, извещён надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 28.01.2015 по делу N А41-58614/14, принятое судьей Гейц И.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭСМУ-6" к Управлению Федеральной миграционной службы по Московской области о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭСМУ-6" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнения, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ) к Управлению Федеральной миграционной службы по Московской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, управление) о признании действий УФМС России по Московской области незаконными, выразившимися в отказе принять документы для регистрации клиентов гостиницы ООО "ЭСМУ-6", создания препятствий для коммерческой деятельности, об обязании Межрайонного отдела УФМС России по Московской области в городском округе Орехово-Зуево принимать на регистрацию документы на иностранных граждан, так как это основной вид деятельности.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.01.2015 по делу N А41-58614/14 заявленные ООО "ЭСМУ-6" требования удовлетворены частично. Признаны незаконными действия Межрайонного отдела УФМС России по Московской области в городском округе Орехово-Зуево, выразившиеся в отказе принять документы для регистрации клиентов гостиницы ООО "ЭСМУ-6". В удовлетворении остальной части заявленных ООО "ЭСМУ-6" требований отказано (л.д. 102-105).
Не согласившись с указанным судебным актом управление обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить в части признания незаконными действий Межрайонного отдела УФМС России по Московской области в городском округе Орехово-Зуево, выразившиеся в отказе принять документы для регистрации клиентов гостиницы ООО "ЭСМУ-6".
Дело рассматривается в соответствии с нормами ст. 153 АПК РФ или ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ООО "ЭСМУ-6", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить в обжалуемой части.
Поскольку от лиц, участвующих в деле возражений относительно пересмотра судебного акта только в обжалуемой части не поступило, в соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2012 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" и пунктом 5 статьи 268 АПК РФ проверка судебного акта проводится арбитражным судом лишь в оспариваемой части - признания незаконными действия Межрайонного отдела УФМС России по Московской области в городском округе Орехово-Зуево, выразившиеся в отказе принять документы для регистрации клиентов гостиницы ООО "ЭСМУ-6".
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что 29.05.2014 общество обратилось в Межрайонный отдел УФМС России по Московской области в городском округе Орехово-Зуево для постановки на миграционный учет иностранных граждан по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, д. Давыдово, ул. 2 Микрорайон, участок 11.
29.05.2014 в связи с отказом административного органа принять документы для постановки на миграционный учет иностранных граждан, общество обратилось к начальнику Межрайонного отдела УФМС России по Московской области в городском округе Орехово-Зуево с заявлением об устранении причин отказа в принятии документов и принятии документов общества для постановки на миграционный учет иностранных граждан.
29.05.2014 указанные документы для постановки на миграционный учет иностранных граждан обществом направлены в адрес Межрайонного отдела УФМС России по Московской области в городском округе Орехово-Зуево по почте.
04.06.2014 Межрайонный отдел УФМС России по Московской области в городском округе Орехово-Зуево на заявление общества от 29.05.2014 сообщил, что осуществить регистрацию иностранных граждан по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, д. Давыдово, ул. 2 Микрорайон, участок 11, не представляется возможным, поскольку из представленных обществом документов установлено, что по данному адресу расположено нежилое помещение, при этом в выписке ЕГРЮЛ в сведениях об экономической деятельности общества код 55.1 - деятельность гостиниц - отсутствует (л.д. 18).
Письмом от 15.09.2014 N 29/7259 Межрайонный отдел УФМС России по Московской области в городском округе Орехово-Зуево уведомил общество невозможности осуществить регистрацию иностранных граждан по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, д. Давыдово, ул. 2 Микрорайон, участок 11, поскольку из представленных обществом документов установлено, что по данному адресу расположено нежилое помещение, при этом в выписке ЕГРЮЛ в сведениях об экономической деятельности общества код 55.1 - деятельность гостиниц - отсутствует (л.д. 17).
Заявитель, полагая, что отказ административного органа в принятии 29.05.2014 документов общества для постановки на миграционный учет иностранных граждан не обоснован, не соответствуют закону и нарушает права и законные интересы организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в части, исходил из того, что отказ Межрайонного отдела УФМС России по Московской области в городском округе Орехово-Зуево в принятии 29.05.2014 документов общества для постановки на миграционный учет иностранных граждан не обоснован и противоречит нормам действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 АПК РФ, основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно пп. "б" пункта 1 и пп. "а" пункта 2 части 2 статьи 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" постановке на учет по месту пребывания подлежит, постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или учреждении социального обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, - в случаях, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 1 и подпунктами "а" - "в" пункта 2 части 2 настоящей статьи (т.е. в случае нахождения в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги).
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений (далее - Федерального закона N 109-ФЗ) постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии с настоящей статьей.
В силу норм части 2 статьи 22 Федерального закона N 109-ФЗ, для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных частями 3 и 3.1 статьи 20 настоящего Федерального закона представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном частью 10 настоящей статьи), за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 настоящей статьи.
На основании части 9 статьи 22 Федерального закона N 109-ФЗ фиксация сведений об иностранных гражданах, находящихся в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, осуществляется администрацией соответствующих организации или учреждения по прибытии и убытии данных иностранных граждан. Указанная фиксация осуществляется для последующего уведомления в установленном порядке соответствующего органа миграционного учета о прибытии и об убытии данных иностранных граждан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N 9 утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пункту 31 Правил форма отметки о приеме уведомления, проставляемой администрацией гостиницы, и порядок ее проставления устанавливаются Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации по согласованию с Федеральной миграционной службой.
Пункт 33 Правил устанавливает, что администрация гостиницы, принявшая от иностранного гражданина уведомление о прибытии, а также территориальный орган Федеральной миграционной службы, многофункциональный центр или организация федеральной почтовой связи, принявшие от принимающей стороны или иностранного гражданина уведомление о прибытии, проверяют точность изложенных в нем сведений и наличие необходимых документов, после чего незамедлительно проставляют отметку о приеме уведомления в бланк уведомления о прибытии, отрывная часть которого возвращается иностранному гражданину либо принимающей стороне.
Сроки и последовательность действий территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений, а также порядок взаимодействия территориальных органов ФМС России с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, гостиницами, организациями федеральной почтовой связи и многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг при постановке иностранных граждан и лиц без гражданства на миграционный учет в Российской Федерации и снятию иностранных граждан с миграционного учета в Российской Федерации регламентированы Приказом ФМС России от 29.08.2013 N 364 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации" (далее - Административный регламент).
В соответствии с Административным регламентом, заявителями в целях осуществления миграционного учета могут являться как иностранный гражданин, так и принимающая сторона, в том числе юридическое лицо.
Территориальные органы ФМС России при осуществлении миграционного учета иностранных граждан взаимодействуют, в том числе, с налоговыми органами Российской Федерации; гостиницами или иными организациями, оказывающими гостиничные услуги.
При предоставлении государственной услуги территориальные органы ФМС России не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации.
Согласно пункту 23 Административного регламента постановка иностранного гражданина на учет по месту пребывания в соответствии с пунктом 33 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N 9, осуществляется администрацией гостиницы, территориальным органом ФМС России, МФЦ или организацией федеральной почтовой связи незамедлительно по принятии от заявителя уведомления о прибытии, проверки точности изложенных в нем сведений и наличия необходимых документов.
В соответствии с пунктом 46 Административного регламента при предоставлении государственной услуги запрещается требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги, а также требовать представления документов и информации, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 47 Административного регламента, основанием для отказа в приеме заявления о регистрации или уведомления о прибытии и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, к рассмотрению является: нарушение установленных требований к форме и содержанию заявления о регистрации или уведомления о прибытии, в том числе если текст заявления о регистрации или уведомления о прибытии не поддается прочтению; отсутствие документов, обязательное представление которых предусмотрено Административным регламентом.
Закон N 109-ФЗ, приказ ФМС N 287 и Правила не предусматривают права органа миграционного учета на отказ в принятии подаваемого принимающей стороной уведомления о прибытии иностранного гражданина, в том числе в случае его неполного и ненадлежащего заполнения.
Из материалов дела следует, что общество 29.05.2014 обратилось в Межрайонный отдел УФМС России по Московской области в городском округе Орехово-Зуево для постановки на миграционный учет иностранных граждан по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, д. Давыдово, ул. 2 Микрорайон, участок 11 и в принятии документов для постановки на миграционный учет иностранных граждан обществу было отказано, что подтверждается письмом Межрайонного отдела УФМС России по Московской области в городском округе Орехово-Зуево от 04.06.2014 N 29/4609-2014 и письмом Межрайонного отдела УФМС России по Московской области в городском округе Орехово-Зуево от 15.09.2014. При этом причиной отказа явилось отсутствие в выписке из ЕГРЮЛ в сведениях об экономической деятельности общества кода 55.1 - деятельность гостиниц.
Между тем из материалов дела следует, что общество зарегистрировано в качестве юридического лица 12.04.2013, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 04.09.2014 (л.д. 6).
Согласно сведениям, содержащимся в указанной выписке ЕГРЮЛ, одним из дополнительных видов экономической деятельности общества является деятельность гостиниц (код ОКВЭД - 55.1). При этом последней действительной записью, внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц, в отношении общества является запись о внесении в ЕГРЮЛ сведений об учете юридического лица в налоговом органе, дата внесения записи - 12.04.2013.
Факт представления обществом выписки из ЕГРЮЛ в территориальный орган ФМС, заинтересованным лицом не оспаривается.
Таким образом, на момент обращения общества в Межрайонный отдел УФМС России по Московской области в городском округе Орехово-Зуево - 29.05.2014, сведения о видах деятельности общества, в том числе вида экономической деятельности - деятельность гостиниц (код ОКВЭД - 55.1), содержались в Едином государственном реестре юридических лиц и в случае наличия каких-либо сомнений в представленных обществом сведений, могли быть получены административным органом самостоятельно в порядке, установленном для получения документов и информации, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании изложенного, судом первой инстанции правомерно установлено, что отказ Межрайонного отдела УФМС России по Московской области в городском округе Орехово-Зуево в принятии 29.05.2014 документов общества для постановки на миграционный учет иностранных граждан не обоснован и противоречит нормам действующего законодательства.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что отказа в принятии документов общества не было, в письме от 04.06.2014 Межрайонный отдел УФМС России по Московской области обоснованно предложил обществу донести необходимые документы для подтверждения законности осуществления гостиничных услуг, отклоняется судебной коллегией, поскольку противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Административный регламент N 1/4/1/2 не регламентирует порядок приема территориальными органами Федеральной миграционной службы уведомления о прибытии иностранного гражданина и постановки на учет.
В соответствии с пунктом 1 названного Административного регламента, он определяет сроки и последовательность действий уполномоченных органов, а также порядок их взаимодействия, при осуществлении полномочий в сфере выдачи заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Пунктом 31 Правил установлено, что порядок приема уведомления о прибытии, форма отметки о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания (далее - отметка о приеме уведомления), и порядок ее проставления в отрывной части бланка уведомления о прибытии при непосредственном представлении в территориальный орган Федеральной миграционной службы устанавливаются Федеральной миграционной службой, а при направлении в виде почтового отправления - Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации по согласованию с Федеральной миграционной службой.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования в части признания незаконными действий Межрайонного отдела УФМС России по Московской области в городском округе Орехово-Зуево, выразившиеся в отказе принять документы для регистрации клиентов гостиницы ООО "ЭСМУ-6".
Доводов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на оценку обоснованности и законности судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
В силу изложенного апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы управления, считает ее ошибочной, основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28 января 2015 года по делу N А41-58614/14 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Игнахина |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-58614/2014
Истец: ООО "ЭСМУ-6"
Ответчик: Отдел Управления Федеральной Миграционной Службы России по Орехово-Зуевскому району
Третье лицо: Отдел Управления Федеральной Миграционной Службы России по Орехово-Зуевскому району