г. Санкт-Петербург |
|
31 марта 2015 г. |
Дело N А56-65267/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей Н.И.Протас, Е.А.Сомовой
при ведении протокола судебного заседания: В.А.Ганичевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Жичкин П.В. - доверенность от 08.09.52014
от ответчика (должника): предст. Парфенова А.Д. - доверенность N 1/5-14 от 12.01.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-280/2015) Управления Федеральной миграционной службы по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.2014 по делу N А56-65267/2014 (судья Рогова Ю.В.), принятое
по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью "Вагонмаш"
к 1) Отделу УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Кировском районе Санкт-Петербурга;
2) Управлению Федеральной миграционной службы по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области
о признании незаконным и отмене постановления от 02.10.2014
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вагонмаш" (ОГРН 1117847029695, адрес: 196247, г.Санкт-Петербург, пр. Ленинский, д. 160А; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела Управления Федеральной миграционной службы по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Кировском районе Санкт-Петербурга (далее - административный орган, ОУФМС) от 02.10.2014 о назначении административного наказания, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной миграционной службы по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области (определение суда от 16.10.2014).
Решением суда от 15.12.2014 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в части назначения штрафа в размере, превышающем 100000 руб.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной миграционной службы по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит решение от 15.12.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, у суда первой инстанции отсутствовали основания для применения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П и снижения размера назначенного Обществу оспариваемым постановлением административного штрафа.
В судебном заседании представитель заинтересованных лиц поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда от 15.12.2014 без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 21.08.2014 по 08.09.2014 Прокуратурой Кировского района Санкт-Петербурга совместно с сотрудниками ОУФМС проведена проверка соблюдения Обществом миграционного законодательства, в ходе которой установлено, что Обществом в качестве высококвалифицированного специалиста к трудовой деятельности привлечен гражданин Чешской Республики Загорец Мирослав, 27.04.1978 года рождения, который осуществляет трудовую деятельность в ООО "Вагонмаш" с 03.02.2014 в должности "директор по развитию", а с 17.02.2014 в должности "финансовый директор" (разрешение на работу серии 178 N 131941260, действующее на территории Санкт-Петербурга, сроком действия с 03.02.2014 по 01.02.2017). Уведомления об исполнении обязательств по выплате заработной платы данному высококвалифицированному специалисту за 1 и 2 кварталы 2014 года представлены Обществом в УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 26.08.2014, то есть с нарушением сроков, установленных пунктом 13 статьи 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ).
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения заместителем прокурора Кировского района Санкт-Петербурга 08.09.2014 в отношении Общества постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 18.15 КоАП РФ.
Постановлением начальника Отдела УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Кировском районе Санкт-Петербурга от 02.10.2014 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 18.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного ему административного правонарушения, вместе с тем отменил оспариваемое постановление в части назначения штрафа в размере, превышающем 100000 руб.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда от 15.12.2014 и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Частью 5 статьи 18.15 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения и вынесения оспариваемого постановления) установлена административная ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления работодателем или заказчиком работ (услуг), привлекающими высококвалифицированных специалистов, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его уполномоченного территориального органа в соответствии с перечнем, установленным указанным федеральным органом исполнительной власти, об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам, или о расторжении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с высококвалифицированным специалистом, или о предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года либо непредоставление или несвоевременное предоставление сведений о постановке высококвалифицированного специалиста на учет в налоговом органе, если такое уведомление или предоставление таких сведений требуется в соответствии с федеральным законом.
Пунктом 13 статьи 13.2 Закона N 115-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) предусмотрено, что работодатели и заказчики работ (услуг), указанные в пункте 5 настоящей статьи, обязаны ежеквартально не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, уведомлять федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его уполномоченный территориальный орган об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам, а также о случаях расторжения трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с данными высококвалифицированными специалистами и случаях предоставления им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Указанное уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг), привлекающими высококвалифицированных специалистов, в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его уполномоченный территориальный орган на бумажном носителе, а также подано в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Как установлено административным органом и судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается Обществом, уведомления об исполнении обязательств по выплате заработной платы привлеченному Обществом высококвалифицированному иностранному специалисту Загорец Мирославу за 1 и 2 кварталы 2014 года представлены в УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 26.08.2014, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 13 статьи 13.2 Закона N 115-ФЗ (л.д.51-54), что образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 18.15 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом необходимых мер по исполнению публично-правовых обязанностей в сфере миграционного законодательства, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах административный орган и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "Вагонмаш" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 18.15 КоАП РФ.
Существенных нарушений административным органом процедуры привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Оценив характер и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного Обществом, суд первой инстанции не нашел в рассматриваемом случае оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным. Суд апелляционной инстанции не усматривает правовых и фактических оснований для переоценки указанного вывода суда первой инстанции.
Вместе с тем, суд первой инстанции посчитал возможным с учетом позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П, признать незаконным и отменить оспариваемое постановление от 02.10.2014 в части назначения наказания в размере, превышающем 100000 руб.
Как указано в пункте 2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 КоАП РФ, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении.
При этом, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в вышеуказанном Постановлении, принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке. При этом, судам необходимо учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
В данном случае суд первой инстанции, оценив обстоятельства дела, посчитал назначенное Обществу наказание (штраф в размере 400000 руб.) чрезмерным и не соответствующим тяжести совершенного правонарушения, а также целям административного наказания, в связи с чем снизил размер штрафа до 100000 руб.
Принимая во внимание характер совершенного Обществом правонарушения и степень вины правонарушителя (обязанность по представленною уведомлений о выплате заработной платы иностранному специалисту была исполнена Обществом 26.08.2014), тяжелое финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности (о чем свидетельствуют представленные Обществом приказы о сокращении штатной численности сотрудников от 29 и 30 июля 2014 года, а также приказ N 103 от 20.10.2014 "Об объявлении простоя" в связи с приостановкой работы производства), учитывая отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а также доказательств причинения экономического ущерба интересам государства в результате совершения Обществом правонарушения, суд апелляционной инстанции полагает, что назначенное оспариваемым постановление наказание в виде минимального штрафа, предусмотренного частью 5 статьи 18.15 КоАП РФ, в размере 400 000 руб. не соответствует характеру и тяжести совершенного Обществом правонарушения, является чрезмерным и носит неоправданно карательный характер.
По мнению апелляционной коллегии, в рассматриваемом случае суд первой инстанции обоснованно с учетом позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, снизил назначенное Обществу оспариваемым постановлением наказание до 100 000 руб. (решение суда первой инстанции вынесено до внесения изменений в статью 4.1 КоАП РФ). Избранная судом первой инстанции мера ответственности является справедливой и соразмерной характеру и тяжести совершенного Обществом правонарушения, отвечает принципам разумности и неотвратимости юридической ответственности и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда от 15.12.2014 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 декабря 2014 года по делу N А56-65267/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-65267/2014
Истец: ООО "Вагонмаш"
Ответчик: Отдел Управления Федеральной Миграционной службы России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Кировском районе Санкт-Петербурга, Отдел УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Кировском районе Санкт-Петербурга, УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
Третье лицо: Управление Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области