г. Пермь |
|
31 марта 2015 г. |
Дело N А50-19800/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 марта 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.,
судей Дюкина В.Ю., Макарова Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кычевой С.В.,
при участии:
от заявителя - Жданова Л.Л. (удостоверение, доверенность от 14.01.2015),
от ответчика - представитель не явился,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Департамента имущественных отношений администрации города Перми,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 29 декабря 2014 года
по делу N А50-19800/2014,
принятое судьей Гусельниковой Н.В.,
по заявлению Департамента имущественных отношений администрации города Перми
к Управлению Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
о признании незаконным решения,
установил:
Департамент имущественных отношений администрации города Перми (заявитель) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (ответчик) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение в подвале жилого дома общей площадью 31,9 кв. м., расположенное по адресу: г. Пермь, Ленинский район, ул. Екатерининская, 180; о возложении на ответчика обязанности зарегистрировать право муниципальной собственности на указанный объект.
Решением суда от 29.12.2014 (резолютивная часть от 22.12.2014) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение суда от 29.12.2014 обжаловано заявителем в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что спорное помещение относится к муниципальной собственности, факт отсутствия спорного помещения в регистрационном удостоверении N 33-4-117 не может являться основанием для отказа в проведении государственной регистрации. Доказательств принадлежности спорного помещения на праве общей долевой собственности собственникам помещений в жилом доме, по мнению заявителя не имеется, отметка о реконструкции или переустройстве помещений не влечет изменения имущественных прав на объекты недвижимости, и сама по себе не препятствует регистрации наличия, перехода, ограничения права.
Ответчик против доводов апелляционной жалобы возражает, в отзыве на апелляционную жалобу ссылается на реконструкцию спорного помещения без получения необходимых разрешений, и на отсутствие надлежащих документов, необходимых для государственной регистрации права.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании решения малого Совета Пермского городского Совета народных депутатов от 08.06.1993 N 115 "Об утверждении перечня нежилых помещений передаваемых в муниципальную собственность города Перми" в муниципальную собственность принято нежилое помещение (назначение - культурно-просветительское и склады), расположенное в многоквартирном доме по ул. Большевистская, 180 (ул. Екатерининская) г. Перми.
26.03.2014 заявитель обратился к ответчику с заявлением о государственной регистрации ранее возникшего права собственности на этот объект недвижимости.
Сообщением от 21.08.2014 ответчик отказал в государственной регистрации прав на нежилое помещение в подвале жилого дома общей площадью 31,9 кв. м., расположенное по адресу: г. Пермь, Ленинский район, ул. Екатерининская, 180, в связи с отсутствием документов, необходимых для государственной регистрации прав.
Полагая, что отказ в государственной регистрации является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 3 ст. 20 ФЗ N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - ФЗ N 122-ФЗ от 21.07.1997) отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что для государственной регистрации права муниципальной собственности не были представлены все необходимые документы.
Пунктом 1 ст. 131 ГК РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
На основании ст. 16 ФЗ N 122-ФЗ от 21.07.1997 государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. В случае, если право возникает на основании соглашения или договора с органом государственной власти или органом местного самоуправления, государственная регистрация права может быть осуществлена на основании заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления либо на основании заявления лица, которое заключило с органом государственной власти или органом местного самоуправления соответствующие договор или соглашение. Форма заявления о государственной регистрации прав и требования к его заполнению, а также требования к формату заявления о государственной регистрации прав в электронной форме утверждаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав. С заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесные участки в границах земель лесного фонда обращается орган государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если ему переданы полномочия Российской Федерации по предоставлению лесных участков в границах земель лесного фонда.
Согласно ст. 17 ФЗ N 122-ФЗ от 21.07.1997 основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, перечисленные в п. 1 настоящей статьи.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП (п. 1 ст. 18 ФЗ N 122-ФЗ от 21.07.1997).
Согласно ответу ГУП "ЦТИ Пермского края" oт 11.08.2014 N 55-4-3814 спорное нежилое помещение не вошло в состав нежилых помещений, зарегистрированных на праве муниципальной собственности, указанных в регистрационном удостоверении от 23.11.1998 N 33-4-117.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 02.03 13391/09 по делу N А65-7624/2008-СГЗ-14/13, с момента начала реализации гражданами права на приватизацию жилья, предусмотренного Законом РСФСР от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР", жилой дом, в котором была приватизирована хотя бы одна квартира (комната), утрачивает статус объекта, находящегося исключительно в муниципальной собственности.
Правовой режим подвальных помещений, как относящихся или не относящихся к общей долевой собственности нескольких собственников помещений в таких жилых домах, должен определяться на дату приватизации первой квартиры в доме.
Если по состоянию на указанный момент подвальные помещения жилого дома были предназначены (учтены, сформированы) для самостоятельного использования в целях, не связанных с обслуживанием жилого дома, и не использовались фактически в качестве общего имущества домовладельцами, то право общей долевой собственности домовладельцев на эти помещения не возникло. Остальные подвальные помещения, не выделенные для целей самостоятельного использования, перешли в общую долевую собственность домовладельцев как общее имущество дома.
Как правильно установлено судом первой инстанции, приватизация квартир в доме по ул. Большевистская, 180 началась в 1992 году, сведения о том, что на этот момент спорное нежилое помещение было сформировано в качестве самостоятельного объекта и использовалось по своему назначению, в материалах дела отсутствуют.
В связи с чем, суд первой инстанции верно указал на то, что спорное помещение относится к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома.
Кроме того, из представленного кадастрового паспорта oт 12.03.2014 следует, что спорное помещение расположено в подвале жилого дома, и в отношении него осуществлена его реконструкция.
В соответствии со п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) считается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (ч.2 ст.51 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В письме от 21.04.2014 Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Перми сообщил, что информация о выданных разрешениях на ввод спорного объекта отсутствует.
Доказательств осуществления реконструкции в установленном порядке или согласования произведенных изменений с указанием на то, что реконструкция не затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности и не превышает предельные параметры, установленные градостроительным регламентом, заявителем не представлено (ст.65 АПК РФ).
Таким образом, при установлении факта принадлежности помещения к общему имуществу собственников помещений жилого дома, в отсутствие необходимой документации на реконструкцию, отказ в государственной регистрации права муниципальной собственности не противоречит закону. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Доводы заявителя о принадлежности спорного имущества муниципальному образованию документально не подтверждены.
Ссылка заявителя на то, что реконструкция не может повлечь изменения имущественных прав на объект недвижимости, подлежит отклонению. Изменение объекта недвижимости в установленном порядке заявителем не доказано.
Суд апелляционной инстанции считает, что фактические отношения сторон получили надлежащую правовую оценку, при исследовании судом первой инстанции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда от 29.12.2014 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266, 286, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 29 декабря 2014 года по делу N А50-19800/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Т.Л.Зеленина |
Судьи |
В.Ю.Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-19800/2014
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю