город Ростов-на-Дону |
|
07 июля 2010 г. |
дело N А32-4246/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2010 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Авдониной О.Г.,
судей Барановой Ю. И., Галова В. В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповым А.А.,
при участии:
от истца: представителя Гладуна М. М. по доверенности N 122 от 25.05.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Новопетровское"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27 апреля 2010 года по делу N А32-4246/2010
по иску закрытого акционерного общества "Новопетровское"
к ответчику администрации муниципального образования Славянский район Краснодарского края
о признании права собственности,
принятое в составе судьи Шевченко А.Е.,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Новопетровское" (далее - истец, общество) обратилось в суд с иском к администрации муниципального образования Славянский район Краснодарского края (далее - ответчик, администрация) о признании права собственности на инженерную рисовую систему, расположенную в границах ЗАО "Новопетровское" общей протяженностью оросительно-распределительной сети 135786,6 м., водосборно-сбросной сети протяженностью 145771,8 м., общей площадью оросительно-распределительной сети 600557,9 кв. м., водосборно-сбросной сети - 1207228,7 кв. м. в составе:
- системы Р-1, состоящей из оросительно-распределительной сети протяженностью 27324,2 м., площадью 151767,5 кв. м., водосборно-сбросной сети протяженностью 25667,8 м., площадью 191559,6 кв. м.;
- системы Рн-1-1, Рн-1-2, состоящей из оросительно-распределительной сети протяженностью 36322,0 м., площадью 167287,9 кв. м., водосборно-сбросной сети протяженностью 37253,5 м., площадью 282086,2 кв. м.;
- системы Р-3, Р-3-1, состоящей из оросительно-распределительной сети протяженностью 38543,6 м., площадью 159402,9 кв. м., водосборно-сбросной сети протяженностью 40550,4 м., площадью 337385,0 кв. м.;
- системы Рн-2-3, Рн-2, состоящей из оросительно-распределительной сети протяженностью 33596,8 м., площадью 122099,6 кв. м., водосборно-сбросной сети протяженностью 42300,1 м., площадью 396197,9 кв. м. (л. д. 97).
Требования мотивированы тем, что общество является правопреемником коллективного сельскохозяйственного предприятия рисоводческого совхоза "Новопетровское", которому в постоянное (бессрочное) пользование был предоставлен земельный участок площадью 13316,53 га, что подтверждается государственным актом на право пользования землей от 24.01.1983. На указанном земельном участке силами и за счет КСП "Новопетровское" сооружена инженерная рисовая система, введена в эксплуатацию в 1972-1976 годах.
При реорганизации совхоза в акционерное общество закрытого типа инженерная рисовая система была передана на баланс обществу и учитывается на его балансе по настоящее время. Требования общества основаны на положениях пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции обществу в удовлетворении иска отказано. Суд указал, что заказчиком строительства спорной рисовой системы являлось Управление эксплуатации Черноерковской рисовой оросительной системы Министерства мелиорации и водного хозяйства РСФСР; оросительная система являлась федеральной собственностью; передача системы на баланс общества не порождает право собственности на систему. Суд также указал на отсутствие доказательств нарушения администрацией прав и законных интересов общества, поскольку администрация не оспаривает права общества на рисовую оросительную систему.
Общество обжаловало решение в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована следующими доводами:
- при преобразовании рисоводческого совхоза в акционерное общество закрытого типа оросительная рисовая система была передана на баланс обществу, и в силу положений статьи 218 ГК РФ у общества возникло право собственности на оросительную систему,
- рисовая система не является водохозяйственной и мелиоративной системой или сооружением, а является объектом недвижимости, потому ссылка на пункт 2.1.10 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации является неверной. Ссылка на Государственную программу является неверной также потому, что инженерная рисовая система была передана на баланс КСХП "Новопетровское" до принятия Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284. Инженерная рисовая система согласно Федеральному закону от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не отнесена к объектам, приватизация которых не допускается. Признание администрацией иска не свидетельствует об отсутствии спора.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, дополнительно пояснил следующее: спорная инженерная рисовая система является внутрихозяйственной и не используется для осуществления межрегионального и (или) межхозяйственного водораспределения; в составе спорной системы отсутствуют водозаборные сооружения, магистральные каналы, рыбозащитные сооружения, мосты и переезды на оросительной и водосборной сети, сбросные каналы первого порядка; ссылка на постановление Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 N 8 несостоятельна в связи с его отменой; вывод о том, что администрация МО Славянский район является ненадлежащим ответчиком является неверным.
Определением апелляционного суда от 15.06.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю.
Ответчик и третье лицо не обеспечили явку представителей в судебное заседание, будучи уведомлены о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Новопетровское" является правопреемником рисового совхоза "Новопетровский" (совхоз реорганизован в КСХП "Новопетровское" 25.06.1991; КСХП "Новопетровское" преобразовано в АОЗТ "Новопетровское" решением исполнительного комитета Славянского Совета народных депутатов N 213 от 18.12.1991; АОЗТ "Новопетровское" переименовано в ЗАО "Новопетровское" 04.08.2000).
24.01.1983 исполнительным комитетом Славянского районного Совета народных депутатов рисоводческому совхозу "Новопетровское" в бесплатное (бессрочное) пользование был предоставлен земельный участок площадью 13316,53 га для сельскохозяйственного использования, что подтверждается государственным актом на право пользования землей серии А-1 N 247530.
На земельном участке расположена спорная рисовая инженерная система. Общество полагает, что право собственности на рисовую инженерную систему у него возникло в силу положений пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в порядке правопреемства от рисового хозяйства "Новопетровский".
В соответствии со статьей 218 Кодекса для возникновения права собственности в порядке правопреемства обязательным является наличие права собственности на имущество у правопредшественника.
Из материалов дела следует, что рисоводческий совхоз "Новопетровский" являлся федеральным предприятием.
Как разъяснено в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Из плана приватизации рисоводческого совхоза "Новопетровский", утвержденного генеральным директором Департамента сельского хозяйства и продовольствия Краснодарского края 26.05.1997, следует, что величина уставного капитала общества на момент приватизации составила 27 831 тыс. руб. В отношении рисовой системы в плане приватизации отражено об оставлении ее на балансе предприятия для использования по прямому назначению. Доказательства включения имущества рисовой системы в состав приватизируемого имущества отсутствуют, потому довод истца о получении спорного имущества в собственность в порядке правопреемства от рисового совхоза "Новопетровский" не подтверждены.
Акт приема-передачи внутрихозяйственной оросительной и коллекторно-дренажной сети рисовой оросительной системы на баланс коллективного сельхозпредприятия от 25.06.1992 не является тем передаточным актом, которому в смысле законодательства о приватизации придается сила документа, подтверждающего переход права собственности. Данный акт подтверждает лишь факт передачи имущества на баланс общества, созданного в порядке приватизации, что и было предусмотрено планом приватизации совхоза.
В соответствии с пунктом 2.1.10 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" водохозяйственные и мелиоративные системы и сооружения, находящиеся в федеральной собственности, являются объектами, приватизация которых запрещена.
Данная норма подлежит применению с учетом принятого позднее Федерального закона от 10.01.96 N 4-ФЗ "О мелиорации земель". Согласно статье 3 Закона государственные мелиоративные системы - мелиоративные системы, находящиеся в государственной собственности и обеспечивающие межрегиональное и (или) межхозяйственное водораспределение и противопаводковую защиту, а также противоэрозионные и пастбищезащитные лесные насаждения, которые необходимы для обеспечения государственных нужд. Статья 11 Закона определяет, что к федеральной собственности относятся государственные мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения, размещенные на территории одного или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, осуществляющие межрегиональное и (или) межхозяйственное водораспределение и построенные (строящиеся) за счет средств федерального бюджета, а также использующиеся для осуществления полномочий Российской Федерации, установленных данным Законом. Государственные мелиоративные системы и находящиеся в государственной собственности отдельно расположенные гидротехнические сооружения, объекты и другое имущество организаций по эксплуатации мелиоративных систем и надзору за мелиоративным состоянием земель не могут быть переданы в собственность граждан (физических лиц) и юридических лиц.
На запрос апелляционного суда от ФГУ "Управление "Кубаньмелиоводхоз" получен ответ N 419 от 25.06.2010, из которого следует, что рисовая система ЗАО "Новопетровское" Славянского района Краснодарского края входит в состав Черноерковской государственной оросительной рисовой системы и не является автономной по характеру ее функционирования, а является частью государственной рисовой оросительной системы, технологическое единство которой должно быть сохранено. Система вводилась в эксплуатацию в начале 70-х годов отдельными участками и строилась за счет государственных средств. Черноерковская оросительная рисовая система осуществляет межхозяйственное водораспределение и является комплексом функционально взаимосвязанных гидротехнических сооружений и устройств на мелиорируемой территории.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал истцу в удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе суд в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит на заявителя жалобы.
При обращении с апелляционной жалобой обществом было заявлено ходатайство о зачете излишне уплаченной при обращении с иском государственной пошлины. Определением апелляционного суда от 27.05.2010 произведен зачет 2 000 руб. из суммы государственной пошлины, уплаченной при подаче иска, в связи с чем, суду первой инстанции при выдаче справки на возврат государственной пошлины следует уменьшить сумму возвращаемой из бюджета государственной пошлины на 2 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27 апреля 2010 года по делу N А32-4246/2010 оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Г. Авдонина |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-4246/2010
Истец: ЗАО "Новопетровское"
Ответчик: Администарция муниципального образования Славянского района, Администрация
Третье лицо: ТУ ФАУГИ по Краснодарскому краю
Хронология рассмотрения дела:
07.07.2010 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6020/10