г. Челябинск |
|
03 апреля 2015 г. |
Дело N А07-18958/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Баканова В.В. и Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Белорецкий металлургический комбинат" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.12.2014 по делу N А07-18958/2014 (судья Крылова И.Н.).
В заседании приняли участие представители открытого акционерного общества "Белорецкий металлургический комбинат" - Муратшин Р.Ш. (доверенность N 26 от 16.03.2015), Ларин П.В. (доверенность N 22 от 02.03.2015).
08.09.2014 открытое акционерное общество "Белорецкий металлургический комбинат" (далее - заявитель, общество, ОАО "БМК") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Главному Управлению Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан (далее - Управление) о признании недействительными 86 (8, 9, 10, 15, 17, 41, 45, 46, 47, 48, 49, 57, 62, 66, 70, 72, 82, 83, 88, 90, 102, 114, 115, 116, 126, 128, 130, 138, 139, 140, 143, 145, 146, 150, 155, 156, 157, 166, 167, 214, 233, 267, 272, 290, 293, 295, 299, 300, 309, 310, 311, 322, 336, 337, 343, 368, 402, 408, 410, 417, 423, 427, 461, 468, 474, 497, 500, 504, 505, 516, 522, 523, 526, 536, 537, 558, 569, 571, 589, 590, 591, 594, 598, 616, 649, 672) пунктов предписания N 37/1/37 от 06.06.2014 (далее - предписание) об устранении нарушений пожарной безопасности.
Перечисленные пункты предписания незаконны, они содержит ссылки на строительные нормы и правилах (далее - СНиП)
-N 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", введенного в действие с 01.01.1998,
-N 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование", введенного в действие с 26.06.2003,
-N 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение", введенного в действие с 20.04.1995,
-N 31-03-2001 "Производственные здания", введенного в действие с 19.03.2001.
Не учтено, что производственные и административно - бытовые здания предприятия введены в эксплуатацию до принятия вышеуказанных нормативов, в период с 1929 по 1980 годы. По п.4 ст. 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" N 123 от 22.07.2008 (далее - Закон N 123), если положения настоящего закона устанавливают более высокие требования пожарной безопасности, чем требования до дня вступления в силу соответствующих положений федерального закона, применяются ранее действующие требования.
С дат ввода в эксплуатацию функциональное назначение зданий не изменялось, их реконструкция не проводилась, поэтому применение к оценке их пожарной безопасности положений СНиП, принятых в 1995-2003 годах является неосновательным (т.1 л.д.6-7, т.4 л.д.92-94).
Управление возражает против заявленных требований, ссылается на обстоятельства установленные проверкой.
Положения п.4 ст.4 Закона N 123 не подлежат применению в случаях, указанных в ст. 64 данного закона, которая обязывает представить декларацию пожарной безопасности, где должна быть определена оценка пожарного риска, оценка возможного ущерба от пожара. Предприятие в нарушение требований закона эту обязанность не исполнило - декларацию с нормативными документами по пожарной безопасности не представило. Акт государственной приемочной комиссии не подтверждает соответствие объекта требованиям пожарной безопасности (т. 1 л.д. 135-136, т.4 л.д.95-98).
Решением суда первой инстанции от 09.12.2014 в удовлетворении требований отказано. Нарушения правил пожарной безопасности подтверждены материалами проверки, общество их наличие не оспаривает.
Довод о том, что нормы действующих в настоящее время СНиП не могут быть применены к объектам, введенным в эксплуатацию в предшествующие периоды, не принимаются судом, время ввода объектов значения не имеет, т.к. положения СНИП в части пожарной безопасности подлежат обязательному соблюдению и применению при эксплуатации зданий. Доказательства невозможности исполнения требований предписания не представлено (т.4 л.д.108-127).
22.01.2015 от общества поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения и признания незаконным предписания.
Суд неосновательно не принял во внимание даты принятия в эксплуатацию зданий и сооружений, начиная с 1914 года, у которых не изменялось функциональное назначение, не проводилась реконструкция. Нет оснований применять к ним положения СНиП 2007-2009 годов.
Административный орган не обосновал наличие недопустимого риска для жизни и здоровья людей в результате несоблюдения новых правил (т.5 л.д.3-7).
Управление возражает против апелляционной жалобы, ссылается на обстоятельства установленные судебным решением. Представители административного органа в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения жалобы извещены. Суд определил рассмотреть дело без не явившихся лиц.
Поскольку заявитель в жалобе указал на обязанность применения к производственным помещениям, построенным в прошедшие годы, норм и правил, действующих в период их введения в эксплуатацию, но не указал эти нормы, суд апелляционной инстанции предложил обосновать свои возражения путем сопоставления требований по каждому нарушению по ранее действовавшим и современным нормативам. С документом следовало предварительно ознакомить административный орган.
Обществом оспаривалось 86 пунктов предписаний, часть установленных нарушений относится к покраске пола (п.126), ширине дверей (п.115), ограждений кровли (п.114), устройства помещений из горючих материалов (п.102) и т.д., устранение которых не связано с капитальным переустройством зданий. Заявителю предлагалось выделить пункты предписания, по которым устранение нарушений не может быть произведено без переустройства нежилых помещений.
В связи с этим рассмотрение апелляционной жалобы дважды откладывалось.
В представленной таблице имеются ссылки на настоящие и ранее действовавшие нормы СНиП, но отсутствует обоснование того, что новыми нормативами к собственнику помещений предъявлены более жесткие требования. Не представлено убедительного обоснования того, что исполнение действующих СНиП, указанных в предписании, повлечет переустройство помещений.
В судебном заседании представитель сообщил, что отдельные оспариваемые пункты предписания обществом выполнены.
Исследовав материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав общество, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ОАО "Белорецкий металлургический комбинат" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 08.10.1994 (т.1 л.д. 120-121), имеет в собственности основные средства и производственные помещения, вводимые в эксплуатацию начиная с 1950 года, имеются технические паспорта на нежилые помещения.
11.13.2014 Управлением вынесено распоряжение о проведении плановой выездной проверки (т.1 л.д.151), о результатах составлен акт от 05.05.2014 (т.1 л.д.137-141).
Проведена экспертиза, заключением N 67/39/14 от 10.04.2014 подтверждены нарушения пожарной безопасности (т.2 л.д.1-36).
Постановлением Советского районного суда г. Уфы от 16.07.2014 деятельность общества была приостановлена (т.2 л.д.131-132).
06.06.2014 составлены административные протоколы N N 61-63 (т.2 л.д. 37-92, 93-127, 128-130), где общество привлечено к административной ответственности (т.2 л.д.135-163).
Обществу выдано предписание N 37/1/37 от 06.06.2014 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Предписывается устранить нарушения:
- п.8. - не обеспечен выход на кровлю здания через люк 2-го типа размером 0.6 х 0.8 м., чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, п.8.4* СНиП 21-01-97*;
- п.9. - в раздевалках в помещениях сушилок транзитные короба вентиляции пересекающие межэтажные перекрытия не оборудованы противопожарными клапанами, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, п.7.11.1 СНиП 41-01-2003, п.7.1 СНиП 21-01-97*;
- п.10. - отсутствует ограждение кровли здания в соответствии с ГОСТ 25772, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, п.8.11. СНиП 21-01-97*;
- п.15 - на транзитных коробах вентиляционной системы отсутствуют противопожарные клапана на воздуховодах при пересечении пожарных преград, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, п.7.11.1 СНиП 41-01-2003, п.7.1 СНиП 21-01-97*;
- п.17 - лестничная клетка на путях эвакуации не отделена от подвала тамбур-шлюзом, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, СНиП 21-01-97* п.7.23*;
- п. 41 - расстояние от наиболее удаленной точки на площадках и этажерках до ближайшего эвакуационного выхода из здания прокатного цеха (стан 150) составляет более 150 м., чем нарушен п. 6.7, табл. 1 СНиП 31-03-2001
- п.45 - в лестничной клетке ведущей на второй и третий этаж административной части здания прокатного цеха (стан 150) зазор между маршами лестниц отсутствует, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, СНиП 21-01-97* п.8.9;
- п.46 - рулонная кровля здания не разделена на ковры противопожарными поясами с гравийной засыпкой на участки площадью не более 3600 м., чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, СНиП 21-01-97*МДС 2-1.98 табл.2.п.10.3.;
- п.47 - не обеспечен выход на кровлю цеха по наружным пожарным лестницам по периметру здания через 200 м., чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, СНиП 21-01-97* п. 8.3*;
-п. 48 - открывание створок световых фонарей не выполнено механизированным (с включением механизмов открывания у выходов из помещений), дублированным ручным управлением. Под остеклением зенитных фонарей, не предусмотрено устройство защитной металлической сетки, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, СП 4.13130.2009 п.6.2.7, п.6.2.8;
- п.49 - здание не оборудовано эвакуационными выходами в наружных стенах по периметру через 72 м, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, СП 1.13130.2009 п.9.2.9;
- п.57 - при эксплуатации кабельных подвалов отсутствуют устройства самозакрывания на дверях, чем нарушен п.187 "г" Правил противопожарного режима в РФ. Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390;
- п.62 - отсутствует ограждение кровли здания в соответствии с ГОСТ 25772, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, п.8.11. СНиП 21-01-97*;
- п.66 - в помещении насосной станции автоматического пожаротушения отсутствует выход наружу; чем нарушен НПБ 88-2001 п.4.70.;
- п.70 - в цехе устроены антресоли, конторки и другие встроенные помещения из горючих материалов и листового металла, чем нарушены Правила противопожарного режима в РФ. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 п.23.;
- п.72 - транзитом через помещения электроподстанции проложены коммуникации вентиляционные короба, в местах пересечения ими противопожарных преград отсутствуют противопожарные клапана, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, П.7.11.1 СНиП 41-01-2003, п.7.1 СНиП 21-01-97*;
- п.82 - здание не оборудовано эвакуационными выходами в наружных стенах по периметру через 72 м, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, СП 1.13130.2009 п.9.2.9;
- п.83 - открывание створок световых фонарей не выполнено механизированным (с включением механизмов открывания у выходов из помещений), дублированным ручным управлением. Под остеклением зенитных фонарей, не предусмотрено устройство защитной металлической сетки, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, СП 4.13130.2009 п.6.2.7, п.6.2.8;
- п.88 - в габаритах лестничной клетки АБК на пути эвакуации на высоте 1 м из плоскости стен выступают батареи отопления, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, п.6.32* СНиП 21-01-97;
- п.90 - в раздевалках АБК коридоры длиной более 60 м не разделены противопожарными перегородками 2-го типа, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, п.6.26* СНиП 21-01-97 *;
- п.102 - в цехе устроены антресоли, конторки и другие встроенные помещения из горючих материалов и листового металла, чем нарушены Правила противопожарного режима в РФ. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 п.23;
- п.114 - отсутствует ограждение кровли здания в соответствии с ГОСТ 25772, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, п.8.11. СНиП 21-01-97*,
- п.115 - выход в центральную лестничную клетку с пятого этажа здания цеха N 10 осуществляется через дверь высотой 1,92 м. шириной 1,17 м, при норме шириной не менее 1.2 м, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, п.6.16 СНиП 21-01-97*;
- п.116 - выход в южную лестничную клетку с третьего этажа из здания осуществляется через дверь высотой 1,99 м. шириной 0,87 м, при норме шириной не менее 1.2 м, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, п.6.16 СНиП 21-01-97*;
- п.126 - полы коридоров в административной части здания деревянные, покрашены эмалью, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, п.6.25* СНиП 21-01-97*;
- п.128 - в южной лестничной клетке имеются трубы электрооборудования выступающие от стены на расстоянии 1,6 м, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, п.6.32* СНиП 21-01-97*;
- п.130 - в южной лестничной клетке первого этажа имеются трубы выступающие от пола на расстоянии 0,2 м, чем нарушены Правила противопожарного режима в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390 п.36;
- п.138 - в южной лестничной клетке ведущей с пятого на первый этаж здания зазор между маршами лестниц составляет 3 см, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, СНиП 21-01-97* п.8.9
- п.139 -в центральной лестничной клетке ведущей с пятого на первый этаж здания зазор между маршами лестниц составляет 3 см, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, СНиП 21-01-97* п.8.9;
- п.140 - в северной лестничной клетке, ведущей с пятого на первый этаж здания зазор между маршами лестниц составляет 3 см, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, СНиП 21-01-97* п.8.9;
- п.143 - в габаритах прохода по правой лестничной клетке из плоскости стен на высоте 1 м выступают батареи отопления, коммуникации, электрошкафы, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, п.6.32* СНиП 21-01-97*;
- п.145 - в правой лестничной клетке на уровне площадки 1-го этажа в тамбуре эвакуационного выхода установлен электрошкаф, не выгороженный противопожарными преградами, чем нарушены Правила противопожарного режима в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390 п.36;
- п.146 - в правой и левой лестничных клетках на уровне площадки 1-го этажа в тамбуре имеется выход из лифта, двери лифта не противопожарные, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, СНиП 21-01-97* п. 6.24*;
- п.150 - на производственных этажах коридоры длиной более 60 м не разделены противопожарными перегородками 2-го типа на участки, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, СНиП 21-01-97* п.6.26*;
- п.155 - здание не оборудовано эвакуационными выходами в наружных стенах по периметру через 72 м, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, СП 1.13130.2009 п.9.2.9;
- п.156 - открывание створок световых фонарей не выполнено механизированным (с включением механизмов открывания у выходов из помещений), дублированным ручным управлением. Под остеклением зенитных фонарей, не предусмотрено устройство защитной металлической сетки, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, СП 4.13130.2009 п.6.2.7, п.6.2.8;
- п.157 - не обеспечен предел огнестойкости дверей отделяющих производственную часть от административной, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, СНиП 21-01-97* п.5.14*, п.7.4;
- п.166 - в административно-бытовой части на этажах коридоры длиной более 60 м не разделены противопожарными перегородками 2-го типа на участки, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, СНиП 21-01-97* п.6.26*;
- п.167 - в местах пересечения коробами вентиляции межэтажных перекрытий отсутствуют противопожарные клапана, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, п.7.11.1 СНиП 41-01-2003, п.7.1 СНиП 21-01-97*;
- п.214 - лестничная клетка на путях эвакуации не отделена от подвала тамбур-шлюзом, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, СНиП 21-01-97* п.7.23*;
- п.233 - в габаритах лестничной клетки установлен электрошкаф, на высоте 1.5 м от площадок из плоскости стен выступают шкафы для пожарных кранов, чем нарушены Правила противопожарного режима в РФ. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 п.23, ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, п.6.32* СНиП 21-01-97*;
- п.267 - в габаритах лестничной клетки оборудовано бытовое помещение, на высоте 1 м от площадок из плоскости стен выступают батареи отопления, на площадках установлены ящики с песком, чем нарушены Правила противопожарного режима в РФ. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 п.23, ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, п.6.32* СНиП 21-01-97*;
- п.272 - в габаритах лестничной клетки на высоте 1 м от площадок из плоскости стен выступают батареи отопления, чем нарушены Правила противопожарного режима в РФ. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 п.23, ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, п.6.32* СНиП 21-01-97*;
- п.290 - в габаритах лестничной клетки на высоте 1 м от площадок из плоскости стен выступают батареи отопления, шкафы пожарных кранов, подоконники, чем нарушены Правила противопожарного режима в РФ. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 п.23, ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, п.6.32* СНиП 21-01-97*;
- п.293 - на лестничных маршах ширина промежуточных площадок менее ширины марша, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, п.6.31* СНиП 21-01-97*;
- п.295 - отсутствует второй эвакуационный выход со второго этажа здания, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, СНиП 21-01-97* п.6.13*;
- п.299 - лестничная клетка на путях эвакуации не отделена от подвала тамбур-шлюзом, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, СНиП 21-01-97* п.7.23*;
- п.300 - на лестничных маршах ширина промежуточных площадок менее ширины марша, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, п.6.31* СНиП 21-01-97*;
- п.309 - открывание створок световых фонарей не выполнено механизированным (с включением механизмов открывания у выходов из помещений), дублированным ручным управлением. Под остеклением зенитных фонарей, не предусмотрено устройство защитной металлической сетки, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, СП 4.13130.2009 п.6.2.7, п.6.2.8;
- п.310 - здание не оборудовано эвакуационными выходами в наружных стенах по периметру через 72 м, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, СП 1.13130.2009 п.9.2.9;
- п.311 -в цехе устроены антресоли, конторки и другие встроенные помещения из горючих материалов и листового металла, чем нарушены Правила противопожарного режима в РФ. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 п.23;
- п.322 - в поэтажных коридорах, в раздевалках АБК коридоры длиной более 60 м не разделены противопожарными перегородками 2-го типа, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, п.6.26* СНиП 21-01-97 *;
- п.336 - открывание створок световых фонарей не выполнено механизированным (с включением механизмов открывания у выходов из помещений), дублированным ручным управлением. Под остеклением зенитных фонарей, не предусмотрено устройство защитной металлической сетки, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, СП 4.13130.2009 п.6.2.7, п.6.2.8;
- п.337 - здание не оборудовано эвакуационными выходами в наружных стенах по периметру через 72 м, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, СП 1.13130.2009 п.9.2.9;
- п.343 - рулонная кровля здания не разделена на ковры противопожарными поясами с гравийной засыпкой на участки площадью не более 3600 м, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, СНиП 21-01-97*;
- п.368 - в габаритах лестничной клетки на высоте 1 м от площадок из плоскости стен выступают шкафы пожарных кранов, чем нарушены Правила противопожарного режима в РФ. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 п.23, ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, п.6.32* СНиП 21-01-97*;
- п.402 - на этажах коридоры длиной более 60 м не разделены противопожарными перегородками 2-го типа на участки, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, СНиП 21-01-97* п.6.26*;
- п.408 - лестничная клетка на путях эвакуации соединяющая 1 и подвальный этаж не отделена тамбур-шлюзом, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, СНиП 21-01-97* п.7.23*;
- п.410 - открывание створок световых фонарей не выполнено механизированным (с включением механизмов открывания у выходов из помещений), дублированным ручным управлением. Под остеклением зенитных фонарей, не предусмотрено устройство защитной металлической сетки, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, СП 4.13130.2009 п.6.2.7, п.6.2.8;
- п.417 - здание не оборудовано эвакуационными выходами в наружных стенах по периметру через 72 м, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, СП 1.13130.2009 п.9.2.9;
- п.423 - лестничная клетка на путях эвакуации не отделена от подвала тамбур-шлюзом, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, СНиП 21-01-97* п.7.23*;
- п.427 - в габаритах лестничной клетки на высоте 1 м от площадок из плоскости стен выступают батареи отопления, шкафы пожарных кранов, чем нарушены Правила противопожарного режима в РФ. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 п.23, ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, п.6.32* СНиП 21-01-97*;
- п.461 - в габаритах лестничной клетки на высоте 1 м от площадок из плоскости стен выступают батареи отопления, коммуникации, чем нарушены Правила противопожарного режима в РФ. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 п.23, ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, п.6.32* СНиП 21-01-97*;
- п.468 - расстояния от наиболее удаленного рабочего места в двухэтажном производственном здании 100 м при норме не более 60 м, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, СП 1.13130.2009 п.9.2.9;
- п.474 - лестничная клетка на путях эвакуации не отделена от подвала тамбур-шлюзом, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, СНиП 21-01-97* п.7.23*;
- п.497 - в цехе устроены конторки и другие встроенные помещения из листового металла, чем нарушены Правила противопожарного режима в РФ. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 п.23;
- п.500 - лестничная клетка на путях эвакуации не отделена от подвала тамбур-шлюзом, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, СНиП 21-01-97* п.7.23*;
- п.504 - в тамбуре эвакуационного выхода установлен электрошкаф, чем нарушены Правила противопожарного режима в РФ. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 п.36;
- п.505 - второй этаж АБК не оборудован вторым эвакуационным выходом, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, СНиП 21-01-97* п.6.13*;
- п.516 - 2 этаж имеет один эвакуационный выход, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, СНиП 21-01-97* п.6.13*;
- п.522 - в габаритах лестничной клетки под лестничным маршем устроена электрощитовая, чем нарушены Правила противопожарного режима в РФ. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 п.23;
- п.523 - в габаритах лестничной клетки на высоте 1 м от площадок из плоскости стен выступает оборудование пожарных кранов, чем нарушены Правила противопожарного режима в РФ. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 п.23; ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, п.6.32* СНиП 21-01-97*;
- п.526 - отсутствуют вторые эвакуационные выходы с этажей здания, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, СНиП 21-01-97* п.6.13*;
- п.536 - в габаритах лестничной клетки на высоте 1 м от площадок из плоскости стен выступают шкафы пожарных кранов, чем нарушены Правила противопожарного режима в РФ. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 п.23, ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, п.6.32* СНиП 21-01-97*;
- п.537 - коридоры длиной более 60 м не разделены противопожарными перегородками 2-го типа на участки, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, СНиП 21-01-97* п.6.26*;
- п.558 - лестница 3-го типа на пути эвакуации с галереи не соответствует требованиям по ширине и высоте проступи, высоте ограждения, уклону, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, СНиП 21-01-97* п.6.30*;
- п.569 - в габаритах лестничной клетки на высоте 1 м от площадок из плоскости стен выступают шкафы пожарных кранов, электрошкафы, батареи отопления, чем нарушены Правила противопожарного режима в РФ. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 п.23, ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, п.6.32* СНиП 21-01-97*;
- п.571 - отсутствует второй эвакуационный выход с этажей АБК, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, СНиП 21-01-97* п.6.13*;
- п.589 - отсутствует ограждение кровли здания в соответствии с ГОСТ 25772, чем нарушен п.8.11. СНиП 21-01-97*;
- п.590 - не обеспечен выход на кровлю цеха по наружным пожарным лестницам по периметру здания через 200 м, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, СНиП 21-01-97* п. 8.3*;
- п.591 - здание не оборудовано эвакуационными выходами в наружных стенах по периметру через 72 м, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, СП 1.13130.2009 п.9.2.9;
- п.594 - рулонная кровля здания не разделена на ковры противопожарными поясами с гравийной засыпкой на участки площадью не более 3600 м., чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, СНиП 21-01-97*;
- п.598 - встроенные электроподстанции не выгорожены противопожарными преградами, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, СНиП 21-01-97*;
- п.616 - открывание створок световых фонарей не выполнено механизированным (с включением механизмов открывания у выходов из помещений), дублированным ручным управлением. Под остеклением зенитных фонарей, не предусмотрено устройство защитной металлической сетки, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, СП 4.13130.2009 п.6.2.7, п.6.2.8;
- п.649 - в габаритах лестничной клетки на высоте 1 м от площадок из плоскости стен выступают батареи отопления, чем нарушены Правила противопожарного режима в РФ. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 п.23. ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, п.6.32* СНиП 21-01-97*;
- п.672 - автоматическая пожарная сигнализация в конторе склада в отключенном состоянии, чем нарушена ч. 2 ст. 4 Федеральный закон 123-ФЗ от 22.07.2008, п.4.3 СНиП 21-01-97*.
Заявителю предписано в срок до 30.04.2015 г. устранить указанные нарушения (т.1 л.д. 10-116).
В ответе на жалобу предприятия от 08.07.2014 Управление сообщило, что указанные в предписании требования не являются более высокими по сравнению с требования ранее действующих СНиП (т.1 л.д.122-123).
По утверждению подателя жалобы - общества предписание незаконно, т.к. его требования основаны на нормах и правилах, которые не действовали в период сдачи помещений в эксплуатацию.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности выданного Предписания.
Решение суда является законным и обоснованным.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 6 Закона о пожарной безопасности, подп. "е" п. 9 Положения о Федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290, государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Таким образом, оспариваемое предписание принято управлением в пределах предоставленных полномочий.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Законом о пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 1 названного Закона пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу ст. 2 Закона о пожарной безопасности законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Статьей 37 Закона о пожарной безопасности установлено, что руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Закон N 123-ФЗ, который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (ч. 1 ст. 1 Закона N 123-ФЗ).
Частью 1 ст. 4 Закона N 123-ФЗ установлено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой:
1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации;
2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности;
3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Согласно ч. 2 ст. 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований данного Федерального закона (ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ).
Нормы и правила СНиП 21-01-97* устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона N 123-ФЗ в случае, если положениями данного Федерального закона (за исключением положений ст. 64, ч. 1 ст. 82, ч. 7 ст. 83, ч. 12 ст. 84, ч. 1.1 и 1.2 ст. 97 рассматриваемого Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений данного Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования этого Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Следует учесть, что указанные в предписании нормы СНиП приняты до вступления в действие настоящего закона.
Согласно ч. 1 ст. 151 Закона N 123-ФЗ со дня вступления в силу данного Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям этого Федерального закона.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в данном случае время ввода в эксплуатацию объектов заявителя не имеет значения, поскольку требования, изложенные в СНиП 21-01-97* и иных СНиП, подлежат обязательному соблюдению и применению при эксплуатации помещений, зданий и других строительных сооружений.
То обстоятельство, что проверенные объекты были построены до или после введения в действие указанных выше СНиП, не освобождает учреждение от обязанности по соблюдению действующих требований пожарной безопасности и принятия мер, направленных на приведение здания в соответствии с установленными требованиями пожарной безопасности.
Фактические основания выдачи предписания заявителем не опровергнуты.
Согласно п. 39 приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16.03.2007 N 140 требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания и сооружения, введенные в действие в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
Судом установлено, что в рассматриваемом случае соблюдение обязательных требований пожарной безопасности, перечисленных в спорных пунктах, является обязательным, поскольку речь идет о безопасности жизни и здоровья людей.
Следовательно, сам по себе факт выявленных нарушений несет потенциальную угрозу жизни и здоровью людей, в связи с этим подлежат применению нормативы, принятые после постройки и введения в эксплуатацию объектов проверки.
Следует учесть, что исследования расчетов пожарного риска на предприятии не проводились, не опровергнуты выводы административного органа о наличии угрозы жизни и здоровья людей.
По ч.4 ст. 4 Закона N 123-фз его положения не подлежат применению при не соблюдении требований ст. 64 того же закона, предусматривающей представление декларации пожарной безопасности. По пояснению представителей общества эта декларация не представлялась.
Ссылка заявителя жалобы на отсутствие достаточного финансирования на проведение противопожарных мер и неудовлетворительное техническое состояние производственных зданий судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку указанное обстоятельство не является основанием для освобождения учреждения от установленной законом обязанности по соблюдению обязательных правил и норм в области пожарной безопасности, подлежащих исполнению.
Доказательств невозможности исполнения обжалуемых пунктов предписания Заявителем в силу требований статьи 65 АПК Российской Федерации в материалы дела также не представлено. Не представлено доказательств, что выполнение предписания приведет к функциональным и конструктивным изменениям помещений.
Суд апелляционной инстанции учитывает особую значимость соблюдения противопожарных правил в местах скопления людей (производственных помещениях), исключения возможности наступления тяжких последствий в результате пожара.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.12.2014 по делу N А07-18958/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Белорецкий металлургический комбинат" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Кузнецов |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-18958/2014
Истец: ОАО "БЕЛОРЕЦКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ"
Ответчик: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан