г.Самара |
|
03 апреля 2015 г. |
Дело N А65-24253/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 апреля 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания Загнедкиной Н.Н., с участием:
индивидуальный предприниматель Ганеева Г.Г. - не явилась, извещена,
от исполнительного комитета муниципального образования города Казани - представитель не явился, извещен,
от третьих лиц: муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета г.Казани" - представитель не явился, извещено,
Казанской городской Думы - представитель не явился, извещена,
филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Татарстан - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 марта 2015 года апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета г.Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 января 2015 года по делу N А65-24253/2014 (судья Нафиев И.Ф.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Ганеевой Гульчиры Габбасовны (ОГРН 311169020000031; ИНН 166105995122), Республика Татарстан, г.Казань, к исполнительному комитету муниципального образования города Казани, Республика Татарстан, г.Казань, третьи лица: муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета г.Казани", Республика Татарстан, г.Казань, Казанская городская Дума, Республика Татарстан, г.Казань, филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Ганеева Гульчира Габбасовна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее - исполнительный комитет, ответчик) о признании незаконным бездействие, выразившегося в нерассмотрении в установленный срок заявления о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми номерами N 16:50:320302:0004 и N 16:50:320302:0011 для строительства придорожного сервиса АЗС, обязании исполнительного комитета муниципального образования города Казани в лице комиссии по землепользованию и застройке провести публичные слушания и в течение 14 дней с момента вступления в силу решения суда обеспечить подготовку рекомендаций в адрес руководителя исполнительного комитета о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N 16:50:320302:0004 и N 16:50:320302:0011 с указанием причин принятого решения и направить их руководителю исполнительного комитета, обязании руководителя исполнительного комитета муниципального образования г. Казани в течение 3 дней со дня поступления рекомендаций принять решение о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N 16:50:320302:0004 и N 16:50: 320302:0011.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета г.Казани", Казанская городская Дума, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"в лице филиала по Республике Татарстан.
Представитель заявителя в судебном заседании ходатайствовал об изменении предмета заявленных требований и просил признать незаконным бездействие, выразившееся в нерассмотрении в установленный срок заявления о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером N 16:50:320302:0004 для строительства придорожного сервиса АЗС, обязать исполнительный комитет муниципального образования г.Казани в лице комиссии по землепользованию и застройке провести публичные слушания и в течение 14 дней с момента вступления в силу решения суда обеспечить подготовку рекомендаций в адрес руководителя исполнительного комитета о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения в отношении земельного участка с кадастровым номером N 16:50:320302:0004 с указанием причин принятого решения и направить их руководителю исполнительного комитета, обязать руководителя исполнительного комитета муниципального образования г. Казани в течение 3 дней со дня поступления рекомендаций принять решение о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения в отношении земельного участка с кадастровым номером N 16:50:320302:0004.
Ходатайство судом удовлетворено, изменение предмета заявленных требований принято судом в порядке ст.49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 января 2015 года заявление удовлетворено, бездействие исполнительного комитета муниципального образования город Казани, выразившееся в нерассмотрении в установленный срок заявления индивидуального предпринимателя Ганеевой Гульчиры Габбасовны о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером N 16:50:320302:0004 для строительства придорожного сервиса Автозаправочной станции признано незаконным в связи с несоответствием Градостроительному кодексу Российской Федерации. На исполнительный комитет муниципального образования город Казани возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Ганеевой Гульчиры Габбасовны, путем рассмотрения по существу в порядке, установленном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, заявления ИП Ганеевой Г.Г. о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером N 16: 50:320302:0004, в месячный срок с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета г.Казани" (далее - управление архитектуры и градостроительства) просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. По мнению управления архитектуры и градостроительства, вывод суда о принадлежности спорного земельного участка к зоне обслуживания населения (Д2) не соответствует действительности.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, предпринимателю принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами N 16: 50: 32 03 02: 0004 и N 16: 50: 32 03 02: 0011, площадью 1056 кв.м и 1028 кв.м соответственно, расположенные по адресу: г.Казань, пос.Щербаково, ул.Березовая, участок 1 и участок 3, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 02 августа 2010 года (л.д.14-15). Данные земельные участки имеют виды разрешенного использования: открытое или встроенное место парковки легковых автомобилей и объекты торговли и общественного питания (рестораны, бары, кафе, закусочные, столовые, включая основные функции вне зданий), что также подтверждается указанными свидетельствами о праве собственности и кадастровыми паспортами этих земельных участков (л.д.63-66).
Предприниматель 24 июня 2014 года обратился в комиссию по землепользованию и застройке исполнительного комитета об изменении одного вида разрешенного использования (открытое или встроенное место парковки легковых автомобилей) земельного участка с кадастровым номером 16:50:320302:0004, площадью 1056 кв.м, по ул.Березовая, на условно разрешенный вид использования "автозаправочные станции (АЗС) для строительства придорожного сервиса АЗС (л.д.34).
По результатам рассмотрения ответчик выдал заключение от 10 июля 2014 года, из которого следует что, рекомендовано отложить вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка до уточнения обстоятельств зонирования территории ж.м. Щербаково в зону обслуживания населения Д2 (имеются расхождения в картографических материалах управления архитектуры и градостроительства) (л.д.31). С июля 2014 года по настоящее время данное заявление предпринимателя не рассмотрено по существу.
В силу ч.2 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, в том числе населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с ч.1, 2, 3 ст.37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно ч.4, ч.6 ст.37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования, а предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
Как подтверждается материалами дела, земельный участок предпринимателя с кадастровым номером N 16: 50: 32 03 02: 0004 находится в зоне обслуживания населения (Д2). Строительство АЗС в данной зоне Д2 в соответствии Правилами землепользования и застройки г.Казани отнесено к условно разрешенным видам и требует получения специального разрешения.
На основании ч.1, 2 ст.39 Градостроительного кодекса Российской Федерации физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении указанного разрешения подлежит обсуждению на публичных слушаниях.
Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования (часть 4 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 7 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца.
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 9 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что на основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
В нарушение установленной вышеприведенными нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации обязанности по рассмотрению заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, а также в предусмотренные сроки ответчик не принял ни решения о предоставлении, ни об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка заявителю.
Выданное заключение комиссии ответчика от 10 июля 2014 года об отложении рассмотрения вопроса не может быть принят в качестве решения о предоставлении или об отказе в предоставлении, поскольку не соответствует приведенным нормам закона.
Ответчик ссылается на то, что земельный участок предпринимателя расположен в зоне индивидуальной жилой застройки (Ж2), при этом ссылается на представленную архивную копию карты зон градостроительных регламентов, согласно которой поселок Щербаково окрашен желтым цветом, соответствующим зоне индивидуальной и малоэтажной застройки (Ж2) (л.д.71-73).
Между тем данные доводы ответчика являются необоснованными, противоречат как законодательству.
Частью 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты.
В части 4 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон.
В соответствии со ст.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении (принятии) генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, Российской Федерации носят нормативный характер, поскольку затрагивают права неопределенного круга лиц и рассчитаны на неоднократное применение.
Таким образом, являются обоснованными доводы заявителя о том, что единственным законным способом установить принадлежность участка к той или иной зоне - это обратиться к правилам землепользования и застройки, а точнее к ее составной части карте территориального зонирования.
В соответствии с п.1 ст.25 Градостроительного устава Казани, утвержденного решением Казанского Совета народных депутатов от 22 апреля 2004 года N 51-19 (с изменениями и дополнениями), Правила землепользования и застройки являются муниципальным нормативным правовым актом. В данные Правила включена карта территориальных зон градостроительных регламентов.
Исходя из п.1 ст.58 Градостроительного устава г.Казани территория города, включая земельные участки, находящиеся в государственной, муниципальной и частной собственности, а также бесхозяйные земельные участки, в пределах границ муниципального образования г.Казани делится на зоны, которые фиксируются на карте территориальных зон градостроительных регламентов.
На сегодняшний день действует карта в составе Правил землепользования и застройки в редакции решения Казанской городской Думы N 13-30 от 24 января 2014 года.
Статьей 27 Градостроительного устава г.Казани установлена открытость и доступность информации о землепользовании и застройке.
Как видно из представленной заявителем публичной кадастровой карты и карты территориальных зон градостроительных регламентов г.Казани, участок с кадастровым номером 16:50:320302:0004 находятся в поселке Щербаково г.Казани, прилегает к федеральной трассе М-7 (северной объездной) между улицами Березовая и Кадышевская, находится в выделенной зоне обслуживания населения Д2 (л.д.48-49).
Данные обстоятельства также подтверждаются и другими доказательствами по делу: кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером N 16: 50: 32 03 02: 0004, кадастровым делом на данный земельный участок, представленным филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан, согласно которым на основании письма управления архитектуры и градостроительства ИК МО г.Казани от 04 июня 2010 года N23-22-5388 вид разрешенного использования земельного участка с "индивидуальное жилищное строительство" решением от 07 июля 2010 года был изменен на "открытое или встроенное место парковки легковых автомобилей".
Имеются действующие муниципальные правовые акты: решение Казанского Совета народных депутатов N 11-24 от 30 июня 2005 года, решения Казанской городской Думы от 16 июля 2010 года N 7-52, от 16 октября 2013 года N 13-25, которыми были внесены изменения в карту зон градостроительных регламентов Правил застройки и землепользования г.Казани на территории жилого массива Щербаково, и из которых следует, что территория, находящаяся в поселке Щербаково г.Казани, и прилегающая к федеральной трассе М-7 (северной объездной дороге) была переведена из зоны индивидуальной и малоэтажной застройки (Ж2) в зону обслуживания населения Д2, в том числе земельные участки между улицами Березовая и Кадышевская (л.д.52-62).
Кроме того, представленные в материалах дела письма Управления архитектуры и градостроительства ИК МО г.Казани в адрес заявителя, в том числе информация по рассмотрению заявления предпринимателя, содержат выводы о нахождении земельного участка с кадастровым номером 16:50:320302:0004 в жилом массиве Щербаково Авиастроительного района г.Казани в зоне Д2 - зона обслуживания населения (л.д.35-37, 53-54, 67-70).
В данном случае имеет место бездействие ответчика, выразившееся в непринятии решения, указанного в статье 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, по заявлению предпринимателя о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Ответчиком не оспаривается представление заявителем вместе с данным заявлением необходимых документов.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что допущенное ответчиком бездействие не соответствует вышеприведенным нормам закона, что подтверждено материалами дела, и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные предпринимателем требования.
В соответствии с п.3 ч.5 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Доводы апелляционной жалобы о том, что вывод суда о принадлежности спорного земельного участка к зоне обслуживания населения (Д2) не соответствует действительности, не принимается, поскольку надлежащими доказательствами не подтвержден. Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства (л.д.35-37, 48-49, 67-70), сделал правомерный вывод о том, что спорный земельный участок находится в зоне обслуживания населения (Д2).
Вопреки требованиям ч.1 ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управление архитектуры и градостроительства не доказало обстоятельства, на которые ссылается в апелляционной жалобе как на основание своих требований.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 30 января 2015 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу управления архитектуры и градостроительства - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на управление архитектуры и градостроительства, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 января 2015 года по делу N А65-24253/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-24253/2014
Истец: ИП Ганеева Гульчира Габбасовна, г. Казань
Ответчик: Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, г. Казань
Третье лицо: Казанская городская Дума, г. Казань, Муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани", г. Казань, Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Татарстан, г. Казань
Хронология рассмотрения дела:
14.03.2017 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3444/17
02.07.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-25272/15
03.04.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2986/15
30.01.2015 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-24253/14