г. Томск |
|
3 апреля 2015 г. |
Дело N А27-14704/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2015 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шатохиной Е.Г.,
судей: Афанасьевой Е.В., Ждановой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мозгалиной И.Н.,
при участии:
от истца: Рубан П.В., доверенность от 28.10.2014,
от ответчика: Бобовников В.В., доверенность от 17.09.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (рег. N 07АП-1126/2015) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 15 декабря 2014 года (судья Франк О.В.) по делу N А27-14704/2014
по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Западно-Сибирская железная дорога" (ОГРН 10377739877295, ИНН 7708503727)
к открытому акционерному обществу "Черниговец" (ОГРН 1024200646887, ИНН 4203001913)
о взыскании 1 182 630 руб.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось с иском к открытому акционерному обществу "Черниговец" (далее - ОАО "Черниговец") о взыскании 591 315 руб. штрафа за превышение грузоподъемности (перегруз) вагонов N 54464961 (по отправке ЭЯ048035), N 53441093 (по отправке ЭЯ 047829), N 57861650 (ЭЯ048199), а также 591 315 руб. штрафа за искажение сведений в транспортных железнодорожных накладных.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 15 декабря 2014 года исковые требования удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взыскано 98 552 руб. 50 коп. штрафа за превышение грузоподъёмности вагона, 98 552 руб. 50 коп. штрафа за искажение сведений о грузе, 8275 руб. 43 коп. расходов по уплате государственной пошлины, а также проценты за пользование чужими денежными средствами в случае неисполнения решения суда на всю взысканную сумму 205380 руб. 43 коп. по ставке рефинансирования Банка России, действующей на день принятия решения - 8,25% годовых, с момента вступления решения в законную силу до фактического его исполнения. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением, ОАО "РЖД" в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме. При этом податель указывает, что поскольку Хрыкин А.Ю. контрольного взвешивания не видел, не помнит сколько вагонов вообще было в составе, свидетельские показания о взвешивании вагонов с расцепкой необоснованно приняты судом как достоверные. Судом необоснованно применена статья 333 ГК РФ.
ОАО "Черниговец" в отзыве доводы апелляционной жалобы отклонило, решение суда просило оставить без изменения как соответствующее законодательству.
В судебном заседании представитель истца поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, настаивал на оставлении решения суда без изменения.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Черниговец" осуществило отправку вагонов по маршруту станция Забойщик Западно-Сибирской железной дороги - станция Заречная Северо-Кавказской железной дороги (грузополучатель ООО "Ростовский универсальный порт") с грузом - уголь каменный марки СС-слабоспекающийся, ССОМСШ. По данным дорожных ведомостей грузоподъемность вагона N 54464961 -70 тн, масса нетто 69650 кг, брутто 93150 кг, тара 23500 кг; грузоподъемность вагона N 57861650 69,5 тн, масса нетто 69200 кг, брутто 93300 кг, тара 24100 кг; грузоподъемность вагона N 53441093 70 тн, масса нетто 69550 кг, брутто 92950 кг, тара 23400 кг.
Вес груза определен грузоотправителем на весах Веста-100 кг, погрешность +/-2%
06.08.2013 на станции Лихая Северо-Кавказской железной дороги при контрольной перевеске вагонов перевозчиком в результате контрольной перевески на механических весах (учетный номер 00009) обнаружен перевес вагонов сверх грузоподъемности, вагоны оставлены на грозовом дворе для решения о дальнейшем следовании груза.
09.08.2012 произведена контрольная перевеска вагонов в присутствии представителя ответчика Хрыкина А.Ю. по доверенности от 07.08.2013 на электронных весах учетный номер 336 (погрешность +/- 50 кг).
Согласно коммерческим актам, составленным на каждый вагон, результаты контрольной перевески показали: по вагону N 57861650 - вес брутто-95230 кг, тара-24 100 кг, вес нетто-71130 кг, излишек массы груза с учетом рекомендаций МИ 3115-2008 составил 1238 кг (коммерческий акт 07.08.2013 N СКВ1302153/86). По вагону N 53441093 вес брутто-94410 кг, тара-23 400 кг, вес нетто-71010 кг, излишек массы груза с учетом рекомендаций МИ 3115-2008 составил 764 кг (коммерческий акт 07.08.2013 N СКВ1302150/84). По вагону N 54464961 вес брутто-94520 кг, тара-23500 кг, вес нетто-71020 кг, излишек массы груза с учетом рекомендаций МИ 3115-2008 составил 673 кг (коммерческий акт 07.08.2013 N СКВ1302151/85).
Указывая, что ответчиком допущено превышение грузоподъемности (перегруз) вагонов N 54464961 (по отправке ЭЯ048035), N 53441093 (по отправке ЭЯ 047829), N 57861650 (ЭЯ048199), а также искажены сведений в транспортных железнодорожных накладных по данным вагонам, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности того, что материалами дела подтвержден лишь факт превышения грузоподъемности и искажение сведений по вагону N 57861650; по вагонам N 534410093 (71010-1912-7000) и N 54464961(71020-1915-70000) излишков массы груза не имеется.
Не согласиться с данными выводами у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
В соответствии со ст. 23 Устава железнодорожного транспорта РФ (далее - УЖТ РФ, Устав) погрузка грузов в вагоны, производится исходя из технических норм погрузки, установленных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, но не должна превышать грузоподъемности вагонов, кон-тейнеров, согласно указанным на них трафаретам.
Определение массы грузов, погрузка которых до полной вместимости вагонов, контейнеров может повлечь за собой превышение их допустимой грузоподъемности, осуществляется только посредством взвешивания. При этом определение массы грузов, перевозимых навалом и насыпью, осуществляется посредством взвешивания на вагонных весах (ст.26 УЖТ РФ).
В соответствии со ст.41 УЖТ РФ масса груза считается правильной, если разница между массой груза, определенной на железнодорожной станции отправления, и массой груза, определенной на железнодорожной станции назначения, не превышает значение предельного расхождения в результатах определения массы нетто такого груза и норму естественной убыли его массы.
Как указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.04.2013 г. N 19398/12, решение вопроса о наличии перегруза вагонов зависит от применения утвержденной ФГУП "ВНИИМС" 30.05.2008 рекомендации МИ 3115-2008 "Государственная система обеспечения единства измерений. Масса грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. Измерения и учет массы груза при взаиморасчетах между грузоотправителем и грузополучателем", в которой указаны метод определения массы груза, значения предельных допускаемых погрешностей измерений массы груза, порядок расчета предельных допускаемых расхождений в результатах измерений массы груза на станциях отправления и назначения, порядок определения наличия и расчета размера недостачи (излишка) массы груза на станциях и в пути следования, процедуру контроля точности измерений - проведения контрольных перевесок. Названная рекомендация подлежит применению, если не доказано, что использование методики, изложенной в этом документе, приводит к ошибочному или недостоверному результату.
Согласно Рекомендации МИ 3115-2008, предельное расхождение в результатах измерений массы груза на станции отправления и на станции назначения представляет собой значение в процентах, рассчитанное с учетом предельных допускаемых погрешностей измерений массы груза на станциях отправления и назначения (пункт 1.5), которые, в свою очередь, определяются исходя из метрологических характеристик используемых средств и методов измерений (пункт 3.1 Рекомендации).
Предельное отклонение результата измерений массы груза на станции назначения от результата измерений на станции отправления - это значение, выраженное в единицах измеряемой величины, рассчитанное исходя из массы груза нетто, указанной в накладной, и предельного расхождения в результатах измерений массы, определенного согласно пункту 1.5 Рекомендации МИ 3115-2998 в процентах ( пункт 1.6 ).
Исходя из пункта 1.9 Рекомендации МИ 3115-2008, излишек массы груза представляет собой разность между результатами измерений массы груза на станции назначения и на станции отправления, превышающую значение предельного отклонения результатов измерений массы на станции назначения.
При этом необходимо отметить, что понятие "предельного расхождения в результатах определения массы груза", данное в пункте 1.5. Рекомендации, не совпадает с понятием погрешности весоизмерительных приборов, что относится к метрологическим характеристикам используемых средств измерений.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно показаниям свидетеля Хрыкина А.Ю., вагоны взвешивались в статике, с расцепкой, по одному.
В обоснование довода о том, что вагоны взвешивались без расцепки, ОАО "РЖД" представило "Результаты измерения веса состава в статике 09.08.2013, подписанный оператором ст. Лихая Школьниковой В.И., а также письмо N 299 от 08.12.2014 начальника железнодорожной станции Лихая о том, что вагоны взвешивались без расцепки 07.08.2013 на механических весах (учетный номер 00009).
Оценив и исследовав по правилам статьи 71 АПК РФ доводы и доказательства сторон, установив, что при составлении актов общей формы и коммерческих актов ОАО "РЖД", являющееся профессионалом в сфере железнодорожных перевозок, не указало, каким именно способом (без расцепки или с расцепкой) производилось взвешивание на станции Лихая Северо-Кавказской железной дороги; письмо N 299 от 08.12.2014 не имеет отношения к событиям, связанным с контрольной перевеской вагонов, поскольку такое перевешивание осуществлялось 09.08.2013 на электронных весах учетный N 336; документ "Результаты измерения веса состава в статике от 09.08.2013 носит односторонний характер, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о достоверности показаний Хрыкина А.Ю.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что способ взвешивания на станции отправки и станции проверки был различным (без расцепки и с расцепкой), применение пункта 2 Таблицы А2 рекомендаций МИ 3115-2008 при определении значения предельного расхождения судом признано неправомерным.
Определяя значение погрешности весов(учетный номер 336) на станции Лихая по таблице Б2 (для груза массой в диапазоне св.64 до 90 включ.)- +/-1,5% и применив таблицу А1 (учитывая разные методы измерения) предельное расхождение от массы нетто в спорных вагонах составляет 2,75%.
Следовательно, излишек масса груза имеется только в вагоне N 57861650 (71130 кг -69500 кг 1903 кг).
Таким образом, материалами дела факт превышения грузоподъемности вагона N 57861650 подтвержден.
По вагонам N 534410093 (71 010 -1912 -7000) и N54464961(71020-1915-70000) излишков массы груза не имеется.
Поскольку факт перегруза в вагонах N N 534410093, N 54464961отсутствует, суд первой инстанции правомерно не усмотрел основания для применения к ответчику ответственности, предусмотренной статьями 102 и 98 УЖДТ РФ, отказал в удовлетворении иска в части штрафов в общей сумме 788 420 руб.
В силу статьи 27 УЖТ перевозчик имеет право проверить достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа).
В соответствии со статьей 98 УЖТ за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.
Начисление штрафов за совершение указанных нарушений осуществляется на основании коммерческого акта и акта общей формы, которые должны быть составлены по Правилам составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 28 Постановления N 30 от 06.10.2005 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснил, что при возникновении между грузоотправителем и перевозчиком спора, связанного с взысканием перевозчиком штрафа, предусмотренного статьей 98 Устава, арбитражным судам следует иметь в виду, что штраф за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименования грузов, особых отметок, сведений о грузах, их свойствах, в результате чего снизилась стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, взыскивается при условии представления перевозчиком доказательств, подтверждающих факт нарушения, вызвавшего одно из названных последствий.
Таким образом, указанный штраф подлежит взысканию за сам факт такого отправления, если это нарушение обнаружено перевозчиком после заключения договора перевозки груза.
Учитывая, что факт искажения сведений в отношении массы груза вагона N 578616150 доказан, требование о взыскании штрафа на основании статьи 98 УЖДТ РФ судом признано обоснованным.
Плата за перевозку груза определена истцом на основании постановления Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5 "Об утверждении Прейскуранта 10-01 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1, 2).
Предусмотренные статьями 98 и 102 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации штрафы по своей правовой природе является установленной законом неустойкой.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
Право суда на уменьшение предъявленной к взысканию неустойки в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства (статья 333 Гражданского кодекса Российской Федерации) представляет собой механизм реализации заложенного в гражданском законодательстве принципа обеспечения восстановления нарушенных прав путем установления баланса между применяемой к нарушителю мерой ответственности и размером ущерба, причиненного в результате нарушения им обязательств.
Пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что исходя из принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (статья 1 ГК РФ) неустойка может быть снижена судом на основании статьи 333 Кодекса только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика.
При этом ответчик должен представить доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, в частности, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки. Кредитор для опровержения такого заявления вправе представить доводы, подтверждающие соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства. Поскольку в силу пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков, он может в опровержение заявления ответчика о снижении неустойки представить доказательства, свидетельствующие о том, какие последствия имеют подобные нарушения обязательства для кредитора, действующего в гражданском обороте разумно и осмотрительно при сравнимых обстоятельствах, в том числе основанные на средних показателях по рынку (изменение процентных ставок по кредитам или рыночных цен на определенные виды товаров в соответствующий период, колебания валютных курсов и т.д.).
В силу пункта 4 данного постановления содержащиеся в настоящем постановлении разъяснения о снижении неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются и в случаях, когда неустойка определена законом, в частности, положениями Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21 декабря 2000 года N 263-О, суд обязан установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения. Суд должен в каждом отдельном рассматриваемом случае дать оценку основаниям обстоятельств спора, влияющим на оценку соразмерности (несоразмерности) последствий правонарушения размеру установленной неустойки.
Критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств; длительность неисполнения обязательств и другие.
Рассмотрев заявление ответчика о применении статьи 333 ГК РФ, приняв во внимание, что стоимость перевозки в результате искажения данных в общей сумме снизилась лишь на 326 руб. (без НДС), в то время как начисленная сумма штрафа составила 197 105 руб., что превышает сумму снижения стоимости перевозки почти в 600 раз, наступление иных последствий нарушения ответчиком обязательств материалами дела не подтверждено, обнаруженный перегруз являлся незначительным, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о явной несоразмерности суммы штрафов последствиям нарушенного обязательства, в связи с чем уменьшил размер начисленных истцом штрафов в 2 раза до 98 552 руб. 50 коп. за каждое нарушение в порядке, предусмотренном статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают мотивированные выводы суда в указанной части.
Проценты за пользование чужими денежными средствами на всю взыскиваемую сумму с момента вступления судебного акта в законную силу и до его фактического исполнения по ставке рефинансирования Банка России, действующей на день исполнения решения суда или его части взысканы судом с учетом разъяснений, изложенных в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2014 года N 22 "О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта".
Доводы о несогласии с решением суда в указанной части, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, апелляционный суд считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют. Доводы подателя, изложенные в жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и апелляционным судом отклоняются.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит отнесению на подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 15 декабря 2014 года по делу N А27-14704/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Шатохина |
Судьи |
Е.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-14704/2014
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ОАО "Черниговец"